Диагностика исследования нравственной сферы учащихся
тест (2, 3 класс) на тему
Собран диагностический материал по исследованию нравственной сферы учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_material.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Стемасская СОШ
Вешкаймский район
Ульяновская область
Приложение
к Программе «Формирование духовно-нравственных ценностей на основе изучения традиций Православия»
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Диагностика эмоционального компонента нравственного
развития
Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов)
(по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)
Анкета-опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»
(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
Диагностика
На занятиях по духовно-нравственному воспитанию я испытываю…
никогда | Очень редко | Иногда | 50/50 | Часто | Всегда | |
Скука | ||||||
Творчество Активность | ||||||
Страх | ||||||
Комфорт | ||||||
Поддержка педагога | ||||||
Беспомощность | ||||||
Открытие | ||||||
Информация | ||||||
Практическая значимость | ||||||
Бессмыслица | ||||||
Трудности | ||||||
Радость |
- Диагностика познавательной активности
На занятиях мне…
Очень интересно | |
Интересно | |
Не всегда интересно | |
Совсем не интересно |
- Диагностика сформированности нравственных качеств
Незаконченные предложения …
Если я вижу недостатки человека, то…указываю на них, не обращаю внимания, пересилю себя и постараюсь ему помочь
Если я вижу, как смеются над другим человеком, то я…не обращаю внимания; заступлюсь за него; укажу обидчикам на их недостатки; скажу обидчикам, что этот грех вернется к ним; буду защищать как смогу
Если я вижу нищего, просящего милостыню, то я…помогу, если смогу
Если я увидел потерянную кем-то вещь, то я…постараюсь вернуть ее владельцу; пройду мимо
Когда меня обижают, я…обзываюсь; не обращаю внимание; позову родителей на помощь; дам сдачи
Если я увидел, как у первоклассника расстегнулся портфель, и все из него выпало, я…
Если мне хочется идти гулять, а мама просит посидеть с сестрой, я…
Если у кого-то что-то вышло удачно, что-то купили и т.д., я…не буду завидовать; буду завидовать; порадуюсь за того человека
А) Виды контрольных заданий для текущего контроля
1. Вставь пропущенные слова и укажи источник текста: «Я Господь Бог
твой, да не будет у тебя других богов кроме _____>>.
2. Вставь пропущенные слова: «Апостолы - это ближайшие у________
И________X________; а постолы М________, М
_ , Л_____, И______написали четыре Е _________ .
3. Вставь пропущенные слова и объясните смысл: «Чти
отца твоего и ......, да благо тебе будет, и да долголетен ... на
земле».
4. Выбери понятия и названия, которые относятся только к христианской
православной традиции: храм Христа Спасителя, собор Святой Софии в
Константинополе, собор Парижской Богоматери, икона, Патриарх,
митрополит, Папа Римский, синагога, мечеть, ступа.
5. Дай определение понятия «икона».
Б) Виды контрольных .задании для итогового контроля 1). Краткий вопрос
типа: «Как называется...?», «Перечислите...», «Укажите...», «Дайте
определение...», «Что означает...?»
Примеры .задании
1. Как называется главная часть православного храма?
2. Назови русские монастыри.
2). Свободный по форме содержательный текст из 1—3 предложений с
пропусками значимого слова или части предложения.
Пример заданий
Вставьте пропущенные слова: «храм Покрова на ...», «святые благоверные
Борис и ...», «Троице-Сергиева ...», «Владимирская... Божией Матери»,
«русский иконописец преподобный Андрей ...».
3). Описание, характеристика или изложение (1—5 предложений)
Пример задания
Кого в христианской религиозной традиции называют святыми людьми?
4). Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по
которым следует провести сравнение, или без такого указания
Примеры заданий
1. Подберите названия добродетелей, противоположные по нравственному
смыслу названиям страстей и греховных проявлений человека: жестокость,
ненависть, гордыня, жадность, лицемерие.
2. Укажите характерные особенности иконографических типов икон Божией
Матери: «Оранта», «Одигитрия», «Умиление».
5). Альтернативные задания с выбором одного или более правильных
ответов из пяти-восьми предложенных вариантов
Примеры заданий
1. В Российской Федерации отмечаются как гражданские следующие
христианские праздники (выберите правильные ответы): Рождество
Христово; Троица; память святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских;
Покров Пресвятой Богородицы, Пасха — Светлое Христово Воскресение.
2. Подчеркните слова, которые относятся к православной культуре: притвор,
благотворительность, Кремлевский Дворец съездов, апостол, скиния.
3. Из предложенного перечня выделите великие христианские
праздники: Рождество Христово, рождество Иоанна
Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы,
Покров Пресвятой Богородицы, Вход Господень и Иерусалим, Вознесение
Господне, Крещение Господне, Новый год, День защитников Отечества,
масленица.
6). Задания на объяснение с использованием примеров, иллюстраций.
Примеры .заданий
1. Объясните смысл праздника Рождества Христова, используя названия
местностей, в которых происходили события Рождества Христова.
2. Обоснуйте утверждение: «Изучение религиозной культуры помогает в
освоении других учебных предметов в школе: языка, литературы, мировой
художественной культуры, истории, обществознания».
3. Приведите примеры икон Божией Матери, связанных с историей России.
4.Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем.
7). Задания на объяснение аналитического и синтетического характера.
Примерные задания
1. Объясните, почему христиане называют Христа Спасителем.
2. Приведите обоснования утверждения: 1) Православие является
культурообразующей религией в России.
Примеры заданий, связанных с формированием духовно- нравственных ценностей на основе изучения традиций Православия
1. Подчеркните слова, которые относятся к православной культуре: книга, акрополь, мифы, Библия, любовь, Заповеди
Божий, Кремль, собор Парижской Богоматери, храм, крест, икона, святые.
2. Продолжите предложение: «В начале сотворил ...».
3. Подберите слова, противоположные по смыслу следующим: нетерпение,
жестокость, зависть, гордость, себялюбие, раздражительность,
непослушание.
4. Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»:
своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.
5. Вставьте пропущенные слова и объясните смысл: «Чти
отца твоего и......, да благо тебе будет, и да долголетен ... на
земле».
6. Нарисуйте картинку: «Дерево добродетелей и страстей» и расположите на
их плодах следующие понятия: терпение, непослушание, благочестие,
неусидчивость, милосердие, черствость, неуступчивость, воровство,
прощение, смирение, порядочность, совестливость, злость, себялюбие
(эгоизм), кротость, честность.
7. Допишите предложения: Человека называют добрым, когда ... Семья —
это ...
Любить родителей - значит ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Диагностическое исследование нравственной сферы младших школьников"
Статья содержит диагностики развития нравственной сферы младших школьников....
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника для учителей и родителей.
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного комп...
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника для учителей и родителей.
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного комп...
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника для учителей и родителей.
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного комп...
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника...
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента п...
Исследование нравственной сферы школьника
Дагностика...