Внеклассное мероприятие по основам финансовой грамотности
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Материал предназначен для внеклассного мероприятия в рамках реализации программы по основам финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Внеклассное занятие  в рамках реализации программы «Финансовая грамотность» для 3 класса. По учебной программе  тема №7 «Как умно управлять деньгами?»

  Учитель: Коробейникова Лариса Анатольевна

  Класс:3

Тема: «Путешествие в страну Деньжинию»

Цель: :Познакомить с правилами составления семейного бюджета, с правилами обращения с деньгами.

Задачи :

  1. Способствовать  освоению  принципа построения семейного бюджета.
  2. Способствовать приобретению учащимися навыков  экономичности, бережливости.
  3.  Развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление.
  4. Оборудование:
  1. Презентация
  2. Костюмы героев- семья Мухи Цокотухи
  3. Письменные принадлежности

Основные понятия: расход, доход, семейный бюджет, накопления.

Основные компетенции: объяснять как управлять деньгами; сравнивать доходы и расходы; объяснять как можно сьэкономить; составлять бюджет на простом примере.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

-Ребята я приглашаю вас в путешествие по необычной стране «Деньжиния».Странное название не так ли?

На самом деле вы каждый день бываете в этой стране. Это очень интересная страна. А чтобы узнать, какие герои в ней живут необходимо отгадать кроссворд.(Слайд 1)

  Кроссворд по теме :   «Экономика»

1.т

р

у

Д

2.к

р

Е

д

и

т

3.э

к

о

Н

о

м

и

к

а

4.о

т

р

а

с

л

Ь

5.у

с

л

у

Г

и

6. п

о

к

у

п

к

И

Вопросы  по горизонтали;

  1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т.
  2. Предоставление банком или кредитной организацией денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.

3.Наука, изучающая фактическое или желательное распределение ограниченных ресурсов.

4.Это совокупность однородных предприятий и организаций, объединённых общностью функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда.

      В зависимости от роли в общественном производстве различают:

    промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, лесное     хозяйство;

 предприятия и организации сферы обслуживания, образование, здравоохранение, искусство, наука, культура

5. Это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе и предпринимательской, связанных с удовлетворением совокупности потребностей людей

6.Это товары,   приобретённые для нужд человека (продукты, одежда, обувь и т.д.)

- Вот сегодня мы откроем вам тайны семейного « финансирования», т.е. вспомним, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается и нужно ли его беречь и как это сделать?.

_Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?

-Правильно о деньгах. А точнее о том, как умно управлять своими деньгами.(Слайд 2)

3. Показ сказки « Семейный бюджет Мухи Цокотухи»(Звучит музыка, выходят герои сказки)

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Вечером собралась вся семья вместе. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы  – мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы.  Мушата громко спорили о появлении у соседского Жжика нового самоката.!

– Так, – сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо. Ты наш будущий ученый, – сказал он старшей дочери , студентке  Жуже, – неси калькулятор, посчитаем. ).

Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором там удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал “Доход”.– Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, т. е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1 50 денежек, – сообщил отец. Мушата  посмотрели на него с уважением.

Дедушка и бабушка в стороне не остались.

– Мы тоже получаем денежки, по 30. Раз нас двое, то это 60 денежек.

– Как вы думаете какие денежки могли получать бабушка и дедушка? (Пенсию. Они тоже работали и теперь когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называют пенсией.)

Студентка  Жужжа заявила, что тоже приносит деньги в доход семьи, 20 денежек.

– О каких деньгах говорил Жужжа?

(О стипендии.  Институт платит деньги за хорошую учебу, пока он не начнет работать).

-Наша малышка тоже получает денежки пособие на ребенка -добавила Муха-Цокотуха.

А теперь посчитаем доход нашей семьи

заработная плата – 150 денежек

  • пенсия – 60 денежек
  • стипендия – 20 денежек
  • пособие – 20 денежек
  • (Детям раздаются условные деньги, они подсчитывают доход)

Итого: 250 денежек

– Ура! Целых 2 00 да еще 50 денежек! Можно купить несколько самокатов!

– Как вы думаете так ли это?

Муха взяла листок и написала “Расход”.  

– Как вы думаете, на что мама – муха тратила денежки?

– У меня на одни продукты уходит в месяц 100 денежек. Весна на носу нужно купить  резиновые  сапожки и платочки. На это я потрачу еще 60 денежек.

Бабушка вмешалась:

– Надо заплатить 10 денежек за квартиру, свет и воду.

– За детский сад еще нужно 10 денежек.

Папа и студентка  Жужжа потребовали 20 денежек, чтобы оплачивать транспорт. А мушата заинтересовались.

– Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? А в кино разве мы не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах.

А еще нужны учебники по защите леса, альбомы по рисованию, карандаши.

Бабушка с дедушкой вспомнили, что они собирались в театр, а Малышке нужно ко дню рождения купить куклу.

– Все высказалиь? – спросил папа. – Тогда подведем баланс. Что такое баланс не знал даже студент Жужжик.

(Ребята, давайте подсчитаем расход этой семьи)

Дети считают, сравниваем.

Папа сложил цифры и получил 2 10 денежек. Затем, взял калькулятор и отнял от цифры “Доходы” (250 денежек) цифру “Расходы” (210 денежек).

– Ура! Осталось еще 40 “самокатных” денежек!

– Это не “самокатные” денежки, а ? (Делает паузу, выслушивает мнение детей) наши накопления. Накопления – это то, что останется от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты.

- Ребята, давайте поподробнее расскажем нашим сказочным гостям о таких понятиях, как расход, доход, функции денег.(Составление кластера, озвучивание)

– Я хочу посоветовать где взять лишние денежки, – сказала бабушка.

– Где?

– Вот позади вас, малыши, кран, а из крана вода течет, а в коридоре лампочка горит, хотя еще и лучи солнца туда попадают. А мы платим и за свет, и за воду. Это – экономия– А на чем еще могли сэкономить мушки?

Мушка: Послушайте мою историю.

«Мушки  договорились, что вечером, когда закончатся уроки, они соберутся в школе, чтобы обсудить программу праздника. По дороге на этот сбор еще издалека они увидели, что почти все окна в школе ярко светятся. Мушки поднялись в свой класс. В классе никого не было, но все лампы горели».

Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем я рассказала вам об этом случае? Допустимо ли, чтобы лампы горели без дела?

Учитель: Почему нужно беречь электроэнергию?

Мушка 2:  А мне приснился сон.

«Ночь. Тишина. Все уснули. Мне не хотелось спать. Встаю. Включаю телевизор. Начинаю смотреть фильм. Под говор телевизора глаза сами закрываются.  Открыла  я глаза. Телевизор работает. Фильм закончился и начался другой. Выключаю телевизор и засыпаю. Утром за завтраком я сказала всей семье, что энергию нужно беречь и без надобности электроприборы и лампочки не должны работать». 

Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем я рассказала вам об этих случаях? Учитель: Почему нужно беречь электроэнергию?

Мушка 1:Послушаете  ещё одну одну историю:

«Эта история произошла в городе…   Я  пришла  из школы. Помыла посуду и не закрыла до конца кран. Вода капала и капала.. И тут произошло невероятное, вода запела:

Муха, закрой кран.

Кап – кап – кап – кап –

Иначе вытечет океан.

Ничего себе, думаю, чудеса, вода заревела и запела. Я встала и закрыла кран.

Учитель: А эта история чему учит?

Значит, бережное отношение к воде, электроэнергии, газу дает возможность съэкономить, а это значит и доход вашей семьи улучшиться. Вы сможете на эти деньги летом поехать на море с родителями на отдых, или посетить музеи, театр в городе. И хорошо если в вашей семье будет под рукой план доходов и расходов.

-В русском языке есть много пословиц о деньгах. Давайте сыграем в игру: «Собери пословицу»

Деньги- дело наживное.

Деньги счёт любят( 1 группа)

Долг  платежом красен.

Копейка рубль бережёт.( 2 группа)

Уговор дороже денег.

Не с деньгами жить,  а с добрыми людьми.(3 группа)

- Молодцы. В нашем путешествии музыкальная пауза.

(Исполнение песни на мотив «Песня Красной Шапочки»)

Если очень, очень, очень

Хорошо ты хочешь жить.

Если очень, очень, очень

Хочется богатым быть

То пожалуй, то конечно

То наверно, верно, верно

То возможно можно, можно

Нам с финансами дружить.

ПР:А-а здравствуйте доходы и расходы,

    А-а Здравствуйте зарплаты и банкноты

    А-ах кошельки и депозиты

  А-ах покупки и кредиты

 А-ах и семейный наш бюджет!

Если очень, очень, очень

Долго денежки копить.

Если очень, очень, очень

Что-то хочется купить.

То пожалуй, то конечно

То наверно, верно, верно

То возможно, можно, можно

Нам с финансами дружить!

Учитель: Наше путешествие по стране «деньжинии» подошло  к концу.  У каждого человека есть  финансовая цель.   Попробуйте сделать к ней первый шаг. А помогут вам в этом памятки и заработанные денежки(правда они шоколадные). (Детям раздаются памятки).

- Благодарю вас за сотрудничество и мне очень важно ваше мнение. Если вам мероприятие понравилось, информация была полезной и интересной, опустите монетку в кошелёк «Доход»,

Если нет- «Расход».

 Подведение итогов.

– Что нужно для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство?

(Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет).

 (рефлексия)

Учитель: Изменилось ли ваше отношение к деньгам и богатству после сегодняшней нашей встречи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Основы финансовой грамотности" 2 класс

Данная программа составлена на основе авторской программы "Финансовая грамотность"  автор Ю.Н.Корлюгова , в рамках совместного проекта Министерства финансов РФ и Всемирного банка "...

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс

Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....

Интегрированный урок по математике и основам финансовой грамотности в 4 классе

Тема: Повторение  пройденного материала. Площадь. Периметр.Цель: Создать условия для повторения изученных тем в разделе «Действия над числами и  величинами»Форма: Математический ...

Основы финансовой грамотности в начальной школе

laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.Курс рассчитан на 17 часов (2–3 классы) и 17часов (4 кла...

Внеклассное мероприятие по программе "Финансовая грамотность" - "Ярмарка финансовых знаний".

Обобщение в игровой форме знаний по финансовой грамотности у учащихся начальной школы....