Мастер-класс на тему "Край мой родной"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью современного человека в воспитании духовно-нравственной, патриотически-ориентированной, толерантной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Внеклассное мероприятие с элементами мастер-класса
"Край ты мой родной – земля Лямбирская"
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Калугина С.А.
2017год
Тема: "Край ты мой родной – земля лямбирская"
Цели:
- расширить представление обучающихся о своей малой Родине, родном крае;
- углубить знания о культуре, исторических традициях, обычаях народов Лямбирского района;
- познакомить с костюмами и фольклором народов;
- формирование толерантности, уважения к людям разных национальностей;
- формирования чувства патриотизма к своему краю, чувства ответственности за его настоящее и будущее;
- создать атмосферу праздника и добра.
Задачи:
- совершенствовать навыки работы в группах умение видеть, слышать партнера по общению;
- закреплять умение работать в диалоговом режиме;
Актуальность выбранной темы: обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной, толерантной личности.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, электронная презентация, национальные костюмы (русский, татарский, мордовский), карточки с заданиями.
Организация рабочего пространства:
- индивидуальная,
- групповая,
- фронтальная,
- мастер-класс.
Формы организации:
- групповая деятельность;
- игровые упражнения;
- обобщающая беседа
Методы:
- игровые ситуации;
- проблемные вопросы;
- наблюдения;
- беседы
Ход занятия.
I.Вступительная часть:
- Видеоролик о Мордовии
- Звучит стих. З. Силкиной «Мы все родились в России»
Мы все родились в России
Для нас нет отчизны милей.
И эти просторы степные,
Раздолье лесов и полей.
Как много же нас у России,
Народов и разных племён,
Живущих под небом синим,
Кто дружбой единой силён.
Учитель: Ребята, наше мероприятие мы открыли просмотром видеоролика и словами стихотворения поэтессы. Проглядев видеоролик и прослушав стихотворение, ответьте на вопрос: чему будет посвящено наше мероприятие? (ответы детей)
Учитель: Правильно, нашему родному краю, дружбе народов.
У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Ведь мы хотим быть настоящими патриотами, любить и уважать свой родной край и знать о нем как можно больше. Тема нашего мероприятия - "Край ты мой родной – земля Лямбирская" СЛАЙД
Сегодня вам предоставляется возможность рассказать о своей малой родине, о народах, проживающих на территории Лямбирского района, узнать об особенностях их национальной культуры, их праздниках , традициях.
Перед нами дружная команда знатоков родного края и 4 испытания. За каждый правильный ответ вы получаете конверт (элемент картины Герба нашего района).
Испытание 1. «Население»
- Республика Мордовия является одной из многонациональных регионов нашей страны. В Мордовии живут русские, мордва и другие народы. А какие народы проживают на территории Лямбирского района? (татары, мордва, русские, ). (за правильный ответ выдается конверт).
Многонациональность нашего края связана с историей его освоения и его заселения. Татары проживают со времен Золотой орды. Освобождение русских крестьян от крепостной зависимости в 19 в. привело многих из них в Поволжье. Начало истории мордовского народа относится к эпохе мезолита.
Испытание 2.Традиции. Национальные костюмы
- А сейчас я объявляю второе испытание.
Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. Одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением. (Демонстрация слайдов)
Татарский женский костюм состоит из длинной рубахи - кульмэк с длинными рукавами . Низ рубахи и рукава украшались воланами. Женщины поверх рубахи надевали безрукавку из цветного или однотонного бархата, а борта и низ безрукавки были украшены золотой тесьмой или мехом. Главным элементом национального костюма являлся головной убор – калфак.
Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, девушки могли ходить с открытой головой. Они заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник.
В национальном мордовском женском костюме основой имел панар – длинная рубаха. Она была щедро украшена вышивкой и подпоясывалась. Обычно пояс был изготовлен из натуральной шерсти и имел по концам кисти. Сверху панара женщины надевали передник и набедренную повязку – пулай. У девушек самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером.
Учитель: надеемся, что вы внимательно слушали рассказы о национальной одежде. Перед вами карточка с неверным описанием народного костюма. Ваша задача, найти лишнее и вычеркнуть и определить, какой народный костюм описан в задании. (Приложение1)
(за правильно выполненное задание команда получает конверт).
Испытание 3. «Национальные блюда»
Учитель: Говоря о народе, нельзя забывать о национальной кухне. Одно из оригинальных блюд татарского народа —чак-чак является обязательным свадебным угощением. Своеобразную группу печеных изделий составляют перемячи.
В старые времена их делали с начинкой из мелко нарезанного вареного мяса, пекли в духовой печи (как ватрушки) и подавали к завтраку с крепким бульоном.
Каша - одно из наиболее распространённых и популярных блюд русской кухни. Пироги занимают на русском столе видное и притом всегда почетное место.
Мордовская кухня во многом напоминает русскую: щи со свежей капустой, каши, картофель. Центральное место в национальной кухне занимают мордовские блины.
- Перед вами филфорд. Вы должны найти блюда и назвать, к какой национальной кухне они относятся. ( Приложение 2)
(За правильный ответ команда в этом конкурсе получает конверт).
Испытание 4. Праздники.
Учитель:И вот, наконец, мы подошли к финалу. А поговорим мы о культуре нашего многонационального народа.
Вашим домашним заданием было узнать, какие праздники и обряды празднуют народности нашей республики и нашего района?
(Выступление команды (Приложение 3)
Учитель:А теперь пришло время подвести итоги. Группа в течение всего мероприятия за правильные ответы получала конверты. Но это не просто конверты, а элементы Герба Лямбирского района. Сейчас вам предстоит из полученных элементов собрать Герб нашего района. Посмотрим насколько это вам удалось. (собирают герб Лямб. р-на)
(Учащиеся собирают и демонстрируют Герб района.)
- Изучив некоторые особенности культуры, традиций, быта народов проживающих на территории Мордовии , мы уверенно можем сказать, что у каждого народа, конечно, есть свои национальные особенности, но и много общего у всех народов и делить нам нечего, и родина у нас одна.И мы должны с уважением относиться к традициям, обычаям нашего народа, не смотря на то, к какой национальности он принадлежит.
А сейчас скажите, что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем занятии?
А закончить нашу встречу мне хотелось бы такими строчками:
Пусть все мы по-разному песни поем,
Но все мы мечтаем лишь об одном
Пусть будет мир в нашем доме родном!
Приложение 1
Карточка
Этот женский костюм состоит из длинной рубахи – панар с длинными рукавами . Низ рубахи и рукава украшались воланами. Сверху женщины надевали передник и набедренную повязку – пулай, также безрукавку из цветного или однотонного бархата, а борта и низ безрукавки были украшены золотой тесьмой или мехом.Главным элементом этого национального костюма являлся головной убор – калфак. (Татарский костюм)
Приложение 2.
о | ы | р | ч | а | п | п | и | р | о |
з | м | а | ц | к | с | ъ | д | а | г |
к | о | к | а | ч | ы | ж | п | р | и |
в | л | ш | в | о | ы | э | ы | р | е |
п | с | щ | х | у | п | п | а | к | ю |
ф | а | з | а | й | в | у | ш | м | е |
ц | р | б | л | и | н | ы | а | ф | п |
н | е | у | ы | ы | р | й | р | м | у |
ф | т | а | к | к | л | а | и | т | е |
а | к | а | й | р | х | т | в | к | о |
Приложение 3.
1.Самым любимым праздником мордвы, впрочем, как и других народов, было Крещение. На этот праздник совершали семейное моление Алашань озкс. Пекли коньки, фигурки животных из теста. Кроме того, на Крещение святили воду, катались на лошадях по улицам и вокруг села.
2. Традиционный праздник татарского народа Сабантуй – означает «Праздник Плуга». Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.
3. Один из любимых праздников русского народа-это масленица. До наших дней сохранилась традиция печь блины – круглые, желтые и горячие, как солнце. На масленицу принято устраивать катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бои, сжигать соломенную куклу, тем самым, прощаться с зимой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Родного края разноцветье»
мастер-класс направлен на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников...
Мастер –класс урок – проект «СОХРАНИМ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ»
УРОК – ПРОЕКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.СОХРАНИМ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ. Цель и задачи: рассмотреть причины загрязнения окружающей среды; учить бережно относиться к окружающей природе; развивать мышление, воображе...

Заявка на участника направления « Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского языка – 2021»
В этом м атериале имеются следующие документы:1. Завка на участие2. Соглашение на ОПД3. Заявление4. Характеристика3. Копии паспорта и диплома4. Эссе (на тувинском и русском языках)...

Материалы конкурса "Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского языка - 2023"
Разработка урока "Кым? чуу? деп айтырыгларга харыылаттынар сѳстер. Чүве ады."Разработка урока "Проверяемые и проверочные слова".Эссе "Мои педагогические находки".Фрагмент...

Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли. Природные зоны России.» мастер -класс 4 классы
Данный урок был разработан с целью подготовки учащихся к ВПР по окружающему миру, расширению и углублению знаний о природных зонах России ,знаний о родном крае, Государственных символах России, а...

Мастер-класс «ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ АНАЛИЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Методы и приемы работы при анализе русской народной сказки...