Внеклассное мероприятие "Его Величество «Этикет»"
план-конспект на тему
Цель занятия: формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий
Задачи занятия:
1. создать условия для систематизации знаний учащихся о понятии этикет;
2. учить анализировать поступки людей, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций;
3. формировать задатки самоконтроля в поведении детей;
4. формировать у учащихся понимание необходимости выполнения правил этичного поведения в повседневной жизни на примере этикета казачества;
5. развивать интерес к истории родного края;
6. воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях, желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_etiket.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие "Его Величество «Этикет»"
Подготовила: учитель начальных классов Божко А. А.
Цель занятия: формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий
Задачи занятия:
- создать условия для систематизации знаний учащихся о понятии этикет;
- учить анализировать поступки людей, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций;
- формировать задатки самоконтроля в поведении детей;
- формировать у учащихся понимание необходимости выполнения правил этичного поведения в повседневной жизни на примере этикета казачества;
- развивать интерес к истории родного края;
- воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях, желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным
Ход занятия:
Упражнение "Приветствие"
Учитель: - Ребята, предлагаю всем встать в круг и поприветствовать друг друга по-европейски, пожимая руку. А теперь поздоровайтесь как японцы, поклонившись друг другу. "Африканцы" при встрече трутся носами. Поприветствуйте и вы друг друга по–африкански.
- Я очень рада видеть вас и ваши добрые радостные лица, лучистые глазки! Думаю, что вы получили заряд бодрости и энергии, и хорошее настроение не покинет вас на время нашего занятия.
Слайд 2 (по щелчку)
Учитель: - Оказывается в разных частях света, у разных народов существуют различные способы приветствий. Одни кланяются в пояс, как японцы, другие падают на колени и ударяются лбом о землю, третьи прижимают руку ко лбу и сердцу, четвертые прикасаются носами, пятые показывают язык... Главное, знать некоторые принятые среди культурных людей правила и выполнять их в жизни.
Слайд 3: рассматривание картинок
Учитель: - Какая картинка лишняя? Почему? (ответы детей)
- Попробуйте определить тему сегодняшнего внеклассного занятия.
- Сегодня мы поговорим о правилах отношения человека к человеку, т. е. об этикете, который различается у разных народов даже в одной стране. Так как мы живем на Дону, то будем учиться поддерживать культуру народа своего родного края, познакомимся с правилами казачьего этикета, которые сохранились до наших времен, и постараемся составить «Свод этических правил».
Чтение стихотворения учеником:
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Как входить и где стоять,
Кому место уступать,
Как прилично одеваться,
Где молчать, а где смеяться,
Как к обеду пригласить,
Что подруге подарить.
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
В школе, в доме, на работе,
И в трамвае, в самолете,
И в театре, и в кафе
Пригодиться он тебе.
(А. Усачёв)
Слайд 4
Учитель: Историческая справка
Слово «этикет» появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Слайд 5
В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.
Слайд 6
При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или "Показания к житейскому обхождению". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Игра «Вежливо – невежливо»
Учитель: - Насколько вам знакомы правила культурного поведения, проверим в игре «Вежливо – невежливо». Если я называю вежливый поступок – вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами.
- поздороваться при встрече;
- толкнуть одноклассника и не извиниться;
- кричать, шуметь на перемене;
- уступить место старшим;
- не вставать на обращение учителя;
- помочь подняться по лестнице;
- перебивать во время разговора;
– соблюдать на уроке тишину;
– уметь выслушать друга;
– пропустить вперед девочек;
– сказать «До свидания» , уходя из класса домой;
– громко разговаривать в автобусе;
– помочь поднять упавшую вещь;
– обозвать обидным словом соседа;
– пожелать в столовой: «Приятного аппетита»
Учитель: - Проживая на Дону, мы должны знать правила казачьего этикета, которые сохранились до наших времен. Соблюдая их, будем поддерживать культуру народа своего края. Казак не считал себя казаком, если не знал и не соблюдал традиции и обычаи казачества, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:
Слайд 7:
1. Уважительное отношение к старшим
2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)
3. Безмерное почитание гостя
Устный журнал
Выступление подготовленных детей:
1 ученик: - В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.
При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье. Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему). Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность.
Слайд 8
2 ученик: - Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязывало младшего проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторых правил этикета:
- при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться;
- в присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться;
- младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными;
- при общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно спрашивалось мнение старшего;
- при конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.
Слайд 9
3 ученик: - В казачьих семьях безмерно уважительно относились к гостю, потому что гость считался посланцем Божьим. Независимо от его возраста, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, даже если гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке обязательно встретят, как гостя, накормят и его, и коня.
Слайд 10
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
Кто бы ни была женщина, к ней относились уважительно и защищали всегда. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы.
Работа в группах (объединяются учащиеся двух соседних парт):
Учитель: - Составим «Свод этических правил», для работы объединимся в группы. Посоветуйтесь друг с другом. Запишите свои мысли.
Итог:
Учитель: - Какие правила культурного поведения мы должны соблюдать и выполнять в повседневной жизни??
Отчеты детей по группам
«Свод этических правил»
- В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятности и обиды.
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.
- Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
➢ Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу, он всегда делает это охотно.
- Нужно быть вежливым в словах, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
- Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
- Взрослым надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
- Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
- Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста»).
- В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
- Не ябедничай. Если друг в чем-то неправ, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
- Будь всегда точным и аккуратным.
- Умей владеть собой, не «срывай зло» на окружающих.
- Внимательно слушай собеседника, не перебивая его, пока тот не закончит рассказ. Даже в ссоре никогда не повышай голоса.
- Старайся избегать назойливости: если твое присутствие неприятно человеку - оставь его.
- В гостях веди себя так, чтобы твое присутствие было приятно и для хозяев, и для гостей.
- Гостей встречай приветливо. Даже если ты чем-то огорчён, должен вести себя так, чтобы гости этого не заметили.
Учитель: - Это лишь часть правил хорошего тона, но применение даже этой малой части облегчит вашу жизнь, потому что хорошие манеры необходимы каждому. Но для того, чтобы стать культурным человеком, мало знать этикет, нужно следовать этим правилам всегда. В этом секрет успеха!
Рефлексия:
- Кому тема занятия была интересной?
- Что расскажите дома своим родителям?
- Какие выводы сделали для себя?
Использованная литература:
- «Краткий словарь по философии». Под ред. И.В. Блауберга и И.К. Пантина.
- «Словарь по этике». Под ред. И.С. Кона.
- Д.С. Лихачёв «Письма о добром».
- Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:Школьная Пресса. 2002. – 112с.
- 3. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.:Школа-Пресс. 1998. -186с.
- http://kazakdon.ru/gostepriimstvo_kazakov.html Казачество на Дону
- http://obuchonok.ru/node/349 История возникновения этикета
- http://zelenodolsk-okv.ucoz.ru/_ph/1/694439073.jpg картина С. Гавриляченко «Постриги», 2000
- http://images.yandex.ru/ картина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Уроки этикета"
Данный проект проводится в рамках факультатива "Уроки этикета в начальной школе"Цель: Воспитание у детей нравственности и культуры поведения в разных жизненных ситуациях. Развитие коммуникативных навы...
Его Величество Этикет, или как правильно вести себя за столом
Итоговое занятие по этикету для обучающихся среднего звена с использованием ИКТ...
Внеклассное занятие "Правила этикета. Как вести себя за столом»
В игровой форме дети познают правила поведения за столом,правила поведения в гостях...
Конспект внеклассного мероприятия "Правила этикета. Назначение салфеток."
Рассказ о правилах этикета, появлении и назначении салфеток....
«Его Величество Этикет»
Цели: 1. воспитывать у воспитанников чувство тактичности, повторить и углубить правила поведения в обществе...
Внеклассное мероприятие "Речевой этикет"
Цель: познакомить обучающихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.В ко...
Внеклассное занятие по этикету
Задачи занятия:создать условия для систематизации знаний учащихся о понятии этикет;учить анализировать поступки людей, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций;формировать задатки ...