Экологический квест "Заповеди природы"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Цель игры: обратить внимание учащихся на места для сохранения дикой природы - заповедники, дать возможность детям проявиьть ,себя в качестве защитника природы, подумать о вреде, наносимом человеком природе; развивать в детях стремление к охране окружающей среды; научить детей бережно относиться к природе; развивать фантазию детей, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_po_ekologii.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
КВЕСТ-ИГРА «ЗАПОВЕДИ ПРИРОДЫ»
Цель игры: обратить внимание учащихся на места для сохранения дикой природы – заповедники, дать возможность детям проявить себя в качестве защитника природы, подумать о вреде, наносимом человеком природе; развивать в детях стремление к охране окружающей среды, научить детей бережно относится к природе; развивать фантазию детей, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.
Возраст участников: 3-4 классы (9-10 лет)
Идея игры: игра может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из 8 станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные экологические задания. На каждой станции ребята узнают одну из заповедей заповедного дела. Получают кусок карты.
Рекомендации по проведению игры
1. На каждой станции должно висеть название станции, напечатанное на цветных листах формата А4, чтобы команды легко их находили.
2. Наглядные пособия к станциям необходимо вырезать и наклеить на картон, чтобы они дольше работали.
3. Желательно, чтобы в игре участвовало 8 команд, а станции на маршрутном листе пишутся в разной последовательности, чтобы команды по очереди прибегали на станции.
Ход игры: команды состоят из 5-10 человек. На старте командам раздают маршрутный лист, где написаны названия станций и их место расположение. Посетив все станции команды сдают маршрутный лист на финише и ждут результатов.
Маршрутный лист. Название станции .... Месторасположение .... Баллы .... Роспись судьи
1. СТАНЦИЯ «ХВОСТАТАЯ»
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на станции «Хвостатая». Будем знакомы: мама Кенга и крошка Ру.
Крошка Ру учится познавать окружающий нас мир. Помогите ему ответить правильно на задаваемые вопросы. А заодно и себя проверьте.
Прочитайте заданный вопрос, мысленно ответьте на него и проверьте себя, нажав на один из предложенных вариантов ответа. Если ответ правильный, появится картинка и стрелка перехода на следующий слайд.
- Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (кенгуру)
- Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (орёл)
- Это ночное животное спит, обмотав голову хвостом. (лемур)
- На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (лев)
- Для речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. (бобр)
- Он в известной сказке потерял свой хвост. (ослик Иа)
- Хвост у этой птички раздвоен на конце, как фрак. (ласточка)
- Эта птица может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом. (поползень)
- Его хвост помогает ему охотиться. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит пастью. (крокодил)
- Очень подвижная птичка, которая, даже отдыхая, постоянно помахивает своим хвостом. (трясогузка)
СТАНЦИЯ «УГАДАЙ, КТО Я?»
Нам в дождь и зной Поможет друг, Зелёный и хороший - | Протянет нам десятки рук И тысячи ладошек. (дерево) |
У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветки – только на макушке. (сосна) Из деревьев ранним летом Вдруг снежинки запорхают, Но не радует нас это - Мы от этого чихаем. (тополь) Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (рябина) | Я из крошки-бочки вылез, Корешок пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. (дуб) Клейкие почки, Зелёные листочки. С белой корой Стоит под горой. (берёза) Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила, А о чём грустит, никому не говорит. (ива) |
3. СТАНЦИЯ «ЖАЛОБНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ»
Дорогие друзья!
Я – планета Земля.
В нашем веке я, как и люди, тоже имею права.
Так вот у меня за много веков накопились жалобы.
В волшебном конверте находятся фотографии тех, кто написал письма.
Прочтите внимательно письмо, а затем кликните по конверту, вы проверите свой ответ.
Желаю вам удачи!
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают, чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (жаба) Каждую весну приходят в лес люди и режут острым ножом мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки, я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и хотят попасть бактерии разных древесных болезней. Пожалейте меня! Кто я, узнайте? (берёза) Я – единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я, узнайте? (ёж) | Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо? (сова) Я – опасный хищник. И почти всегда хожу голодный. Никто меня не любит. Живём мы стаями, так легче прокормится. Раз мы хищники, значит, надо всех нас уничтожить? (волк) Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счёта. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватает нашей красоты и запаха, когда нас сорвут? Вот и прячемся мы подальше от людей в заросли кустарника. Но боимся, что и там нас найдут. А ведь сколько от нас пользы, как от лекарственных растений? Кто я, узнайте? (ландыш) |
4. СТАНЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНАЯ»
Вспомните 2-3 песни, в которых встречаются названия животных или растений.
5. СТАНЦИЯ «НЕ ТОРМОЗИ»
Заповедники традиционно являются высшей формой охраны природных территорий. Они имеют наиболее строгий правовой режим. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, находящиеся на территории заповедника, предоставлены в пользование заповеднику на правах, предусмотренных соответствующими Федеральными законами. Их изъятие или иное прекращение прав на них запрещается.
Из букв слова ЗАПОВЕДНИК составить как можно больше слов за 2 минуты.
6. СТАНЦИЯ «ГИННЕС ШОУ»
ГИННЕС ШОУ" - рекордсмены животного мира:
1. Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле?
(Синий кит. Масса его тела достигает 150 т.. Столько же весят 30 самых крупных африканских слонов).
2. Как называется самая большая лягушка?
(Лягушка-голиаф. Обитает в Африке. Длина ее тела может достигать 40 см, а ширина - 24 см. Масса - 3,5 кг).
3. Какое животное дольше всех находится в состоянии спячки без еды?
(Еж. 236 суток. Второе место занимает медведь. Он может голодать 180 дней).
4. У какого животного самый длинный язык?
(У муравьеда. Длина его языка достигает 60 см, поэтому он начинается не во рту, и не в горле, а прикреплен к грудной клетке).
5. Какое животное живет дольше всех?
(Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни состав-ляет 175 лет)
6. Какая змея является самой большой?
(Анаконда, или южноамериканский водяной удав. Его длина достигает 11 м 43 см, а масса до 200 кг)
Растительный мир
- Это дерево широко распространено в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Отличается очень плотной и тяжелой древесиной, которая легко тонет в во-де. Назовите его. (Саксаул)
- Какое дерево самое высокое в мире?
(Гигантская секвойя. Произрастает в Калифорнии. Имеет возраст более 4000 лет и высоту более 110 м) - Что такое «морская капуста»? ( «Морская капуста» – водоросль ламинария, к растениям из семейства крестоцветных никакого отношения не имеет. Она относится к подцарству низших растений, отделу бурых водорослей. Однако, свое название «морская капуста» получила не случайно. Как и у обыкновенной кочанной капусты, у морской в пищу употребляются «листья» – слоевища листовидной формы. «Морская капуста» не только съедобна, она богата йодом, который необходим для нормального функционирования щитовидной железы человека. Салат из морской капусты входит в ежедневный рацион многих жителей Китая, Кореи, Японии. В этих странах даже созданы искусственные плантации по выращиванию «морской капусты).
- Какие растения называют «пионерами поселений»? Какими особенностями они обладают? («Пионерами поселений» называют лишайники –организмы, представленные грибом и зеленой одноклеточной водорослью. Вследствие того, что лишайники очень нетребовательны к условиям окружающей среды, они распространены достаточно широко по земному шару и первыми заселяют свободные жизненные пространства (например, скальную породу).
- У какого растения листья в процессе приспособления к засушливому климату приобрели форму иголок? (Кактус. Иголки предотвращают потерю влаги и защищают растение от поедания животными).
- Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос)
7. СТАНЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ И ЧЕЛОВЕК»
Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. Человек и природа не всегда могут ужиться на одной планете и как правило, человек в этом виноват.
Назовите причины нанесения человеком вреда окружающей среде.
8. СТАНЦИЯ «СКАЗОЧНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Я приветствую вас на станции «Сказочная экология». В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного (например, белорусская сказка «Зайчики»). Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота и так далее (например, русская народная сказка «Леший»).
Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно!
Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках.
Растения в сказках.
Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее).
Назовите сказки, в которых встречаются растения.
1. «Жар- птица» – яблоня 3. «Снежная королева» – розы | 5. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка 6. «Царевна на горошине» - горох 7. «Гуси-лебеди» - яблоня |
Неживая природа в сказках
Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее.
Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.
1. «Два мороза» - мороз | 4. «Ветер и Солнце» - ветер, солнце |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Природа – наш зеленый дом»
Проект создан в виде театрализованного представления, включающего в себя стихи, сценки, инсценировки песен и т.д....
Экологический праздник: "Природа - наш общий дом"
Экологический праздник для 3 классов и театрализованное представление на экологическую тему ....
Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.
Познакомить учащихся с понятием «экология»; помочь...
Экологическая игра "Природа вокруг нас"
Игра нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, закреплении позитивного экологического опыта в ситуациях успеха. Игра способствует приобретению зна...
Экологические проблемы природы Донского края.
Разработка занятия по курсу "Доноведение"...
Экологическая викторина " Природа и мы"
О природе...
Экологический проект «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры»
Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды....