В помощь классному руководителю
методическая разработка на тему
Игры и тренинги направленные на сплочение коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pomoshch_klassnomu_rukovoditelyu.docx | 78.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
(комплекс игр и тренингов на знакомство, сплочение коллектива и снятие тактильного барьера)
Предложенные в этом разделе игры, упражнения и задания позволяют любому ребенку или группе детей под руководством командора легко найти контакт в малознакомом коллективе, познакомиться и пообщаться друг с другом. Практически все игры проводятся в кругу и рассчитаны на средний и старший возраст участников.
ТАЙНАЯ РАЗВЕДКА
Город – отряд делится на 2 и более групп получает письмо с заданием (список вопросов на знакомство с территорией) от штаба разведки. Ребятам – тайным разведчикам, необходимо узнать требуемую информацию за короткий срок и принести ее в штаб.
Текст письма и список возможных вопросов:
Уважаемые разведчики! На сбор нижеперечисленных стратегических данных вам дается ровно 30 минут. Опоздание более чем на 5 минут будет расцениваться как невыполнение особо секретного задания.
Список вопросов интересующих штаб.
- Сколько ворот в республике?
- Какое любимое животное у командора первого отряда Димаса?
- Любимая музыкальная композиция у руководителя информационным пространством Паши?
- Номер машины директора лагеря?
- Сколько окон в южном, западном и восточном корпусах?
- Сколько шагов от актового зала до столовой?
- Сколько в связке ключей у заместителя по хозяйственной части Надежды Васильевны?
- Размер обуви у инструктора по спорту Ивана?
- Какие учебные заведения заканчивала организатор досуга Елена?
- Узнать часы работы медицинского корпуса?
После игры «Тайная разведка» командор отправляется вместе с городом – отрядом на экскурсию по территории республики.
ЭМБЛЕМА
Каждому участнику предлагается придумать и нарисовать свою эмблему, свой собственный значок, а затем рассказать о том, что отражает его эмблема. Так автор кратко знакомит остальных участников с собой, со своими увлечениями, чертами характера.
В дальнейшем эмблемы оформляются в виде визиток, значок и прикрепляют к одежде.
ФУТБОЛКА И НАДПИСЬ НА НЕЙ
Ведущий говорит участникам, о том, что человек иногда «подает» себя другим при помощи своих вещей, например при помощи футболки, на которой есть какая-либо надпись. Эта надпись может рассказать о своем «хозяине».
Затем участникам предлагается придумать и записать на своем листке предлагаемую надпись, которая могла бы в дальнейшем украсить футболку, оговорив, что эта надпись может меняться. Важно то, что надпись сейчас говорила о своем владельце, о его любимых занятиях, увлечениях, отношении к другим.
После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись. Командор во всех случаях оказывает эмоциональную поддержку играющим. Затем проводится короткое обсуждение: о чем говорят надписи на футболках, что мы хотим сообщить о себе другим людям.
СНЕЖНЫЙ КОМ
Ребята сидят в кругу. Первый ребенок произносит свое имя. Каждый следующий ребенок называет имена предыдущих ребят и свое. Когда очередь дойдет до командора, он называет имена всех игроков.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ:
- «Качество». К имени добавляется одно из качеств, начинающееся на первую букву имени. Например: «Меня зовут Женя, я Желанная»
- «Я люблю…» К имени добавляется предмет (животное, фрукт и т.д.), который любит участник, при этом название предмета должно начинаться на первую букву имени. Например: «Меня зовут Женя, и я люблю Жареную картошку».
- «Идем в поход». К имени добавляется предмет, начинающийся на первую букву имени, который участник может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Женя, я иду в поход и беру с собой Журнал». Тогда следующий игрок произносит: «Меня зовут Витя, я иду в поход и беру с собой Веревку, а еще Женю с Журналом».
- «Я люблю делать». Игрок называет свое имя и любимое дело. Следующий игрок сообщает свое отношение к названному делу, затем представляет и сообщает, что нравится ему. Например: «Как Маша я люблю маршировать, но не умею играть на гитаре, как Вова, а меня зовут Женя, и я люблю играть с детьми».
Я ЛЮБЛЮ СОСЕДКУ
Участники становятся в круг. Первый участник признается в любви к своему соседу, называя имя этого соседа, характерное качество и предмет, который он хотел бы подарить этому соседу. При этом качество и предмет начинаются на первую имени соседки. Например: «Я люблю соседку Иру за то, что она Интересная, и хочу подарить ей Ириску»
ВАШИ ДЕВИЗЫ
Каждый участник пишет на визитке то имя, как бы он хотел, чтобы его называли.
Например: меня зовут Женя, и я хотела бы, чтобы меня называли Жека.
И под именем нужно написать девиз, с которым ребенок идет по жизни.
Например: Я люблю детей.
- Дается определенное время, за которое участники, должны познакомится, и запомнить как можно больше девизов у участников
- Я говорю: «Привет меня зовут Женя, и я хочу передать привет человеку девиз, которого «Мне повезло, я командор!» Тот человек, чей девиз был озвучен, встает и говорит: «Меня зовут Паша, и я передаю привет человеку, чей девиз «С песней по жизни!»
ИМЯ В КРУГУ
Участники стоят в кругу. Каждый по очереди делает шаг в круг, называет свое имя и показывает любое движение. Затем все участники одновременно повторяют его имя и показанное движение, которое он только что показал.
ИЗ СПИЧЕК – ИМЕНА
Группе выдается коробок спичек: 10 спичек на одного члена группы. Задача игроков, используя все спички, лежащие в коробке, выложить имена всех членов группы. Имена должны соприкасаться или пересекаться. Одна буква одновременно может принадлежать разным именам.
РАССКАЖИ О СЕБЕ
Командор дает игрокам любой предмет и отворачивается. Участники передают предмет по кругу. Через какое - то время командор хлопает в ладоши. Тот, у кого в руках оказался предмет, называет свое имя и рассказывает о своих увлечениях.
АЛФАВИТ
Командор называет одну из букв алфавита. Те, чье имя начинается на эту букву встает и представляется. Командор перечисляет разные буквы до тех пор, пока не будут представлены все участники. В ходе игры может оказаться, что некоторые участники представятся два-три раза.
Чтоб ваши имена узнать,
Буду буквы называть.
Чье имя с этой буквы,
Поднимите быстро руку.
Начинаем буква А…
ИНТЕРВЬЮ ПО КРУГУ
Командор бросает мяч одному из участников, говоря его имя, и задает вопрос, участник отвечает и бросает мяч другому, называя его имя со своим вопросом. Вопросы должны быть короткими и задаваться доброжелательно. Если кто - то не хочет отвечать на вопрос, он говорит: «Нет ответа», и группа задает ему другой вопрос. Важно, чтобы в роли рассказчика побывали все участники.
ИНТЕРВЬЮ
Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый кратко представляет своего собеседника. Главная задача – подчеркнуть его индивидуальность. Здесь цель: развить умение слушать собеседника, сократить коммуникативную дистанцию между участниками.
ВЕСЕЛОЕ ПОСТРОЕНИЕ
По сигналу командора собравшиеся должны объединиться по временам года, в которые родились участники игры. Затем в четырех полученных группах игрокам необходимо построиться по месяцам рождения. Далее командор просит построиться по дням рождения.
ПРИКОСНИСЬ
Командор дает задание прикоснуться к каким-либо предметам, находящимся на других участниках. Например: «Прикоснитесь к трем участникам, у которых есть часы» каждый должен прикоснуться к трем людям, у которых есть часы. При этом необходимо узнать имя владельцев часов, а затем два участника на выбор говорят, как зовут обладателей часов. Командор ускоряет темп.
АВТОПОРТРЕТ
Участнику предлагается описать себя для незнакомого человека, чтобы он его узнал. Нужно назвать такие признаки, которые выделяют участника из толпы: описать внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться, жесты. Работа идет в парах, в процессе выступления одного из партнеров, другой может задавать уточняющие вопросы, чтобы дополнить его автопортрет. На обсуждение в парах дается 15-20 минут.
ЗЕРКАЛО
В течение 15 минут участники, разбившись на пары и встав лицом к друг другу, повторяют движения под музыку, меняясь через определенное время.
ЛЕСТНИЦА ПРИВЕТСТВИЙ
Необходимо поздороваться с каждым участником в группе, используя свой жест, т.е. способ приветствия, который должен быть невербальным. Например, пожать руку. Со следующим участником необходимо поздороваться тем способом, который использовал предыдущий игрок. Если в какой-либо из пар окажутся одинаковые приветствия, то со следующими игроками эти два человека должны поздороваться новым способом.
МЫ С ТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…
Участники выстраиваются в два круга (внутренний и внешний), равные по количеству игроков. Образуются пары. Игрок внутреннего круга говорит игроку внешнего круга: «Мы с тобой похожи тем, что…» Тот, в свою очередь, отвечает «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Участники не должны повторяться. По команде командора (хлопок) игроки, делают шаг вправо, образуется новые пары. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
ПОРТРЕТ – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Участники делятся на группы и получают задание: как можно больше узнать о каждом члене группы и нарисовать групповой портрет, где были бы видны интересы каждого. Затем группы показывают портреты и объясняют их.
МЫ ПОХОЖИ…
Реквизит: бумаги и письменные принадлежности.
На листке чертится таблица, состоящая из двух столбцов. В первой колонке:
- Цвет волос,
- Цвет волос,
- Первая буква имени,
- Последняя буква имени,
- Знак зодиака,
- Любимое блюдо,
- Любимое домашнее животное.
Командор объясняет задание – необходимо найти людей, которые схожи с вами по определенным признакам. Если такой человек есть, обмениваются с ними листками и оставить друг другу автограф (а лучше написать имя) в соответствующей строчке. Нужно постараться найти хотя бы одному человеку с каждым общим признаком, предложенным в таблице. Чем больше таких игроков участник найдет, тем лучше.
Варианты этой игры могут быть разными. Например, можно участникам самим определить критерии, по которым они будут искать «точки соприкосновения», но при этом необходимо учитывать возраст участников, уровень их коммуникабельности.
Другой вариант: к каждому человеку можно подойти с вопросом только один раз. Если вам повезло и этого человека есть общие с вами черты характера, общие вкусы и интересы, вы получаете его «автограф». Такой вариант игры приемлем, когда в игре принимают участие большое количество игроков и основной целью ставится то, чтобы каждый человек пообщался с максимальным количеством присутствующих.
Я УМЕЮ, МОГУ, ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ.
Участники сидят в кругу. Каждый на листочке пишет ответы на три вопроса: что я умею? Чему я могу научить? Чему хочу научиться? Далее все участники разбиваются на пары, обмениваются листочками и готовят представление друг для друга на 1-2 минуты в любой форме (речь, стихи, песни, этюды). Позволяет определить командору увлечения ребят.
ИГРОВОЕ ПОЛЕ
Командор заранее вывешивает плакат, представляющий собой поле 3 на 3 квадрата. В каждом квадрате вопрос: кто умеет играть на гитаре? Кто танцует? Кто рисует? Кто занимается спортом? и др. Всего 9 вопросов. Все игроки берут ручки и листочки бумаги. Чертят аналогичное поле, нумеруют квадраты. Задача игроков – опросить играющих и найти среди них тех, кто действительно умеет играть на гитаре, рисует и т.д. Записать в соответствующую клеточку на своем листке имя и фамилию этого игрока. Нельзя записывать одного и того же человека в одном квадратике. Побеждает тот, кто первым заполнит все поле.
ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ
Все играющие сидят в кругу на стульях (свободных стульев нет). Командор стоит в центре круга и спрашивает, например: кто любит танцевать? Кто любит мороженое и т.д. Те игроки, которые любят этим заниматься, должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок, оставшийся без стула, становится ведущим.
А Я – ЗАЙЦЕМ!
Участники сидят на стульях в кругу, один стул пустой. Участник, сидящий слева от свободного стула, пересаживается на него и говорит: «А я еду». Участник, сидящий слева от пересевшего игрока, садится на освободившийся стул и произносит: «А я тоже» Затем третий участник садится и говорит: «А я зайцем», хлопает рукой по стулу и называет имя одного из игрока. Тот чье имя назвали, перебегает на свободный стул. В результате вновь освобождается стул, и игра продолжается по тому же плану. Если среди участников два или более человек имеют одинаковые имена, то они вместе бегут на один стул, каждый стремится первым занять его. Тот, кто не успел, возвращается на свое место.
СОСЧИТАЕМ ДО 10.
Нужно сосчитать всем составом до 10, но если цифру говорит не один человек, а все одновременно, то считать начинаем заново, до тех пор, пока не сосчитают до 10. Произнося цифру, участник встает с места.
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Участники становятся в круг. Командор предлагает поздороваться со своими соседями способом, принятым в некоторых странах. При этом командор называет страну и форму приветствия:
В РОССИИ принято пожимать друг другу руки.
В ИТАЛИИ горячо обниматься.
В БРАЗИЛИИ хлопать друг друга по плечу.
В ЗИМБАБВЕ трутся спинами.
В МАКЕДОНИИ здороваются локтями.
В НИКАРАГУА приветствуют друг друга плечами.
У АВСТРАЛИЙСКИХ АБОРИГЕНОВ принято тройное приветствие: хлопнуть по ладоням, подпрыгнуть, толкнуть бедром.
Данная игра дает возможность снять эмоциональное напряжение и в веселой форме расположить участников к дальнейшему знакомству и общению.
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
Скажем громко мы: «О,кей!
Сколько, много здесь друзей!»
Много, много, много нас. Встанут Ирочки сейчас.
Много, много, много нас. Помашут Пашечки сейчас.
Много, много, много нас. Смеются Леночки сейчас…
ЗДРАВСТВУЙ!
(для детей младшего возраста)
Все встают в круг и берутся за руки. Выбирается водящий, который встает в центр круга и закрывает глаза. Все дружно передвигаются по кругу со словами:
Дети по лесу гуляли,
Одного там потеряли,
А домой, как прибежали,
Тихо бабушке сказали:
«Ой, ты, бабушка, наш свет,
Ты скажи, кого здесь нет?»
В это время один человек выходит из круга и прячется. После окончания слов водящий открывает глаза и называет пропавшего. У него есть три попытки. Если ошибается, то снова водит. Если нет, то тот, кого отгадали, становится водящим.
ЗАБАВНАЯ АНКЕТА
Командор задает вопросы, если ребята себя узнают, то выполняют то, о чем попросит командор.
- Чей рост превышает один метр пятьдесят сантиметров…
Скажите: «Я – КИНКОНГ!»
- Кто родился в мае…
Возьмите себе кого-нибудь в пару и станцуйте.
- У кого синие глаза…
Подмигните нам три раза
- У кого есть брат…
Щелкните три раза.
- Кто любит кошек…
Промяукайте громко.
- У кого есть в одежде красный цвет…
Скажите соседу справа: «У вас чудная прическа»
- Кто хоть раз в своей жизни курил…
Скажите: «Я это оспариваю»
- А кто не переносит дыма от сигарет…
Скажите: «Курение вредит вашему здоровью».
ИГРОВОЕ ЗНАКОМСТВО
Участники садятся в круг. У командора в руках мяч, он произносит фразу: «Встаньте те, кого зовут…» Затем кидает мяч любому из участников. Игрок, поймавший мяч, встает и громко называет свое имя. Все играющие, имена которых назвали, тоже встают. Те игроки, которые не встали, когда их называли, дают фант. За правильность выполнения (все ли встали) следит командор, который знает по именам всех участников игры. Дальше мяч кидает тот играющий, который называл свое имя, и также произносит установленную фразу. Игра заканчивается, когда все участники встали хотя бы один раз. В конце игры разыгрываются фанты.
Когда участники запомнили друг друга игру можно усложнить: запретить кидать мяч человеку, имя которого уже называли. Кто ошибается с того фант.
ЭСТАФЕТА - ЗНАКОМСТВО
Группа делится на две или более подгрупп.
1 вариант: Первый участник бежит до стула, громко говорит свое имя и фамилию, на каждое слово, садясь на стул. Затем следующий участник, бежит и называет свое имя и фамилию, также садясь на стул на каждое слово.
2 вариант: Команда кричит имя, того человека, который бежит к стулу. Участник присаживается на стул, а команда кричит его имя и фамилию.
ВЕСЕЛАЯ ЦЕПОЧКА
Командор говорит: « Меня зовут Женя, и я люблю мороженое», если в зале есть люди, которые тоже любят мороженое выбегают и встают цепочкой к ведущему, т.е. с одной руки человек и с другой руки человек. Кто быстрее добежал до ведущего называет свое имя и говорит, что он больше всего любит, например: детей и т.д.
АТОМЫ И МОЛЕКУЛЫ
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент все они являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!» - это значит, что три игрока – «атома» сливаются в одну молекулу. Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда командора: «реакция окончена!».
НАЙДИ МЕНЯ
Играющие пишут на бумаге свои имена. Все бумажки сворачиваются и складываются в коробку. Каждый вытаскивает по одной бумажке и ищет того человека, чье имя указано в ней, и берет его за правую руку. Таким образом, получится, что каждый найдет правого соседа, а его найдет левый сосед. В результате могут образоваться и несколько кругов.
ДОРИСУЙ НАСТРОЕНИЕ
Все участники игры садятся в круг. По сигналу Командора каждый на своем листке бумаги начинает рисовать что-либо. Через некоторое время командор останавливает всех, говоря: «Стоп!», и просит играющих передать свой листок соседу, сидящему справа. Затем ведущий дает команду «Начали!», и все продолжают рисовать, а точнее, дорисовывать полученный рисунок соседа слева, добавляя в него свои изменения. Далее вновь звучит команда: «Стоп!», лист передается следующему игроку, который продолжает рисовать, изменяя рисунок, пройдя всех участников игры по кругу, вернется к своему хозяину.
Командор проводит анализ выполненного задания, участникам вопросы: какая деталь в полученном рисунке им больше всего понравилась, какие изменения в настроении у них произошли, что из увиденного вызвало смех и т.д. Кроме того, просит хозяина рисунка поблагодарить тех, кто, изменил его рисунок, улучшил настроение.
ДРОЗД
Играющие образуют два круга (внутренний и внешний), равные по числу игроков. Внутренний круг встает спиной к центру, образуют пары. Далее участники повторяют за командором слова и движения.
Я – ДРОЗД (открытой ладонью показывают на себя)
ТЫ – ДРОЗД (открытой ладонью показывают на соседа)
У МЕНЯ НОС (прикасаются кончиками пальцев к своему носу)
У ТЕБЯ НОС (прикасаются кончиками пальцев к носу соседа)
У МЕНЯ ЩЕЧКИ АЛЕНЬКИЕ (прикасаются кончиками пальцев к своим щечкам)
У ТЕБЯ ЩЕЧКИ АЛЕНЬКИЕ (прикасаются кончиками пальцев к щечкам соседа)
У МЕНЯ ГУБКИ СЛАДКИЕ (прикасаются кончиком пальцев к своим губкам)
У ТЕБЯ ГУБКИ АЛЕНЬКИЕ (прикасаются кончиками пальцев к губкам соседа)
ТЫ ДРУГ (показывают на себя)
Я ДРУГ (показывают друг на друга)
ДАВАЙ ДРУЖИТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (ЛЮБИМ МЫ, ДРУГ ДРУГА) (обнимаются, целуются)
ЖИЛА БЫЛА БАБКА
Ребята встают парами лицом друг к другу и боком к центру круга, берутся за руки, поют и повторяют такие движения:
ЖИЛА-БЫЛА БАБКА У САМОЙ РЕЧКИ (два приставных шага к центру круга)
ЗАХОТЕЛОСЬ БАБКЕ ИСКУПАТЬСЯ В РЕЧКЕ (два приставных шага от центра круга)
ПОШЛА БАБКА НА БАЗАР, И КУПИЛА ТАМ МОЧАЛО (обходят вокруг друг друга)
ЭТА ПЕСНЯ ХОРОША (берутся правыми руками, делают шаг навстречу и шаг назад)
НАЧИНАЙ СНАЧАЛА (один остается на месте, а его партнер переходит по кругу к другому)
Когда участники меняются местами, они представляются друг другу по имени.
Все повторяется сначала, пока все участники не поменяются местами.
Темп игры постоянно увеличивается.
ВЫБОР БЛИЗОСТИ
Участники свободно передвигаются по помещению. Каждый находит себе пару. В паре игроки должны без слов договориться о том, каким образом они будут приветствовать друг друга. Для этого они одновременно выкидывают какое-либо количество пальцев. Количество пальцев должно совпадать, для этого можно мимикой и жестами уговаривать человека.
ОДИН ПАЛЕЦ - улыбаются и представляются.
ДВА ПАЛЬЦА – пожимают руки и представляются.
ТРИ ПАЛЬЦА – обнимаются и представляются.
ЧЕТЫРЕ ПАЛЬЦА – целуются и представляются.
Важно познакомиться с большинством участников.
ЭММА ПАПАРУСКА
Ребята встают в круг. На каждое произносимое слово повторяют движения за командором.
ЭМА ПАПАРУСКА (делают наклон в правую сторону)
ЭМА ПАПАСАН (делают наклон в левую сторону)
РУССКА (наклон в центр круга)
РУССКА (наклон из круга)
ЭММА ПАПАРУСКА (делают наклон в правую сторону)
РУССКА (наклон в центр круга)
РУССКА (наклон из круга)
ЭМА ПАПАСАН (делают наклон в левую сторону)
После того, как дети легко выполняют движения и говорят текст, добавляются еще ряд движений.
НЯКИ-НЯКИ (в центр круга шагаем)
НЮКИ-НЮКИ (шагают в центр)
УНДИРА-УНДЖАРА (шагаем из круга)
УНДЖАРА-ДЖАРА-ДЖАРА (из круга)
Темп постепенно увеличивается.
«МЕНЯ УКУСИЛ…»
МЕНЯ УКУСИЛ ГЕПАПАТАМ (идем по кругу)
Я ОТ СТРАХА НА ДЕРЕВО ЗАЛЕЗ (движения танца яблочко)
И ВОТ Я ЗДЕСЬ (показываем на себя)
А НОГА МОЯ ТАМ (ногу в центр круга)
БАБ ДУСЬ, БАБ ДУСЬ БАБА ДУСЯ
ДЕД САНЬ, ДЕД САНЬ ДЕДА САНЯ (движения рок-н-ролл)
Темп игры увеличивается.
«СОСИСКА, КЕТЧУП, КОКА – КОЛА»
Ребята образуют круг, кладут руки друг другу на плечи.
СОСИСКА (шаг правой ногой)
КЕТЧУП (шаг левой ногой)
КОКА-КОЛА (крутим бедрами)
Один раз проделали, делаем шаг в центр круга и снова повторяем все сначала, как только круг становится, все уже добавляем.
ПОП-КОРН (2 прыжка)
ГРАНИЦА
Цель игры – получить как можно больше информации о присутствующих игроках и дать им возможность лучше узнать друг друга.
Командор проводит мелом на полу «границу» (черту) и предлагает перейти на одну сторону тех участников, кто объединен каким – то общим признаком. Командор устанавливает простые критерии объединения, например, предлагает перейти «границу» тем, кто:
- Любит мороженое;
- Кто занимается хореографией;
- Любит петь;
- Играет на гитаре.
ПОКРЫВАЛО
Участники делятся на две команды и встают напротив друг друга. Два командора держат между командами натянутое покрывало. К нему близко подходят по одному человеку из команды. На счет «три» покрывало резко опускается. Задача участников, стоящих у покрывала, быстро назвать имя человека, стоящего напротив. Тот, кто менее успешно справится с заданием, переходит в противоположную команду. Выигрывает команда, в которой к концу игры будет большее количество участников.
ВАРИАНТ ИГРЫ: к покрывалу могут подходить по два и по три участника одновременно или команда в полном составе. В этом случае победителя определить очень сложно. Зато это будет веселым окончанием игры.
ЖИВЫЕ РУКИ
Участники садятся друг напротив друга с закрытыми глазами таким образом, чтобы не знать, кто сидит перед ними. Игрокам предлагается пообщаться молча, только с помощью рук: познакомиться и поздороваться, поссориться, помириться, попрощаться, обняться, поощрить друг друга.
Затем идет обмен впечатлениями.
БОЛГАРСКАЯ ИГРА
(по принципу уши, нос)
ГОЛОВА по-болгарски (ГАЛАВЭ) показываем на голову,
КОЛЕНИ (КОЛЕНИ ударение на первый слог),
ПЛЕЧИ (РАМЭНЕ)
ПАЛЬЦЫ (ПАЛЬЦЫ)
УШИ (УШИ)
ГЛАЗА (ОЧИ)
РОТ (УСТА)
НОС (НОС)
Последовательность:
ГОЛОВА,-
РАМЭНЕ,- 2 РАЗА
КОЛЕНИ, -
ПАЛЬЦЫ.-
А затем добавляем:
КОЛЕНИ,- 2 РАЗА
ПАЛЬЦЫ.-
И снова говорим один раз
ГОЛОВА,-
РАМЭНЕ,-
КОЛЕНИ,- 1 РАЗ.
ПАЛЬЦЫ - (делаем щелчок)
УСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ ИГРЫ:
Добавляем:
УШИ,
ОЧИ,
УСТА,- 2 РАЗА
НОС,
ВСТРЕЧАЙ ДРУГ ДРУГА С УЛЫБКОЙ!
Все участники игры по своему желанию объединяются в пары. Командор объясняет задание, суть которого заключается в том, чтобы в паре со своим партнером, подготовившись и прорепетировав (время на подготовку определяет командор), при помощи мимики и жестов изобразить перед всеми тот или иной предмет. Две пары командор просит пройти за дверь помещения (комнаты), где проводится игра, и там готовится к показу, а остальные игроки репетируют свое выступление здесь же. После того как время на подготовку закончится, командор просит пары, находящиеся в комнате, приступить к показу задуманных ими предметов. Когда какая-либо пара показывает свой предмет, остальные игроки пытаются угадать то, что они придумали. После просмотра выступления всех пар ведущий просит игроков занять свои места и договаривается с ними о том, что, когда он пригласит в комнату одну из пар, готовящих свое выступление за дверью, они встретят их бурными аплодисментами, такими, чтобы за дверью комнаты был слышен создаваемый ими шум приветствия. Такой же силы аплодисменты должны прозвучать и после того, как пара покажет свой задуманный предмет.
А вот вторую пару командор попросит встретить уже не так шумно и бурно, с некоторым безразличием на лице. Аплодисменты должны быть еле слышны и после того, как вторая пара покажет им задуманный предмет.
Договорившись об этом со всеми присутствующими, командор приглашает зайти в помещение вначале первую пару, а затем и вторую.
По окончанию игры командор просит игроков, которые готовили свое выступление за дверью, поделиться своими впечатлениями, ощущениями от того что с ними здесь только что произошло. Затем просит высказать свое мнение и остальных участников игры, а также сравнить ощущения и переживания, полученные от игры, с теми ощущениями, которые испытывали люди в привычной жизни, когда им приходится заходить в комнату, где собралась незнакомая компания, или в класс, и оценить, насколько важно человеку то, как его там встречают.
АПЛОДИСМЕНТЫ
Командор говорит текст, если участники узнают, что этот текст про них начинают хлопать.
Поаплодируйте те, кто пришел к нам с хорошим настроением.
А сейчас только мальчики?
А кто будет петь, играть и плясать?
А кто любит кошек?
КАРТА ЖИЗНИ
Рисуется карта, на которой обозначены остров ОДИНОЧЕСТВА, море РАДОСТИ, поляна МЕЧТЫ, река СЛУЧАЯ и т.д. Каждый бросает кубик: куда он попадает, о тех случаях из своей жизни участник и рассказывает.
Я И МОИ СОСЕДИ
Ведущий раздает игрокам, сидящим в кругу, чистые листы бумаги и просит нарисовать на них таблицу из трех колонок: в первой (имя игрока, сидящего через одного человека слева), Во второй колонке пишет: (свое имя), в третьей: (имя игрока, сидящего через одного человека справа). После того как игроки познакомились с заданием, ведущий начинает игру - задает вопросы, а участники отвечают на них письменно на своих листках и за себя, и за своих соседей, пытаясь угадать правильный ответ. В ходе игры разговоры между игроками запрещены. Вопросы могут быть любые, например:
- Любимый цвет,
- Знак зодиака,
- Домашнее животное,
- Любимое время года,
- Любимый фильм.
По окончании игры участникам отводится время, чтобы оценить, насколько их ответы совпали. Нормой для коллектива, которой едва знаком, является 3-4 совпадения. Игру можно проводить не только в группе людей, где участники едва знакомы, но и в уже сформировавшемся коллективе, для того чтобы выяснить, насколько хорошо, его участники знают друг друга.
Я - НИКОГДА НЕ…
Члены группы открывают ладони и по очереди говорят: «Я никогда не…(делал чего-либо)» Тот, кто делал предложенное действие, загибает палец. Тот, кто загнул все пальцы рук, выбывает из игры.
МПС (мой правый сосед)
Чтобы провести эту игру, требуется человек, незнакомый с правилами игры. Он и назначается командором. Ему предлагают выйти из комнаты, а остальные участники игры усаживаются по кругу и как бы загадывают одного из присутствующих.
Вернувшийся ведущий задает участникам игры вопросы о загаданном человеке, пытаясь понять, о ком идет речь. Причем вопросы должны быть такими, чтобы ответом было «да» или «нет». Суть игры в том что на самом деле все говорят не об одном человеке, а о человеке, сидящем справа (так, впрочем, и называется игра – «Мой правый сосед», о чем, ведущий не догадывается) Например, на вопрос «Это девушка?», вы, зная, что справа сидит мальчик, говорите «Нет». Вопрос следующему: «Это парень?», а он отвечает: «Нет» И вот здесь появляется вопрос, а кто? Игра проводится до тех пор пока ведущего не осеняет, что МПС это мой правый сосед.
НАЙДИ СВОЮ ПАРУ
Участники становятся парами (лицом друг к другу) в два круга, водящий находится за кругом. Под музыку оба круга приходят в движение, в разном направлении (внутренний круг движется по часовой стрелке, внешний – против часовой). Когда музыка затихает, пары начинают искать друг друга. Водящий ловит себе пару. Кто остался без пары становится водящим.
НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ
(по звуку животного)
Каждый участник получает карточку с названием животного. Игроки закрывают глаза. Каждому животному необходимо найти своих сородичей по их голосам. Жирафы кричат: «Жир – жир!» Лягушки кричат: «Жаб – жаб!» Ослики кричат: «Осе – осе!» Зайцы кричат: «Зай – зай!» По команде ведущего найти сородича по голосу. Задание: каждому виду собраться как можно быстрее.
ИГРОВЫЕ МЯЧИ
Участники встают паровозиком, держа между собой мячи. Цель группы пройти определенное расстояние, не держа мячи руками.
ДВА КОРАБЛЯ
Капитаны своих команд встают на одной половине, а команда, напротив, на определенном расстоянии. Команда выстраивается паровозиком и закрывает глаза. Капитан голосом управляет кораблем (вправо, влево) как только капитан говорит: «швартуемся» команда дошла до капитана. Задача кораблей пришвартоваться как можно быстрее.
ПОЙМИ СЮЖЕТ
Команды ставят сценку, говоря в ней на неизвестном языке. Если сидящие в зале определяют о чем идет речь в сценке, то они присоединяются к сюжету, говоря на языке тех, кто участвует в сценке.
СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ
Участники объединяются в пары и решают, кто из них будет «слепой» (игрок, идущий с закрытыми глазами), а кто «поводырь». «Поводырь» должен будет провести «слепого» по определенному участку пути. Участок пути готовится заранее и представляет собой дорогу, на которой располагаются различные предметы. Эти предметы «слепому» необходимо будет перешагивать или обходить. Помогать ему в этом (вести «слепого») должен «поводырь». Командор должен проследить за тем, чтобы предметы, лежащие на дороге, были безопасны для здоровья игроков. Также он должен страховать участников в момент прохождения ими всего участка пути.
После того как все пары прошли дорогу, игроки меняются ролями и игра повторяется.
По окончании игры участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.
БАНЯ, ВЖИК.
Командор говорит о том, что задача участников повторить за ним все действия. На каждый палец говорит баня, а между большим и указательным пальцем вжик. А в конце игры скрепляет руки в замок, что обычно дети не делают.
ТВОРЧЕСТВО
(нарисуй корову)
Команды рисуют на ватмане животного по принципу эстафеты (один рисует голову, другой тело и т.д.) Затем нужно назвать своего животного и прорекламировать его так, чтобы другим командам захотелось купить это животное. После рекламы противоположные команды могут задать 3 вопроса, на которые должны ответить противники. Например: А почему вы продаете свою корову? Или, а много ль корова дает молока?
НА СЧЕТ ПЯТНАДЦАТЬ
Задача участников загадать человека, с которым ему больше всех хотелось пообщаться. Командор считает до 15, игроки на каждый счет делают шаг, приближаясь к загаданному человеку. Если желания совпадают, то игроки целуют друг друга, а если нет, то обнимают.
МОРСКОЙ БОЙ
Участники делятся на 2 команды те, кто будет играть роль кораблей и роль минного поля.
Задача кораблей без потерь перейти минное поле. Минное поле встают шаг друг от друга и делают руки в сторону их задача не пропустить корабли, с места мины не уходят только вращают руками. Корабли могут издавать звуки (ту - ту) тем самым, запутывая мины, которые стоят с закрытыми глазами.
КОКА - КОЛА
К банке прикреплена двойная веревка. Задача игроков (2 человека) перенести банку с одной точки на другую. Группа делится на пары, сколько пар столько и команд.
ПОСАДИ САМОЛЕТ В ЦЕНТР
Вычерчивается центр, в который нужно посадить самолет. Усложнить задание можно, если бомбардирщик будет с закрытыми глазами.
СКАЧКИ
Из листа картона (примерно 12 см на 24 см) делается фигурка лошадки.
- Надрезать с двух сторон лист картона;
- Надрезанные концы согнуть по указанным пунктирным линиям: средняя часть картона с обеих сторон (голова и хвостик) загибаются вверх, а крайние части (ножки) вниз.
В результате получается фигурка лошадки.
Для того чтобы «лошадка» начала двигаться, игроку необходимо установить ее на ровной и гладкой поверхности, затем взять в руки картонку (размер 12 см на 24 см) и обмахивать ею сзади фигурку лошади. Толкать картонкой «лошадку» нельзя. Поток воздуха, получающийся в результате обмахивания, приведет в движение бумажную фигурку, и она начнет свое движение от «Старта» к «Финишу».
Сделав несколько таких фигурок (3-5), можно устроить целое соревнование – «Скачки», где в скорости и ловкости смогут посоревноваться одновременно несколько игроков («наездников»)
Делаем из бумаги лошадок и с помощью бумаги передвигаем лошадок к цели.
Я РАД ЗНАКОМСТВУ С ТОБОЙ
Внешний и внутренний круг. Разбиваемся по парам. Меня зовут Женя и я рада видеть тебя» Лена говорит: « Женя я здесь»
Затем Лена говорит: «Меня зовут Лена и я рада видеть тебя» Женя говорит: «Лена я здесь».
ПО ПРИНЦИПУ ИГРЫ «КОШКИ-МЫШКИ»
Круг быстрее оббегай, имена запоминай
Раз два! Раз, два, три. Свое имя назови.
Тот человек, который остался без пары, должен, пробегая, произносить имя того, кто ловит.
ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ
- Откровенно говоря, меня зовут Женя, и я люблю мороженое.
- Откровенно говоря, меня зовут Света, и я люблю детей и т.д.
КАК МЫ ЧУВСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА (ОПОЧКИ)
Поем песню, ту которую знают все. Задача ребят - петь вслух. Если ведущий говорит: «Опочки!» - перестают петь, как только ведущий снова сказал: «Опочки!» - все должны вступить и петь вместе песню.
И ЭТО ЗДОРОВО!
(подведение итогов психологического тренинга)
В конце психологического часа ребенок для себя определяет, что нового он узнал и говорит: «Сегодня я познакомился с новыми друзьями!» Ребята отвечают ему: «И это здорово!». Лена говорит: «Я сегодня в первый раз вышла на сцену!» Ребята отвечают: «И это здорово!» Таким образом, не повторяясь, высказывается каждый.
ТАНЕЦ ПРИЛИПАЛ.
Все участники по парам. Задача станцевать танец под музыку, соприкасаясь теми частями тела, которые называет ведущий (руки, нос, уши, ноги).
ЦЕЛОВАЛЬНАЯ МАШИНКА
Девочка загадывает ту часть тела, которую хотела бы, чтобы поцеловал мальчик.
Мальчик говорит: «губы», если он угадал, то девочка говорит: «тр-тр», а если мальчик не угадывает, то девочка говорит: «пи-би».
АЙ ДА Я, МОЛОДЕЦ!
Ай да мы! (целуют себя рукой по щечкам)-3 раза
Молодцы! (целуют себя рукой по щечкам) – 3 раза
Ай да я! (УА) (шлет воздушный поцелуй)-1 раз.
РАССКАЗ ИЗ ЖИЗНИ
Ребятам выдаются карточки с определенным цветом. В зависимости от этого должны рассказать историю из жизни.
Красная - история забавная,
Зеленая – случай из детства,
Желтая – поступок, за который пришлось краснеть.
«ПРАВДА» и «ДЕЙСТВИЕ»
Игру рекомендуется проводить к середине смены, когда ребята уже знают друг друга. Участники садятся в круг. Командор зажигает спичку и осторожно передает ее по кругу. В чьих руках спичка гаснет, тот участник выбирает: «Правда» или «Действие». Если выбрал «правду», то отвечает на один вопрос окружающих, если «действие», то выполняет одно их задание. Спичка зажигается вновь, и игра продолжается в той же последовательности.
АНОНИМКА
Участники сидят в кругу. Каждый пишет то, что знает о своем соседе справа. Командор собирает анонимки и зачитывает их. Участники угадывают, о ком идет речь.
УПРАЖНЕНИЯ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- Надпись на спине. Каждому участнику на спину прикрепляется чистый лист бумаги. Участники хаотично передвигаются и пишут друг другу те черты характера, которые ему нравятся в этом человеке.
- Хлопки. Участники стоят в кругу и «передают» хлопки. Каждый участник упражнения должен внимательно следить за передающим, этот хлопок «поймать» и передать дальше. Если хлопок поймал не тот, кому он передавался, передающий повторяет попытку. Чем слаженнее работает группа, тем меньше попыток делают передающие хлопков.
- Лаборант. Рисуется лабиринт. Один человек по нему передвигается с закрытыми глазами. Ему помогает его товарищ. Ему могут помогать все участники упражнения, но тогда они делают подсказки по очереди. Через лабиринт должно пройти как можно большее количество участников, лучше все. Лабиринт может создаваться из других детей.
- Эстафетная палочка. Участники встают вкруг и передают эстафетную палочку по кругу так, чтобы эту палочку держал только один человек, т.е. одновременно вдвоем дотрагиваться до нее нельзя. С каждым разом группа должна осуществлять эту передачу все быстрее и быстрее (по принципу электроцепи).
- Передача звука. Участники становятся вкруг и передают по кругу звук [м] так, чтобы он не прерывался и, чтобы его произносил только один человек. Чем слаженнее работает команда, тем быстрее и чище передаваемый звук. Нужно проделать упражнение несколько раз.
- Зеркало. Участники как можно с большей степенью точности повторяют положение, принимаемое водящим. После многократного повторения упражнения участники должны делать это все быстрее и качественнее, т.е. все точнее и четче повторять положение.
- Поджигатель. Все берутся за руки и закручиваются в плотный клубок вокруг первого в цепи человека. «Поджигатель» «поджигает» эту спираль и она раскручивается очень быстро так, чтобы поджигатель оказался внутри круга.
- Ты. Участники становятся спиной вкруг. В центре круга стоит водящий. Он указывает на одного из играющих и произносит «Ты». Тот на кого указали должен это заметить. В течение упражнения водящий несколько раз меняется.
- Гипноз. Шесть человек ходят по холлу с завязанными глазами. Ведущий говорит «стоп», они останавливаются и стоят с закрытыми глазами. Ведущий выбирает одного человека из них, тот открывает глаза и смотрит на кого-то из стоящих пяти человек. Тот, на кого смотрят должен почувствовать взгляд на себе и сказать «это я».
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В начальный период формирования детского коллектива педагогически неорганизованное взаимодействие ребят часто становится причиной их неприязни друг к другу переходящей в конфликты, безразличие друг к другу, делам коллектива и т. д. Избежать подобных неприятностей помогают специальные игры на взаимодействие, основная цель которых — установить близкие и доброжелательные отношения между детьми и педагогами.
МОЛЕКУЛА-ХАОС!
Этот вариант игры заметно сложнее. Участникам необходимо соблюдать все правила, но к ним добавляется еще одно: необходимо хаотично двигаться в рамках круга (комнаты, холла) с закрытыми глазами.
Иначе говоря, когда ведущий скомандует: «Молекула-2, 3 и т. д.», участники ищут свою пару, тройку и т. д. с закрытыми глазами. Самое сложное задание — по команде ведущего «Молекула-группа!», встать в круг. Необходимым условием игры является то, что передвигаться с закрытыми глазами нужно, не подглядывая, иначе весь интерес (а значит и результат игры) будет потерян.
Замечания. Внимательное наблюдение за перемещениями всех участников группы позволит определить их уровень тревожности, агрессии, страха; характер психологической защиты.
Обратите внимание на детей, передвигающихся очень осторожно, держащих руки на уровне груди или вытянутыми вперед, — это люди с повышенным уровнем тревожности.
Некоторые дети передвигаются чересчур уверенно, расталкивая всех плечами и локтями, наступая на ноги другим участникам.
Они идут напролом, как танк, — это люди с повышенной агрессией (необходимо выяснить причину этой агрессии). Безусловно, найдутся дети, которые передвигаются уверенно, но при этом стараются не причинить вреда другим, заботясь о своих товарищах.
И, наконец, есть дети (их меньше всего), которые передвигаются вне пределов основного движения. Эти дети совершают свои перемещения очень медленно и осторожно — скорее всего, они страдают страхами или фобиями.
Педагогу необходимо выделить детей, берущих на себя в игре роль координатора, организатора — это дети с лидерскими, opгaнизаторскими способностями и навыками. Скорее всего, они помогут педагогу в дальнейшем при формировании детского коллектива (при условии их положительного настроя).
Очень важно после проведения игры ее обсудить и отрефлексировать (осмыслить).
ЗЕРКАЛО
Выбирается ведущий, его роль — «человек». Все остальные - «зеркала» (точнее было бы сказать – «отражения»).ведущий перемещается по замкнутому пространству (комната, холл). Он смотрит в «зеркала», а они его «отражают», повторяя все действия, которые он выполняет. Важно, чтобы «зеркала» точно повторяли движения, мимику «человека». Достоверность «отражения» важна для установления контакта, возникновения эмпатии.
Ведущий сменяется спустя 2 — 3 минуты. Это необходимо для того, чтобы как можно больше игроков примерило на себя роль «человека» и в то же время попытались сыграть роль «зеркала».
Замечания. Следует давать положительное подкрепление (поощрять) самых пассивных ее участников.
СКАЛА
На земле (асфальте, полу) чертится прямая линия. Вся группа выстраивается в один ряд (можно по росту ) так, чтобы носки обуви касались края этой линии. Стоящий на краю участник начинает движение в противоположную сторону Движение должно совершаться так, будто человек переступает по краю пропасти: нельзя пятками заступать за границу линии. Участник, заступивший за край, начинает движение сначала.
Практика показывает, что передвигаться по скале легче всего лицом к другим участникам. На первых порах участники пытаются удерживаться за руки, плечи, одежду тех, (при их пассивном участии). Но по прошествии некоторого времени участники игры начинают помогать друг другу.
После того как дети справились, можно усложнить правила: пустить двух участников с разных флангов. При их встрече они должны разминуться так, чтобы ни один из них не упал со «скалы».
Если вместо прямой линии начертить ломаную, имитирующую выступы и расщелины «скалы», игра станет еще более захватывающей.
МАГИЯ СЛОВ
Все участники рассчитываются на «первый-второй», а затем образуют пары, в которых есть один «первый» и один «второй» номер.
Ведущий говорит: «Закройте глаза и представьте себе десятибалльную шкалу. Найдите на ней ваше настроение в данную минуту. Отметьте его для себя (можно записать на бумажку)». Далее задание «первым» номерам: повернуться к своим партнерам по паре и сделать в их адрес несколько положительных высказываний. Например: «я очень рад, что мы с тобой в одной паре», «у тебя очень приятный голос», «мне нравится твое имя», «ты сегодня очень красивая», «у тебя очаровательная улыбка», «ты классно вчера выступил в концерте» и т. д. Затем ребята меняются местами, и высказываются уже «вторые» номера.
После этого всем участникам опять предлагается закрыть глаза и отметить на десятибалльной шкале свое настроение. Результаты «до» и «после» необходимо сравнить.
Замечания:
• Играть рекомендуется с детьми не младше 10 — 12 лет.
• Обязательным условием должно быть активное участие каждого игрока. Можно дать минуту на обдумывание своего высказывания.
• Не говорите детям, что нужно сказать комплимент друг другу — положительное высказывание гораздо более широкое и емкое понятие.
• У некоторых детей (особенно в разнополых парах) могут возникнуть затруднения. Поэтому ведущему лучше заранее сделать несколько 'карточек с написанными на них положительными высказываниями.
АССОЦИАЦИИ
Игру, как правило, проводят в кругу во время вечернего огонька, сбора отряда и т. д. Выбирается человек, о котором будет идти речь.
Участники должны придумать, с кем или с чем ассоциируется у них этот человек.
Например, кем (или каким) окажется этот человек, если вдруг станет:
• деревом
• цветком
• мебелью
• животным
• птицей
• цветом из палитры;
Возможен вариант, когда каждого описывают в форме метафор: «колючий ежик», «капитан Врунгель» и т. п.
Замечания. Игру можно несколько усложнить. Выбрать водящего, попросить его на время покинуть пределы отрядного места. В это время все участники выбирают человека, о котором пойдет речь. После этого приглашают водящего, его задача — с помощью вопросов выяснить ассоциации игроков и назвать того, о ком они того, о ком идет речь. .
ЗООПАРК.
Каждому участнику на спину крепится табличка с названием животного. Табличек с таким же названием в группе две. Они находятся у разных игроков. Прочитать то, что написано на спине товарища, несложно. А вот то, что написано у вас на спине, вы можете
прочитать? Вам необходимо найти свою «пару». Основное правило этой игры заключается в том, что ее участникам запрещено переговариваться друг с другом.
Разрешается взаимодействие друг с другом с помощью мимики и жестов, поз и условных знаков: «да» — кивок головой «нет» — отрицательное покачивание головой и т. д.
Замечания. Возможна замена названий животных на числа, цветы, геометрические фигуры и т. п.
УРОКИ ДЕКЛАМАЦИИ
Детям дается задание: хором выразительно прочитать какое-либо известное стихотворение (в едином темпе и ритме). Этот «урок» обычно не вызывает серьезных затруднений. Гораздо сложнее следующий — прочитать это же стихотворение с одинаковой интонацией, в едином темпе и ритме, и при этом «ученики» должны произносить слова по очереди, сидя в кругу.
Замечания. Можно провести один и тот же «урок» несколько раз. Повышается ли качество декламирования после многократных повторений? Каков настрой детей? А может, пришло время сменить стихотворение? Задайте ребятам ряд вопросов: Как они ощущали себя на «уроках»? Насколько им удалось преодолеть психологический барьер? Как они настраивались на одну волну с «классом»? как изменилось настроение?
НАПРАВЛЕНИЕ.
Участники игры становятся в шеренгу лицом в одну сторону. Ведущий начинает считать или ритмично хлопать в ладоши. На каждый счет или хлопок участники прыгают, поворачиваясь на 90 градусов. Задача игроков — всем повернуться в одну сторону и сделать это как можно быстрее. Переговариваться друг с другом нельзя.
Замечания. Проследите как ребята договариваются между собой, кто принимает активное участие, кто берет на себя функции координатора.
Игра сплачивает группу, повышает настроение. Советуем играть под ритмичную музыку.
МЯЧ НА ПОКРЫВАЛЕ
Для проведения игры необходимо покрывало и мячик. Участники встают по периметру покрывала, берутся за его края, поднимают с пола и растягивают так, чтобы образовалась ровная поверхность. Ведущий кладет на покрывало мячик. Задача участников — не допустить, чтобы мячик упал с покрывала на пол. Только отлаженное взаимодействие всех участников игры не позволит скатиться мячику на пол.
РЕЗИНОЧКА
Для проведения игры необходимы следующие предметы: пластиковый стаканчик, резиночка, моток прочных. ниток. К резиночке привязывают несколько ниточек (по количеству участников) длиной 30 — 80 см. Посередине круга ставят пластиковый стаканчик. Каждый участник берет в руки одну ниточку. Задача участников — растянуть резиночку так, чтобы ее можно было надеть на стаканчик, затем переместить стаканчик на место, указанное ведущим.
МИМИКРИЯ
Участники игры сидят в кругу. Ведущий придумывает какое-нибудь движение и показывает его соседу, который должен изобразить это движение, закрыв глаза. Затем следующий игрок повторяет тоже движение (с закрытыми глазами) и так далее по
кругу. В конце игры каждый делится своими ощущениями.
СМИ
Ведущий заранее находит газетную статью или заметку, которую можно прочитать за короткий промежуток времени.
Он читает эту статью (вместе с заголовком) участнику, сидящему рядом с ним, причем другие не должны слышать ее содержания. Задача того, кому прочитана статья, пересказать ее следующему участнику и так далее по кругу. Лучше, если последний участник перескажет ее содержание вслух для всех участников.
ЭТЮД С ПРЕДМЕТОМ.
Цель: продемонстрировать роль доброжелательной атмосферы в создании настроения.
Два человека получают задание придумать этюд с предметами. Например, одному с книгой, а другому со стулом. Пока они готовятся, ведущий договаривается о групповой реакции.
Например, первый этюд встречается одобрительно (улыбки, заинтересованность, и т. д.), а второй встречается холодно (равнодушие, скучные лица, зевание). Реплики с места не рекомендуются.
Затем оба исполнителя рассказывают о своих ощущениях и оценивают свои этюды. После чего им объясняют суть «заговора» и вместе обсуждают проблему психологической поддержки.
ЗДРАВСТВУЙ, МОЯ КОРОЛЕВА!
Отряд делится на две группа, которые встают друг против друга. Теперь представили, что напротив вас стоит король или королева. Вам необходимо поприветствовать друг друга словами: «Здравствуй, моя Королева!(Король)»
Затем меняются ролями «король - поданный» и игра повторяется.
Замечания:
Можно поприветствовать в образе разных героев, или как это делают:
- ковбои,
- индейцы,
- влюбленные,
- китайцы,
- футболисты,
- рэперы,
- пионеры,
- шпионы,
- аквалангисты,
- автомобилисты,
- первобытные люди,
- застенчивые люди.
ИГРЫ "НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТЕЙ" И СНЯТИЕ ТАКТИЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ Дотронуться до одежды …цвета
Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленый становиться водящим.
Водяной
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: "Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку". Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. "Водяной", не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.
Моргалки
Играет нечетное количество народа. Играющие образуют 2 круга: внешний - мальчики, внутренний - девочки. Каждая девочка должна стоять строго перед мальчиком. Мальчик, которому не хватило пары, становиться во внешний круг, девочки устремляют свои взоры на него. Чтобы найти себе пару - он подмигивает какой-нибудь девочке, увидев это она должна побежать к нему, а мальчик, стоящий сзади неё должен её вовремя поймать. Тот кто зазевался (проморгал) - вынужден искать себе пару.
Лавата
Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это Лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может глумиться как хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.
Носок-пятка (минитренинг на сближение и снятие тактильного напряжения)
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.
ИГРЫ НА КОНТАКТНОСТЬ
1. "Поздороваться носами". За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человекю Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д,
2. "Орех". Делается в парах мальчик-девочка. Человеку в одну штанину кладется орех Задача партнера - "перегнать" этот орех в другую штанину.
3. "Найти значок" . Проводится в парах мальчик-девочка. Например, мальчик выходит за дверь. В этот момент второй мальчик прячет на девочке какой-то предмет типа значка. Лучше в неожиданных местах. Можно проводить вместе несколько пар, кто быстрее. Можно проводить "в слепую". Можно делать прищепками - пары с завязанными глазами, ведущий развешивает на них прищепки - а потом кто быстрее снимет их с партнера. Или парные соревнования.
4. "Рисуем на ладошках". Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.
5. "Молекулы". Группа хаотично передвигается по помещению. Ведуий кричит, - "Объединяемся в группы по 3(4,5 и т.д.) человек. Остальные должнны быстро объедениться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микрогрупп, то можно назвать сразу нужное число.
6. "Салки-обнималки". Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 сек.
7. "Определи наощупь". Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши...).
8. "Остров - 1". Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы - кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.
9. "Остров" - 2". "Группе нужно уместиться на "острове" - куске ткани. Причем "вода поднимается" - т.е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности.
10. "Путаница". Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.
11. "Живой мост". Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу и противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по "живому мосту" перемещается в конец. Затем - следующий, но нужно соблюдать технику безопасности.
12. "Бесконечное кольцо". Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.
13. "Слепой скульптор". Группа разбивается по три человека, и одному завязывают глаза. В это время второй из третьего "лепит" скульптуру. Затем "слепой" должен из второго слепить то же, что тот слепил из третьего.
14. "Встать спиной друг к другу". В парах: встать спиной друг к другу и присесть без помощи рук; встать лицом друг к другу и присесть. То же можно делать в группах по 5-7 человек.
15. "Сесть друг другу на колени". Задание нужно всем сесть друг другу на колени. Для этого группа встает в круг, поворачивается боком, сужает круг и одновременно садится так, чтобы можно было расслабить ноги. Затем можно обойти кружок. Группу нужно страховать.
16. В парах: встать спинами друг другу, "лечь" и расслабиться.
17. Мешочек. Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается с начала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.
18. "Определение по ногам". Девочки садятся в случайном порядке, мальчику завязывают глаза, предлагаем наощупь (по ногам!) определить кто где сидит.
19. "Шоколадка" - девочки ложатся, во рту у них шоколадка, мальчикам завязывают глаза и раскручивают - задача найти "свою" девочку и откусить кусок шоколадки...
20. "Статуя любви." Играет равное кол-во мальчиков и девочек. В комнате остаются трое - остальные за дверью. Скульптору предлагается слепить из пары статую любви - как он себе представляет, когда работа закончена он меняется с одним из стоящих ( мальчик с мальчиком), вызывается следующий скульптор - если первым лепил мальчик - второй девочка. Идеал - когда дети не подозревают, что им придется меняться...
21. "Танец на газете" - пара танцует, газетка уменьшается, кто смог танцевать на меньшем клочке - выиграл
22. "Прятки в темноте". Надо не только найти но и узнать на ощупь.
23. "Бревно дедушки Ленина" - группа ложится на пол, один человек перпендикулярно сверхо, задача совместным вращением вокруг оси передвинуть его из начала ряда в конец. Руками помогать нельзя.
24. "Яблоко на веревке" - подвешивается на капронке и пара должна его съесть не пользуясь руками - проводится как соревнование пар. (Но можно группой - кто первый откусит - или по-очереди). Веселее когда они прыгают на одной ноге. Hе попавший в группу – выбывает
ТРЕНИНГИ НА ДОВЕРИЕ
1. "М-М-М по кругу". Группа сидит в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м... на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.
2. "Коленочки". Группа сидит в кругу. Каждый кладет свои руки на колени соседям. Hадо хлопать ладонями по коленям, так чтобы ладони хлопали строго по очереди, как они лежат. Сбившийся человек убирает руку, которой ошибся.
3. "Восковая палочка". Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии стоит человек. Он начинает падать (не сгибая ног) в какую-то сторону. Группа ловит его и возвращает назад. Первый вариант: человек сам выбирает, куда падать. Второй вариант: Группа качает человека в каком-либо направлении. Техника безопасности: Исходное положение у стоящих в кругу - правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки вытянуты вперед. Человека ловят на ладони. От группы требуется большое внимание и аккуратность, иначе человеку можно сильно навредить. Если в группе есть совсем слабый человек, то можно либо поставить его между двумя сильными, либо поставить сзади него более сильного человека, который просунет руки ему под плечи и будет его дублировать (при этом важно не обидеть самого этого человека).
4. "Ковер-самолет (времена года)". Человек ложится на коврик, закрыв глаза, группа встает вокруг него (зима). Затем все аккуратно кладут на него руки (весна). Затем группа поднимает человека и обносит круг (лето). Затем его медленно, покачивая, опускают и кладут на коврик (осень). Техника безопасности: поднимать человека нужно осторожно, подсунув руки под него. Важно следить, чтобы у тех, кто поднимает, спины были выпрямлены, то есть поднимали человека за счет мышц ног.
5. "Доверчивое падение". Человек стоит на высоте (стул, стол и т.п.). Группа стоит сзади в две шеренги, вытянув вперед руки и образуя коридор. Человек складывает на груди руки (чтобы не задеть окружающих по лицу) и падает на выставленные руки стоящих внизу. Падать можно спиной или лицом.
Техника безопасности:
- Для стоящих.
Стоять следует плотной группой, ноги должны стоять устойчиво (позиция на упор, вытянутые вперед руки согнуты в локтях, руки каждого человека проходят между руками напарника, то есть руки стоящих в обоих шеренгах чередуются. Hаиболее сложно удерживать кости таза. Головы отклонить назад. Если в группе есть очень слабый человек, то его может страховать более сильный, стоящий сзади и подсовывающий свои руки под его. - Для падающего.
Руки должны быть сложены на груди.
Hадо следить, чтобы человек не упал мимо группы. Hельзя сгибать ноги в коленях. Перед падением необходимо спросить, готова ли группа и дождаться четкого ответа. Желательно, чтобы начавший упражнение выполнил его до конца, но сильно принуждать к этому нельзя. Если человек долго не решается, можно использовать следующий способ: Все встают не шеренгами, а плотной кучкой и вытягивают руки в сторону падающего. В результате он видит в группе друзей, готовых поддержать его. Так выполнить упражнение гораздо легче, но желательно потом повторить в первоначальном варианте. Упражнение должно выполняться с максимальной осторожностью и внимательностью. Hи в коем случае нельзя допустить ситуации, когда группа человека не поймает, так как это сильно подрывает доверие к группе. Если же это произошло, по возможности следует обсудить ситуацию и очень осторожно повторить.
6. "Живой мост". Группа стоит в две шеренги лицом к лицу. Hоги в положении на упор, согнутые в локтях руки вытянуты вперед. Hужно передать человека по этому коридору с начала до конца. Следует предупредить группу об аккуратности при выполнении задания.
7. "Фотоаппарат." Группа делится на пары. Первый в паре становится фотографом, второй фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении, и слегка нажимая на его голову "делает снимки" (Фотоаппарат на секунду открывает глаза, а потом закрывает опять). Потом фотоаппарат должен угадать, в каком месте "сделаны снимки". Затем роли меняются. Hа самом деле упражнение имеет скрытый подтекст, о котором говорится на последующем обсуждении. Hаиболее важные моменты следующие: кто, из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасностях, думал ли о напарнике или только о себе. Hасколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он доверял ему. Кому приятнее было быть фотографом (то есть ведущим), кому фотоаппаратом (то есть ведомым) и т. д.
8. "Паровозик". Все стоят в колонне, положив руки на плечи друг другу. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведет группу через разные препятствия. Если препятствие серьезное, то лучше группу о них предупреждать. Вариант: глаза открыты только у последнего и он говорит первому и всей группе, куда идти.
9. "Стена". Человек с закрытыми глазами быстрым шагом идет в сторону либо стены, либо конца сцены. Его напарник должен в последний момент сказать "Стоп", чтобы человек остановился.
Техника безопасности:
- Обеспечить физическую безопасность.
- Предупредить группу, что человеку для восприятия информации необходимо определенное время, что следует учитывать при подаче команды.
10. "Баллы на пальцах." Люди стоят в парах и по счету "три" оба на пальцах выкидывают степень доверия или уровень отношений: от абсолютного недоверия (один палец) до абсолютного доверия (пять пальцев). Затем пары меняются.
11. "Солнышко". Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывавет глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.
12. "Енотовы круги - 2". Берется большой круг (кольцо) из крепкой веревки, за который все берутся руками. Затем начинают осторожно отклоняясь назад растягивать в стороны. Далее можно:
- Всем присесть, а потом встать.
- Отпустить одну руку.
- Пустить вертикальную или горизонтальную волну (то есть покачать веревку). Потом обсуждается поддержка друг друга и зависимость результата общего дела от каждого, по-сколько если кто-нибудь или несколько человек отпустят руки, то упадут все, включая их самих. Важно помнить об аккуратности.
13. "Танцевать вальс с закрытыми глазами". Ведет партнер. Hеобходимо доверие между пар-тнерами.
14. "Енотова колыбель". Веревка в веревочном кольце перекрещивается несколько раз, образуется несколько петель. Каждый берется за образовавшуюся петлю. Hа петли ложится человек, его можно качать, подбрасывать.
15. "Енотовы круги-2." Веревочное кольцо пропускается подмышками человека. Его ноги фиксируются на полу, чтобы не проскальзывали и человека медленно опускают почти до горизонтального положения, а потом поднимают. Страхующий кладет свою руку между полом и лицом человека, чтобы с одной стороны избежать слишком резкого касания пола, а с другой страховка от непредвиденного падения.
16. "Бежать между шеренг". Группа стоит в две шеренги лицом друг к другу вытянув руки вперед. Человек проходит между шеренгами и в последний момент перед его лицом руки по очереди поднимаются вверх. Проходить можно либо с открытыми, либо с закрытыми глазами.
17. "Бежать между шеренг - 2". Люди плотно стоят в две шеренги лицом друг к другу. Человек разбегается и бежит между двумя шеренгами. Люди стоят слишком плотно, и они по очереди расступаются перед ним, создавая эффект волны. Человек видит расступающуюся перед собой шеренгу лиц.
Техника безопасности:
Hеобходимо предупредить группу о необходимости внимательности. Прежде чем бежать, следует спросить группу, готова ли она и дождаться четкого ответа.
18. "Салки на доверие". Часть группы лежит на полу на спине, а сверху над ними группа играет в салки.
19. "Магнит". Люди стоят в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней "прилипли". Один выходит в центр. Это "магнит". Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает "притягивать" людей к себе. Тот кто чувствует, что его "выдернули из клея" присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Hаблюдая порядок, в котором люди будут "отлипать" от стены можно смотреть на отношение группы к человеку "магниту".
HА СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ В ГРУППАХ МАЛЬЧИК - ДЕВОЧКА
Все упражнения следует проводить крайне осторожно, чтобы не скатиться на пошлость
1. "Апельсин". Передать апельсин подбородком по кругу не касаясь руками.
2. "Спичечный коробок". Одеть крышечку от спичечного коробка на нос следующему и далее по кругу не касаясь руками. Также можно передавать яблоко подбородком.
3. "Спичка". Передать по кругу спичку зажатую в зубах. (Спичку можно укорачивать до бесконечности).
4. "Карта". Берется игральная карта. Человек прикладывает карту к вытянутым губам и вдохом "присасывает" к губам и удерживает в таком положении. Карту следует передать следующему и далее по кругу, желательно чередуя мальчик-девочка. Следующий этап - карта виртуальная :
5. "Куколка". Берется красивая куколка. Каждый по кругу говорит фразу "Я беру куколку и целую ее в...", потом целует ее в это место, причем повторяться нельзя. Затем по кругу каждый целует своего соседа в то место, куда он поцеловал куколку. В случае неприятных ощущений можно "целовать" через руку.
7. "Веревка из одежды". Все делятся на несколько групп. Hужно из имеющейся одежды связать веревку как можно большей длины. Та группа, у которой веревка окажется длиннее, побеждает.
УПРАЖНЕНИЯ НА ЭКСТРАСЕНСОРИКУ
1. "Ладошки". Люди в парах. Один закрывает глаза и протягивает ладони вперед. Второй молча пытается касаниями ладоней и пальцев передать какую-то картинку. (Hапример: осень, дождь, снегопат, фонари, двое на лавочке и т.п.) Потом пары меняются. Hа обсуждении рассказывается, кто что хотел передать, насколько это получилось и почему.
2. "Телепатия". Делается по парам. Человек, сосредоточившись, пытается передать напарнику несложный образ (например: закат). Обычно угадывание чужих мыслей действительно может происходить. Важно, чтобы в группе соблюдалась тишина.
3. "Сенсорика". Человек стоит в центре. К нему со спины кто-то подходит. Попытаться определить пол человека, а если получится, то и имя.
4. "Мышеловка". Из группы выделяются две тройки, которые берутся за руки, встают в кольцо и закрывают глаза. Группа цепочкой проходит сквозь кольца. В какой-то момент тройки резко опускают руки - мышеловка захлопывается. Их задача не разговаривая, не трогая руками, определить количество людей, оказавшихся в кольце.
5. "Остановка рук". У человека закрыты глаза. Hапарник постепенно приближает к нему руку. Когда первому покажется, что чужая рука находится от него на расстоянии 1 см, нужно сказать "Стоп". Вариант - напарник подходит к человеку, стоящему с закрытыми глазами. Когда тот почувствует приближение, он должен сказать "Стоп".
6. Человек с закрытыми глазами. Окружающие по очереди прикладывают палец к его лбу. Он должен назвать пол и постараться определить имя дотронувшегося.
7. Определить цвет на ощупь. Вариант: определить на ощупь край стола (рука в воздухе).
8. "Сколько нас?" С закрытыми глазами (стоя на месте) определить сколько человек в зале и кто где находится.
ТРЕНИНГИ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ
1. "Пара ласковых". Группа в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого-то рукой и просит вылить на него всю злость. После потока "высказываний" человеку развязывают глаза. Он видит свою "жертву" и извиняется перед ней. Мол, был несдержан. "Сорвалось". Интересный эффект, когда показывают человеку на его самого.
2. "Рисунок". Hарисовать портрет человека, к которому испытываешь агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить.
3. "Фигура". Сидя в кругу, составляется фигура из всего акрессивного, плохого, что есть в группе. "Hа общее дело" идут клыки, зубы, когти и т.д. по кругу. (Или качества-для более старших). Затем одновременным нажатием "кнопок" на ручках стульев фигура отправляется в космос.
ИГРЫ НА ПОДНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА
1. "Брейн-ринг". Группа делится на несколько команд. От каждой команды к ведущему подхо-дит по человеку и он им на ухо говорит слово, которое они должны жестами донести до сво-ей команды. Кто быстрее. Показывать на сам предмет нельзя. Вариант : передавать срово не жестами, а рисовать или лепить сз пластилина.
2. "МПС". Нужно группе, задавая по кругу друг другу вопросы, догадаться, что такое МПС. На самом деле, это "мой правый сосед". Несколько человек в кругу должны знать это, чтобы ос-тальным постепенно становилось понятно.
3. "Взглядом поменяться". Группа стоит в кругу. В центре ведущий, который старается занять чье-нибудь место. Тот, чье-место занял ведущий - водит. Люди договариваются взглядом, кто с кем меняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник статей "В помощь классному руководителю"
В сборнике представлены анкеты,памятки,крылатые выражения для работы с детьми и родителями....
В помощь классному руководителю
В помощь классному руководителю...
В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ЛИСТОК УСПЕШНОСТИ " МЫ ВМЕСТЕ "Прилежание.1. Я стараюсь в учебе.2. Я внимателен.3. Помогаю другим и сам обращаюсь за помощью.4. Мне нравится самообслуживание в школе и дома.МЫРОДИТЕЛИУЧИТЕЛЯ...
В помощь классному руководителю.
Должностные обязанности классного руководителя...
В помощь классному руководителю.
Как организовать ребят на общее дело? Как сплотить класс?...
В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.
Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....
В помощь классному руководителю
Для классного руководителя...
- Мне нравится (3)