День Земли
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Чуркина Татьяна Павловна

Праздник, посвященный Дню Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День Земли29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический праздник "День Земли"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Экология 

«Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил».

Н. Заболоцкий

«Я сделал ещё одно важное открытие:
его родная планета вся-то величиной с дом!»

Антуан де Сент-Экзюпери

(Световые эффекты звёздного неба. Звучит мелодия.)

– Мой Земной, мой родной, мой кружащийся шар ... Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звёзд и, кажется, нет этому пути конца...

Прожектор высвечивает ребёнка с Земным шаром в руках. Это начало танцевальной композиции. В течение танца в центре остаётся Земной шар. Вокруг него – то чёрные тени, то белые птицы... Композиция вызывает тревогу. Под ритмичную мелодию на сцену выходят чтецы, выстраиваясь «клином» от центра сцены, где продолжает находиться ребёнок с Земным шаром в руках. Прожектор освещает Земной шар. Музыка стихает. Начинает звучать метроном. Так же чётко, ритмично, строго звучат факты из уст  чтецов:

– Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы...
– Катастрофически сокращаются леса. Во многих местностях, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились лишь на 10-30% территории.
– Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи разведанные запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа – через 50 лет, угля – через 200 лет, цинка – 25, свинца – через 20 лет.

(Все уходят. Вспыхивает свет. Танец.)

– Живёт на земле человек. Он маленький, Земля огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни птиц, без ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.

–  Вот опять будто бы по  заказу
Даль заречная в сизом дыму,
Называют апрель синеглазым,
Видно, небо причиной тому.
–  Но, глядите, глядите –  откуда
Горки нежного изумруда
Возникают то там, то здесь?
–  Это ожил, проснулся лес,
Это почки лопнули разом,
Кто сказал –  апрель синеглазый?
У апреля глаза зелены.

(Звучит грамзапись «Голоса птиц». На сцене появляются елки и цветы. Выходит  Лесовичок.)

Лесовичок: Здравствуйте! Я –  лесовичок. Узнали меня? Ох-хо-хо! Доброе сегодня утро, солнечное, надо с лесом поздороваться. (Кричит) Здравствуй, ле-е-ес!

Эхо: Лес-лес-лес...

Лесовик: Здравствуйте, звери!

Эхо: Звери-звери-звери...

Лесовик: Здравствуйте, птицы!

Эхо: Птицы-птицы-птицы...

Лесовик: Здравствуй, эхо!

Эхо: Эхо-эхо-эхо...  (Высказывает зайка, пугается, прячется под куст). 

Лесовик: Здравствуй, зайка! Кого испугался?

Зайка:

Дедушка, у нас в лесу беда!
Пришёл в лес злой мальчишка,
Хулиган по имени Гришка,
Он по лесу бродит,
Страх на всех наводит.
Кустики ломает, гнёзда разоряет,
Всех птиц распугал,
Весь валежник раскидал!

Лесовик: Надо всех зверей позвать, Надо лес выручать!

Зайка: Лесовичок, смотри! От Гришки наш лес сбереги!

Лесовик: Я его ружьём пугну, На поляну не пущу!

Гришка: (выходит) 

В лес пришёл я погулять,
Буду всех в лесу пугать!
Ёлки ломать, птичек разгонять.
(Ломает, шумит, свистит) 

Лесовик: Это кто в лесу шумит? Кто тишину нарушает?

Гришка: А ты кто?

Лесовик: Я –  лесовичок, местный лесничий.

Гришка (испуганно): А я вот по лесу гуляю, грибы собираю, некогда мне. (Уходит) 

Лесовик: Грибы собирает! Стой! Какие грибы в апреле? Что-то тут не так! Пойду-ка я за ним. (Уходит. Выходят звери)

Лиса: Что случилось, зайка?

Зайка: 

Все сюда! Все сюда!
Ведь у нас в лесу беда!
Пришёл в лес мальчишка,
Хулиган по имени Гришка.
Он по лесу бродит,
На всех страх наводит.
Кустики ломает,
Гнёзда разоряет.
Всех птиц распугал,
Весь валежник раскидал.
Надо лес выручать,
Надо птиц, зверей спасать!

Медведь: Давайте, я его из-за ели напугаю. Как зареву: У-у-у-у! Он от страха задрожит и из леса убежит.

Зайка: Нет, он не испугается!

Волк: 

Зарычу и его испугаю,
За шиворот поймаю,
В лес подальше заманю,
Попрошу ребят кричать
И как эхо отвечать!

Зайка: Нам, ребята, помогайте, и как эхо отвечайте! (Звери прячутся.)

Гришка: 

Пришёл я в лес погулять!
Буду всех в лесу пугать!
Ёлки ломаю, птичек разгоняю,
Вот я смелый какой!

Все: Ой-ой-ой!

Гришка: Ой, боюсь!

Все: Боюсь-боюсь-боюсь!

Лесовик: Это кто в лесу шумит? Опять ты?

Гришка: Дедушка, мне в лесу страшно...

Лесовик: 

Не обидишь леса вдруг, будет он тебе как друг!
А завистливых и злых, ох, не любит лес таких!
Если в лес с добром придёшь,
Много здесь друзей найдёшь!
Видишь, вот мои друзья!
Ты подружишься с ними!

(Звучит мелодия леса, голоса птиц. Появляются девочка и мальчик.)

Оля: Знаешь, нам по русскому языку задали подготовиться в сочинению «Природа –  наш дом». Давай понаблюдаем за природой вместе?

Андрей: А что наблюдать?

Оля: Ну, как человек обращается с природой. Есть даже наука такая – экология.

Андрей: А это что такое? Мне и не выговорить.

Оля: Экология –  это наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой.

Андрей: А что такое окружающая среда?

Оля: Это и есть природа. Ну, пойдём, погуляем. Удочку возьми, что ли. Пойдём на Обь.

(Появляется «река» –  полотно, по которому плывут нефтяные разводы, банки).

Андрей: Вот и речка. Искупаемся? А, может быть, и рыбу половим?

(Закидывает удочку, в первый раз вытягивает старый башмак, второй раз –  рваный зонт, третий раз –  Бабу Ягу).

Баба Яга: Была речка чистой, да стала грязной. Была многоводной, стала маловодной. Все сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить!

Оля (спрятавшись за Андрея): Бабушка, а вы кто?

Баба Яга: Безобразие! Ты что, девочка, сказок не читала? Я –  Баба Яга! А теперь из-за людей, испортивших речку, я –  разноцветная Баба Яга. Постирала в этой воде своё платье, видите, на кого стала похожа. А ведь в неволе речка гибнет. Её живая вода постепенно становится «мёртвой»: ни попить, ни искупаться. Мой знакомый водяной уже убежал из такой речки. Эх, вы, люди –  кочерышки.

Андрей: Но не все же люди плохо относятся к природе! Конечно, надо беречь реки: вода –  краса всей планеты!

Баба Яга: Складно! А вы, я вижу, ничего себе! Пойдёмте ко мне в гости, в избушку на курьих ножках.

Оля: Я боюсь, Андрюша. А вдруг она нас съест.

Андрей: Не может быть. Я думаю, что современная Баба Яга –  вегетарианка. Правильно, бабуля?

Баба Яга: Мальчонка-то сообразительный. Пошли, пошли –  не обижу. Надеюсь, дома у меня всё в порядке. Сейчас узнаю.

(Берёт в руки серебряное блюдечко да наливное яблочко).

Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю родную Русь-матушку. Ой, вижу зайца, несётся к нам, что есть сил. Бежим навстречу!  (Вбегает заяц).

Андрей: Зайка, куда спешишь?

Зайка: (заикаясь) Дд..олой вв... редную капусту!

Андрей: Что это за вредная капуста? Расскажи нам с Олей.

Зайка: Ну, слушайте. На даче земля оскудела, урожай всё хуже. Чем помочь? Стали пичкать химическими удобрениями. Вырос урожай! Но полакомилась кочаном капусты гусеница –  кувырк на землю и лежит. Пришли куры, поклевали эту гусеницу –  и не стало кур. Прискакал и я в огород. Нашёл самый аппетитный кочан, но отведать не решился. Нет, думаю, лучше буду весь век корой осины питаться, чем жизнью рисковать! Долой! –  закричал я, –  «вредную капусту» и дал стрекача. Ведь всё хорошо в меру. Не ешьте эту капусту! А я поскакал обратно в лес. (Все уходят. Звучит мелодия, и выходят три богатыря). 

Илья Муромец (глядя вперёд из-под ладони): Эх, полюшко-поле! Ни живо, ни мертво ты стоишь. Будто после побоища.

Алёша Попович (кивая на камень): Тут что-то написано. Налево пойдёшь –  на нефтепровод попадёшь, направо пойдёшь – на свалке пропадёшь. Прямо поедешь –  на бездорожье костей не соберёшь. Ну и заехали мы! (Снимает шлем, вытирает испарину со лба).

Добрыня Никитич (тревожно): Глядите –  туча чёрная над городом стелется –  не к добру это! Неужто силы тёмные, поганые, снова на Русь напасть хотят? Защитим, братцы, землю – матушку от ворогов! Не пощадим живота своего!

Илья Муромец: Погоди, не горячись, Добрыня! То не туча ворогов застит небо, а дым от пожара от лопнувшей трубы нефтепровода валит.

Алёша Попович: А скажи, Илья Муромец, отчего так мертво вон то поле? Отчего трава на нём пожухла, а птицы улетели?

Илья Муромец: Оттого, что много лет шла на этом поле битва за урожай. И так за него бились друг с другом нерадивые, что теперь на поле даже бурьян не растёт. Всю-то землю-матушку замучили нитратами.

Добрыня Никитич: Это что же зря значит мы –  богатыри русские, поля эти у ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?

Илья Муромец: Нет, не зря, Никитич! А ну-ка, поворачивайте своих коней, поедем к мэру, вече соберём. Видать, опять наше время пришло, богатырское!

(Богатыри уходят. Звучит та же мелодия).

–  Природа и Родина – понятия неотделимые. В моём представлении Родина – это мой город Нижневартовск с его зелёными улицами и Обью рекой, зелёными лесами и болотами, с нефтяными вышками.

(Появляется нефтяник).

Беспокойно и днём и ночью
Буровая в пыли грохочет;
Рядом с ней расцвела фиалка
Красотою своей неяркой.
Расцвела и от пыли и грохота,
От мазута и «чёрного» золота,
Среди жижи болотной, тухлой
Была белой, а стала смуглой.
Стала смуглой, почти что чёрной,
Ни дождям, ни ветрам не покорной.
Буровик после смены жаркой,
Не успев смыть усталость с рук,
Наклоняется над фиалкой,
Как над раненым другом друг.
Станет рядышком на колени,
Прикоснётся ладонями рук,
И фиалка чуть просветлеет,
Слыша сердца горячий стук.
Говорят: ей бы жизнь иную,
Не такую, не нефтяную.
Ей расти, мол, на клумбе парка,
Умываться с утра росой...
Но цветёт, как прежде, фиалка
У нефтяников на буровой.
(На фоне музыки).
–  Город мой!  Отчётливо я слышу,
Как в далёких уголках земли
О тебе воспоминанья пишут
Кровью нефтяные короли.
–  Бродит ночь проспектом Победы
И качает тени на снегу.
Есть в Сибири город Нижневартовск,
Без него прожить я не смогу!

(Звучит грамзапись «Нижневартовский вальс». Исполняется вальс. После танца выходят все герои представления.)

Лиса: Чистый воздух – это счастье.

Медведь: Красота лесов и полей – великое счастье.

Волк: Чистая вода – это счастье.

Лесовик: Все мы обязаны природе.

Зайка: Пора научиться не только брать, но и отдавать.

Баба Яга: Давайте ещё раз посмотрим на серебряное блюдечко. «Катись, катись яблочко наливное...» Смотрите!

Лиса: Воздух чистый и вода прозрачная.

Медведь: Лес шумит чистым голосом, поле доброе расстилается.

Волк: Мать «сыра-земля» просыпается, в лугах трава наливается. Ясно солнышко умывается.

Лесовик: Красота-то какая! Сказка! Может, и у нас на Земле так когда-нибудь будет?

(Вбегает Маленький Принц. Музыка).

Принц: Ой, я опоздал! А я так хотел поблагодарить Землю! Мне очень нравится ваша планета, но я хотел бы напомнить людям, что «есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету!»

Берегите, Землю, берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!

– Закончился 20 век. Век, в котором человечество скатилось на грань экологической катастрофы. 20 век оставил нам нерешённым вопрос выживания. Нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя.
– Прощай, 20 век! Ты стал великой былью. Мы верили в тебя, Когда ты был не прав.
– Прощай, 20 век! Ведь мы тебя любили. Прости своих детей за их нелёгкий нрав.

(Все уходят. С постепенным усилением звука начинает звучать фрагмент оперы «Юнона и Авось». Земной шар, освещённый прожектором, выносится двумя участниками в центр и затем на край сцены).

– Господи!  Ты услышь меня,
Господи! Среди звёздных пространств
Я без компаса...
Кто-нибудь, услышь меня,
Кто-нибудь...  Я с планетой у края пропасти...

(Звук вновь нарастает, усиливая текст, и обрывается. К группе с «Земным шаром» подходят чтецы).

– Пока планета ещё жива,
Пока о солнце мечтают росы,
На жизнь предъявим свои права,
Пока не поздно.
– И поклянёмся, что мы спасём
Всю эту Землю в рассветах звёздных.
Спасём планету – наш добрый дом –
Пока не поздно.

(Звучит мелодия «Нам этот мир завещано беречь»).

– Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь.
И Землю удивительную эту.
– Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой Земной зовётся.
Пусть будет мирным небо над Землёй.
Пусть вечно детство звонкое смеётся.
Завещано беречь нам этот мир
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе!   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник "День Земли"

Праздник проводился в неделе предметов начальной школы. День окружающего мира.Ученики 4 классов показали экологическую сказку на основе краеведческого материала. Участие приняли учащиеся кружка "Юные ...

Праздник День Земли

Сценарий этого праздника посвящен нашей планете Земля. Его можно использовать на уроке окружающего мира, внеурочной и внеклассной работе. Можно провести как в классе, так и для всех учащихся начальной...

Классный час "День Земли"

Конспект открытого мероприятия, проведённого на районном семинаре по этнокалендарю....

Коллективное творческое дело День Земли

День Земли - международный праздник. В этот день во многих странах звучит КОЛОКОЛ МИРА. Колокол Мира символ мирной жизни на земле и обединению всех людей на земле в деле защиты окружающей среды. Учащи...

Экологическая сказка "День Земли Адыгеи"

Сказка для учеников 3 -4 классов направлена на  изучение экологии в данном регионе. Воспитывает уважение, любовь , ответственность за свою малую родину. К сказке прилагается презентация. которую ...

"Каждый день - День Земли"

«Каждый день - День Земли!» Пояснительная запискаЦель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в ц...

22 апреля - День Земли. Урок окружающего мира, посвященного «Дню Земли». 2 класс, УМК «Школа России»

Тема: День Земли.Цель: формировать экологическое самосознание ребят.Задачи:Образовательные:- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;- закрепить знание о Конаковском боре...