Эстетическое развитие и воспитание младших школьников.
статья на тему

Яковлева Светлана Анатольевна

Эстетика как наука изучает становление и развитие человеческой чувственности, чувственное познание, чувственную культуру общества.  Представления и взгляды людей на прекрасное, на его роль в воспитании человека с годами менялись, как менялось и само общество. Но вопрос об эстетическом воспитании и его методах и возможностях с годами обретает все большую актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_razvitie_i_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое развитие и воспитание младших школьников.

Учитель: Яковлева Светлана Анатольевна

Эстетика как наука изучает становление и развитие человеческой чувственности, чувственное познание, чувственную культуру общества. Термин «эстетика» (от греческого слова «aisthetikos» - относящийся к чувственному восприятию) был введен философом А. Баумгартеном в 18 веке. Им же было определено место этой науки: эстетика – низшая ступень гносеологии, наука о чувственном познании, совершенной формой которого является красота. Представления и взгляды людей на прекрасное, на его роль в воспитании человека с годами менялись, как менялось и само общество. Но вопрос об эстетическом воспитании и его методах и возможностях с годами обретает все большую актуальность.

Под эстетическим воспитанием в настоящее время понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, суждений, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

В эстетическом воспитании справедливо выделить две стороны: внешнюю, то есть задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания и внутреннюю, то есть творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному и которая формирует эстетическую культуру личности.

Эстетическая культура рассматривается в наши дни как сложное комплексное понятие. Важнейшей составной его частью является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении человека. Другим компонентом эстетической культуры следует считать знания, на основе которых формируется эстетические представления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кругозор личности. Это определяет главенствующее значение школы в эстетическом развитии и воспитании младших школьников. Особое место в эстетической культуре занимает эстетический идеал как цель и образец. Важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также, эстетические способности.

Уровень развития эстетической культуры младших школьников не однороден. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Они чутки ко всему возвышенному, героическому. Но у них мало знаний о теории искусства и художественного творчества. Уровень развития эстетической культуры учащихся начальной школы повышается путем целенаправленного эстетического воспитания. Необходимо брать во внимание единую, целостную сущность человека, взаимосвязи всех сторон его жизни: умственной, идейной, нравственной и эстетической. Гармоничное развитие всех этих сторон – важное условие подлинного расцвета личности. Через систему знаний и образных воздействий маленький, растущий человек воспринимает, впитывает, совершенствует правильное отношение к людям, к непреходящим культурным ценностям. Недооценка того или другого начала неблагоприятна для целостного процесса развития личности.

Под эстетическим образованием в начальной школе изначально понимается не преподавание какого-то примитивного, детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное такого элемента, было бы обездушенным.

Для того, чтобы дать должное эстетическое образование учитель начальных классов должен быть особо внимателен к каждому из учеников, знать индивидуальные личностные характеристики (способности, возможности интеллектуальной деятельности, уровень самооценки, работоспособности и другие показатели). На определенной ступени обучения существуют и общие групповые характеристики учащихся, которые являются основополагающими в выборе методики эффективного эстетического воспитания младших школьников.

Младший школьник характеризуется большой готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, которые определяют способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

Период с первого по четвертый класс является наиболее важным для эстетического воспитания, развития творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в практически неизменяемом виде на всю жизнь.

Анализ научной литературы показывает, что философы, педагоги, психологи (Л. С. Выготский,М.С.Каган,А.В.Запорожец,  В. А. Сухомлинский, Ю. Б. Борев, В. А. Разумный, Н. А. Ветлугина и др.) доказали в своих работах влияние искусства на формирование личности, которое связано с внутренним миром ребёнка и осуществляется в эстетическом воспитании, способствующее формированию чувственного восприятия жизни. Развивая эту способность, искусство учит правильно подходить к эстетической оценке действительности, реализуя потребности в творчестве.

В отечественной педагогике эстетическое воспитание средствами искусства рассматривается как многоаспектный психолого-педагогический процесс, на формирование которого значительное влияние оказали взгляды К. Д. Ушинского, подчеркивающего, что эстетическое воспитание должно способствовать нравственному совершенствованию личности.

На развитие теории и практики эстетического воспитания детей особое влияние оказали идеи Н. К. Крупской, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной и др. Они считают, что искусство способствует организации жизни детей, пробуждает желание к творчеству. Раскрытие психологических основ эстетического воспитания связано с обоснованием влияния искусства на развитие различных сторон психики ребёнка.(А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, П. М. Якобсон и др.). Их исследования показали, что основой развития художественно-эстетического познания детей является переживание, характеризующееся индивидуальными различиями. Формирование эстетических чувств - это основа для оценочных высказываний и развития художественно-эстетических способностей детей. Поэтому использование искусства и разных видов художественной деятельности в воспитании наиболее полно обеспечивают эффективность развития детей.

Познание эстетического в воспринимаемых объектах невозможно без знания красоты конкретных качеств (цвет, форма, фактура и др.)
(Н. М. Сокольникова, Л. Г. Савенкова, Р. М. Чумичева и др.). Они указывают на развитие восприятия и наблюдения объектов как на один из важнейших методов обучения детей эстетическому видению мира.

Таким образом, многие авторы рассматривают эстетические объекты окружающего мира с позиции развития восприятия, оценки и деятельности, которые формируют отношение детей к красоте окружающего. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости, эстетических суждений и оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Духовно - нравственное развитие и воспитание  младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....

Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....