Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

Тудупова Жаргалма Чимитцыреновна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Твори добро!» психолого-социального направления составлена для младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_tvori_dobro.docx100.18 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Курумканский район»

Согласовано зам. директора по УВР

Подпись _______ Э.Ж.Бадмаева

МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю приказом директора

         (приказ № __  от 2016г)

Подпсиь _______/А.Б.Цыремпилов

Рассмотрено на заседании  МО

(Протокол № __ от «__» _2016г.)

Подпись  ______Ларионова Ц.М.

Внеурочная деятельность:

«Твори добро!»

(направление: психолого-социальное)

Составила: Тудупова Ж.Ч.,

учитель начальных классов

Алла

2016

                                                       Пояснительная записка

Программа «Твори добро!»» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и, в соответствии с программой организации внеурочной деятельности  направлена на духовно- нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.

Программа разработана на основе авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» Л.Н. Антилоговой и на основе осмысления опыта работы с учащимися младших классов (в основном с детьми «группы риска»)

Начальная школа призвана не только научить ребенка письму и счету, правильной речи, но и сформировать нравственные качества личности, культуру поведения.

Мир в наше время требует от  маленького человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый ребенок должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Не секрет, что сегодня в нашем обществе  проявляется  дефицит доброжелательности, наблюдается нарушение тех общепринятых нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе.

Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер, дефицит культурного общения приводят не только ребенка, но и взрослого человека к нравственному обнищанию.  

А ведь  формирование нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение основ современного этикета.

Дети «группы риска» зачастую занимают в общении и поведении по отношению к другим ребятам агрессивно-негативную позицию, так как большинство из них являются носителями отрицательного нравственного опыта , ориентируясь на пример своих родителей.

Результаты исследований и ежедневные наблюдения за  такими детьми  показывают необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию первоначальных знаний и умений у учащихся в области этикета, ведь для них – это дальнейшее условие  успешного взаимодействия в социуме. Важно помочь этим детям адаптироваться, научить их справляться со своими проблемами, сформировать нравственные качества и навыки культуры поведения.

Приоритетом  в  реализации программы является активное взаимодействие учеников младшего школьного возраста с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в ситуациях реальной жизни.

 Цель: формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими  манерами.

Задачи:

  1. Последовательное и систематическое знакомство  с нормами этикета.
  2. Обогащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.
  3. Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры  общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.
  4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта, сострадание, готовность прийти на помощь другому.
  5. Развитие общей культуры.

Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные

Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические .

Формы деятельности: игры, конкурсы, беседы, просмотр кинофильмов, мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии, фестивали, праздники, социальные акции.

Место проведения занятий: учебная аудитория (школа, ДДТ), музыкальная школа, художественная школа, библиотека, кинозал, музей, общественный транспорт, магазины, улицы поселка, парк, стадион, столовая.

Материальное обеспечение программы: транспортные средства, аудио и видеотехника, фотоаппарат, столы, стулья, канцелярские принадлежности, книги, наглядность, таблицы.

Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы, психолого-педагогическая литература.

Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)

Личностные УУД

  • самоопределение
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
  • установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД

  • понимание и сохранение учебной задачи
  • адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
  • осуществление пошагового и итогового контроля
  • различие способа и результата действия

Познавательные УУД

  • включение в творческую деятельность  учителя
  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
  • осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
  • построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

  • адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • аргументация своего решения и координация его с  решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности

Планируемые результаты

Реализация программы «Твори добро!»» ориентирована на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов  (далее - ВР)

ВР первого уровня:

Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со  сверстниками, педагогами,  окружающими. Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет»  на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.

У ученика будут сформированы:

  • внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет
  • опыт культурного поведения в социальной среде

Ученик получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

 ВР второго уровня:

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У ученика будут сформированы:

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений
  • отношение к иному мнению, культуре других народов
  • умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах

Ученик получит возможность научиться:

  • доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре
  • навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело

ВР третьего уровня:

Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит  во время социально-ориентированных акций.

У ученика будут сформированы:

  • умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым
  • желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве

Ученик получит возможность для формирования:

  • активной жизненной позиции
  • внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Программа рассчитана на 3 года работы для детей 7-11 лет и предполагает решение поставленных задач средствами  четырёх разделов:

1. Мир вежливости, мир хороших манер

2. Я и люди, которые меня окружают.

3. Культура внешнего вида.

4. Культура поведения в общественных местах.

В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями,  с нормами этикета в речевом общении, на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.

  Во втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе  межличностных отношений.

В третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании, формировании культуры внешнего вида. Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.

Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний  культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.

Режим работы

Занятия в рамках программы  проходят 1 раз в неделю. Структура занятий включает как теоретическую часть  (40 минут), так и практическую (40 минут). Вторая часть превалирует, так как полученные знания становятся прочными в процессе закрепления их в деятельности.

В программе есть занятия, содержание которых дополняет и расширяет темы урочных занятий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.    

Данная программа предоставляет широкие возможности для организации обучения  нормам и правилам этикета, формированию у школьников детской дипломатии и нравственных норм поведения, что может облегчить  период взросления  и будет способствовать формированию социальной готовности выпускников начальной школы.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов по программе «Твори добро!»»

  • коллективная  (задействованы все члены коллектива)– используется при объяснении нового материала, во время экскурсий. Это могут быть беседы, рассказы, лекции и.т.д.
  • групповая (состав группы 5-8 человек). Для сплочения детского коллектива и обеспечения возможности для полной самореализации ребенка необходимо между учащимися распределить роли, специфичные для реализации различных ролевых игр.
  • индивидуальная

Оценка достижения воспитательных результатов по программе «Твори добро!»

Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов  обучения: анкетирование, опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, тесты. В процессе изучения материала в качестве контроля предлагаются отчетные выставки, концерты, соц. акции, конкурсы.

Формы подведения итогов реализации внеурочной программы:

- участие в социальных акциях

-Опросник  « Знатоки Этикета»

-Опросник «Умеете ли вы общаться с людьми»

- Опросник «Соблюдаете ли вы правила этикета во внешнем виде?»

- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в гостях?»

- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета  в общественных местах ?»

- Методика «Какой у нас коллектив».

- Методика выявления уровня подготовленности учащихся к преодолению трудностей  (Л.В. Байбородова)

-Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова).

- Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

   


Содержание программы

1 год

2 год

3 год

«Мир вежливости, мир хороших манер».

1.1. История происхождения понятия «этикет».

Теория: определение понятия «этикет». Формирование правил поведения людей. Особенности русского этикета. Доброжелательность и вежливость- основа современного этикета.

Практика: тренинговые упражнения «Вежливые слова», игра «Спроси вежливо», составление эскиза дерева «Вежливых слов».

1.2 Способы проявление и выражение вежливости.

Теория: вежливые слова в общении с людьми. Слова просьбы, слова благодарности, слова извинения.  Приветливость, доброжелательность, умение держать слово, прийти на помощь любому- показатели вежливости человека.

Практика: игровая программа «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей».

1.3 Этикет приветствий.

Теория: история зарождения приветствий, их особенности. Национальные особенности  этикета приветствий. Общепринятые нормы приветствий.

Практика: ролевая игра с элементами выполнения упражнений «Здравствуй!». Обмен приветствиями, игра «Поздоровайся со мной», «Поздоровайся с другом».

1.4 Этикет прощания.

Теория: общепринятые нормы ритуала прощания. Общеупотребляемые фразы  при прощании. Выбор прощальной фразы в зависимости от обстоятельств.

Практика: моделирование ситуаций прощания. Игра «Мы будем прощаться». Конкурс «Найди ошибки».

1.5 Виды обращений.

Теория: обращения в официальной и неофициальной обстановке. Слова и сочетания слов, при помощи которых осуществляется обращение. Положительное и отрицательное при общении.

Практика: ролевое проигрывание ситуаций «Спросите у прохожего». «Как обратиться с просьбой». Аукцион слов-обращений.

1.6 Правила ведения телефонного разговора

Теория: этикетные правила телефонного разговора. Соблюдение культуры речи при общении по телефону. Основные требования к телефонному разговору.

Практика: Игра «Поговорим по телефону», «У меня зазвонил телефон».

I. «Мир вежливости, мир хороших манер»

1.1 Из истории хороших манер 

Теория: первые письменные документы, отражающие правила поведения людей. Формирование придворного этикета. Парадоксы придворного этикета. Отражение правил поведения россиян в литературных памятниках.

Практика: Ролевое проигрывание ситуаций. Сочинение сказки «Этикет придворного королевства».

1.2 Вежливые слова в общении с людьми

Теория: из истории происхождения вежливых слов. Слова просьбы, благодарности, извинения.

Практика: оформление словарика «Вежливые слова». Упражнения «извини меня», игра «Поле чудес» по теме «Вежливые слова».

1.3 Роль жестов и мимики в приветствиях

Теория:  Нестандартные формы приветствий жителей разных стран. Национальные особенности рукопожатий. Типы рукопожатий и их смысл. Поклон, кивок, улыбка. Жесты, сопровождающие приветствия.

Практика: ролевая игра «Ситуация без слов», обыгрывание ситуации приветствий с использованием жестов и мимики, упражнение «Дружеское рукопожатие».

1.4 Этикет знакомства.

Теория: правила этикета при представлении и знакомстве. Речевые формы при знакомстве, приставлении. Речевые ошибки при знакомстве.

Практика: игра «Разрешить представить», «Будем знакомы».

1.5 «Ты» и «Вы» в общении

Теория: из истории возникновения общения на «ты» и «вы». Лица, к которым принято обращаться на «Вы». Употребление местоимения «ты» в обращении к друзьям, сверстникам.  

Практика: игра «Когда «Вы», когда «ты»?», игра «Вежливо – невежливо». Конкурс «Найди ошибки».

1.6 Мобильный телефон.

Теория: история возникновения мобильной связи. Преимущества мобильной связи. Правила обращения с мобильным телефоном. Устройство телефона. Основные правила ведения разговора по мобильному телефону.

Практика: практическая игра «Звоним другу». Игра «Экстренные звонки» (пожарная охрана, скорая помощь, газовая служба). Упражнение «Запиши номер телефона», «Отправь SMS другу». Сочинение «Почему я выбираю мобильный телефон».

I. «Мир  вежливости, мир хороших манер»

1.1 Возникновение и развитие этикета в России

Теория: особенности русского этикета, и его отличительные черты. Нравы и обычаи россиян. Исчезновение устаревших правил поведения, появление новых.

Практика: составление и защита проекта «Я – воспитанный человек».

1.2 Мимика и жесты в этикете

Теория: понятие «жест» и «мимика». Значение невербального общения в жизни человека. Роль поклонов в этикете, история их возникновения, назначение сегодня. Роль жестов в общении. Жесты, соответствующие нормам этикета и нежелательные.

 Практика: инсценировка сказки  Л.Н. Толстой «Липунюшка» с помощью мимики, жестов. Мимическая игра. Изображение при помощи мимики следующих чувств: ужас, веселье, печаль, удивление, восторг, радость, гнев, недоверие, удовольствие.

  1. Многообразие приветствий

Теория:  истинный смысл приветствия. Выбор приветствий в зависимости от обстоятельств. Адресность приветствий.

Практика: обыгрывание ситуаций на тему «Приветствие»

1.4 Визитная карточка

Теория: история возникновения визитных карточек. Правила оформления визитной карточки. Предназначение и этикет вручения и обмена визитными карточками.

Практика: оформление визитной карточки.

1.5 Языковые средства общения: интонация, тон

Теория: роль интонации и выбор тона в общении с людьми. Доброжелательное отношение к собеседнику при общении. Вежливый тон речи. Пренебрежительный тон речи. Спокойная речь, плавные и красивые движения – показатели воспитанного человека.

Практика: произношение одних и тех же слов разным тоном, которые могут означать и выражать просьбу и требования, совет и предупреждение.

1.6 Служебный телефон

Теория:  предназначение служебного телефона. Правила пользования служебным телефоном. Правила ведения служебных разговоров по телефону. Официальные телефонные разговоры.

Практика: игра «Деловой телефон». Упражнения «Прием звонков по служебному телефону»

II. «Я и  люди ,которые меня окружают»

2.1 Я и ты. О друзьях и дружбе

Теория: Понятие «Дружба» и «друг».  Качества, отличающие  настоящего друга: честность, преданность, уважение, стремление оказать помощь.

Практика:  игра «Я выбираю друга», оформление альбома «Это мои друзья»

2.2 Дом, где я живу

Теория: культура поведения в семье, в быту. Правила общежития. Соблюдение чистоты и порядка в доме. Соблюдение звукового режима.

Практика: Проект «Мой дом в будущем».

2.3 Я в школе.

Теория:  Основные правила поведения школьника: бережное отношение к школьному имуществу, соблюдение чистоты и порядка, дисциплинированность. Соблюдение  чистоты и порядка в школе. Внешний вид школьника.

Практика: Разработка и защита проекта «Школа будущего».

2.4 Основы гостеприимства

Теория: У истоков гостеприимства. Приглашение и особые визиты. Парадоксы гостеприимства. Рассаживание гостей за столом. Трапеза как общение и ритуал. Сервировка чайного стола.

Практика: Ролевая игра «Гость среди гостей». Сервировка чайного стола. Рассаживание гостей.

II. «Я и люди, которые меня окружают»

2.1 Общение со взрослыми

Теория: правила общения со взрослыми. Помощь взрослым. Положительное и отрицательное в общении со взрослыми. Регулирование отношений в общении со взрослыми. Формы общения. Формы  обращений с просьбой, выражений благодарности. Уважение взрослых ведущая нравственная норма на Руси.

Практика: посещение дома ветеранов с концертом. Сочинение рассказа «Нет худа без добра»

2.2  Двор, где я живу

Теория: культура поведения во дворе, на детской игровой площадке. Соблюдение чистоты и порядка во дворе. Игры, в которые дети играют во дворе.

Практика: благоустройство территории детского дома

2.3 Я и мои одноклассники 

Теория: Мои товарищи, совместная учеба, игры, отдых. Дружба между мальчиками и девочками в классе как проявление внимания к друг другу. Скромность, сдержанность, доброжелательность – основа отношений в классе.

Практика: оформление летописи класса.

2.4 Я – гость

Теория: правила поведения в гостях. Обязанности гостя. Опоздавший гость. Выбор и вручение подарков. Поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами.

Практика: вечер «Мы идем в гости».

II. «Я и  люди, которые меня окружают»

2.1 Общение с младшими

Теория: правила общения с младшими. Отношение к младшим. Помощь и забота о младших. Формы общения с младшими.

Практика: акция для детей детского сада «Добрый поступок». Разработка «Законов дружбы».

2.2 Хозяева квартиры и соседи

Теория: правила общежития. Взаимоотношение соседей. Права и обязанности соседей. Причины разногласий между соседями.

Практика: конкурс рисунков «Замечательный сосед».

2.3 Общение с одноклассниками и учителями.

Теория: дружба со сверстниками, внимание и уважение к старшим и младшим школьникам. Вежливость и предупредительность в отношении с учителями и другими взрослыми.

Практика: оформление альбома «Школьные годы чудесные».

2.4 Прием гостей

Теория: выбор и приглашение гостей. Формы приглашений. Приготовление к приему гостей. Обязанности хозяев. Угощение  гостя. Сервировка стола. Столовые приборы и их назначение. Приглашение гостей к столу.

Практика: Вечер-развлечение «Званый  гость»

III. «Культура внешнего вида»

3.1 Требования к внешнему виду человека .

Теория: значение внешнего вида в жизни  человека. Культура внешнего вида. Советы по уходу за кожей лица, рук, волос.

Практика: Экскурсия в салон красоты.

3.2 Домашняя одежда

Теория: Внешность и одежда дома. Аккуратность домашней одежды. Ночная одежда, домашняя обувь. Правила ухода за домашней одеждой.

Практика: сочинение сказки «Жили- были домашние вещи».

3.3 Культура одежды

Теория: родословная вещей, основные требования при выборе одежды, стремление человека быть красивым, современный костюм и его значение в создании образа.

Практика: оформление альбома « Мои любимые вещи».

  1. Роль движений о внешнем облике человека

Теория: взаимосвязь внешнего облика человека с манерой движения. Выразительность движений. Простонародные приметы и поверия, связанные с различного рода перемещениями человека.

Практика: Упражнения «Движения в пространстве», «Двигайся под музыку», «Импровизация». Этюды на достижение полной мышечной свободы.

III. «Культура внешнего вида»

  1. Этикет и мода

Теория: происхождение понятия «мода». Взаимосвязь понятий «этикет» и «мода». Правила этикета в моде. Модный человек – кто он? Требования, предъявляемые к одежде.

Практика: моделирование из бумаги одежды для кукол.

3.2. Повседневная одежда

Теория: соответствие одежды месту и событию. Правила этикета для повседневной одежды. Выбор повседневной одежды в зависимости от сезона года.

Практика: составление «ансамбля» из набора вещей.

  1. Волосы и головной убор

Теория: Уход за волосами. Средства для ухода за волосами. Прическа. Из истории головных уборов. Ритуалы, связанные с головными уборами. Выбор головного убора в зависимости от сезона года.

Практика: экскурсия в парикмахерскую. Оказание услуг по выполнению стрижки.

3.4 Роль позы во внешнем облике человека

Теория: правила этикета для положения поз «стоя»и «сидя». Манера красиво сидеть, стоять. Осанка в положении сидя и стоя. Расположение спины, плеч, рук, ног при посадке. Выражение почтения через ритуал вставания.

Практика: Пантомима «Учимся красиво сидеть и стоять»

III «Культура внешнего вида»

3.1 Красота внешняя и красота душевная

Теория: отражение внутреннего состояния во внешности. Различие понятий «внутренняя» и «внешняя» красота. Из истории появления зеркал. Зеркало и его назначение в жизни человека. Способы достижения красоты.

Практика: сочинение «Красота истинная и красота ложная».

3.2 Парадная одежда

Теория: парадная одежда для мальчиков и для девочек. Требования к парадной одежде в зависимости от мероприятия. Правила ухода за парадной одеждой.

Практика: Рисование эскизов парадной одежды. Упражнение «Завяжи галстук».

3.3 Покупка новых вещей

Теория: личный вкус и финансовые возможности покупателей. Дополнение имеющегося гардероба новыми вещами. Приобретение «случайных» вещей.

Практика: поход в магазин и приобретение новых вещей.

3.4. Походка

Теория: основные этические требования к походке. Элегантная походка. Расхлябанная походка. Красота жестов при походке. Осанка при ходьбе. Советы по выработке красивой походки.

Практика:

IV. «Культура поведения в общественных местах»

4.1 В школьной столовой

 Теория: проявление уважения к труду работникам столовой. Соблюдение чистоты, порядка и тишины в столовой. Культура поведения за столом: тщательное пережевывание пищи, умение пользоваться приборами. Бережное отношение  к хлебу. Благодарность работникам столовой за приготовление пищи и приятное обслуживание.

Практика: обед в столовой с последующим анализом поведения воспитанников.

4.2 Я - покупатель

Теория: приведение в порядок внешнего вида перед походом в магазин. Предупредительность и внимательность в дверях магазина: пропускаем входящих, придерживаем за собой дверь. Соблюдение порядка и очередности в магазине. Умение внятно и четко изложить свою просьбу продавцу при приобретении покупки. Слова вежливости и благодарности за обслуживание.

Практика: ролевая игра «Продавец и покупатель». Экскурсия в магазин «Я- покупатель».

4.3 Я- кинозритель

Теория: внешний вид при посещении кинотеатра. Умение приобрести билет в кассе, найти свое место в зале. Культура поведения в кинозале: заблаговременное расположение на своем месте, снятие головного убора, соблюдение чистоты, исключение шума, крика, хождений и комментариев фильма. Вежливость в отношении с соседями. Соблюдение порядка при выходе из зала.

Практика: коллективная поездка в кинотеатр.

4.4 Я- читатель

Теория: библиотека- книжный храм. Запись в библиотеку. Вежливое обращение с просьбой помочь найти нужную книгу. Бережное отношение к книгам, своевременное возвращение их в библиотеку, соблюдение тишины и порядка в библиотеке.

Практика: практическая работа  "Лечим книги", экскурсия в районную библиотеку имени М. Ульянова.

IV. «Культура поведения в общественных местах»

4.1 О вежливости на улице и в городском транспорте

 Теория: тон вежливой речи. Я - прохожий. Забота о внешнем виде выходящего на   улицу. Правила поведения на улице. Я - пассажир. Лица, которым отдается предпочтение при входе в транспорт и предоставлении мест в транспорте.  Правила поведения в транспорте: соблюдение чистоты, исключение громких  разговоров, вежливость в отношении с пассажирами и кондуктором. Вежливые слова, обращенные  к пассажирам при движении к выходу, при передаче денег на билет.

Практика: ролевая игра "В автобусе". Прогулка «Вежливый пешеход». Проезд в маршрутном автобусе.

4.2 Поведение на природе

Теория: природа поселка, её красота. Растения и животные ближайшего природного окружения, бережное отношение к ним. Подкормка птиц. Соблюдение чистоты, тишины при отдыхе на природе. Осторожное обращение с огнем. Правила «общения» с природой .

Практика: экскурсия в лес.

4.3 В поезде и самолете

Теория: подготовка к дальней поездке. Сбор и упаковка необходимых вещей. Забота о внешнем виде. Заблаговременное прибытие на вокзал. Ожидание поезда, самолета. Основные правила поведения на вокзале: соблюдение тишины, чистоты и порядка, вежливое отношение к пассажирам. Культура поведения во время поездки, полёта.

Практика: ролевая игра «Мы едем, едем, едем», сочинение сказки «Дальняя поездка».

4.4 В музее

Теория: культура поведения в музее: соблюдение тишины, осторожное обращение с экспонатами. Внешний  вид  экскурсанта. Умение вести себя во время экскурсии по музею: культура обращения с вопросами после экскурсии, способы выражения благодарности экскурсоводу.

Практика: экскурсия в музей

IV. «Культура поведения в общественных местах»

4.1 О вежливости в учреждениях здравоохранения .

Теория: Уважение к труду работников учреждения здравоохранения. Соблюдение тишины и очереди.  Умение четко объяснить врачу состояние своего самочувствия. Учтивость и предупредительность в общении с посетителями данного учреждения.

Практика: ролевая игра «На приеме у врача». Экскурсия в поликлинику, прием у врача. 

4.2 На праздничном вечере.

Теория: подготовка к посещению праздничного вечера: проявление заботы о внешнем виде, выбор праздничного костюма. Культура участия в праздничных конкурсах и играх. Внимательность и предупредительность по отношению к другим участникам вечера.

Практика: разработка сценария праздничного вечера с последующим его проведением.

  1. В театре

теория: подготовка к посещению театра: приведение в порядок своего внешнего вида, выбор соответствующего наряда. Расположение мест в театре, в ход в зрительный зал, правила движения по ряду к своему месту. Соблюдение тишины во время спектакля, уважение к сидящим рядом зрителям. Спокойный уход из зала после спектакля.

Практика: посещение театра.

  1. В парке и на стадионе

Теория: парк как место прогулок и отдыха. Бережное отношение к парковым насаждениям. Соблюдение правил поведения на качелях, каруселях. Вежливое и доброжелательное отношение к отдыхающим и работникам парка. Стадион как место занятий спортом. Соблюдение чистоты и порядка. Культура выражений эмоций болельщиков во время соревнований.

Практика: посещение парка. Посещение спортивного мероприятия.


Тематическое планирование первого года обучения

Разделы:

1. Мир вежливости, мир хор

2. Я и люди, которые меня окружают.

3. Культура внешнего вида.

 4. Культура поведения в общественных местах.

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

теория

практика

  1. Раздел «Мир вежливости, мир хороших манер»

1.1

История происхождения понятия «этикет»

Познавательная беседа

Тренинговые упражнения

1

1

1.2

Способы проявления и выражения вежливости.

познавательная беседа

диалог

мини-спектакль

1

1

1.3

Этикет приветствий

беседа, викторина

1

1

1.4

Этикет прощания

беседа, конкурс

1

1

1.5

Виды обращений

аукцион

1

1

1.6

Правила ведения телефонного разговора

ролевая игра

1

1

  1. Раздел «Я и люди, которые меня окружают»

2.1

Я и ты. О друзьях и дружбе

проблемно-ценностная дискуссия

1

1

2.2

Дом ,где я живу

проект

1

1

2.3

Я в школе

моделирующая  игра

1

1

2.4

Основы гостеприимства

ролевая игра

1

  1. Раздел «Культура внешнего вида»

3.1

Требования к внешнему виду человека

Познавательная беседа

1

3.2

Домашняя одежда

викторина-тест

1

1

3.3

Культура одежды

беседа

1

3.4

Роль движений во внешнем облике человека

наблюдение

,игра

1

1

  1. Раздел «Культура поведения в общественных местах»

4.1

В школьной столовой

Проблемная  дискуссия, экскурсия  в хоз. блок

1

1

4.2

Я- покупатель

               ролевая игра

1

1

4.3

Я - кинозритель

поездка

1

4.4

Правила поведения в библиотеке

экскурсия

1

1

Итоговое занятие

спектакль

1

Итого:

16

13

4

Тематическое планирование второго года обучения

Разделы:

1.Мир вежливости, мир хор

2.Я и люди, которые меня окружают.

3.Культура внешнего вида.

4.Культура поведения в общественных местах.

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

теория

практика

  1. Мир вежливости, мир хороших манер

1.1

Из истории хороших манер

Мини-лекция

1

1.2

Вежливые слова в обращении с людьми

1

1

1.3

Роль жестов и мимики в приветствии

1

1

1.4

Этикет знакомства

ролевая игра

1

1

1.5

«Ты» и «вы» в обращении

1

1

1.6

Правила пользования мобильным телефоном

1

1

  1. Я и люди, которые меня окружают

2.1

Общение со взрослыми

1

2

2.2

Двор ,где я живу

1

2.3

Я и мои одноклассники

1

1

2.4

Я гость

1

1

1

  1. Культура внешнего вида

3.1

Этикет и мода

1

3.2

Повседневная одежда

1

1

3.3

Волосы и головной убор

1

1

3.4

Роль позы во внешнем облике человека

1

1

  1. Культура поведения в общественных местах

4.1

О вежливости на улице и в транспорте

1

4.2

О поведении на природе

1

1

4.3

В поезде и самолете

1

4.4

В музее

1

Итоговое занятие

1

1

Итого:

18

10

6

Тематическое планирование третьего года обучения

Разделы:

1. Мир вежливости, мир хороших манер

2. Я и люди, которые меня окружают.

3. Культура внешнего вида.

4. Культура поведения в общественных местах.

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

теория

практика

  1. Мир вежливости, мир хороших манер

1.1

Возникновение и развитие этикета в России

1

1.2

Мимика и жесты в этикете

1

1

1.3

Многообразие приветствий

1

1

1.4

Визитная карточка

1

1

1.5

Языковые средства общения: интонация, тон

1

1

1.6

Служебный телефон

1

1

  1. Я и люди, которые меня окружают

2.1

Общение с младшими

1

1

2.2

Хозяева квартиры и соседи

1

1

2.3

Общение с одноклассниками и учителями

1

1

2.4

Прием гостей

1

1

  1. Культура внешнего вида

3.1

Красота внешняя и красота душевная

1

1

3.2

Парадная одежда

1

1

3.3

Покупка новых вещей

1

3.4

Походка

1

1

  1. Культура поведения в общественных местах

4.1

О вежливости в учреждениях здравоохранения

1

1

4.2

На праздничном вечере

1

1

4.3

В театре

1

4.4

В парке и на стадионе

1

1

Итоговое занятие

1

Итого:

18

12

4

Список литературы.

  1. Алешина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. – Л., 1981.
  2. Антилогова Л.Н. Основы современного этикета. - М., 2006.
  3. Байдурина А.К. У истоков этикета.- М., 2006.
  4. Безруких М.Я. и другие. Я или Правила поведения для всех – М.., 1991.
  5. Божович Л.И. Золотая книга хорошего тона.- М., 1997.
  6. Бушелева Б.В. Правила хорошего тона- М., 2006.
  7. Волченко Л.Б. Этика и этикет. – М., 2005.
  8. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989.
  9. Гольдин В.Е.. Этикет и речь. – Саратов, 1978.
  10. Дунцова К.Г. Этикет за столом. – М., 1990.
  11. Домострой. – М., 1991.
  12. Канторович В.Я., Ты и Вы. – М., 1970.
  13. Колесов В.В., культура речи – культура поведения.-Л.,1988
  14. Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме.- М., 2006.
  15. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1986.
  16.  Марейн К.Н Воспитательная работа в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского.- М., 1998.
  17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 2002.
  18. Смолка К. Правила хорошего тона. – М., 1980.
  19.  Соколова О.А. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 2003.
  20. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. – М., 1981.
  21.  Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста.- М., 2005.
  22. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах.- М., 2000
  23. Юрьев Ю.М. Разговор о важном: Этикет на каждый день. – М., 1979.
  24. Ягодинский В.Н. Наш этикет. – М., 1988.  

Список литературы для детей.

  1. Гримак Л.П. Общение с собой. – М., 1991.
  2. Карзов С.В. Энциклопедия для маленьких джентльменов. –СПб., 1997.
  3. Карзов С.В. Энциклопедия для маленьких принцесс.- СПб., 1998.
  4. Коротеева Л.А. Золушка становится принцессой. (Книга для девочек).- М., 1992.
  5. Куликова Л.Н. Воспитать себя. – М., 1991.
  6. Левитан К.М. Знаете ли вы себя? – Свердловск, 1991.
  7. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина.- М., 1995.
  8. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. – М., 2003.
  9. Пивовар В. Энциклопедия хороших манер. – СПб., 1998.
  10. Рыданова И.И. И лицо, и одежда… - Минск, 1988.

Приложение  1 .

Опросник  « Знатоки Этикета»

Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И

Цель: проверить знания детей в области этикета.

1.Как вы думаете, что такое этикет?

а) это просто чей-то нрав;

б) благодарность за что-нибудь;

в) совокупность правил поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, форма общения.

2. Что такое мимика и жесты?

а) они являются неподготовленными заранее выражением чувств и внутреннего состояния человека в данный конкретный момент;

б) это свободное дополнение к речи, которые позволяют более точно и полно передать настроение и ощущения говорящего;

в) они отражают подсознание человека, истинные ощущения, которые возникают у него в данный момент.

3. Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

а) можно, если вы уверены в прочности материала, из которого они изготовлены;

б) нежелательно;

в) ни в коем случае.

4. При встрече со своим хорошим другом, вы….

а) издалека кричите: « Привет!»;

б) обнимаете друг друга;

в) сравнявшись, обмениваетесь крепким доверительным рукопожатием.

5. Какая часть тела, на ваш взгляд, чаще всего применяется в качестве средства невербального общения?

а)  ступни;

б)  ноги;

в) руки;

г) кисти рук;

д) плечи.

6. На что вы обращаете своё внимание в первую очередь, когда видите своё отражение в витрине магазина или зеркале?

а) на то, как сидит одежда;

б) на причёску;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

7. Что вы думаете о человеке, если он часто прикрывает рот рукой при разговоре или смехе?

а) такому человеку есть, что скрывать;

б) наверное, у него некрасивые зубы;

в) ему стыдно.

8. При разговоре с человеком вы прежде всего обращаете внимание на …

а) на его глаза;

б)  на рот;

в) на руки;

г) на его позу.

9. Как вы считаете, можно ли по внешнему виду узнать человека?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

10. Какая мимика и жесты, по вашему мнению, имеет одинаковое значение во всём мире? (дайте три ответа)

а) качание головой;

б) кивание головой;

в) сморщивание носа;

г) сморщивание лба;

д) подмигивание;

е) улыбка.

11. Как вы считаете, можно ли контролировать свою  мимику и другие невербальные средства общения?

а) да;

б) нет;

в) в некоторых случаях..

12. Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

а) нет;

б) нужно;

в) желательно, но не обязательно.

13. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

а) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену;

б) лицом к сидящим;

в) боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.

14. Как выразить свой восторг от концерта?

а) громким свистом и топаньем ног;

б) криками «браво» и вставанием;

в) громкими, ритмичными аплодисментами.

15. Как следует принимать подарки?

а) поблагодарить, не раскрывая подарка;

б) развернуть, порадоваться и поблагодарить;

в) развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей.

16. Можно ли, вручив имениннику подарок и выслушав его слова его благодарности, обсуждать подаренную вещь?

а) можно, если она сама вам по душе;

б) нельзя;

в) можно обсуждать всё, что угодно, кроме цены вашего подарка.

17. Как вы считаете, можно ли в условиях домашней вечеринки танцевать в тапочках?

а) можно;

б) нежелательно;

в) ни в коем случае.

Подсчитайте необходимое количество баллов.

1.     а-2               б-3          в-4

2.     а-2               б-4          в-3

3.     а-3               б-3          в-4

4.     а-4               б-3          в-4

5.     а-1               б-2          в-3            г-4

6.     а-2               б-1          в-3            г-2           д-1

7.     а-4               б-3          в-2

8.     а-4               б-3          в-3            г-2

9.     а-4               б-3          в-2

10.   а-1               б-1          в-2            г-2            д-1                е-2

11.   а-1               б-3          в-2

12.   а-2               б-4          в-1

13.   а-3               б-4          в-2

14.   а-1               б-3          в-3

15.   а-2               б-4          в-3

16.   а-3               б-4          в-3

17.   а-2               б-3          в-4

Если вы набрали  более  56  баллов, то можно с уверенностью сказать, что вы знаток этикета, наблюдательный и чуткий человек, обладаете хорошей интуицией и способностью понимать других людей. Однако вы слишком полагаетесь на интуицию и не склонны доверять словам, невербальным средствам общения вы доверяетесь больше.

Если вы набрали от 34-55 баллов, то нужно сказать, что вы неплохо разбираетесь в людях, хорошо расшифровываете невербальные «сигналы». Однако, к сожалению, вы совершенно не используете эту информацию в практической жизни. Вы больше всего склонны верить сказанным словам, воспринимая буквально то, что вам сказали, чем язык мимики и жестов. Вам стоит больше доверять своей интуиции, а не просто принимать на веру всё сказанное.

Если вы набрали от 11-33 баллов, то, к сожалению, вы совсем не знаете правил этикета и не обращаете никакого внимания на невербальные сигналы, для вас они абсолютно не понятны. Поэтому вам, как правило, необыкновенно трудно правильно оценивать поступки людей. И дело вовсе не в том, что вы на это не способны. Просто вы не придаёте этому аспекту должного значения.

Приложение  3

«Умеете ли вы общаться с людьми»

Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И.

Цель: выявить глубину знаний по разделу «Мир хороших манер», «Я и другие люди».

Тест  проводится с учащимися младшего школьного возраста.

  1. Вы любите больше слушать, чем говорить? Да/нет
  2. Вы легко поддерживаете разговор даже с незнакомым человеком? Да /нет
  3. Вы умеете быть внимательным к человеку? Да/нет
  4. Давать советы – ваше самое любимое занятие? Да/нет
  5. Если человек вам несимпатичен – вы это сразу покажете? Да/нет
  6. Вы часто проявляете негативные эмоции? Да/нет
  7. По каждому вопросу вы имеете свое мнение? Да /нет
  8. Сможете ли вы поддержать разговор на не знакомую вам тему? Да/нет
  9. Быть в центре внимания- ваша цель? Да/нет
  10. Вы умеете понятно и доступно объяснить что-то слушателю? Да/нет.

За каждый ответ «да»  на вопросы 1,2,3,7,8,10 засчитайте себе по 2 балла. Если вы набрали менее 6 баллов – общаться с вами не самое большое удовольствие. Если вы набрали от 6 до 10 баллов – многие будут стремиться общаться с вами. Если вы набрали максимум – 12 баллов, и при этом отвечали на вопросы вполне искренне, вы – король общения!

Соблюдаете ли вы правила этикета во внешнем виде?

Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И.

Цель: выявить глубину усвоенных знаний по разделу «Культура внешнего вида».

Тест  проводится с учащимися младшего школьного возраста.

  1. Вы аккуратно складываете свою одежду?

Да – 3 балла

Не всегда – 2 балла

Нет – 1 балл

  1. Одежду на завтра вы готовите с вечера?

Да – 3 балла

Не всегда – 2 балла

Нет – 1 балл

  1. Оторвавшуюся вешалку на куртке вы пришиваете сразу?

Да – 3 балла

Не всегда – 2 балла

Нет – 1 балл

  1. Придя, домой вечером, вы:

Сразу переодеваетесь и аккуратно убираете все вещи на место – 3 балла

Просто засовываете одежду в шкаф, не складывая её – 2 балла.

Ходите дома в уличной одежде и снимаете её только на ночь, разбросав как попало – 1 балл.

5. После прихода домой вы сразу моете и чистите обувь?

Да – 3 балла

Делаете это, но утром – 2 балла

Это делает кто-то за вас – 1 балл.

6.Свои вещи вы стираете сами?

Да – 3 балла

Не всегда – 2 балла

Нет – 1 балл

7. Вы стрижетесь не менее одного раза в полгода?

Да – 3 балла

Реже  – 2 балла

Вообще не слежу за своей прической – 1 балл

8. Вы принимаете душ ежедневно?

Да – 3 балла

Реже  – 2 балла

Раз в неделю – 1 балл

9. Вы пользуетесь гигиеническими косметическими средствами каждый день?

Да – 3 балла

Реже  – 2 балла

Только когда вам кто-то напомнит об этом – 1 балл

10. Вы каждый день меняете хотя бы частично свою одежду?

Да – 3 балла

Через день – 2 балла

От случая к случаю – 1 балл

Если вы набрали от 20 до 30 баллов – вы довольно стильны, аккуратны и привлекательны. Если у вас менее 15 баллов – обязательно обратите внимания на свою одежду и прическу.

Усвоили ли вы правила этикета в гостях?

Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И.

Цель: выявить глубину усвоенных знаний по правилам этикета в гостях.

Тест  проводится с учащимися младшего школьного возраста.

  1. Вы пришли в гости. Вас посадили за стол. Около тарелки лежит накрахмаленная салфетка. Что вы будете с ней делать:

а) положите её на колени;

б) заправите за воротник?

2. Вы пришли в гости. В комнате много людей. Как вы поздороваетесь:

 а) с каждым мужчиной за руку, с каждой женщиной – перекинувшись парой слов;

б) кивнув всем гостям сразу?

3. Соседка справа завела с вами разговор, но вам нравится соседка слева. Что вам следует делать:

а) продолжать беседовать с соседкой справа;

б) поддерживать беседу с обеими?

4. Вам подали отбивные котлеты:

а) вы сразу разрежете всю котлету на кусочки;

б) постепенно будете отрезать по одному кусочку и сразу их съедать.

5. Можно ли критиковать блюда, приготовленные хозяйкой:

а) нет;

б) да?

6. Ваше любимое кушанье стоит далеко. Что вы сделаете:

а) сами будете тянуться, чтобы положить его на тарелку;

б) попросите передать?

7. Хлеб из хлебницы вы возьмете вилкой:

а) да;

б) нет, рукой?

8. У вас на тарелке осталось немного гарнира. Вы:

а) кусочком хлеба поможете насадить его на вилку;

б) доедите его с помощью ножа и вилки.

С помощью таблицы подсчитайте заработанные вами баллы

ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

а

5

5

0

0

5

0

5

5

б

0

0

5

5

0

5

0

0

Более 30 очков. Вы молодцы. В гостях вы всегда будете чувствовать себя замечательно, не задумываясь, правильно или нет вы что-то делаете.

20-29 очков. Тоже хороший результат. Со временем вы усвоите всю науку, а пока и того, что вы знаете, вполне достаточно, чтобы чувствовать себя воспитанным человеком.

11-19 очков. Значит, усвоили чуть больше половины из всего, всего того, что с вами изучали. Вам нужно еще немножко попрактиковаться.

Менее 10 очков. Это плохо. В гостях неловкость будете испытывать если не вы, то все остальные.

         

Усвоили ли вы правила этикета  в общественных местах ?

Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И.

Цель: выявить глубину усвоенных знаний по правилам поведения в обществе.

Тест  проводится с учащимися младшего школьного возраста.

1.   С вами на улице поздоровался незнакомый человек. Вы ответите?

Да/нет.

2.   Вы выходите из подъезда, за вами идет кто-то еще. Придержите ли вы двери?

Да/нет.

3.   Садясь в автобус, вы пролезете вперед, расталкивая всех, потому что очень торопитесь?

Да/нет.

4.   Вы здороваетесь везде, куда приходите, прямо с порога? Да/нет.

5.   Вы проходите в театре к своим местам, повернувшись лицом к сидящим?

Да/нет.

6.   Если вы хотите что-то показать своему другу на улице, вы сделаете это указательным пальцем?

Да/нет.

7.   Вам звонят по телефону. Ошиблись номером. Вы сразу бросите трубку?

Да/нет.

8.   Вы сидите на концерте классической музыки. Вам нравится мелодия. Станете ли вы подпевать, вслух?

Да/нет.

9.   Можно ли громко разговаривать в музейном зале, даже если нет других посетителей?

Да/нет.

10.Вы хотите пойти на выставку, но все заняты. Прилично ли будет пойти одному? Да/нет.

Теперь проверьте себя.

Правильными ответами являются следующие: 1, 2, 4, 5, 10 - «да»; 3, 6, 7, 8, 9 - «нет». Каких ответов у вас больше?

Правильных? Это замечательно.

Неправильных? Вам лучше взять в руки книжку по этикету, так как, похоже, вы проспали все занятия.

Приложение 4.

Методика, «Какой у нас коллектив».

(разработана профессором А. Н. Лутошкиным)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986)

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи»

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того,, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа эта существует формально, не принося радости, и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

  Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!» Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

 Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дадут погаснуть огню, — организаторы, актив.

Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.  

«Алый парус»

Алый парус — это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив — тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить  развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

                                                                                                                     Приложение  5.

Методика выявления уровня подготовленности учащихся

к преодолению трудностей  (Л.В. Байбородова).

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности школьников.

Ход проведения. Школьникам  предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 – никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать

16. Переживаю неприятности других, как свои

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных.

Среднюю оценку социальной адаптированности воспитанников  получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой Оценка приверженности подростков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный подросток (или группа подростков) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Приложение 6.

Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова)

Цель: выявить уровень сформированности нравственных качеств у учащихся.

Ход проведения: классному руководителю предлагается оценить уровень сформированности у учащихся нравственных качеств личности. Оценивание осуществляется по пятибалльной системе:

5 – ярко выраженное качество;

4 – качество проявляется;

3 – качество больше проявляется, чем не проявляется;

2 – качество меньше проявляется, чем не появляется;

1 – качество не проявляется.

Оцениваются следующие качества личности:

любознательность,

вежливость,

доброжелательность,

общительность,

уважение к людям,

дисциплинированность,

жестокость,

зависть,

грубость,

агрессивность.

Приложение 7.

Методика «Пословицы»

(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1 балл — согласен в очень незначительной степени;

2 балла — частично согласен;

3 балла — в общем согласен;

4 балла — почти полностью согласен;

5 баллов — совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1. а) счастлив тог, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

2. а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить — не поле перейти.

4. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги — дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

6. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу — половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

7. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди — всё, а деньги — сор;

г) деньгам все повинуются.

9. а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) живу как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать — жертвою стать;

г) никто мне не указ.

10. а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело — сторона.

11. а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет — приятели откажутся.

13. а) ученье — свет, неученье — тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

14. а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1) а, в — духовное отношение к жизни, б, г — бездуховное отношение к жизни;

2) а, в — незначимость материального благополучия

в жизни, б, г — материально благополучная жизнь;

3) а, в — счастливая, хорошая жизнь, б, г — трудная, сложная жизнь;

4) а, в — оптимистическое отношение к жизни, б, г — пессимистическое отношение к жизни;

5) а, в — решительное отношение к жизни, б, г — осторожное отношение к жизни;

6) а, в — самоопределение в жизни,

б, г — отсутствие самоопределения в жизни;

7) а, в — стремление к достижениям в жизни,

б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8) а, в — хорошее отношение к людям, б, г — плохое отношение к людям;

9) а, в — коллективистическое отношение к людям, б, г — индивидуалистическое отношение к людям;

10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям, б, г — эгоистическое отношение к людям;

11) а, в — альтруистическое отношение к людям, б, г — паритетное отношение к людям;

12) а, в — значимость дружбы, б, г — незначимость дружбы;

13) а, в — значимость ученья,

б, г — незначимость ученья;

 14) а, в — значимость труда,

б, г — незначимость труда;

15) а, в — значимость соблюдения законов,

б, г — незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г".

Основной принцип оценивания полученных результатов — сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...