Программа кружка "Юный пожанрый"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная развивающая программа социально-педагогической направленности «Юный пожарный» составлена на основании нормативных правовых документов:
- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
Сведения о программе
Программа детского объединения «Юный пожарный» составлена на основании примерной программы внеурочной деятельности «Отряд юных пожарных» под редакцией В.А.Горского 2013 г. Программа рассчитана на учащихся 8 -14 лет. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий.
Цель программы:
Задачи:
- Формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
- Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся. Создание и обеспечение условий профессионального самоопределения и творческого труда учащихся.
- Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающихся способности.
- Повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка юношеских пожарных дружин.
- Знакомство с основными причинами пожаров, со степенью их опасности.
- Привитие элементарных навыков борьбы с огнем, умения правильно действовать в случае обнаружения пожара.
- Знакомство со средствами пожаротушения.
- Развитие умения пропагандировать знания по противопожарной безопасности.
- Воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.
- Пропаганда знаний по пожарной безопасности.
- Ознакомление учащихся с историей пожарных.
- Приобщение к правилам поведения во время пожаров.
- Предупреждение пожаров.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Занятия проводятся 1 раз в неделю)
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. Пожарно-профилактическая подготовка | ||||
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны добровольных пожарных организаций в России | 1 | 1 | ||
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания | 2 | 1 | 1 | |
Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах | 2 | 1 | 1 | |
Правила пожарной безопасности в школе и в быту | 4 | 2 | 2 | |
Что делать при возникновении пожара? | 4 | 2 | 2 | |
Ответственность за нарушение правил пожарной безо пасности. | 2 | 1 | 1 | |
II. Тактико-техническая подготовка | ||||
Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения | 4 | 2 | 2 | |
Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование | 4 | 2 | 2 | |
Основы профессии пожарного | 2 | 1 | 1 | |
Первичная доврачебная помощь при пожаре | 4 | 2 | 2 | |
Противопожарное водоснабжение | 2 | 1 | 1 | |
Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт | 1 | 1 | ||
Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту | 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 1 год – 34 часа
I. Пожарно-профилактическая подготовка
1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с, пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.
2. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные
характеристики горючей среды и источников зажигания
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку;
как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём.
Практическая работа: лабораторные работы (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).
3. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.
Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.
4. Правила пожарной безопасности в школе и в быту
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
5. Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.
6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
II. Тактико-техническая подготовка
1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.
2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т. д.
3. Основы профессии пожарного
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.
4. Первичная доврачебная помощь при пожаре Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
5. Противопожарное водоснабжение
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре.
Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш).
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.
7. Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту
Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию.
Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.
Планируемый уровень подготовки
По окончании курса обучения учащиеся должны ЗНАТЬ:
- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров;
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
- приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- способы переноски и транспортировки пострадавший при различных травмах.
А также дети научатся:
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Литература:
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. – М., 2002.
- Подготовка спасателей-пожарных. – М., 2004.
- Пожарная тактика в примерах. – М., 2006.
- Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. – М., 2006.
- Пожарно-техническая подготовка, - М., 2005.
- Пожаротушение в жилых и общественных зданиях, - М., 2003.
- Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учебное пособие. – М., 2005.
Электронные ресурсы по пожарной безопасности.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96db-bc60c2b5ecba Основы пожарной безопасности
- http://pozarnyi.ru/ - Пожарный сайт
- http://www.01club.ru/ - информационный сайт о пожарной безопасности
- http://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM – Азбука безопасности
- http://www.youtube.com/watch?v=5hQEwTINIE8 – серия мультфильмов «Пожарный Сэм»
- http://www.youtube.com/watch?v=qpKPD901j3I – серия мультфильмов «Финли. Пожарная машина»
- http://www.youtube.com/watch?v=CulQrojIDXk – Фиксики – Огнетушитель
- http://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs – Правила пожарной безопасности для детей
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы |
I. Пожарно-профилактическая подготовка | |
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны добровольных пожарных организаций в России | |
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания | |
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России | |
Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах | |
Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе. | |
Правила пожарной безопасности в школе и в быту | |
Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах. | |
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях. | |
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. | |
Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре. | |
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения. | |
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения. | |
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. | |
Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях. | |
II. Тактико-техническая подготовка | |
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. | |
Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией. | |
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; | |
Практическая работа: проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания. | |
Первичные средства тушения пожаров. | |
Пожарные автомобили и противопожарное оборудование | |
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе | |
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе | |
Основы профессии пожарного | |
Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России. | |
Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. | |
Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь | |
Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. | |
Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. | |
Противопожарное водоснабжение | |
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке | |
Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт | |
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке. | |
Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту | |
Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...