Конспект классного часа по теме:"Учусь общаться"
классный час (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата: 14.02.2017 Учитель: Калиниченко С.А.
Учреждение: Школа 95 Методист: Посадских Л.С.
Класс: 2-5 Студентка: Георгица Н.С.
Кабинет: 103 Предмет: педагогика
Тема: «Учусь общаться ».
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование культуры общения, снятие барьеров в общении, саморегуляция в процессе общения.
- Метапредметные: формирование коммуникативных способностей; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развитие навыков самоанализа; умение строить речевые высказывания; принятие ребенком норм и правил поведения в обществе.
- Предметные: сформулировать и запомнить закономерности и правила общения, познакомить с понятиями: «общение», «объективность»,«необъективность»,«критика».
Тип урока: общеметодологической направленности.
Оборудование: презентация, карточки.
Этапы занятия Методы и приемы | Хронометраж | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент Приветствие учителя Создание положительного настроя на урок | 9:00-9:02 | Здравствуйте те, кто весел сегодня! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я очень надеюсь, что у нас сегодня не будет грустных лиц. И молчать мы не будем. Ведь мы собрались на час общения. Мне | Приветствовать учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Основная часть Словесный метод: чтение притчи. Наглядный метод: учебная презентация. . Анализ ситуации Словесный: формирование темы и целей; ответы на вопросы. Наглядный: учебная презентация. Практический: чтение слов. Наглядный: рассматривание иллюстраций. Словесный: ответы на вопросы. Практический: Работа с ситуацией. Работа с ситуацией. Словесный: ответы на вопросы. Наглядный: учебная презентация. Словесный: ответы на вопросы. Словесный: ответы на вопросы. Практический: чтение понятия. Наглядный: учебная презентация. Практический: анализ ситуации. Словесный: ответы на вопросы. | 9:02-9:05 9:05-9:06 9:06-9:09 9:09-9:11 9:11-9:18 9:18-9:21 9:21-9:30 9:30-9:35 | Известно, что страшнее всего для человека одиночество. Человек обязательно должен общаться с другими людьми. -Ребята, а как нужно правильно общаться? -Сейчас я вам прочитаю притчу, а вы внимательно слушайте. Как-то в один прекрасный день на одной из улиц сидели и беседовали Мудрец и богач. Проходящий мимо них бедняк уважительно поздоровался с ними и низко поклонился. На что богач и головы не повернул, а Мудрец ответил бедняку взаимным приветом, и в ответном поклоне согнулся еще ниже, чем бедняк. Удивлённый богач спросил Мудреца: – Вы, такой умный и образованный человек, а так сильно раскланиваетесь перед каким-то малограмотным бедняком? На это Мудрец ответил богачу: – Если уж такой малограмотный человек своим приветствием показывает своё умение общаться, то тогда я, считающий себя образованным человеком, должен своим ещё более низким поклоном показать что я тоже обучен мудростями общения.
– Что вы можете сказать о героях этого рассказа? – Почему с людьми, умеющими общаться приятно находиться рядом? -Скажите, какую тему мы будем сегодня изучать? (как мы общаемся друг с другом, общение людей друг с другом) -Исходя из содержания притчи, определите тему нашего занятия. -Молодцы! Действительно, тема нашего занятия: «Учусь общаться» - А теперь давайте сформулируем цели нашего занятия: 1. Найти ответ на вопрос «Что такое общение? » 2. Узнать,какую роль выполняет общение в нашей жизни. 3.Узнать какой Я в общении? (Тема и цели на слайде) Словарная работа -А кто мне может сказать, что же такое общение? Общение - процесс взаимодействия хотя бы двух людей друг с другом, передачи информации. Давайте определим жизненные пространства, в которых мы общаемся с другими людьми. Я: Каждый день мы выполняем разные обязанности и. жизнь требует от нас, чтобы мы общались с другими людьми -Ребята, на слайде вы видите предложения, дополните эти предложения, например: «в школе я ученик и общаюсь со сверстниками(учителем)». -Все поняли задание? Дополните предложение Я общаюсь......:(на слайде предложения) в школе я – ученик и общаюсь........ в магазине я -покупатель и в семье я- сын, дочь, внук, брат, сестра...... Выполняемые роли требуют умения общаться. Задание 1. - Сегодня мы поговорим с вами об общении в школе. Давайте проанализируем 3 ситуации, которые могли произойти с вами в школе или же уже происходили. В чем проявляется затрудненность общения школьников, выскажите свое мнение: -Сейчас мы делимся на 3 подгруппы, 1 ряд-1 подгруппа,2 ряд-2 подгруппа и 3ряд-3 подгруппа. (1 подгруппа) Суть ситуации: Мальчик опаздывали на урок. Без стука открывает дверь, ничего не объясняя, Павлик входит в класс. «Нечего мне объяснять, ни я один опаздываю», -думает он про себя и садится на место Давайте представим себя на месте этого мальчика. Как вы думаете, правильно поступает Павлик, умет ли он общаться с другими людьми? В чем его трудности общения? Трудность Грубость и излишняя самоуверенность..... (2 подгруппа) Костя долго топтался у двери, не смог попросить разрешение войти в класс . «Как же страшно, меня никто не поймет, обязательно накажут», - шептал Костя. Какие трудности в общении мальчика вы отмечаете? Трудность Он не доверяет учителю и одноклассникам , его общению мешает страх и недоверие. (3подгруппа) Саша стучится в дверь, входит, извиняется, объясняет причину опоздания «Извинюсь и попрошу войти, ничего страшного, меня поймут, это может случиться и с другими», - думает Саша про себя и стучится в дверь. Как вы думаете, получит ли он разрешение учителя войти в класс? Что помогло мальчику правильно выстроить свое общение? Мальчик надеется на понимание, пытается объяснить свой поступок - Какой мы можем сделать из этого вывод? Есть много трудностей, и с ними нужно уметь справляться. Задание 2. «Сделай выбор» - Ребята, сейчас я буду называть качества, а вы выберите те, которые мешают общению, создают трудности, непонимание:
- Итак, ребята, какой мы можем сделать вывод? (Положительные (хорошие) качества всегда помогут понять другого человека, разрешить трудную ситуацию.) -Знаете ли вы, что необъективная оценка другого человека затрудняет наше общение? -А кто знает, что значит необъективность? А что значит объективность? -А чем необъективная оценка отличается от объективной? Словарная работа Объективность- это когда суждение о ком-то или очем-то совпадает с мнением других. Необъективность–это отсутствие объективности, предвзятость . Задание 1. - А теперь, давайте решим следующую ситуацию. - Представим себе класс. Сегодня на уроке у Пети было много сил, энергии, и он их тратил на беседы с одноклассниками, много отвлекался, вертелся. Через 15 минут после начала урока Марья Ивановна сделала ему первое замечание, потом второе и третье. Петя решил: «Она ко мне плохо относится и вообще она злая и строгая!». Петя рассказал своему соседу по парте, Вове, что учительница на него злится и вообще плохо относится. Вова возразил: «Она добрая и внимательная». Затем Петя пожаловался Ире, на что девочка ответила: «Марья Ивановна — классная, столько всего знает, хвалит нас все время! Наверно, это ты виноват!». С этим Петя не мог согласится и перестал общаться с ребятами Вечером мальчик рассказал все маме. Мама подумала над этим и дала сыну несколько советов. - Всю неделю на уроках Марьи Ивановны Петя вел себя спокойно, часто отвечал, помог стирать с доски и раздавать наглядность. Учительница похвалила Петю, а сам мальчик подумал: «Хорошо, что я послушал маму. Так я узнал, что на самом деле учительница хорошая!». - Как вы думаете, какой совет ему дала мама? - Какой мы можем сделать вывод, решая эту ситуацию? (У мальчика сложилось неправильное, необъективное мнение об учителе. Нежелание принять его замечание, посмотреть на себя глазами других, мешают нормальному общению с учителем.) Ребята, это необъективное отношение к требовательному учителю. Задание2:Ответьте на вопрос: -Чтобы поступать справедливо, объективно оценить другого человека, что необходимо сделать? 1.Необходимо как можно больше узнать о нем от других, 2.Спросите себя: «почему он так обращается со мной, может быть, есть какая- то причина?»(выяснить причины такого отношения) 3. Ответьте себе: «Насколько необъективность полезна или вредит мне в общении с окружающими меня людьми?» Задание3: Вспомните и приведите примеры необъективных оценок в ваш адрес. ( Проверка) (Обобщение) | Слушать и отвечать на вопросы. Слушать притчу. Отвечать на вопросы. Формулировать тему урока. Предполагать цели. Осмысливать лексическое значение. Выполнять задание. Выполнять задание. Слушать учителя. Выполнять задание. Выполнять задание. Слушать учителя. Отвечают на вопросы. Воспринимать информацию. Анализировать и выбирать. Делать вывод. Осмысливать лексическое значение. Слушать учителя. Решать ситуацию. Отвечать на вопросы. Делать вывод. Отвечать на вопрос. Приводить примеры. | Личностные: -умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, -умение выделить нравственный аспект поведения; -ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
П:Умение строить речевые высказывания. К:Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия. К:Умение строить речевые высказывания. К:Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия. К:Умение строить речевые высказывания. П: осуществлять синтез; обобщать; строить речевое. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П:Умение строить речевые высказывания. Р: принимать и выполнять учебную задачу; П: выделять необходимую информацию. Р: принимать и выполнять учебную задачу; |
3.Динамическая пауза | 9:35-9:36 | А теперь, давайте немного отдохнем и выполним физминутку. Мы старались, мы учились. Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины.(вращение корпусом вправо и влево) Мы работаем руками, Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех?(Дети имитируют движенье крыльев) Рядом с партою идем,(Ходьба на месте) И садимся мы потом.(Дети садятся за парты). | Выполнять физминутку. | Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников |
4. Заключительная часть Словесный: ответы на вопросы. Практический: чтение слов. Работа с ситуацией. Наглядный: учебная презентация. Работа с ситуацией. Словесный: формулировка правил общения. Словесный: ответы на вопросы. Наглядный: учебная презентация. Словесный: ответы на вопросы. Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы; самоанализ. | 9:36-9:37 9:37-9:40 9:40-9:43 9:43-9:45 |
- Ребята, а что такое критика? Словарная работа Критика- это когда человек видит и откровенно говорит о недостатках других. - Давайте рассмотрим это на примере. Ситуация: Андрей часто помогает маме. В школе он рассказал своему другу Роме, как однажды, участвуя в генеральной уборке, поторопился и некачественно вымыл пол. Мама увидела в углах пыль и сделала замечание сыну. - Ну и правильно поругала !Ты неумеха! - И вообще, ты что девчонка?! - сказал Рома. После этого случая, Андрей никогда не рассказывал Роме о семейных делах. -Почему это произошло? -Какую ошибку в общении допустил Рома? - Как это сделать замечание, чтобы не обидеть человека? - Представьте себя в роли Ромы. Групповая работа Задание 4 - Давайте составим правила допустимой критики в данной ситуации:
«Мне нравится, что ты старался помочь маме, ты такой внимательный и трудолюбивый!»
« Желание помочь маме возникает не у каждого, но если решил помочь, то делай все аккуратно и добросовестно, следующий раз у тебя все получится!» - Какой вывод мы сделаем из этой ситуации? 1.Можно критиковать, но нельзя унижать человека; 2. Если критиковать, то предлагать свою помощь в решении проблемы; 3. Критикуя, надо быть доброжелательным. Скажите, а что ещё может повлиять на качество нашего общения? Наш внутренний ограничитель – совесть Игра "Карусель" - Сейчас мы с вами разделимся на группы. Задача каждой группы: сформулировать важные, на ваш взгляд, правила общения в нашем классном коллективе. Формулировать правила общения вы будете, с помощью игры «Карусель». Инструкция: Напоминаю, что важными элементами игры являются: 1. Вход в диалог (Я считаю, важным правилом общения является…) 2.Соотнесите с суждением(1,2,3,............ 2. Выход из диалога (Спасибо за совместную работу) -Ребята, вы должны в группе подумать и выбрать те правила, которые относятся к общественному порядку, но для этого каждый из вас должен по очереди сказать свою точку зрения начиная с фразы(Я считаю, важным правилом (общественного порядка) является правило №…) затем вы должны выйти из диалога, сказать (спасибо за совместную работу) и передать слово следующему , кто у вас в группе, чтобы он сказал свою точку зрения. Подсказки: -Правило общественного порядка: -Правило уважения: -Правило доброты: - Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось: -Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы ваши одноклассники радостно общались, с желанием приходили в школу, что в классе царила забота об окружающих. Сейчас я вам раздам лучики и вы напишите ваши предположения на них. Давайте подведем итог занятия. Что нового, полезного для себя узнали? Чему научились? -Ребята, кто может повторить, какая была тема нашего урока? -Какие цели мы перед собой ставили? Мы достигли этих целей? - А что может помешать общению? - Отметьте себя, на какой ступеньке вы находитесь. ( на слайде) 1 ступень - я умею хорошо общаться 2 ступень – мне необходимо улучшить общение 3 ступень – необходимо многое изменить в общении. -Ребята, кто поставил себя на вторую ступень?(Ребята, те , кто поставил себя на 2 и 3 ступень, я вам желаю , чтобы вы тоже научились хорошо общаться и я надеюсь ,что сегодняшний урок вам в этом поможет.) | Анализировать ситуацию самостоятельно. Отвечать на вопросы. Воспринимать информацию. Делать вывод. Отвечать на вопросы. Воспринимать информацию. Отвечать на вопросы. Воспринимать информацию. Осмысливать задание. Устанавливать правила. Осмысливать информацию. Отвечать на вопросы, анализировать, оценивать свои достижения. Участвовать в рефлексии. | Регулятивные: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Личностные: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Притча - это литературный жанр, малый поучительный рассказ, заключающий в себе множество премудростей.
ТЕМА: «УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ»
Цели: 1. Найти ответ на вопрос «Что такое о бщение? » 2. Узнать, какую роль выполняет общение в нашей жизни. 3.Узнать какой Я в общении? 4.Научиться правильному общению с людьми.
Общение - процесс взаимодействия хотя бы двух людей друг с другом, передачи информации.
Я Школа Семья Общество
в школе я – ученик и я общаюсь ... в магазине я -покупатель и … в транспорте я - пассажир... в библиотеке я т-читатель... в семье я- сын, дочь, внук, брат, сестра... Я Общаюсь…
(1 подгруппа) Мальчик опаздывали на урок. Без стука открывает дверь, ничего не объясняя, Павлик входит в класс. «Н ечего мне объяснять, ни я один опаздываю», -думает он про себя и садится на место Давайте представим себя на месте этого мальчика. Как вы думаете, правильно поступает Павлик, умет ли он общаться с другими людьми?
(2 подгруппа) Костя долго топтался у двери, не смог попросить разрешение войти в класс . «Как же страшно, меня никто не поймет, обязательно накажут», - шептал Костя.
(3подгруппа) Саша стучится в дверь, входит, извиняется, объясняет причину опоздания «И звинюсь и попрошу войти, ничего страшного, меня поймут, это может случиться и с другими», - думает Саша про себя и стучится в дверь.
Вывод: есть много трудностей, и с ними нужно уметь справляться.
«Сделай выбор» Доброта; Жадность; Внимательность; Замкнутость; Дружелюбие; Зависть; Грубость.
Вывод: положительные качества всегда помогут понять другого человека, разрешить трудную ситуацию.
Объективность - это когда суждение о ком-то или о чем-то совпадает с мнением других.
Необъективность- это отсутствие объективности, предвзятость .
Задание №2 Чтобы поступать справедливо, объективно оценить другого человека, что необходимо сделать?
Задание №3 Вспомните и приведите примеры необъективных оценок в ваш адрес.
Критика- это когда человек видит и откровенно говорит о недостатках других.
Ситуация: Андрей часто помогает маме. В школе он рассказал своему другу Роме, как однажды, участвуя в генеральной уборке, поторопился и некачественно вымыл пол. Мама увидела в углах пыль и сделала замечание сыну. - Ну и правильно поругала !Ты неумеха! - И вообще, ты что девчонка?! - сказал Рома. После этого случая, Андрей никогда не рассказывал Роме о семейных делах.
Правила критики: 1) начинать критику нужно с хорошего, с похвалы. 2) критиковать поступок человека, но не обижать самого человека.
Игра «Карусель» 1. Правило общественного порядка: 2.Правило уважения: 3.Правило доброты: 4.Правило организованности: 5.Правило милосердия: 6.Правило храбрости: 7.Правило дружбы:
1. - Не опаздывай в школу; - К урокам готовься заранее, на перемене. 2. - Выполняй правила, предусмотренные Уставом школы; - Соблюдай порядок в школе и на её территории; - Не бегай по классу. 3. - Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя; - Проявляй сдержанность и терпение друг к другу. Законы:
4. Будь храбрым, не бойся препятствий. 5. - Старайся создать в классе атмосферу дружбы и взаимопонимания; - В работе старайся не создавать конфликтных ситуаций. Если же случился конфликт, то разрешай его мирным путём. 6. Доброта – это сила. Не бойся быть сильным – дари людям добро. 7. Рядом с тобой может оказаться кто-то, кому нужна помощь. Помоги.
1 2 3 я умею хорошо общаться мне необходимо улучшить общение необходимо многое изменить в общении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт классного часа на тему "Учимся общаться"
Конструкт классного часа на тему "Учимся общаться" разработан в форме этической беседы с элементами творческой деятельности. Соответствует ФГОС НОО....
Конспект классного часа на тему: "Учусь оценивать себя сам" 2 класс
Конспект классного часа на тему: "Учусь оценивать себя сам" 2 класс...
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...
Классный час на тему :Учимся общаться с окружающими
Как научиться правильно общаться с окружающими ,договариваться с друг другом...
Конспект классного часа по теме "Учимся сотрудничать" (2 класс)
Цель деятельности учителя: знакомство учащихся с понятием «сотрудничество», формирование правильного представления о совместной деятельностиПланируемые результаты:Предметные:Знать значение...
Конспект классного часа «Зачем мы учимся?», 2 класс
Цель: способствование осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.Оборудование: компьютер, экран, монитор, видео, раздаточный материал, фломастеры, мячик....
Конспект классного часа на тему: "Учимся общаться"
Классный час способствует пониманию обучающимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом. Способствуют умению гармонично взаимодействовать со сверстниками....