Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "В школу с улыбкой"
рабочая программа по теме

Проблема общекультурного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное воздействие (зачастую, не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе их воспитания. Школа должна активно противодействовать подобным негативным тенденциям, так как именно она является основным носителем педагогической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_v_shkolu_s_ulybkoy.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

для 1 – 4 классов

«В школу с улыбкой»

Пояснительная записка

Проблема общекультурного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.

Современный ребенок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное воздействие (зачастую, не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе их воспитания.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность и т.д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни.

В силу произошедшей переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной деятельности со взрослыми, старшими детьми и подростками, на первый план вышло переживание и позиционирование себя. Вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, солидарности и трудолюбия.

Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Общеобразовательная школа должна активно противодействовать этим негативным тенденциям, так как именно она является основным носителем педагогической культуры.

В Концепции общекультурного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по общекультурному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Программа «В школу с улыбкой» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общекультурное развитие личности». Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 35–40 мин.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. 

Задачи: 
        - сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп; 

- способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

- раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

- научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника. 

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление общекультурное развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «В школу с улыбкой» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов, которые распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. 

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. 

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов общекультурного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. 

Личностные универсальные учебные действия: 

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. 

Регулятивные универсальные учебные действия: 

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия: 

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия: 

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Тематическое планирование

1 класс

Раздел 1 
Правила поведения в школе 

  1. Правила поведения на уроке и на перемене 
  2. Правила поведения в общественных местах 
  3. Правила поведения в гардеробе
  4. Правила поведения в столовой 
  5. Правила поведения в библиотеке 
  6. Правила поведения в школьном дворе 

Раздел 2 
О добром отношении к людям 

  1. Что такое «добро и зло» 
  2. Спешите делать добро 
  3. «Ежели вы вежливы» 
  4. Что такое дружба 
  5. Добрые и не добрые дела 
  6. Что важнее всего? 
  7. Ты и твои друзья 
  8. Когда мои друзья со мной 
  9. Помни о других – ты не один на свете 
  10. Если кому-то нужна твоя помощь 

Раздел 3 
Как стать трудолюбивым 

  1. Ученье – свет, а неученье – тьма
  2. Как быть старательным
  3. Что такое прилежание?
  4. Наши поручения 
  5. Наш труд в классе 
  6. Мой труд каждый день дома 
  7. За работу и награда 

Раздел 4 
Правила опрятности и аккуратности

  1. Культура внешнего вида 
  2. Чистота и здоровье 
  3. Чистота и порядок 
  4. Каждой вещи своё место 
  5. Умейте ценить своё и чужое время 
  6. Будем делать хорошо и не будем плохо! 

Раздел 5 
Правила поведения на улице и дома

  1. Умей организовать свой досуг 
  2. Как вести себя на улице и дома 

Раздел 6 
Школьный этикет

  1. Как приветствовать людей и знакомиться с ними 
  2. Чему нас научили уроки нравственности? 

2 класс

Раздел 1

Культура общения (9ч)

  1. Этикет (повторение)
  2. Недобрые шутки
  3. Устное и письменное приглашение на день рождения
  4. Встреча и развлечение гостей
  5. Сервировка стола
  6. Поведение в гостях
  7. Как вести себя за столом
  8. Я дарю подарки
  9. Я принимаю подарки
    Раздел 2

Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

  1. Заповеди
  2. Наказание
  3. Дал слово держи
  4. Как отучить себя от вредных привычек

Раздел 3

Дружеские отношения (11ч)

  1. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»
  2. Как выбирать друзей
  3. Преданный друг
  4. О доброте и бескорыстности
  5. Помоги себе сам
  6. Умеем ли мы вежливо общаться?
  7. Об уважительном отношении к старшим
  8. О зависти и скромности
  9. Как вести себя с незнакомыми людьми
  10. Поможет ли нам обман
  11. В мире мудрых мыслей

Раздел 4

Понять другого (10ч)

  1. Золотые правила общения
  2. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам
  3. Моя семья
  4. Как доставить родителям радость
  5. О тактичном и бестактном поведении
  6. Как помочь больным и беспомощным
  7. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится
  8. Мальчишки и девчонки – мы одна семья
  9. В мире мудрых мыслей
  10. Итоговый урок

3 класс

Раздел 1

Культура общения (9ч)

  1. Этикет разговора
  2. Что зависит от моего решения?
  3. Обращение к разным людям
  4. Вежливый отказ, несогласие
  5. Учимся решать жизненные задачи
  6. Чувства и поступки
  7. Афоризмы
  8. Разговор по телефону
  9. Учимся находить причину и последствия событий

Раздел 2

Самовоспитание (7ч)

  1. Что значит быть вежливым?
  2. Мои достоинства и недостатки
  3. Большое значение маленьких радостей
  4. О хороших и дурных привычках
  5. Как воспитывать уверенность и бесстрашие
  6. Учимся думать и принимать решения
  7. Афоризмы о самовоспитании

Раздел 3

Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

  1. Заповеди: как мы их исполняем
  2. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  3. Все ли желания выполнимы?
  4. О сострадании и жестокости
  5. Лгать нельзя, но если…?
  6. Почему мы говорим неправду
  7. Всегда ли богатство счастье?
  8. Как воспитать в себе сдержанность
  9. Спешите делать добро
  10. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (8ч)

  1. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?
  2. В трудной ситуации попытаемся разобраться
  3. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать
  4. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки
  5. Диалоги о хороших манерах, добре и зле
  6. Спеши делать добро
  7. Мудрые мысли
  8. Итоговый урок

4 класс

Раздел 1

Культура общения (9ч)

  1. Традиции общения в семье
  2. Культура общения в современной семье
  3. Зависть и жадность
  4. О терпимости к ближним
  5. Культура спора
  6. Учимся решать жизненные задачи
  7. Чего не надо бояться
  8. Добрым быть приятнее, чем злым
  9. В мире мудрых мыслей

Раздел 2

Самовоспитание (7ч)

  1. Познай самого себя
  2. Самовоспитание
  3. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю
  4. Как я работаю над собой
  5. О терпении
  6. Конец каждого дела обдумай перед началом
  7. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

Раздел 3

Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

  1. Об источниках наших нравственных знаний
  2. Совесть – основа нравственности
  3. Чем ты сильнее, тем будь добрее
  4. Досадно мне, что слово честь забыто
  5. Заветы предков
  6. Россияне о любви к Родине
  7. Твоя малая родина
  8. Мой первый друг, мой друг бесценный
  9. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе
  10. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей

Раздел 4

Искусство и нравственность (8ч)

  1. Нравственное содержание древних мифов
  2. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев
  3. Положительные герои в былинах и сказках
  4. Отрицательные герои в литературных произведениях
  5. Зло, как и добро, имеет своих героев
  6. Искусство и нравственность
  7. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»
  8. Итоговый        урок


Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.  
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- № 1-9. 
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 
  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010.  
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008.  
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009.  
  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.  
  10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»

Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...

Программа внеурочной деятельности "Азбука общения"для начальной школы

Данна программа рассчитана на учащихся начальной школы, на 38 часов и способствует совершенствованию  адекватного коммуникативного поведения....

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Школа социального проекта"

Авторская педагогическая разработка адаптационная программа  внеурочной деятельности по  общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов «Школа социального проекта «Я – гражданин»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Школа исследователя 1 класс»

Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  в 1-4 классах,  направлена на формирование готовности и способнос...

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Школа Вежливости"

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Школа Вежливости" в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг». "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (програм...