Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг». "Начальная школа XXI века"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_knig.docx | 68.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.).
Программа «В мире книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «В мире книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цели и задачи программы
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «В мире книг» рассчитана на 1 год обучения для детей 7-8 лет. Специфика организации занятий по программе заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «В мире книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часов в неделю продолжительностью 45 минут во внеурочное время.
Формы организации занятий:
- литературные игры,
- конкурсы-кроссворды
- библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг
- проекты
- уроки-спектакли.
Занятия проводятся на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» и библиотек города Саранска
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
- заполнять каталожную карточку;
- систематизировать книги по авторской принадлежности;
- составлять список прочитанных книг;
- выделять особенности учебной книги;
- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Содержание программы
Тема 1: Здравствуй, книга (6 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Тема 2. Книгочей — любитель чтения (5 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Тема 3: Народная мудрость. Книги-сборники (5 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Тема 4. Старые добрые сказки (7 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран.
Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Тема 5: Книги русских писателей-сказочников (9 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах
Тема 6: Сказки зарубежных писателей (5 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Сказки Х.К Андерсена.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Тема 7: Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Произведение С. Михалкова.
Тема 8: Книги о животных (6 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Тема 10. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Тема 11: Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Тема 12. Книги о детях (9 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Тема 13: Книги о Родине и родной природе (3 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Тема 14. По страницам любимых книг (3 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Календарно – тематическо планирование занятий внеурочной деятельности «В мире книг»
№ | Наименование раздела и тем | Часы | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||
Здравствуй, книга (6 ч) | |||||
1 | Роль книги в жизни человека. Правила работы с книгой. | 1 | Выявлять читательский опыт. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. |
2 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. | Анализировать произведения. |
3 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. | Анализировать произведения. |
4 | Структура книги (элементы книги). | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное. |
5 | Учебная книга и её справочный аппарат. | 1 | Участвовать в первичном (ознакомительном) чтении. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | Использовать алгоритм самостоятельной работы. |
Книгочей — любитель чтения (5 ч) | |||||
6 | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста. | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу. |
7 | Структура книги. Выставка книг о детях. | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное. |
8 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 1 | Различать книги. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной цели |
9 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | Выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью. |
10 | Книги современных писателей о детях. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. | Различать виды текста, выбирать текст. |
Народная мудрость. Книги-сборники (5 ч) | |||||
11 | Малые жанры фольклора. Потешки, шутки и считалки. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной цели |
12 | Скороговорки и чистоговорки. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | Работа над выразительностью чтения. | Различать особенности диалогической и монологической речи. |
13 | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово |
14 | Творческая работа «Сочини загадку». | 1 | Участвовать в первичном (ознакомительном) чтении. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности. | Использовать алгоритм самостоятельной работы |
15 | Пословицы. Темы пословиц. Творческая работа «Живой цветок народной мудрости». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста. | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу. |
Старые добрые сказки (7 ч) | |||||
16 | Народные сказки. Каталожная карточка. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
17 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 1 | Выявлять читательский опыт. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. |
18 | Народные сказки. Инсценирование знакомых сказок. | 1 | Определять жанр и тему. | Выявлять структурные части произведения. | Моделировать обложку. |
19 | Книги сказок о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 1 | Проверять и находить информацию, используя справочную литературу. | Формулировать главную мысль рассказа. | Различать виды текста. |
20 | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 1 | Определять жанр и тему. | Выявлять структурные части произведения. | Моделировать обложку. |
21 | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста. | Выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью. |
22 | Народные сказки на страницах детских журналов. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. | Анализировать произведения. |
Книги русских писателей-сказочников (9 ч) | |||||
23 | Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста. | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу. |
24 | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. | Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. | Анализировать произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
25 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения. | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста. |
26 | Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. | Анализировать произведения. |
27 | Книги-сборники и книги - произведения В. Сутеева. | 1 | Определять жанр и тему. | Выявлять структурные части произведения. | Моделировать обложку. |
28 | В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 1 | Выявлять читательский опыт. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. |
29 | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 1 | Определять жанр и тему. | Выявлять структурные части произведения. | Моделировать обложку. |
30 | Писатели-сказочники. | 1 | Выявлять читательский опыт. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. |
31 | Герои сказок. Литературная Викторина. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. | Анализировать произведения. |
Сказки зарубежных писателей (5 ч) | |||||
32 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1 | Определять жанр и тему. | Читать, выполняя задания к тексту. | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной цели. |
33 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу. |
34 | Приключения героев книги Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | Различать особенности диалогической и монологической речи. |
35 | По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | Работа над выразительностью чтения. | Различать особенности диалогической и монологической речи. |
36 | Литературная викторина «В гостях у сказки». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности. | Различать особенности диалогической и монологической речи. |
Детские писатели (3 ч) | |||||
37 | Книги С. Маршака. Выставка книг. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. | Корректировать деятельность. | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной цели. |
38 | Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. | Выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью. |
39 | Книги-сборники произведений С. Михалкова. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью. |
Книги о животных (6 ч) | |||||
40 | Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности. | Различать особенности диалогической и монологической речи. |
41 | Книги В. Бианки о животных. | 1 | Определять жанр и тему. | Анализировать эмоциональные состояния. | Составлять небольшие устные монологические высказывания. |
42 | Животные на страницах книг Г. Скребицкого. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. | Корректировать деятельность. | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной цели. |
43 | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Корректировать деятельность. | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью. |
44 | Книга Чаплиной В. «Питомцы зоопарка». | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. | Выявлять структурные части произведения. | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу. |
45 | Творческая работа «Мой маленький друг». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности. | Различать особенности диалогической и монологической речи. |
Защитникам Отечества посвящается (3 ч) | |||||
46 | Книги о защитниках Отечества. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. | Анализировать произведения. |
47 | Былины и сказы о защитниках Отечества. | 1 | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации. | Анализировать эмоциональные состояния. | Составлять небольшие устные монологические высказывания. |
48 | Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Читать, выполняя задания к тексту. | Строить схему (модель) отношений героев. |
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) | |||||
49 | Книги о семье, о маме. | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. | Формулировать главную мысль рассказа. | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной цели. |
50 | Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
51 | Мини-проект « Рукописная книга «Семья». | 1 | Выявлять читательский опыт. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. |
Книги-сборники стихотворений для детей (2ч) | |||||
52 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. | Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное. |
53 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. | Различать особенности диалогической и монологической речи. |
Книги о детях (9 ч) | |||||
54 | Книги о детях. Выставка книг. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста. | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу. |
55 | Герои книг В. Осеевой. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Читать, выполняя задания к тексту. | Строить схему (модель) отношений героев. |
56 | Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях Н. Носова. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. | Анализировать произведения. |
57 | Стихотворения о детях и для детей С.Я. Маршака и А. Барто. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения. | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста. |
58 | Книги В. Осеевой о детях. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Корректировать деятельность. | Выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью. |
59 | Книги о детях Е. Пермяка. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Корректировать деятельность. | Выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью. |
60 | Книги В. Драгунского. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Читать, выполняя задания к тексту. | Строить схему (модель) отношений героев. |
61 | Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты. | Корректировать деятельность. | Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное. |
62 | Творческая работа «Мой любимый герой книг детских писателей». | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
Книги о Родине и природе (3ч) | |||||
63 | Книги о Родине и природе. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. | Различать особенности диалогической и монологической речи. |
64 | Н.Сладков «Золотой дождь» | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. | Формулировать главную мысль рассказа. | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу. |
65 | Творческая работа «Красота родного края» | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
По страницам любимых книг (3 ч) | |||||
66 | По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста. | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью. |
67 | Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг». | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты. | Анализировать эмоциональные состояния. | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. |
68 | Летнее чтение. Оформление «Дневника читателя». | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. | Формулировать главную мысль рассказа. | Различать виды текста, выбирать текст. |
Список литературы
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
- Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
- Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Список литературы для детей
Рассказы и сказки о природе
Акимушкин И.«Природа- чудесница»
Бианки В. « Латка», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт», «Где раки зимуют»
Пришвин М. «Берестяная трубочка»
Чарушин Е. «Про Никитку»
Шим Э. «Рассказы и сказки о природе»
Сказки
Катаев В. «Дудочка и кувшинчик», «Цветик - семицветик»
Остер Г. «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев»
Родари Д. «Голубая Стрела»
Сутеев В. «Сказки»
Хитрук Ф. «Каникулы Бонифация»
Хогарт Э. «Мафии и его весёлые друзья»
Чуковский К. «Сказки»
Рассказы
Толстой Л. «Филипок», «Липунюшка», «Котёнок»
Ушинский К. «Четыре желания», «Проказы старухи Зимы», «Плутишка кот», «Петушок с семьёй»
Носов Н. «Заплатка», «Фантазёры», «Шурик у дедушки», «Бобик в гостях у Барбоса»
Пермяк Е. «Торопливый ножик», «Как Маша стала большой», «Как Миша хотел маму перехитрить»
Осеева В. «Волшебное слово»
Стихи
Аким Я., Барто А., Берестов В., Заходер Б., Маршак С, Михалков С, Сеф Р.
Русская литература 19 - начала 20 вв.
Толстой Л. Рассказы и были;
Пушкин А. Стихи и сказки;
Ершов П. Конек-горбунок;
Крылов И. Басни.
Русская литература 20 века
Куприн А. «Слон», «Сапсан», «Барбос и Жулька»;
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др. сказки;
Александрова Т. «Домовёнок Кузька»;
Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»;
Житков Б. «Рассказы о животных»;
Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика»;
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной»;
Драгунский В. Рассказы;
Давыдычев Л. «Страдания второгодника Ивана Семенова»;
Алексеев С. «Рассказы из русской истории»;
Дуров В. «Мои звери»
Зарубежная литература
Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»;
Свифт Д. «Путешествия Гулливера»;
Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»;
Родари Д. «Путешествие «Голубой стрелы»;
Киплинг Р. «Сказки»;
Лагерлеф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС) по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, УМК "Начальная школа XXI века". ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на I класс (УУД)
Рабочая программа содержит пояснительную записку и подробное календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС для 1 класса по курсу "Окружающий мир" к УМК "Начальная школа XXI век"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)
Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....
Рабоча программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа составлена для проведения кружка "В мире книг" во время внеурочной деятельности интеллектуальной направленности в 1-2 классах.Содержит пояснительную записку и тематическое планирован...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире цветов"
Данная программа предназначена для работы с учащимися начальных классов. Цель программы: обучить ребят специфическим знаниям, необходимым для цветоводства, привить практические умения и навыки п...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой. Содержит все структурные элементы в соо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа составлена на четыре года обучения. Автор программы Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг", 3 класс
Программа в «Мире книг» (3 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образов...