Внеурочное занятие
классный час (4 класс) по теме

Зеленова Елена Анатольевна

"Почему важно уметь общаться с другими людьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока здоровья (совместное занятие с родителями)

Программа внеурочной деятельности «Урок здоровья», автор О.С.Гладышева

4 класс

Тема «Почему важно уметь общаться с другими людьми»

Цель: формировать у учащихся представление о дружбе, любви, семье как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  • понимать, что каждый человек живет в окружении других людей;
  • понимать, почему люди стремятся жить вместе;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, своей семье.

Личностные УУД:                                                                                                      

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками, взрослыми на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
  • любить свою семью.

Метапредметные УУД:                                                                              

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;                                                    
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
  • развивать логическое, ассоциативное мышление;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми  на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.

Предметные УУД:

  • применять знания и навыки, связанные с этикетом,  установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;  
  • использовать знания  при работе с художественными произведениями, картинами;                                                      
  • организовывать и проводить со сверстниками  игры в круге.                                                                                                                

Ресурсы: Картина М. Чюрлёнис «Дружба»,  словарь Ожегова, Анна Ахматова «Любовь» (аудиозапись), А. С. Пушкин « Я вас любил…», видео «Семья моего учителя», мультимедийная презентация; сеть Интернета, портреты писателей, диктофон, репродукция «Памятник дружбы между армянами и турками, установленный в городе Карс», притча.

Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный, метод интонационного анализа, метод составления ассоциативного ряда.

Технология: критического мышления,  «Образ и мысль»

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

  Ход урока

1. Организационный момент

- Поздоровайтесь и улыбнитесь   друг другу. Желаю Вам хорошей работы и  взаимопонимания. (Учащиеся и родители распределены на группы). Повторение правил работы в группе.

2. Чтение учителем притчи.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

-Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

Старайся не ранить их...

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

-Как вы думаете, чему будет посвящен сегодня наш урок?
Дети и родители высказывают свои предположения. Сообщается тема урока. Дети формулируют цель урока. Учитель сообщает задачи урока.

-Что вы уже знаете по этой теме.

На доске заполняется таблица. Столбик «Узнал» заполняется в конце урока.

               Знаю

Хочу узнать

                      Узнал

-Какие отношения существуют между людьми;

-Что такое дружба;

 -Можно ли выбрать себе друга;

-Что такое любовь.

-Многозначность

понятия «дружба

-Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

-Многозначность

понятия «дружба

-Чем дружеские отношения отличаются от других отношений;

-Как увидеть и читать скрытые смыслы, заключенные в произведениях искусства.

3.Работа с картиной М. Чюрлёниса «Дружба» по технологии «Образ и мысль» (примерные вопросы).

- Что вы видите на этой картине?

- Что происходит?

- Где и когда это происходит?

- Что может обозначать этот жест? Что в нем необычного?

- Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, не жалко. Это твое, отдаю самое лучшее)

- Этот жест отходит от сердца, души. Как можно назвать картину?

        Картину «Дружба» в 1906 году, художник посвятил своей верной подруге и искренней поклоннице его талантов – Бронеславе Вольман. Она много помогала Микалоюсу, в том числе, и спасла несколько раз от гибели. Неземная красота окутывает всё полотно, и будто нет во всём мире иного волшебного пространства. Свет Души освобождается от оков и вспоминает о Любви и Дружбе – части спокойствия и величия небесных сил. Вспоминается, что есть на свете сказочная страна Мечты, где все намеченные желания исполняются, вокруг только добрые и искренние люди. Волшебница с картины выражает свою любовь, как самое дорогое, что у нее есть. Она готова её дарить всем, через свет, которыей излучает её душа -  и это подвластно каждому человеку. Ведь всё вокруг происходит в унисон Света, исходящего из своей Души.

4. «Мозговой штурм». Работа в группах.

1) Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …». Рефлексия.

2) Работа со словарем. Определение понятия по толковому словарю.

3) Поиск информации в сети Интернет.

4) Определение существенных черт понятия.

5. Работа в круге. Игра «Похвали друга».

 (Дети встают в  круг и делают комплименты друг другу)

6. Выдающиеся люди о дружбе. (Поиск информации в сети Интернет)

  • Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага. Аристотель
  • Украшение дома – друзья, его посещающие. Ралф Эмерсон
  • Никакая дружба невозможна без взаимного уважения. Антон Семёнович Макаренко
  • Скажи мне, с кем ты близок, я скажу кто ты. Клод Адриан Гельвеций

7. Мозговой штурм. Отличие дружбы от других отношений. Фронтальная работа.

1)Работа с рядом синонимов: друг, приятель, товарищ.

2)Отношения: родственные, соседские, служебные, дружба между людьми разных национальностей (понятие толерантности).

3)Памятник дружбы между армянами и турками, установленный в городе Карс.

8.Работа в группе. Настоящий друг это тот, кто…(Составление ромашки «Дружба»). Рефлексия.

9.Работа с художественными произведениями. Рефлексия.

1)  Анна Ахматова «Любовь» (аудиозапись).

2)Составление ассоциативного ряда: любовь…. (сердце, душа, нежность, ласка…)

3)А.С.Пушкин «Я вас любил…» (читает учитель)

10.Интервью «Истории о дружбе». Дети  выбирают в группе журналиста (работают с диктофоном), берут интервью у своих товарищей и взрослых  (2-3 человека) в другой группе.

Памятка для журналиста.

  1. Представься (назови имя).
  2. Знакомство с собеседником (Узнай имя собеседника)
  3. Вспомни правила этикета. Попроси собеседника рассказать о дружбе.

- Назови имя друга.

-Почему ты с ним дружишь?

-Вспомни интересную ситуацию и расскажи о ней.

4. Поблагодари своего собеседника за интересный рассказ.

5.Попрощайся.

11. Обсуждение понятия «семья». Рефлексия.

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанье печать.

Семья – это то. Что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года.

Но стены родные. Отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

        Семья – это великий дар.

12. Просмотр видео «Семья моего учителя» (положительный опыт семейных отношений учителя – классного руководителя). Рефлексия.

13. Подведение итогов. Рефлексия. Работа с таблицей. Заполнение столбика «Узнал».

14. Домашнее задание (по выбору).

1.  Составление рассказа « История о дружбе» (на примере своей семьи);

2.  Фотоколлаж «Дружба».

Использованные источники:

1)http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mikaloyusa-chyurlenisa-druzba

2)http://heremum.beon.ru/27919-824-citaty-izvestnyh-ljudei-o-druzhbe.zhtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по информатике в рамках организации внеурочной занятости "Редактирование текста"

Презентация содержит краткую информацию для обучения редактированию текста младших школьников....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...