Внеклассное занятие "Жаворонки, прилетите! Красну вёсну принесите!"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Конспект занятия, на котором дети знакомятся с традицией встречи весны и способами лепки традиционного печенья «жаворонки».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Жаворонки, прилетите! Красну вёсну принесите! (о народных традициях встречи Весны)
Задачи: ознакомление детей с традицией встречи весны и способами лепки традиционного печенья «жаворонки»;
расширение знаний о фольклорном творчестве (заклички);
Форма занятия: беседа с элементами игровой деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация; карточки со словами «традиция», «заклички»; образцы жаворонков, солёное тесто, свистулька, деревце, ленточки, бубенчики и пр. для украшения; подкладные доски, стеки, влажные салфетки.
Ход занятия:
- Орг. момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Борисовна. Мы все немного волнуемся, поэтому я предлагаю настроиться на наш разговор. Давайте встанем в круг, потрём ладошки. Почувствовали тепло? Подарите это тепло своему соседу — приложите ладошки. Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что вот такая тёплая, добрая и дружеская атмосфера будет царить на нашем занятии.
- Беседа
У.: - Ребята, как вы понимаете, что такое традиция? (Слово крепится на доску)
Если затрудняетесь, то у вас на партах лежат карточки, на них вы найдёте слова-помощники. Выберите подходящие. Высказывания детей (обычай, опыт, наследие, устои, старина, привычки и пр.).
У.: Итак, традиция – это множество обрядов, привычек и навыков, передающихся из поколения в поколение.
У.: - А какие традиции вы знаете?
У.: - Посмотрите на экран, и опишите, что вы видите? (Слайд: репродукция картины Михеева С. В. «Летит кулик из-за моря»)
- Когда, в какое время года происходит действие? - Что в руках у детей? - Что делают дети?
- Что необычного в изображении детей?
У.: Это репродукция картины Михееева С. В. «Летит кулик из-за моря»
- А кому захотелось побегать вместе с этими ребятами?
- Сегодня мы совершим маленькое путешествие в прошлое и узнаем о народной традиции встречи весны.
У.: - Прочитайте тему нашего занятия: Жаворонки, прилетите! Красну вёсну принесите!
У.: - Это слова из народной песенки-заклички (слово «закличка» на доску)
- Все народные традиции сопровождались закличками.
– Попробуйте объяснить, что такое закличка? Может, вы знаете заклички? А я уверена, что знаете. Вспомните про божью коровку.
(Закличками обычно называют стихотворные обращения детей к явлениям природы, растениям и животным).
У.: - Как вы думаете, почему люди так ждали весну? Ответы детей.
У.: - Наши предки были земледельцами. Кто такие земледельцы?
Их жизнь очень сильно зависела от природных условий, прежде всего, от погоды. Земледельцу нужна была дружная весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Поэтому Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Первая встреча Весны происходила 14 марта. Праздник проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. (Демонстрирует деревце)
Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
- Давайте сейчас все вместе по традиции тоже украсим дерево. Дети выходят и украшают деревце лентами.
У.: - А посмотрите-ка, что я вам ещё принесла (демонстрирует свистульку) - Что это?
У.: По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и традиционное название — Весновка-свистунья. Давайте, ребята, и мы посвистим да Весну покличем!
Разучивают закличку (слайд) и исполняют её в хороводе.
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью
С великой милостью!
Со льном высоким!
С корнем глубоким!
С дождями сильными!
С хлебами обильными!
У.: Ребята, посмотрите, что у меня есть. (демонстрирует печенье-жаворонки). Что это?
Это печенье, а называется оно жаворонки. Подумайте, как эти жаворонки связаны с традицией встречи Весны?
У.: Образ птиц, возвращающихся на родину из тёплых стран, объединяет все весенние обряды и обычаи. 22 марта – день весеннего равноденствия. Почему так называется? Именно в этот день праздновалась вторая встреча весны.
Издавна считалось, что в этот день из теплых стран прилетают жаворонки и ещё 40 разных птиц, которые приносят на своих крыльях настоящую теплую весну. Посмотрите, как выглядит жаворонок, и послушайте его весеннюю песню? (Слайд – жаворонок, пение).
У.: Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков. Наряжали старинными узорами, зёрнышками, перевязывали ленточками. Фигурки делали разной формы: завивали спиралью, завязывали узелком, сажали на спину птенцов, гнездо с яичками (показываю образцы различных жаворонков)
- А что потом с ними делали? (вернуться к репродукции картины Михеева)
У.: Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палочки и выбегали с ними на пригорки или подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
У.: Хотите научиться лепить жаворонков? Лепить будем из солёного теста. (Показ образцов). Сначала освоим самый простой приём «узелок»
Практическая работа учащихся.
У.: Жаворонков слепили, теперь надо покликать птиц и весну. Разучивание и исполнение заклички (жаворонков держат на ладошках):
. Жаворонки, прилетите,
Красну вёсну принесите!
Нам зима-то надоела,
И весь хлеб у нас поела,
И дрова все пожгла,
И солому всю пожгла,
Молоко всё унесла.
Ой, вы, жаворонки,
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
У.: Интересно, а что же деревенские ребятишки делали с печёными жаворонками после того, как покличут весну? Ответы детей.
У.: Только к вечеру отведают печенье, и то никогда не съедят сразу. Сначала отломят крылышки или хвостик, остальное ещё поберегут и птицам непременно оставят поклевать, чтобы прилетели на угощение вместе с весной.
Подведение итогов.
У.: Вот и закончилось наше маленькое путешествие в прошлое. О какой народной традиции мы говорили? Что интересного запомнилось? А вы сможете рассказать о том, что узнали? Кому расскажите? А захотелось вам вот так же традиционно встречать Весну каждый год? А что для того надо сделать?
Большое спасибо Вам за работу. А на память о нашей встрече у вас останутся жаворонки.
ТРАДИЦИЯ
ЗАКЛИЧКА
Карточки для детей
Обычай опыт наследие старина привычки ценность порядок | Обычай опыт наследие старина привычки ценность порядок | Обычай опыт наследие старина привычки ценность порядок | Обычай опыт наследие старина привычки ценность порядок |
Обычай опыт наследие старина привычки ценность порядок | Обычай опыт наследие старина привычки ценность порядок | Обычай опыт наследие старина привычки ценность порядок | Обычай опыт наследие старина привычки ценность порядок |
Обычай опыт наследие старина привычки ценность порядок | Обычай опыт наследие старина привычки ценность порядок | Обычай опыт наследие старина привычки ценность порядок | Обычай опыт наследие старина привычки ценность порядок |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Весна , весна красная! Приди весна с радостью С великой милостью! Со льном высоким! С корнем глубоким! С дождями сильными! С хлебами обильными!
Жаворонок
Как слепить жаворонка
Жаворонки , прилетите, Красну вёсну принесите! Нам зима-то надоела, И весь хлеб у нас поела, И дрова все пожгла, И солому всю пожгла, Молоко всё унесла.
Ой, вы, жаворонки, Летите в поле , Несите здоровье: Первое – коровье, Второе – овечье, Третье – человечье! !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Весна -красна"
Вот такое мероприятие, посвящённое приходу весны, мы провели в нашей школе....
Внеклассное мероприятие «Весна красна»
Этот празднично-деловой конкурс проходит в канун 8-го Марта....
Конспект внеклассного мероприятия - викторина "Красный, желтый, зеленый"
Данная викторина разработана для учащихся 1-2 классов с ограниченными возможностями здоровья. В ней учитываются двигательные особености детей....
Внеклассное мероприятие. Утренник "Красный, желтый, зеленый", 1 класс
Вспоминаем основные правила поведения на улице, дорожные знаки; знакомим с понятием "государственный инспектор"; через инсценировку учим правильно вести себя на улицах города; через игру "Красный, жел...
Внеклассное мероприятие. Агитбригада "Красный, желтый, зеленый"
Все люди должны соблюдать правила дорожного движения. В данной разработке использованы стихи, песни, сценки. Меропрятие учит детей быть внимательными на дороге, соблюдать правила дорожного движения....
Конспект внеклассного мероприятия. Тема: «Красный. Желтый. Зеленый».
Предоставляю вашему вниманию технологические карты занятий внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий....
Конспект открытого внеклассного занятия "Весна - Красна" 1 дополнительный класс коррекционная школа
Открытое внеклассное занятие "Весна - Красна" по предмету мир природы и человека 1 дополнительный класс коррекционная школа...