Речевая конференция (проект) в 4 классе на тему "МАСЛЕНИЦА"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого занятия | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное
учреждение специальная (коррекционная) школа-
интернат №30 им К.А. Микаэльяна
Речевая конференция
в 4 классе II отделения
на тему:
«Масленица»
Власовой Т.М., Кавериной Е.А.
Москва, 2016
Даша:
Этот праздник к нам идёт
Раннею весною.
Сколько радостей несёт
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Морозова Соня:
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный, чудесный,
На блины родных зовём
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдёт
Сырная седмица,
А за ней – великий пост.
Время, чтоб молиться.
С Масленицей!
Махначев Алёша:
- Широкая Масленица –
Сырная неделя!
Ты пришла нарядная
К нам Весну встречать!
Печь блины и развлекаться
Будем всю неделю,
Чтоб зиму стужённую
Из дому прогнать!
Беликов Родион:
- Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Сырная седмица, или Масленица, справляется за 7 недель до Пасхи. По окончании Масленицы начинается Великий пост. Веселое прощание с зимой и встреча весеннего солнышка, такого же тёплого, как блин, с надеждами на хороший урожай и сытую жизнь – такой праздник пришёл к нам из давних времён. Масленица – самый древний и самый любимый праздник на Руси. Целую неделю, каждый день идут народные гулянья, которые сопровождались поеданием блинов!
- Как на Масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай!
Беликов Родион: Блины для славян – еда ритуальная. Они сопровождали их от самого рождения до смерти. Когда у женщины рождался ребёнок – её кормили блинами. И на поминках тоже едят блины.
- Масленица блинная,
Сытная, старинная,
С самоваром, с огоньком,
Солнцем, снегом, ветерком …
На Масленицу разрешалось: «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду».
Иностранцы, которые приезжали в Россию, удивлялись такому разгульному празднику. Они сравнивали русскую Масленицу с итальянским Карнавалом, который проходил также весело.
Татарчук Лена:
Вся неделя делится на 2 периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица – первые 3 дня: понедельник, вторник, среда. Широкая Масленица – последние 4 дня: четверг, пятница, суббота, воскресенье. В первые 3 дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались и начиналась Широкая Масленица.
Морозова Соня:
Каждый день на Масляной неделе имел своё название.
Понедельник – начальный день Масленицы – Встреча.
Утром ребятишки выходили строить снежные горки, поливать их водой и раскатывать. Самые крикливые зазывали Масленицу:
- «Душа моя, Масленица!
Приезжай к нам в гости
На широк двор –
На горках покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться».
Даша:
Выстроят горы ребятишки и разбегутся по домам блины есть.
- Здравствуй, Масленица!
Дай нам Маслица!
Мы блинов себе горячих напечём,
Нам метели и морозы нипочём!
Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий –
Это лучшая еда!
Блины считаются именно русским блюдом. Раньше и пшеничные и гречневые блины пеклись в печке. Теперь же, блин обжаривается на сковороде с двух сторон. Первый блин в понедельник не ели. Его клали на крыльцо для умерших родственников или отдавали нищим.
Татарчук Лена:
- Тесто быстро замешу,
Всё, что надо положу.
Сковородку раскалю,
Блин половничком налью.
Зашипит на масле тесто,
В сковородке ему тесно,
Ловко блин переверну,
На рисунок посмотрю.
Первый блин похож на солнце,
В нём узор лучами рвётся…
Блин второй готов багряный
Словно яблочко румяный.
На тарелке блинчики
Горкой у меня,
Круглые, румяные –
Солнышку родня!
Блинчики-то с маслицем,
С мёдом и икрой,
Со сметаной, с песнями…
Пир идёт горой.
Таня:
По народной примете, чтобы весь год прожить в достатке, хозяйка в первый день Масленой недели брала скатерть и пришивала к изнанке красными нитками пуговицу. Пришивала и говорила:
- «Солнце спит, а я не сплю,
Метаю – примётываю,
Шью – пришиваю не пуговицу к скатёрке,
А достаток к дому.
Как нитка длинна, так и денежка у меня была бы долга.
Скатерть на стол, а деньги в дом
Кто за той скатёркой
Хлеб-соль вкушать будет,
У того денег много прибудет.
Скатёрке лежать,
Дому стоять,
А богатству прибывать. Аминь».
Махначёв Алёша:
А потом хозяйка накрывала этой скатертью обеденный стол и ставила блины.
После ребят на улицу выходили взрослые. Сначала они с песнями и плясками возили по улицам чудо-дерево, украшенные колокольчиками, бубенцами, цветными лоскутками (тряпочками). Затем делали чучело из соломы, надевали старую женскую одежду, сажали чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Потом Масленицу ставили на горке, где начиналось катание на санях.
Даша:
Вторник называли «Заигрыш».
- Заигрыш беспечный.
Вторника отрада.
Все гулять, резвится вышли как один!
Игры и потехи, а за них награда:
Сдобный и румяный
Масленичный блин!
В этот день начинались катания с гор на санках. У кого их не было, скатывались на рогожках.
Морозова Соня:
Сначала ледяные горки делали на берегах рек или на холмах, а потом стали строить деревянные горы высотою до 25 метров: тут катали за копейку в специальных санках. Внизу у гор была бойкая торговля горячим чаем из самоваров, блинами. Лепили снежных баб, начинались игрища. Ходили скоморохи и веселили, потешали народ. За это они получали угощение.
Корнаухова Оля:
Среда – «Лакомка».
- Тут среда подходит – «Лакомкой» зовётся
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся,
Пироги и блинчики – всё на стол мечи.
Во всех домах накрывались большие столы. Зятья приходили к тёще на блины, которые она сама готовила. Приглашались и другие гости, родственники. Блинчики надо было печь и толстые, и тонкие. И подавать их с вареньем и творогом. А на улице открывались палатки, где продавали горячие напитки, медовые пряники, орехи.
Махначёв Алёша:
- А в четверг – раздольный «Разгуляй» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят
Парни ищут девушек – суженых своих.
Беликов Родион:
С четверга масличной разгул разворачивался во всю ширь. Всем миром выходили на кулачные бои, конские бега, устраивали петушиные бои, стояли балаганы с кукольным Петрушкой. Гуляния сопровождались разведением костров и прыжками через огонь. Костры раскладывались на высоком месте, а в середине укреплялось колесо на шесте – когда оно загоралось, то казалось изображением солнца. Главное действие – штурм и захват снежного городка. В этой игре всем народом строили крепость из снега, обычно на реке. Посередине оставляли прорубь. Затем все играющие делились на две команды. Одни защищали городок, а другие конные – пытались его захватить. Первого всадника, который врывался в крепость, считали победителем. Его купали в проруби, а потом отвозили домой.
Таня:
Был ещё один «городок». Это был вертикальный столб. На его вершину привязывали платок, жареного петуха, бутылку вина или поросенка. Столб смазывали свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины и снять приз.
Махначёв Алёша:
Пятница – «Тёщины вечера».
Тёщи ходили в гости к зятьям. Подавали блины со сгущенкой.
Суббота – «Золовкины посиделки». Золовка – сестра мужа. Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.
- Вся родня встречается,
Водит хоровод.
Праздник продолжается,
Общее веселье.
Славно провожает зимушку народ.
Морозова Соня:
Воскресенье светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «Прощенный день».
Чучело соломенное – Зимушку сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.
Воскресенье – последний день Масленицы. В народе этот день называют прощенное воскресенье, целовальник. Близкие люди просят друг у друга прощения за нанесённые в прошедшем году обиды и неприятности. «Прости, меня», - говорит один. «Бог простит», - отвечает другой. Люди кланялись друг другу в ноги и целовались.
Таня:
В конце праздника устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра. Молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты веселясь и распевая песни. А поздно вечером выезжали в поле и здесь, на приготовленном заранее костре, чучело сжигали. Оно олицетворяло зиму, мрак, холод. В костёр бросали не только чучело, но и разные старые вещи, остатки еды – это были похороны зимы, всего старого. Прощание с зимой означало рождение нового хлебородного года, наступление весны. Полученный пепел рассыпали по полям.
Даша:
- Ай, Масленица, обманщица!
До поста довела – Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Корнаухова Оля:
Пахнет солнцем и блинами –
Нынче – Масленица с нами.
Станем чучело сжигать,
Будем зиму провожать.
Чучелом пылающим,
Зимушка, гори!
Ласточек порхающих
В небо вновь верни!
Даша:
- Масленица славная,
Гостьюшка, прощай!
Нам весну желанную,
Солнце возвращай!
Татарчук Лена:
Про счастливую жизнь в народе говорят: «Не житьё, а масленица». Считалось, что если не погулять как следует на масленицу, то весь год будешь жить плохо и бедно.
Морозова Соня:
Пышные гуляния Ярмарка венчает
До свиданья, Масленица,
Приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем
Снова будем праздновать,
Блинами угощать!
Февралю – помашем, Марту – «Здравствуй, скажем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая конференция в 3 классе : Агния Барто
Данный материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия....
Речевая конференция в 5 классе 1 июня день защиты детей
Данный материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия, направленного на проверку результатов формирования произношения и развития слухового восприятьия у детей с нарушениями слуха и реч...
Речевая конференция (проект) во 2 классе по сказке Давида Самойлова "Слонёнок пошёл учиться"
Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах...
Речевая конференция (проект) в 4 классе на тему "Олимпийские игры"
Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах...
Речевая конференция (проект) в 3 классе на тему "Как бы мы жили без книг?"
Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах...
Речевая конференция (проект) во 2 классе на тему "Когда мы станем взрослыми"
Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах...
Речевая конференция (проект) во 2 классе"Страна Знакопрепинания"
Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах...