Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Приложение к образовательной программе, введённой в действие
на заседание кафедры начального образования Зам.директора по УВР приказом № __________
протоколом №____ _____________/Е.А.Зверева/ «__»__________ 2016г
«__»__________ 2016г «__»__________ 2016г
__________/Н.А.Терёхина/
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
для 4 а класса
Программа: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам»
Составитель:
Ахматдинова Ильсияр Раисовна
учитель начальных классов
2016 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Для проведения занятий кружка предлагается учебно-методический комплект, состоящий из: двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся на каждое полугодие -- О. Холодова Юным умникам и умницам : задания по развитию познавательных способностей / Рабочая тетрадь на печатной основе для 4 класса в 2-х ч. – М.: Росткнига; методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетради-- О. Холодова Юным умникам и умницам : Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет) / Методическое пособие, 4 класс.– М.: Росткнига
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика.
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально - развивающих занятий для детей младшего школьного возраста. Программа составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
Данный систематический курс создает условия для реализации у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерное тематическое планирование составлено согласно базисному образовательному плану из расчёта 1 час в неделю,
16 учебные недели (16 часов).
Ценностные ориентиры содержания.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание учебного предмета
1. Развитие внимания – 11 часов
В результате занятий по развитию внимания обучающиеся должны научиться:
- управлять вниманием – переключать и распределять его;
- наблюдать;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать несколько предметов
2. Развитие памяти – 10 часов
В результате занятий по развитию внимания обучающиеся должны научиться:
- оперировать своей памятью;
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- полно и точно воспроизводить полученный материал;
- чётко и последовательно излагать свои мысли;
3. Развитие мышления – 10 часов
В результате занятий по развитию внимания обучающиеся должны научиться :
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- выделять признаки предметов;
- разбивать предметы на группы по заданным признакам;
- определять несколько вариантов «лишнего» предмета в группе однородных предметов;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур на несколько подмножеств по значениям разных признаков;
- уметь выбирать понятия и давать им определения;
- отличать суждения от других предложений;
- уметь обобщать и делать выводы
- владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- решать несложные логические задачи.
4. Развитие и совершенствование воображения – 4 часов
В результате занятий по развитию внимания обучающиеся должны научиться :
- дорисовывать несложные композиции из геометрических тел или линий до какого-либо изображения;
- выбирать фигуры нужной формы для восстановления целого;
- выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур.
Рекомендуемая модель занятий такая:
«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
Разминка (3-5 минут)
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
Логически – поисковые задания (10 минут)
Веселая переменка (2-3 минуты)
Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Учебно – методическая литература для учителя
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
Предметные результаты
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
-решать логически- поисковые задачи, нестандартные задачи;
-находить несколько способов решения задач.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
3 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | ||
4 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
5 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
6 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
7 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
8 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
9 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
10 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | ||
11 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
12 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
13 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
14 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
15 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||
16 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-140143-1352398826.jpg)
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" для обучающихся 1 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-103235-1516742172.jpg)
Программа внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса...
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...