"Путешествие в Страну Добра и вежливости"
классный час (2 класс) на тему

Надежда Васильевна Рыбакова

Учить  детей употреблять в своей речи вежливые слова в разных ситуациях, совершать добрые поступки сознательно, повседневно. Развивать речь учащихся, учить вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_dobra_i_vezhlivosti.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну ДОБРА И ВЕЖЛИВОСТИ »

Классный час во 2 классе

                                                             Учитель: Рыбакова Н.В.

Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.

Задачи :

 - дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;

- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

- приобрести опыт коммуникативной деятельности

 - учить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

-  повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе

 - Развивать речь. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

 Оборудование: карточки  с  пословицами  для  работы  в  парах, лепестки  с   «волшебными» словами, карточки с правилами  «добрых» поступков, фонограмма песни «Дорогою добра...», солнышки, тучки для каждого ученика.

                                          Ход классного часа

1.Организация деятельности учащихся.

- Человеческая доброта удивительна,

  А улыбка от души восхитительна!

  Вы друг другу улыбнитесь

  И тихонечко садитесь.

2.Сообщение темы.

- Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие качества должны в себе  воспитывать, чтобы  стать счастливыми и делать счастливыми других людей.

3. Путешествие в страну ДОБРА И ВЕЖЛИВОСТИ.

- Сегодня, мы с вами  совершим увлекательное путешествие в одну  необычную  страну, её нет на карте, однако она существует.  А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу,  любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

– Ребята, наверное, вы уже догадались,  о какой стране идет речь?  Как она называется?(Страна Добра и Вежливости)  

- Я приглашаю вас  в путешествие по этой волшебной стране. По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:

Слайд 2

Город Народной мудрости

Улицу Вежливости

Остров Извинений

Море Улыбок

Долину Добрых дел

- В этой стране может жить каждый, но там свои правила и кто их нарушает, тот лишается гражданства. Поэтому надо затвердить правила поведения. Они научат жить в ладу с родителями, друзьями, соседями, учителями...Всем хочется, чтобы их любили и уважали, относились по-доброму. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие относятся хорошо. Только такого любят и уважают. Ведь не зря существует такое правило: « К людям следует относиться так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе».

Какие вы знаете вежливые  слова? (здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)

Дети называют каждый свое слово и прикрепляют лепесток со словом на доску.

А) Перед нами город  Народной мудрости.

Слайд 5

Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости.

- У вас на столе лежат карточки с заданием. Задание такое: Соедините   начало  пословицы с ее окончанием и попытайтесь объяснить её значение.. Дается несколько вариантов окончания.  Найдите правильный ответ. (1 минута).

1. Добро помни, а

добрый ответ.

2. Без добрых дел

на добрые дела.

3. Худо тому, кто  

 зло забывай.

4.  При солнышке тепло-

нет доброго имени.

5. Жизнь дана

 красится

6. На добрый привет –

добра не делает никому.

7. Стол спасибом -

при матушке добро.

- Молодцы! А чему учат все эти пословицы?

Дети:  Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

- Молодцы, ребята, вы справились с испытанием. Многому научил нас город Народной мудрости, мы покидаем его и отправляемся дальше.

Б) Мы вышли на улицу. Прочитайте её название. «Улица Вежливости!» Слайд 7

- А как вы думаете, что такое вежливость? ( Ответы детей.)

-Давайте, прочитаем  в Толковом  словаре.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

– Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи?

Дети:  Воспитанным и вежливым.

– Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?

 -Давайте посмотрим на ребят, которые приготовили сценку.

 Сценка по стихотворению И.Антонова «Вежлив Витя или нет?»

Учитель:         Малыша обидел Витя, 
Перед школою в строю

Витя просит:

Ученик: Извините, я ошибку признаю.

Учитель:         На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:
Ученик:         «Извините, я немного опоздал».
Учитель:         Тихомиров! Покажите

Нам на карте город Псков.

Ученик:         Извините, - шепчет Витя, я к уроку не готов.

Учитель:         Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре этом
И скажите нам ответ.

– Ребята, как вы считаете, вежлив Витя или нет?  Почему? (Не только слова у нас должны быть добрыми, вежливыми, но и поступки должны быть разумными, ясными, слово не должно расходиться с делом).
Сегодня мы попробуем разобраться: какой он, вежливый человек?
(Слайд 2).

- Сейчас послушайте,  о каких полезных советах нам расскажут дети.

Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.
               Ежели вы вежливы

И к совести не глухи

Ты место без протеста

Уступи старушке.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы

То в разговоре с тётей

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником

Пред сильным не робея.

         

Ежели вы вежливы.

В душе, а не для виду

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы

То всех благодарите

И мячика у маленьких

Без спросу не берите!

- Ребята,  о каких  же полезных советах из этого стихотворения  вы узнали?  

Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.

Давайте с вами поиграем  на  этой улице.     Слайд 10

Условия игры просты: Если вы со мной согласны,

И поступок  хороший,

Не сидите, не молчите,

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами

Вы тогда все вместе дружно

Топайте ногами!

-Поздороваться при встрече…                               слайд 11

-Толкнуть, но не извиниться…

-Перебивать во время разговора…

-Уметь соблюдать тишину на уроке…

-Уметь выслушать друга…

-Кричать на переменах…

-Сказать, уходя из класса, домой « До свидания»…

-Помочь поднять упавшую вещь…

-Не разговаривать во время еды в столовой…

-Обозвать обидным словом товарища…

В) Молодцы! Я вижу вы вежливые ребята , и ваши правильные ответы помогли нам перейти улицу Вежливости и  направиться на площадь Извинений.

– А вот послушайте, что случилось  там однажды  с одним мальчиком.

                         Дедушка

Попал я в дедушку мячом,
И закричал: – А я причем?
Но, досчитав, до тридцати,
Сказал: – Ну, дедушка, прости!

– Можно назвать этого мальчика вежливым? (Нет.)

– Почему, ведь он попросил у дедушки прощения?

– От его извинений стало дедушке легче? (нет.)

– Смог ли бы вы простить, если бы у вас так попросили прощения?

– А как бы вы в данной ситуации на месте мальчика попросили прощения?

Дети: Извините,  пожалуйста, я не хотел  вас обидеть, простите меня за то, что я попал в Вас мячом.

Вспомните строки из басни:

- Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же попляши!

Так строгий Муравей, который терпеть не мог бездельников и попрошаек, ответил Стрекозе, просившей прокормить и обогреть её  «до вешних только дней». А как мог бы он сказать, если бы не так строго судил  Стрекозу?

  1. Извини, но у меня не хватит еды, чтобы кормить тебя всю зиму. Но зайди сегодня, погрейся и поешь с нами.
  2. Извини, я не могу кормить тебя всю зиму.Но мой сосед, Шмель,ищет учительницу пения и танцев для шмелят.Он устроит тебя на зиму.А если не получится – заходи поесть и погреться.

Итак, чтобы не возникали  неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. Надо уметь жить среди людей, вежливо себя вести, уважать и беречь друг друга. Научиться по- настоящему быть добрым трудно.

Л.Н. Толстой говорил: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь себе». Запомните, ребята.

Г) А мы отправляемся с вами дальше. И вот перед нами море Улыбок.

Чтобы переплыть его, должен постараться каждый ряд  выполнить задание:

1 ряд - взявшись за руки  и передавая тепло соседу пожатием руки, говорить о нем теплые слова… . ты мне нравишься потому, что ты …(в красивом платье, добрая, хорошо читаешь, лучший математик, самая голубоглазая и т. д.)

2 ряд –сказать комплимент Кощею Бессмертному( ты так долго живёшь на свете, что наверняка стал очень мудрым и т. д.)

3 ряд -  сказать комплимент для Золушки.(называет добрые и вежливые слова по цепочке- за твою доброту, трудолюбие, терпение не можешь остаться без награды)

- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

- Для того чтобы стать вежливыми, мы  должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

- Ребята, а давайте еще раз хором повторим волшебные слова и запомним их

4. Физкультминутка. Поиграем в игру «Волшебные слова». 

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
  • Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
  • Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
  • И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

- Молодцы, ребята, и  с этим заданием вы справились успешно. И мы отправляемся  в долину Добрых дел.

Д) Перед нами – Долина Добрых дел.  Слайд  15

  Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы сделаем одно доброе дело.

5. Поиграем в игру «Сделай доброе дело»  Как бы мы могли им помочь?

- Бездомным собакам и кошкам;

- пожелтевшим от жары цветам;

- своей бабушке, которая несёт сумки;

- пожилым, больным людям в общественном транспорте;

- уставшей маме.

6.Выступление детей:

1 ученик:

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали теплоты и доброты.

2 ученик:

Нам желают: “Доброго пути!”

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

3 ученик:

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

4 ученик:

За что мы говорим “спасибо”?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

5 ученик:

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

6 ученик:

Только надо, надо добрым быть.

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

7 ученик:

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Вы успешно справились со всеми испытаниями, и, я  надеюсь, мы снова и снова, каждый день, в школе и дома будем путешествовать по удивительной стране Доброты и Вежливости..

Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро - это здорово.

7. Рефлексия:

– А теперь, когда мы с вами набрались ума – разума, я вам устрою небольшую шуточную проверочку. Подберите добрые и вежливые слова и дайте оценку нашему уроку: (интересный, хороший, воспитывающий).

 - Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.   Перед вами лежат солнышки и тучки.

 - Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение  поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно –  поднимите -тучку.

Как вы думаете, можно ли нам с вами выдать гражданство Страны Вежливости и Добра?  Лучше не торопиться с ответом, понаблюдаем денёк  –другой и решим, кто из нашего класса достоин такого гражданства. Я надеюсь, что с сегодняшнего дня вежливых станет больше.

 На память о сегодняшнем путешествии  я хочу подарить вам правила добрых поступков. Давайте их прочитаем.

  1. Будь вежливым в словах, поступках.
  2. Не груби, даже если сердит.
  3. Умей управлять своими эмоциями и желаниями.
  4. Проявляй доброжелательность.
  5. Не завидовать, не вредничать, не грубить.
  6. Не погибни во мне, доброта!

Вручение памяток  под  музыку. Закончим наше занятие песней « Дорогою добра»

  Спасибо, ребята, за работу на уроке, за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Путешествие в страну "Добра и Вежливости"

Путешествие в страну "Добра и Вежливости"...

Путешествие в страну Добра и Вежливости

внеклассное мероприятие "Путешествие в страну "Добра и Вежливости"...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 1 классе « В стране добрых и вежливых слов»

Данное занятие подходит для внеурочной деятельности в 1 классе и может быть полезно для классного часа....

План-конспект мероприятия "Страна Добра и Вежливости".

Содержание мероприятия  объясняет нравственные понятия  как доброта и вежливость, учит анализировать своё поведение и поступки окружающих людей....

Конспект занятия "Страна добра и вежливости"

План конспекта занятия, с целями, задачами и рефлексия....

сценарий открытого мероприятия для обучающихся 2-х классов "Страна добра и вежливости"

Мероприятие имеет воспитательное и коррекционно-развивающее направления. Решая поставленные задачи, учитель-логопед продолжает формировать нравственные понятия «доброта, вежливость», умени...

"Страна добра и вежливости"

Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Мероприятие позволяет "речевым" школьникам под контролем учителя-логопеда развивать коммуникативные сп...