Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Азбука добра"
рабочая программа на тему

Необходимость духовно-нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Основная цель программы - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_azbuka_dobra.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

для 1 – 4 классов

«Азбука добра»

Пояснительная записка

Необходимость духовно-нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель программы – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Нравственное развитие личности учащегося, как приоритетная цель начальной школы, предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов (литературное чтение, окружающий мир, ОРКиСЭ),  так  и  во  внеурочной  деятельности  по программе «Азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

- личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

- развивающие нравственное сознание;

- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Программа «Азбука добра» входит во внеурочную деятельность по направлению «Духовно-нравственное развитие личности». Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 35–40 мин.

Ценностные ориентиры содержания программы. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное   восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет  детям  научиться  работать  в  библиотечном  пространстве   с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью раз- личных каталогов.

Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).   Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

- использовать в речи слова вежливости;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

- описывать сюжетную картинку  (серию);

- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного  отношения   к   труду.   Способы   бережного   отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

- оценивать свои действия во время уроков,  дежурств.

Культура внешнего вида

Культура  внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность    в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека   в практических и жизненных ситуациях;

- оценивать внешний вид человека.

Внешкольный  этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых     называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.  д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и  т.  д.):  не  мешать  другим  людям;  соблюдать  очередь;  чётко  и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

- использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Тематическое   планирование

1 класс

1. Школьный этикет.

2. Мы пришли на урок.

3. Зачем нужны перемены?

4. Мы в школьной столовой.

5-6. Правила общения.

7-8. Зачем нужны вежливые слова?

9. Доброжелательность.

10. Мои товарищи.

11. Вежливое обращение к сверстникам.

12. Вежливое обращение к взрослым.

13. Думай о других.

14. Сочувствие, как его выразить?

15-16. Моя семья.

17. О трудолюбии.

18. Что помогает учиться лучше?

19. Старательность.

20-21. Как мы трудимся: в школе и дома.

22. Бережливость.

23-24. Культура внешнего вида.

25-26. Основные правила Мойдодыра.

27. Каждой вещи своё место.

28. Внешкольный  этикет.

29-30. Правила поведения на улице.

31. Правила поведения в транспорте.

32. «Спасибо»  и «пожалуйста».

2 класс

1. Школьный этикет.

2-3. Дисциплина в школе и классе.

4. В библиотеке: люби книгу.

5-6. Твоя школа, твой класс.

7-8. Соблюдение чистоты и порядка.

9-10. Правила общения.

11. Сопереживание.

12. Помощь друзьям.

13. Дал слово — держи его.

14-15. Диалоги со сверстниками.

16. О трудолюбии.

17-18. Учусь всё делать сам.

19-20. Взаимопомощь дома и в школе.

21-22. Беречь результаты труда.

23-24. Культура внешнего вида.

25-26. Правила личной гигиены.

27. Бережное отношение к своей одежде.

28. Внешкольный  этикет.

29-31. Правила поведения в общественных местах.

32-33. Бережное отношение к природе.

34. Итоговый урок.

3 класс

1. Школьный этикет.

2. Взаимопомощь.

3-4. Учёба и труд.

5. Школьное имущество.

6-7. Правила общения.

8-9. Время надо беречь.

10-11. Слово лечит, слово ранит.

12-13. Я и мои друзья.

14. Справедливость.

15. Коллективизм.

16. О трудолюбии.

17-18. Труд кормит, а лень портит.

19-20. Как организовать свой труд.

21-22. Культура внешнего вида.

23-24. Уход за своими вещами.

25. Одежда будничная и праздничная.

26. Внешкольный этикет.

27-28. Разговор по телефону.

29-30. Поведение в гостях.

31. Я пишу себе письмо.

32-33. Поведение на природе.

34. Итоговый урок.

4 класс

1. Школьный этикет.

2. Отношение к учителю.

3. Отношение к одноклассникам.

4. Отношение к окружающим.

5. Отношение к родителям.

6. Отношение к себе.

7-8. Забота о младших.

9. Контроль и самоконтроль.

10. Оценка и самооценка.

11-12. Правила общения.

13. Игра «Город вежливости».

14. Вежливый ли я дома?

15. О трудолюбии.

16-17. Культура физического труда.

18-19. Культура умственного труда.

20-21. Золотые руки.

22-23. Герои труда.

24. Что такое культура внешнего вида?

25. Одежда и осанка.

26. Вежливость и внешний вид.

27. Внешкольный этикет.

28-29. Готовимся к празднику.

30-31. Золотое правило нравственности.

32-33. Осваиваем правило «так нельзя».

34. Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Программа внеурочной деятельности для 3 класса "100 добрых дел"

Рабочая программа курса «100 добрых дел» разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Этика: азбука добра» направленность - общекультурная

Рабочая программа кружка  для 1 -4 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного разви...