Доклад " Воспитательная работа с детьми подросткового возраста"
материал на тему

Щеглова Нина Михайловна

Деятельность воспитателя ГПД  многоемка и многообразна. Это радость общения с каждой личностью, помощь в становлении, это реализация педагогики сотрудничества. Каждый педагог стремится быть нужным каждому своему воспитаннику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_spetsifika_vospitatelnoy_raboty.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   образовательное  учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Доклад по теме

« Воспитательная работа

 с детьми подросткового возраста»

                                                                                   Составила:

                                                                                                              Щеглова Н.М.

                                                    Симферополь

       Ребёнок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы.

Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

 Традиционно воспитательная работа может осуществляться по 3 стратегиям:

1.    «Делай, как я. (Будь таким, как я)». Педагог показывает эффективные формы деятельности и взаимодействия, обучает их реализации, добиваясь соответствия образцу. В этом случае ответственность за формирование соответствующих качеств и навыков несёт педагог. Уровень осознания происходящих изменений подростком достаточно низок. Использование данной стратегии в работе малоэффективно, т. к. подростки стремятся к познанию причинно-следственных связей.

2.      «Давай сделаем (добьемся, научимся) вместе». Педагог совместно с подростком находит и реализует наиболее эффективный способ достижения воспитательной цели. Данная стратегия предполагает более высокий уровень осознания деятельности подростком, педагог в этой ситуации делит ответственность за осуществление изменений с воспитуемым.   

3.      «Давай подумаем, как сделать лучше». Педагог передаёт ответственность за осуществление найденного способа решения подростку. Данная стратегия предполагает самый высокий уровень осознания деятельности подростком с широкими возможностями сознательного выбора способа и его освоения.

Выбор стратегии взаимодействия зависит от специфики отношений между педагогом и воспитанниками. Использование стратегии «Делай, как я» возможно лишь в том случае, если отношения характеризуются высокой степенью доверия и готовностью принять на себя роль «подчиняемого» (чаще используется в работе с младшими школьниками). Подростки предпочитают использование стратегий с более высоким уровнем осознанности и самостоятельности действий (стратегии 2 и 3 ). Следует отметить, что наиболее желательным для воспитанников  является взаимодействие в рамках стратегии «Давай подумаем, как сделать лучше», что соответствует тенденции освободиться от влияния взрослых и действовать самостоятельно, однако не все подростки функционально готовы к такому взаимодействию.         

Традиционно к методам воспитательной деятельности относят индивидуальные и групповые формы обучения (обучение навыкам конструктивного общения и взаимодействия, обучение  навыкам саморегуляции, постановки и реализации целей и т. д.), индивидуальные и групповые беседы (информационные и профилактические), дискуссии, психологические, ролевые и деловые игры, педагогические тренинги, организация полезной трудовой деятельности, досуговые мероприятия и др. Изучение отношения к различным формам воспитательной работы у детей  подросткового возраста показывает, что наиболее востребованными (интересными, полезными, популярными) являются досуговые и познавательные мероприятия (проведение вечеринок, дискотек, деловые игр, тренингов). Большинство подростков позитивно относятся к различным формам дискуссий, которые базируются на принципе психологического равенства педагога и воспитанников и соответствуют стремлениям подростков быть компетентными, независимыми, уважаемыми.

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогическое искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:

  • Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника).
  • Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы.
  • Планирование.
  • Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.
  • Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.
  • Контроль, коррекция воспитательных воздействий.
  • Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Все требования должны быть конкретными, понятными и определёнными, органически сочетаться с уважением к воспитанникам.
  • Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
  • Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
  • Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств  в решении воспитательных задач.
  • Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
  • Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости.
  • Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Индивидуальная воспитательная работа в образовательном учреждении (в детском доме) ведётся по следующим направлениям:

  • Изучение документов личного дела.
  • Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе.
  • Непосредственное изучение подростков  осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
  • Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий.
  • Учет нарушений поведения.
  • Немедленное реагирование на нарушения поведения.
  • Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.
  • Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия.
  • Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).
  • Моделирование проблемных ситуаций.
  • Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
  • Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).
  • Воспитание успехом.

Подростки нуждаются в создании атмосферы, гарантирующей возможность достижения успеха и получения поощрений за успех. Эти условия зависят от специфики вербальной среды, которая во многом определяется усилиями и способностями педагога. Положительная вербальная среда повышает самоуважение подростков и уровень их достижений. Для создания положительной вербальной среды педагоги должны:

  • Использовать обращения, позволяющие показать привязанность и искренний интерес к подросткам;
  • Использовать любые спонтанные возможности, чтобы поговорить с подростком неформально;
  • Избегать осуждающих, негативно оценивающих личность утверждений ни в присутствии подростков, ни в общении с коллегами;
  • Воздерживаться от ситуаций, которые могут разрушить атмосферу сотрудничества и помочь ощутить психологическое неравенство.

Одной из серьёзнейших проблем, снижающих эффективность воспитательной работы, является неоптимальное педагогическое взаимодействие (авторитарность, негибкость, отсутствие доверительности, неравноправность отношений). Для того, чтобы воспитательные воздействия были позитивно восприняты, усвоены, необходима обстановка защищённости, доверия и равноправия, в противном случае вся позитивная информация, содержащаяся в воспитательных воздействиях не усваивается, либо даже отторгается. Поэтому для эффективно воспитательной деятельности (и тем более, воспитательной коррекции) обязательным условием является установление позитивного психологического контакта с подростками.

А сейчас я бы хотела дать несколько полезных советов, которые должны помочь педагогам, родителям при воспитании подростков и налаживании связи с ними:

1. Узнайте о том, что нравится вашему ребёнку. Когда ваш подросток был ребёнком, можно было с легкостью найти вещи, чем можно было бы заняться. Но, когда они стали подростками, вам придётся приложить дополнительные усилия, чтобы узнать, что нравится вашим детям. Возможно, это будет непросто, но способность соотносить склонности и антипатии вашего ребёнка является важной частью построения открытых и значимых отношений с ним.

Помните, чтобы быть хорошим  педагогом, родителем, вам также нужно быть хорошим другом.

2. Строгость – это не плохо. Многие подростки сопротивляются правилам и ограничениям. Они думают, что достаточно взрослые, что могут сами о себе позаботиться. Хотя это отчасти и так, подросткам всё ещё нужны ограничения. С новыми возможностями и желаниями они могут причинить себе значительный вред, если не будут сдерживать себя со всей ответственностью. Дайте понять вашему ребёнку, что у него или у неё будет больше свободы, но при этом на них будет возложено больше ответственности. Свобода без ответственности бессмысленна.

Вам стоит помочь своему ребёнку научиться составлять планы заранее. Вы не должны планировать за них; просто помогите направить их на принятие собственных правильных решений.

3. Общайтесь ежедневно. Ежедневное общение является важным для поддержания открытости между вами. Ваш ребёнок будет более расположен, доверять вам, если вы будете общаться с ним ежедневно. Доверие к кому-либо заключается в практике. Оно может быть построено только на многозначительных отношениях, которые упрощаются хорошим общением.

Научитесь понимать мир, в котором живёт ваш подросток, поставьте себя на его место, и вы сможете не только добиться их доверия, но и также сможете лучше понять их общее поведение.

Ежедневное общение покажет вашему ребёнку, что вы заботитесь о нём. Это очень важный фактор, так как подростки будут чувствовать себя более комфортно с педагогами, родителями, которые активно вовлечены в их жизнь. При отсутствии вовлечения взрослого, подростки могут обратиться к ненадежным сверстникам за руководством или комфортом. Очень важно, чтобы родители и педагоги  подростков предоставляли им руководство и заботу, которая им требуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....

Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....

Доклад "Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ"

Доклад был представлен на МО учителей начальных классов...

Доклад "Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью"

Доклад «Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью»Галина Ивановна Кравченко Доклад:"Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью"Про...

Доклад «Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад «Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Стендовый доклад: Формы, средства и методы воспитательной работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью (Из опыта работы) 

Цель воспитания - создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с опорой на личностное развитие для дальнейшей успешно...