Статья "Организация самоподготовки в условиях группы продлённого дня"
статья по теме

Михайлова Татьяна Николаевна

Статья содержит материалы, о требованиях предъявляемых к самоподготовке, описывается структура самоподготовки, основные этапы, перечисляются различные физминутки, используемые при самоподготовке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «  Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня»

                                                                    Михайлова Татьяна Николаевна

Воспитатель ГПД  ГБОУ СОШ №404

                                                      Колпинского района

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.

От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний, умений и навыков воспитанников.

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.

Цель самоподготовки - привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Задачи самоподготовки:

  1. Расширение границ учебной работы.
  2. Углубление содержания учебных предметов.
  3. Получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков.
  4. Закрепление и повторение изученного на уроках материала.
  5. Упражнение в примениении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения.
  6. Развитие интереса к учению.
  7. Приобретение школьниками навыков самостоятельной работы.
  8. Формирование исполнительских навыков.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции:

1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.

3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке:

  • Коллективная деятельность
  • Самостоятельная деятельность

Учитель может варьировать различной формы учебной деятельности учащихся в процессе самоподготовки; индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах и т.д.

Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между учителем и учащимися, между учиниками внутри группы , между учителем и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой, а также систематическую работу педагога по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.

К этим трудностям можно отнести:

1.Неумение владеть приёмами рациональной организации самостоятельной работы, распределить своё время.

2. Отрицательное отношение к учебной деятельности, отсутствие интереса к учению.

3. Непонимание целей, содержания домащних заданий.

4. Общая неорганизованность и отсутствие достаточных волевых качеств, а также помощи и стимулирования со стороны взрослых ( учителей).

Рациональное время проведения ( 15 – 17 часов);

В первом классе самоподготовка не проводится.

На сегодняшний день не утратили своей актуальности основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации такого вида деятельности в ГПД.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

3. Чистота оконных стекол.

4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

5. Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

6. Поддержание нормального температурного режима.

7. Регулярное проветривание классных комнат.

8. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

9. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

10. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

11. Поддержание чистоты и порядка в классе.

12. Соблюдение школьниками личной гигиены.

13. Сохранение у детей правильной позы во время работы.

14. Проведение "физкультминуток".

15. Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

16. Устранение шумовых раздражителей.

17. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке:

1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

2. Задания ученики выполняют самостоятельно.

3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

6. Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

К воспитательным требованиям относятся:

1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.

2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.

4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.

Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Организуя выполнение домашних заданий, воспитатели в ГПД приучают детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.

Воспитательные задачи самоподготовки таковы:

1. Закрепить навыки самообразовательной работы.

2. Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.

3. Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.

4. Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

Структура самоподготовки — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами самоподготовки, возникающая в процессе занятий и обеспечивающая её целенаправленную деятельность.

Основными этапами самоподготовки являются:

- подготовка детей к работе (организационный этап);

- самостоятельное изучение материала;

- самоконтроль и самооценка;

- заключительный педагогический контроль.

1. Организационный этап.

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент.

По времени занимает не более 5-7 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Воспитатель должен чётко оговорить цели, последовательность работы, создать мотивацию. Оговаривается содержание задания, выбирается более рациональный путь и последовательность его выполнения. Внимание учащихся привлекается к памятке, которая является постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Осуществляется связь урока и самоподготовки. (Подробный инструктаж по работе с памяткой проводится, когда дети только начинают работать самостоятельно.)

2. Самостоятельное изучение материала.

Самостоятельная работа учеников — один из главнейших элементов самоподготовки. Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.

Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.

Обычно в разновозрастной группе начинаем выполнение домашнего задания с одинакового предмета. Начиная разговор с детьми второго класса, учащиеся 3-4 классов невольно вспоминают и повторяют уже изученный материал;

Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки, или обращает внимание на текст памяток (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку”, “Как готовить пересказ” и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводит- ся дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им предоставляется большая самостоятельность.

Во втором и третьем классах на самоподготовка отводится 1,5 академических часа, за это время дети успевают сделать задание по двум предметам. Поэтому целесообразно готовить в группе уроки по русскому языку и математике. Чтение и заучивание стихотворений желательно перенести на дом, т. к. после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. И они больше располагают к контакту ребенка с родителями.

Поскольку темп работы учащихся различен, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создает определенные трудности для воспитателя, поэтому регулирующую роль в самостоятельной деятельности учащихся сыграет введение часов. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания, какое положение стрелок на циферблате будет сигналом закончить работу.

Основное требование к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.

Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время дети могут обраться к воспитателю в случае необходимости.

Домашние задания в разновозрастной группе задаются разные по сложности и по объему. Я организую самоподготовку так, чтобы дети не мешали друг другу. Учащиеся вторых классов справляются с домашним заданием раньше, их я усаживаю поближе к себе и предлагаю несколько видов деятельности:

  • лепка
  • рисование
  • раскрашивание
  • работа с бумагой
  • чтение книг
  • игра в шашки и другие настольные игры.

Для старших детей, чтобы в классе было меньше шума, есть различные памятки:

  • для решения задач;
  • выполнение упражнений;
  • правила списывания с печатного текста.

Эти памятки вывешиваю на стенде или раздаю индивидуально ученикам.

Учащиеся второго класса начинают самостоятельно работать с учебниками. В начале учебного года больше времени уделяю им, так как нужно научить ребенка самостоятельно прочитывать задание, понять его и приступить к выполнению. Каждый ребенок в группе работает самостоятельно, не мешая товарищу. В то же время разрешаю обращаться ко мне в случае необходимости. В процессе самоподготовки я стараюсь научить детей правильно распределить время на выполнение работы. Когда дети, выполнившие домашнее задание, расходятся на различные кружки, остается время для индивидуальных занятий со слабыми учащимис

Следующий этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы.

На этапе контроля выполнения домашнего задания применяю различные его виды:
- Самоконтроль.
- Взаимоконтроль.
- Работа консультантов.
- Контроль воспитателя.

Прежде, чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия. . Учащиеся, которые готовят домашнее задание быстро и качественно, назначаются моими помощниками или консультантами. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение, пересказ текста. Детям постарше особенно нравится проверять домашнее задание у младших ребят.

При организации работы при проверке устных домашних заданий ребят объединяю в группы по классам.

 Варианты:

Один ученик отвечает, его все слушают, вся группа оценивает ответ;

  • Каждый отвечает старшему по группе
  • Отвечают друг другу.
  • Взаимопроверка

Это способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе. К взаимопроверке привлекаются все учащиеся одного класса.

Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь воспитатель дает оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных, отмечает тех, кто работал самостоятельно, мало обращался за помощью и выполнил все правильно, демонстрирует аккуратно выполненные работы.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.

Очень важным моментом на самоподготовке является проведение пауз для отдыха детей для снятия статического напряжения мышц (рук, плечевого пояса, туловища, ног). Поэтому занятия чередую с динамическими паузами, проведением физкультминуток для глаз. Момент проведения физкультминутки или динамической паузы определяю сама по состоянию детей. Чаще всего использую музыкальные танцевальные минутки, которые включают упражнения для разных групп мышц - прыжки, покачивания, похлопывание руками, подпрыгивания, наклоны, приседания и подтягивания. Сигналом к выполнению физкультминутки служит рисунок с изображенными танцующими человечками или словесное приглашение воспитателя.

Проведение физкультминуток, динамической паузы (2-ой класс – на 10–15 минуте, 3 – 4 класс – 20 – 25 минуте; динамическая пауза – через 40 минут);

Основные задачи физминутки заключаются в:

  • снятии усталости и напряжения;
  • внесении эмоционального заряда;
  • совершенствовании общей моторики;
  • выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

  Музыка и ритмические  движения хорошо снимают  усталость и благотворно влияют на настроение детей.

Предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • подвижная игра;
  • имитация трудовых действий;
  • произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
  • физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.

                            Комплекс физкультминуток для самоподготовки.

Упражнения для глаз

  1. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Повторить 3-4 раза.  (Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.)
  2. Сидя, быстро моргать 10 сек. (Упражнение способствует улучшению кровообращения.)
  3. Сидя, смотреть перед собой 2-3 сек. Затем отвести палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку. Повторить 3-4 раза. (Упражнение снижает напряжение глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.)
  4. Непрерывно рисовать восьмерку открытыми глазами в пространстве, сначала 10 раз горизонтально, после чего столько же раз вертикально.

Упражнения для кистей рук

1. «Бабочка». Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения – «трепетание пальцев».

Упражнение выполнять 10 сек.

2. «Рыбка». Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо - влево, вперед - назад, вверх - вниз) на длину вытянутой руки.

Упражнение выполнять 10 сек.

3. «Буравчик». Пальцы собрать в кулак. Вращать кисти по часовой стрелке и против часовой стрелки. Упражнение выполнять одновременно двумя руками.

Упражнение повторить по 5 раз в обе стороны.

4. «Конь». Выполнять короткие удары пальцами рук по столу, поочередно касаясь стола подушечками пальцев. Можно изменять темп и интенсивность удара.

Упражнение выполнять 10 сек.

5. «Знакомство». К большому пальцу по очереди прикасаются другие выпрямленные пальцы. Можно делать несколько прикосновений, а также увеличивать темп упражнения.

6. «Волна». Расположить руки перед собой ладонями вниз, пальцы развести. Совершать волнообразные движения по очереди каждым пальцем отдельно.

Упражнение выполнять пальцами обеих рук одновременно. Повторить 2 раза.

7. Снять усталость с рук (потрясти кистями рук).

Упражнения под музыку

1. Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась,        

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

                                   2. «Считалочка»

Раз – подняться на носки и улыбнуться,

Два – руки вверх и потянуться,

Три – согнуться, разогнуться,

Четыре – снова всё начать,

Пять – поглубже всем вздохнуть,

Шесть – на пояс руки ставим,

Семь – повороты туловища начинаем,

Восемь – столько раз приседаем,

Девять – потягиваемся и отдыхаем,

Десять – наш урок начинаем.

Одним словом, к организации самостоятельной работы детей в группе продлённого дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Платонова, М.А. Организация проведения самоподготовки в условиях группы продленного дня /М.А.Платонова // Пачатковае навучанне. - 2008. - №11. – С.59-63.

2. Анцибор, М.М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём/ М.М. Антибор, И.Ф. Голованова. - М., 1990.

3. Огородников, А.А. Учебно-воспитательная работа в группах продлённого дня (1-4 классы)/ А.А. Огородников. - М., 1989.

4. Садовничая, 3.Ф. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня/ З.Ф. Садовничая. – М., 1988.

5. Агафонова, К.В. Продлённый день в школе/ К.В. Агафонова. - М., 1984.

6. Баранцев, С.А. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продлённого дня/ С.А.Баранцев. - М., 1988.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго ...

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

выступление на методическом объединении воспитателей гпд...

доклад "Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня"

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленног...

Методическая разработка.Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня.

Группа продленного дня в современной школе – одна из площадок для реализации положений ФГОС. Она является немаловажной составляющей школьной жизни. В образовательном учреждении роль группы продленного...

Организации самоподготовки в условиях группы продленного дня

Доклад, в котором я представляю свой опыт работы по организации самоподготовки в условиях группы продленного дня....