Роль духовно-нравственного образования и воспитания в образовательной системе современной России
статья на тему
духовно-нравственное обучение и воспитание в образовательных учреждениях
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОЛЬ И МЕСТО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
Васильева Татьяна Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ « 11» г. Донской
Данная тема на этапе развития нашего общества очень важна. Ее важность обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую культурную и социальную общность. Естественно причиной этому послужили крупные социально-экономические перемены не только в нашей стране, но и за рубежом. В сознании людей материальные интересы стали преобладать над духовными. Морально-этические нормы не стали «нормами» как таковыми. Утрата нравственных ценностей, безразличие к судьбе страны, своих соотечественников и т. д. привели к непонятному затруднительному развитию страны, общества в целом.
Что же делать?
Сейчас, как никогда, возникает острая необходимость положительного влияния на духовную сферу общества, изменить сознание граждан. И хорошо, что государственныеорганы и общественные организации создают, наконец, условия, при которых у подрастающего поколения россиян формируются духовность, нравственность, чувство гордости за историю Отечества.
Самая важная роль в этом, я считаю, должна прежде всего отводиться образованию, т.к. именно в общеобразовательных учреждениях духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян получит желаемый результат, ведь основная цель воспитания – это создание высоконравственной творческой личности, компетентного гражданина России, который будет осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны, у которого сформируется общая система духовно - нравственных ориентиров, ценностей, включающих в себя патриотизм (любовь к России, к своему народу), социальную солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство), гражданственность (закон и порядок, свобода совести и вероисповедания), труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость), науку (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира), традиционные российские религии (представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности) и др.
Необходимо на основе базовых положений Концепции и определенных в ней национальных духовно- нравственных ценностей в каждом общеобразовательном учреждении создавать конкретные программы духовно-нравственного воспитания школьников, в которых были бы четко определены, что воспитанник будет любить и что ненавидеть, что утверждать всей своей жизнью, что отвергать, презирать, против чего бороться.
Для достижения воспитательных целей должно быть важно и то, что мы говорим ученику, и то, что он делает, в какой среде проходит его деятельность. Необходимо разностороннее использование возможностей учебно- воспитательного процесса для осуществления духовно- нравственного воспитания школьников. Но также требуются и усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско- юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений, так как в современных условиях без социально- педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся. Чем больше социальных партнеров будет вовлечено в процесс реализации духовно- нравственного воспитания учащихся, тем эффективнее будет результат.
Но несмотря на многообразие партнерских связей, еще раз хочу отметить, что ведущая же, содержательно определяющая роль в создании духовно-нравственного уклада школьной жизни, несомненно, должна принадлежать субъектам образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Роль, место духовно-нравственного образования и воспитания в образовательной системе современной России»
Одна из проблем современного образования, состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей живших в прошло...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Эссе "Роль и место духовно-нравственного воспитания в образовательной системе современной России"
Проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России....