Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "В школу с улыбкой"
рабочая программа по теме
Проблема общекультурного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное воздействие (зачастую, не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе их воспитания. Школа должна активно противодействовать подобным негативным тенденциям, так как именно она является основным носителем педагогической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_shkolu_s_ulybkoy.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
для 1 – 4 классов
«В школу с улыбкой»
Пояснительная записка
Проблема общекультурного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное воздействие (зачастую, не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе их воспитания.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность и т.д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни.
В силу произошедшей переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной деятельности со взрослыми, старшими детьми и подростками, на первый план вышло переживание и позиционирование себя. Вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, солидарности и трудолюбия.
Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
Общеобразовательная школа должна активно противодействовать этим негативным тенденциям, так как именно она является основным носителем педагогической культуры.
В Концепции общекультурного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по общекультурному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Программа «В школу с улыбкой» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общекультурное развитие личности». Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 35–40 мин.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
- способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление общекультурное развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «В школу с улыбкой» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов, которые распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов общекультурного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Личностные универсальные учебные действия:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Тематическое планирование
1 класс
Раздел 1
Правила поведения в школе
- Правила поведения на уроке и на перемене
- Правила поведения в общественных местах
- Правила поведения в гардеробе
- Правила поведения в столовой
- Правила поведения в библиотеке
- Правила поведения в школьном дворе
Раздел 2
О добром отношении к людям
- Что такое «добро и зло»
- Спешите делать добро
- «Ежели вы вежливы»
- Что такое дружба
- Добрые и не добрые дела
- Что важнее всего?
- Ты и твои друзья
- Когда мои друзья со мной
- Помни о других – ты не один на свете
- Если кому-то нужна твоя помощь
Раздел 3
Как стать трудолюбивым
- Ученье – свет, а неученье – тьма
- Как быть старательным
- Что такое прилежание?
- Наши поручения
- Наш труд в классе
- Мой труд каждый день дома
- За работу и награда
Раздел 4
Правила опрятности и аккуратности
- Культура внешнего вида
- Чистота и здоровье
- Чистота и порядок
- Каждой вещи своё место
- Умейте ценить своё и чужое время
- Будем делать хорошо и не будем плохо!
Раздел 5
Правила поведения на улице и дома
- Умей организовать свой досуг
- Как вести себя на улице и дома
Раздел 6
Школьный этикет
- Как приветствовать людей и знакомиться с ними
- Чему нас научили уроки нравственности?
2 класс
Раздел 1
Культура общения (9ч)
- Этикет (повторение)
- Недобрые шутки
- Устное и письменное приглашение на день рождения
- Встреча и развлечение гостей
- Сервировка стола
- Поведение в гостях
- Как вести себя за столом
- Я дарю подарки
- Я принимаю подарки
Раздел 2
Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
- Заповеди
- Наказание
- Дал слово держи
- Как отучить себя от вредных привычек
Раздел 3
Дружеские отношения (11ч)
- «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»
- Как выбирать друзей
- Преданный друг
- О доброте и бескорыстности
- Помоги себе сам
- Умеем ли мы вежливо общаться?
- Об уважительном отношении к старшим
- О зависти и скромности
- Как вести себя с незнакомыми людьми
- Поможет ли нам обман
- В мире мудрых мыслей
Раздел 4
Понять другого (10ч)
- Золотые правила общения
- Учимся понимать настроение другого по внешним признакам
- Моя семья
- Как доставить родителям радость
- О тактичном и бестактном поведении
- Как помочь больным и беспомощным
- Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится
- Мальчишки и девчонки – мы одна семья
- В мире мудрых мыслей
- Итоговый урок
3 класс
Раздел 1
Культура общения (9ч)
- Этикет разговора
- Что зависит от моего решения?
- Обращение к разным людям
- Вежливый отказ, несогласие
- Учимся решать жизненные задачи
- Чувства и поступки
- Афоризмы
- Разговор по телефону
- Учимся находить причину и последствия событий
Раздел 2
Самовоспитание (7ч)
- Что значит быть вежливым?
- Мои достоинства и недостатки
- Большое значение маленьких радостей
- О хороших и дурных привычках
- Как воспитывать уверенность и бесстрашие
- Учимся думать и принимать решения
- Афоризмы о самовоспитании
Раздел 3
Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
- Заповеди: как мы их исполняем
- Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
- Все ли желания выполнимы?
- О сострадании и жестокости
- Лгать нельзя, но если…?
- Почему мы говорим неправду
- Всегда ли богатство счастье?
- Как воспитать в себе сдержанность
- Спешите делать добро
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (8ч)
- Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?
- В трудной ситуации попытаемся разобраться
- И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать
- Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки
- Диалоги о хороших манерах, добре и зле
- Спеши делать добро
- Мудрые мысли
- Итоговый урок
4 класс
Раздел 1
Культура общения (9ч)
- Традиции общения в семье
- Культура общения в современной семье
- Зависть и жадность
- О терпимости к ближним
- Культура спора
- Учимся решать жизненные задачи
- Чего не надо бояться
- Добрым быть приятнее, чем злым
- В мире мудрых мыслей
Раздел 2
Самовоспитание (7ч)
- Познай самого себя
- Самовоспитание
- Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю
- Как я работаю над собой
- О терпении
- Конец каждого дела обдумай перед началом
- «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»
Раздел 3
Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
- Об источниках наших нравственных знаний
- Совесть – основа нравственности
- Чем ты сильнее, тем будь добрее
- Досадно мне, что слово честь забыто
- Заветы предков
- Россияне о любви к Родине
- Твоя малая родина
- Мой первый друг, мой друг бесценный
- Афоризмы о совести, о родине, о дружбе
- Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей
Раздел 4
Искусство и нравственность (8ч)
- Нравственное содержание древних мифов
- За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев
- Положительные герои в былинах и сказках
- Отрицательные герои в литературных произведениях
- Зло, как и добро, имеет своих героев
- Искусство и нравственность
- «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»
- Итоговый урок
Список литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- № 1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»
Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...
Программа внеурочной деятельности "Азбука общения"для начальной школы
Данна программа рассчитана на учащихся начальной школы, на 38 часов и способствует совершенствованию адекватного коммуникативного поведения....
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Школа социального проекта"
Авторская педагогическая разработка адаптационная программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов «Школа социального проекта «Я – гражданин»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Школа исследователя 1 класс»
Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности и способнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать задачи" (Система "Школа 2100") 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса....
Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Школа Вежливости"
Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Школа Вежливости" в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг». "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (програм...