Программа Все грани успеха
рабочая программа на тему
Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, создание условий для физического, психического и социального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vse_grani_uspeha.docx | 40.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большекалмыкская средняя
общеобразовательная школа» администрации
муниципального образования
Киреевский район
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю педагогического совета Зам. директора по УВР Директор школы
школы _____ И.В. Щепанова ______ Е.Н. Битюцкая Протокол № _________________ _____________
ПРОГРАММА
работы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха»
2016-2020 учебный год
Автор:
Т.И. Залевская-
инспектор по охране детства
2016
Основная идея программы
Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. Программа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Пояснительная записка
- Актуальность и концептуальные идеи программы
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, инспектора по охране детства, психолога, родителей, работников ПДН.
В школе обучается 80 учащихся, из которых 5 детей из асоциальных семей.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства.
2.Проблемы
- Ухудшение социального положения семей.
- Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.
- Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
- Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
- Высокий уровень подавления и насилия.
- Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
- Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
- Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.
3. Цель программы
1. Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
4. Задачи программы
- Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
- Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
- Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
- Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
- Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
- Обеспечение мотивации: учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе; родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы)
- Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
- Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
- Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов
- Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
5. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением 10-16 лет.
6. Сроки реализации
Программа рассчитана на 4 года, в течение 2016-2020 года.
7. Полученные результаты и способы их оценки
Программа находится в стадии реализации. Был разработан рабочий план для реализации программы. В течении сентября-октября, проводилась диагностическая работа. Путем тестирования и анкетирования выявлены отклонения в поведении, установлен тип семейного воспитания, установки родителей по отношению к своим детям и к вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного проводится информационно - просветительская работа, как с родителями, так и с детьми параллельно. Эта работа проводится и дома, и при посещении на дому. Проводилось обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних. Ведется комплексная коррекционная работа. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
- Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
- Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.
8. Ожидаемые результаты и способы оценки
1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
5. Повышение мотивации к обучению и уровня физической подготовки детей этой группы.
6. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
Методическое обеспечение программы
Этапы реализации программы:
Первый этап - организационный (анализ состояния, непосредственное планирование, согласование планов).
Второй этап - диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» детей).
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.
1. Диагностика
- Информация об учащихся (сбор сведений; акты)
- Информация о семьях (сбор сведений, акты)
- Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
- Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся
- Списки состоящих на учете
- Списки уклоняющихся от учебы
- Папка классного руководителя
2. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия
- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
- организация ситуаций, в которых подросток может достичь успеха, использование всех мер поощрения
- демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)
- Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
- организация досуга детей
- Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
-разработка основных правил семейного воспитания;
-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей
-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
-психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
-опрос родителей и детей;
-совместные праздники;
-творческие семейные выставки
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
-организация работы родительского лектория.
- Работа с педагогами
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
- Работа с учащимися
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)
Профилактика правонарушений
- Беседы по факту
- Операция "Внимание, дети!"
- Акция "Вместе против наркотиков"
- Лекции специалистов, классные часы
- Конференция "Знаешь ли ты закон?"
- Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
- Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных явлений"
- Кинофильмы "Вредные привычки"
- Родительские собрания
- Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
- Выступления с информацией о состоянии преступности
- Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями
- Профилактика употребления ПАВ
- Организация летнего отдыха
- Работа родительского комитета
- Посещение семей
- Работа органов ученического самоуправления
Контроль
- Индивидуальные карточки учета
- Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН, ПДН
- Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
- Проверка занятости после уроков
- Анализ социального паспорта семей школы
- Совещания при директоре
- Административные совещания
- Методические семинары
Психологическое сопровождение
- Специально - коррекционные занятия
- Индивидуальные консультации
- Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками
- Диагностические методики:
- Опросник "СОП"
- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения
- Методика диагностики эгоцентризма у подростков
- Цветовой тест М. Люшера
- Социометрия
- Карта психологической характеристики личностного развития подростка
- Карта наблюдений
Организация педагогической помощи
- Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
- Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
- Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
- Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
- Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
- Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
- Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
- Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
- Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
- Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
- Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания
Организация свободного времени учащихся
- Изучение интересов и способностей детей.
- Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
- Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
- Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
- Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
- Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с детьми асоциального поведения.
- Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.
Примерный перечень мероприятий по работе школы с детьми асоциального поведения
- Выявление детей асоциального поведения.
- Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.
- Ведение картотеки этих детей.
- Встречи с работниками ПДН и КДН.
- Правовое просвещение подростков
- Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
- Совет по профилактике правонарушений при директоре
- Педагогические совет "Работа с семьями педагогически запущенных детей".
- Психологические консультации для детей и родителей.
- Организация психолого-педагогических консилиумов
- Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)
- Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения
- Организация индивидуального наставничества (социальные педагоги, старшеклассники)
- Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | мероприятия | Ответственный | Сроки |
1 | Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных | Инспектор по охране детства | Сентябрь, октябрь |
2 | Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска» | Инспектор по охране детства | В течение года |
3 | Тренинг: «Навыки общения». | Инспектор по охране детства | В течение года |
4 | Изучение и обобщение опыта на тему «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» | Зам. Директора по УВР. Инспектор по охране детства | В течение года |
5 | Контроль за дозировкой домашнего задания | Зам. Директора по УВР | В течение года |
6 | Оформление сменных уголков здоровья | Зам. директора по УВР Инспектор по охране детства | 1 раз в триместр |
7 | Организация бесплатного питания в школьной столовой. Витаминизация. | Ответственный за питание Инспектор по охране детства | В течение года |
8 | Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения | Инспектор по охране детства | В течение года |
9 | Исследование адаптации к школе | Инспектор по охране детства | Первый триместр |
10 | Классные часы: «Насилие и закон», «Толерантность и мы», «ЗОЖ – что это значит?» | Классные руководители | В течение года |
11 | Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования | Инспектор по охране детства | 1 раз в полгода |
12 | Проведение профилактических бесед с детьми «группы риска». Темы.
| Инспектор по охране детства | В течение года |
13 | Игры:
| Зам. директора по УВР, Инспектор по охране детства | Декабрь, Февраль, апрель |
14 | Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг», «Ты и твои права» | Инспектор ПДН Инспектор по охране детства | Ноябрь, март |
15 | Контроль за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью детей «группы риска» | Классные руководители, Инспектор по охране детства | Один раз в триместр |
16 | Проведение «Недель здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска» | Зам. Директора по УВР Учителя физ. культуры | 1 раз в полугодие |
17 | Акция: «Нет вредным привычкам!» | Зам. директора по УВР Инспектор по охране детства | ноябрь |
18 | Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни», «Как найти свое место в жизни?» | Инспектор по охране детства | Декабрь, февраль |
19 | Проведение классных часов и бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья | Классные руководители | 1 раз в триместр |
20 | Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов. | Инспектор по охране детства | 1 раз в полугодие |
21 | Спортивно-оздоровительные мероприятия: -привлечение к участию в спортивных соревнованиях, -кружках и секциях | Зам. директора по УВР, Инспектор по охране детства | В течение года |
22 | Просветительская работа с учителями по теме: «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей». | Инспектор по охране детства | В течение года |
23 | Родительские лектории: «Уют и комфорт в вашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?» | Инспектор по охране детства | В течение года |
24 | Проведение семейных праздников: «Наши семейные традиции», «Масленица» | Классные руководители, Инспектор по охране детства | Февраль, декабрь |
25 | Составление рекомендаций для детей по оздоровлению в домашних условиях | Мед. работник | Первый триместр |
26 | Профориентационная работа с учётом состояния здоровья. | Инспектор по охране детства | апрель |
27 | Лечебно-профилактические мероприятия по профилактике репродуктивного здоровья девочек | Мед. работник | Один раз в триместр |
28 | Организация санаторно-курортного лечения и летнего отдыха детей асоциального поведения | Инспектор по охране детства | Один раз в триместр |
Список литературы
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
- Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
- Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
- Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
- Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 - 48
- Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004
- Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5,2009
- Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
- Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005
Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная летопись», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Путь к успеху».
Разработана в результате обобщения опыта работы по профилактике с детьми «группы риска», направленная на адаптацию этих детей в социуме, на формирование личностных нравственных качеств &la...
Программа "Путь к успеху", 2 класс
Программа для обучения родителей "Путь к успеху", 2 класс...
Развивающая программа "Путь к успеху"
Развтие мыслительной деятельности на уроках русского языка у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной пассивностью...
Родительское собрание по программе «Путь к успеху» на тему: «Мальчики и девочки учатся по-разному»
Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствует сплочению родительского коллектива. Р...
Воспитательная программа "По дороге успеха" (1-4 классы)
Основание для разработки программы послужила актуальность проблемы формирования целостных ориентаций младшего школьника. Сегодня никого не надо убеждать...
Конспект занятия по внеурочной деятельности (психология) программа "Лестница к успеху", 1 класс (ФГОС)
Конспект занятия по внеурочной деятельности (психология) программа "Лестница к успеху", 1 класс (ФГОС)...
Родительское собрание "Мальчики и девочки учатся по - разному» (по программе «Путь к успеху»).
Повестка дня: 1 «Мальчики и девочки учатся по - разному» (по программе «Путь к успеху»). 2 Учебная деятельность учащихся. 3 Разное....