Программа духовно-нравственного воспитания
методическая разработка на тему
Программа духовно-нравственного воспитания для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duh-nrav_vosp.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 76
Программа
духовно-нравственного воспитания
младших школьников « Я- гражданин»
Составлена:
Учителем начальных классов
Марушиной О.П.
Нижний Новгород
2011г.
Актуальность проблемы
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства мы уходим все в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее действие ( не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе ( последовательность, системность, традиционность, культуросообразность, и т.д.). и вне школы ( хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание.
Значительно снизилась ценность других людей и участие в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, соцоальной солидарности и трудолюбия.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания.
С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности.
Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, трудовую, эстетическую, социально-коммуникативную и др. , - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.
В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения.
Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Главная задача
создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.
Ценностные установки духовно-нравственного
развития и воспитания
Программа духовно нравственного воспитания « Я-гражданин» опирается на традиционные источники нравственности ,такие как :
- патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
- труд и творчество – уважение к труд, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа – родная земля, заповедная природа, планете Земля, экологическое сознание;
Основные направления и ценностные основы
развития и воспитания учащихся на ступени
начального общего образования
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Направление «Ученик-патриот и гражданин»
Цель: воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству,
правовое государство, закон и правопорядок, доверие к людям.
Задачи:
- элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его важнейших законах;
- представления о символах государства – Флаге, Гербе, Гимне России;
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, города;
- стремление активно участвовать в жизни школы, класса, семьи;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Мероприятия по реализации воспитательной программы:
Название мероприятия | Сроки поведения | Форма проведения |
Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот»:
| в течение года | классный час |
Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» | в течение года | классный час |
День учителя:
| октябрь | праздничная программа конкурс рисунков конкурс проектов |
День города:
| сентябрь | конкурс рисунков беседа фото-выставка, конкурс рисунков |
День народного единства. | ноябрь | конкурсная программа |
День защитника Отечества:
| февраль | беседа конкурс рисунков конкурс чтецов встреча с ветеранами игра |
День космонавтики «Россия в освоении космоса»:
| апрель | праздник конкурс рисунков |
День Победы. «И помнит мир спасенный…»:
| май | праздник конкурс рисунков конкурс чтецов, книжная выставка |
Направление « Ученик и его нравственность»
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость,
милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, забота о
старших и младших, толерантность.
Задачи:
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, старшим, к сверстникам, младшим;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умения пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков, умение признавать свои ошибки;
Мероприятия по реализации воспитательной программы:
Мероприятия | Сроки проведения | Форма проведения |
Цикл классных часов :
| в течение года | классный час |
Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»:
| в течение года | классный час |
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности»:
| в течение года | классный час беседы |
Цикл классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты»:
| в течение года | классный час |
День пожилого человека:
| октябрь | классный час, конкурс чтецов |
День матери:
| ноябрь | концерт конкурс рисунков конкурс чтецов |
Рождество Христово | январь | конкурс детского рисунка |
«Масленица широкая» | февраль-март | игровая программа |
«Святая Пасха»:
| апрель | выставка рисунков |
День семьи:
| семейный проект беседа |
Направление «Учение и его отношение к труду»
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, настойчивость,
бережливость.
Задачи:
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования;
- уважение к труду, творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- первоначальные навыки коллективной работы;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе.
Мероприятия по реализации воспитательной программы:
Мероприятия | Сроки проведения | Форма проведения |
«Любимая школа- чистая школа» «Чистый класс». | в течение года | уборка рабочего места, класса |
«Краски осени» | октябрь | конкурс творческих работ |
«Содержи в порядке книжки и тетрадки» | сентябрь | беседа |
«Птичья столовая» | ноябрь | изготовление кормушек для птиц |
Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» | в течение года | выступление родителей |
Презентации «Труд наших родных» , «Как трудится моя семья» | январь-февраль | творческие проекты, конкурс семейных газет |
«Мастерская Деда Мороза», «Елка-шоу» | декабрь | трудовая акция |
Изготовление сувениров для пап, мам, бабушек и дедушек. | в течение года | трудовая акция |
«Волшебный мир руками детей», «Наши мамы-мастерицы, наши папы-мастера». | февраль-март | выставка творческих работ |
«Птичий домострой» | март | изготовление скворечников |
Направление «Ученик и его здоровье»
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни,
здоровье нравственное и социально-психологическое.
Задачи:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютера, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой;
Мероприятия | Сроки проведения | Форма проведения |
Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух»:
| в течение года | классный час, встречи с мед работником, викторины |
«Азбука здоровья» | в течение года | конкурс рисунков |
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек:
| в течение года | беседа конкурс рисунков беседа |
Цикл классных часов по ПДД:
| в течение года | Классный час, беседа, игра, викторины, конкурс рисунков |
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности | в течение года | Беседы,игры, викторины |
«Осенний марафон» | октябрь | спортивный праздник |
«Папа, мама, я – спортивная семья» | в течение года | Веселые старты |
Направление « Ученик и его отношение к природе»
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое
сознание.
Задачи:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- бережное отношение к растениям и животным.
Мероприятия по реализации воспитательной программы:
Мероприятия | Сроки проведения | Формы проведения |
Цикл классных часов по экологическому воспитанию:
| в течение года | конкурс рисунков, конкурс загадок, беседа, конкурс творческих работ детей |
«Чудесный огород»:
| в течение года | конкурс чтецов, игра, викторина |
«Знай и люби родную природу» | в течение года | игровая программа |
«Цветик – семицветик» | март-апрель-май | акция по выращиванию рассады цветов для школьной территории |
Направление «Ученик и Мир прекрасного»
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека.
Задачи:
- умение видеть красоту природы , труда и творчества;
- создавать представления о душевной и физической красоте человека;
- формировать интерес к чтению, произведениям искусства;
- стремление к опрятному внешнему виду.
Мероприятия по реализации воспитательной программы:
Мероприятия | Сроки проведения | Форма проведения |
Фильм, фильм, фильм… | в течение года | просмотр м/ф и к/ф |
Организация экскурсий и прогулок по улицам города, в парк | В течение года | экскурсия |
«Мои любимые книжки» | март | выставка-презентация |
«Угадай мелодию» | декабрь | музыкальная игра |
«Здравствуй, Новый год!» | декабрь | праздничная программа |
«В мире сказок» | февраль | викторина |
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И
ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель: повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- создавать условия для духовного общения детей и родителей;
- создать систему целенаправленной работы для психолого- педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание воспитательной работы:
- создание банка данных о семьях учащихся;
- изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся;
- организация проведения совместного досуга родителей и детей;
- привлечение родителей к активному участию в жизни школы;
- поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Формы внеклассной работы:
- родительские собрания, посещение семей учащихся;
- анкетирование;
- тематические классные часы, посвященные истории города и семьи;
- семейные праздники;
- спортивные состязания;
- календарные праздники – День Матери, 8 Марта, 23 февраля, День учителя и т.д.;
- беседы с детьми и родителями;
- экскурсии, викторины, КВН, дни творчества и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса
Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования направлена на приобщение обучающихся к ценностям семьи, своей этнической...