Речевая конференция (проект) в 4 классе на тему "МАСЛЕНИЦА"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект открытого занятия27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное

учреждение специальная (коррекционная) школа-

интернат №30 им К.А. Микаэльяна

Речевая конференция

в 4 классе II отделения

на тему:

 «Масленица»

Власовой Т.М., Кавериной Е.А.

Москва, 2016

Даша:

Этот праздник к нам идёт

Раннею весною.

Сколько радостей несёт

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Морозова Соня:

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный, чудесный,

На блины родных зовём

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдёт

Сырная седмица,

А за ней – великий пост.

Время, чтоб молиться.

С Масленицей!

Махначев Алёша:

- Широкая Масленица –

Сырная неделя!

Ты пришла нарядная

К нам Весну встречать!

Печь блины и развлекаться

Будем всю неделю,

Чтоб зиму стужённую

Из дому прогнать!

Беликов Родион:

- Со времён старинных, давних

Праздник Солнца к нам спешит.

Он один из самых ранних

В окна вешним днём глядит.

Сырная седмица, или Масленица, справляется за 7 недель до Пасхи. По окончании Масленицы начинается Великий пост. Веселое прощание с зимой и встреча весеннего солнышка, такого же тёплого, как блин, с надеждами на хороший урожай и сытую жизнь – такой праздник пришёл к нам из давних времён. Масленица – самый древний и самый любимый праздник на Руси. Целую неделю, каждый день идут народные гулянья, которые сопровождались поеданием блинов!

- Как на Масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай!

Беликов Родион: Блины для славян – еда ритуальная. Они сопровождали их от самого рождения до смерти. Когда у женщины рождался ребёнок – её кормили блинами. И на поминках тоже едят блины.

- Масленица блинная,

Сытная, старинная,

С самоваром, с огоньком,

Солнцем, снегом, ветерком …

       На Масленицу разрешалось: «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду».

      Иностранцы, которые приезжали в Россию, удивлялись такому разгульному празднику. Они сравнивали русскую Масленицу с итальянским Карнавалом, который проходил также весело.

Татарчук Лена:

Вся неделя делится на 2 периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица – первые 3 дня: понедельник, вторник, среда. Широкая Масленица – последние 4 дня: четверг, пятница, суббота, воскресенье. В первые 3 дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались и начиналась Широкая Масленица.

Морозова Соня:  

Каждый день на Масляной неделе имел своё название.

Понедельник – начальный день Масленицы – Встреча.

Утром ребятишки выходили строить снежные горки, поливать их водой и раскатывать. Самые крикливые зазывали Масленицу:

- «Душа моя, Масленица!

Приезжай к нам в гости

На широк двор –

На горках покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешаться».

Даша:

Выстроят горы ребятишки и разбегутся по домам блины есть.

- Здравствуй, Масленица!

Дай нам Маслица!

Мы блинов себе горячих напечём,

Нам метели и морозы нипочём!

Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий –

Это лучшая еда!

       Блины считаются именно русским блюдом. Раньше и пшеничные и гречневые блины пеклись в печке. Теперь же, блин обжаривается на сковороде с двух сторон. Первый блин в понедельник не ели. Его клали на крыльцо для умерших родственников или отдавали нищим.

Татарчук Лена:

- Тесто быстро замешу,

Всё, что надо положу.

Сковородку раскалю,

Блин половничком налью.

Зашипит на масле тесто,

В сковородке ему тесно,

Ловко блин переверну,

На рисунок посмотрю.

Первый блин похож на солнце,

В нём узор лучами рвётся…

Блин второй готов багряный

Словно яблочко румяный.

На тарелке блинчики

Горкой у меня,

Круглые, румяные –

Солнышку родня!

Блинчики-то с маслицем,

С мёдом и икрой,

Со сметаной, с песнями…

Пир идёт горой.

Таня:

По народной примете, чтобы весь год прожить в достатке, хозяйка в первый день Масленой недели брала скатерть и пришивала к изнанке красными нитками пуговицу. Пришивала и говорила:

- «Солнце спит, а я не сплю,

Метаю – примётываю,

Шью – пришиваю не пуговицу к скатёрке,

А достаток к дому.

Как нитка длинна, так и денежка у меня была бы долга.

Скатерть на стол, а деньги в дом

Кто за той скатёркой

Хлеб-соль вкушать будет,

У того денег много прибудет.

Скатёрке лежать,

Дому стоять,

А богатству прибывать. Аминь».

Махначёв Алёша:

А потом хозяйка накрывала этой скатертью обеденный стол и ставила блины.

После ребят на улицу выходили взрослые. Сначала они с песнями и плясками возили по улицам чудо-дерево, украшенные колокольчиками, бубенцами, цветными лоскутками (тряпочками). Затем делали чучело из соломы, надевали старую женскую одежду, сажали чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Потом Масленицу ставили на горке, где начиналось катание на санях.

Даша:

Вторник называли «Заигрыш».

- Заигрыш беспечный.

Вторника отрада.

Все гулять, резвится вышли как один!

Игры и потехи, а за них награда:

Сдобный и румяный

Масленичный блин!

     В этот день начинались катания с гор на санках. У кого их не было, скатывались на рогожках.

Морозова Соня:

Сначала ледяные горки делали на берегах рек или на холмах, а потом стали строить деревянные горы высотою до 25 метров: тут катали за копейку в специальных санках. Внизу у гор была бойкая торговля горячим чаем из самоваров, блинами. Лепили снежных баб, начинались игрища. Ходили скоморохи и веселили, потешали народ. За это они получали угощение.

Корнаухова Оля:

Среда – «Лакомка».

- Тут среда подходит – «Лакомкой» зовётся

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся,

Пироги и блинчики – всё на стол мечи.

Во всех домах накрывались большие столы. Зятья приходили к тёще на блины, которые она сама готовила. Приглашались и другие гости, родственники. Блинчики надо было печь и толстые, и тонкие. И подавать их с вареньем и творогом. А на улице открывались палатки, где продавали горячие напитки, медовые пряники, орехи.

Махначёв Алёша:

- А в четверг – раздольный «Разгуляй» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поля выходят

Парни ищут девушек – суженых своих.

Беликов Родион:

С четверга масличной разгул разворачивался во всю ширь. Всем миром выходили на кулачные бои, конские бега, устраивали петушиные бои, стояли балаганы с кукольным Петрушкой. Гуляния сопровождались разведением костров и прыжками через огонь. Костры раскладывались на высоком месте, а в середине укреплялось колесо на шесте – когда оно загоралось, то казалось изображением солнца. Главное действие – штурм и захват снежного городка. В этой игре всем народом строили крепость из снега, обычно на реке. Посередине оставляли прорубь. Затем все играющие делились на две команды. Одни защищали городок, а другие конные – пытались его захватить. Первого всадника, который врывался в крепость, считали победителем. Его купали в проруби, а потом отвозили домой.

Таня:

Был ещё один «городок». Это был вертикальный столб. На его вершину привязывали платок, жареного петуха, бутылку вина или поросенка. Столб смазывали свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины и снять приз.

Махначёв Алёша:

Пятница – «Тёщины вечера».

Тёщи ходили в гости к зятьям. Подавали блины со сгущенкой.

Суббота – «Золовкины посиделки». Золовка – сестра мужа. Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

- Вся родня встречается,

Водит хоровод.

Праздник продолжается,

Общее веселье.

Славно провожает зимушку народ.

Морозова Соня:

Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «Прощенный день».

Чучело соломенное – Зимушку сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

Воскресенье – последний день Масленицы. В народе этот день называют прощенное воскресенье, целовальник. Близкие люди просят друг у друга прощения за нанесённые в прошедшем году обиды и неприятности. «Прости, меня», - говорит один. «Бог простит», - отвечает другой. Люди кланялись друг другу в ноги и целовались.

Таня:

В конце праздника устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра. Молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты веселясь и распевая песни. А поздно вечером выезжали в поле и здесь, на приготовленном заранее костре, чучело сжигали. Оно олицетворяло зиму, мрак, холод. В костёр бросали не только чучело, но и разные старые вещи, остатки еды – это были похороны зимы, всего старого. Прощание с зимой означало рождение нового хлебородного года, наступление весны. Полученный пепел рассыпали по полям.

Даша:

- Ай, Масленица, обманщица!

До поста довела – Сама удрала!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Корнаухова Оля:

Пахнет солнцем и блинами –

Нынче – Масленица с нами.

Станем чучело сжигать,

Будем зиму провожать.

Чучелом пылающим,

Зимушка, гори!

Ласточек порхающих

В небо вновь верни!

Даша:

- Масленица славная,

Гостьюшка, прощай!

Нам весну желанную,

Солнце возвращай!

Татарчук Лена:

Про счастливую жизнь в народе говорят: «Не житьё, а масленица». Считалось, что если не погулять как следует на масленицу, то весь год будешь жить плохо и бедно.

Морозова Соня:

Пышные гуляния Ярмарка венчает

До свиданья, Масленица,

Приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем

Снова будем праздновать,

Блинами угощать!

Февралю – помашем, Марту – «Здравствуй, скажем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая конференция в 3 классе : Агния Барто

Данный материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия....

Речевая конференция в 5 классе 1 июня день защиты детей

Данный материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия, направленного на проверку результатов формирования произношения и развития слухового восприятьия у детей с нарушениями слуха и реч...

Речевая конференция (проект) во 2 классе по сказке Давида Самойлова "Слонёнок пошёл учиться"

Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах...

Речевая конференция (проект) в 4 классе на тему "Олимпийские игры"

Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах...

Речевая конференция (проект) в 3 классе на тему "Как бы мы жили без книг?"

Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах...

Речевая конференция (проект) во 2 классе на тему "Когда мы станем взрослыми"

Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах...

Речевая конференция (проект) во 2 классе"Страна Знакопрепинания"

Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах...