Лекция-беседа по экологии"Природа просит защиты".
план-конспект на тему
Материал позволяет расширить знания детей о природе и воспитывать заботливое отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bes.po_ekolog.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом-школа»
Лекция-беседа по экологии «Природа просит защиты»
Подготовила: воспитатель
Терентьева И.Н.
Цель:
- формирование у воспитанников целостных представлений об окружающей среде на основе беседы о природе.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «экология;
- расширить представления детей о рационально взаимодействии с природой через беседу;
- развивать общий кругозор воспитанников о природных богатствах края (растения, звери, насекомые, птицы), рассматривая их в неразрывном единстве.
- воспитывать нравственно- эстетические чувства детей, потребность видеть и понимать прекрасное в природе Мордовского края.
Вступительное слово воспитателя.
∙“Человек должен украшать землю”. (М.А.Шолохов)
∙“Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. (Л.Н.Толстой)
Мы разговор наш так начнем
Что вся Земля – наш общий дом
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Мы с вами на занятии поговорим о том, что такое экология, об экологических проблемах, и о том, как каждый из вас, лично, может помочь решить одну из таких проблем нашего края.
Беседа о науке «экология»
Всё, что окружает нас, это — природа: небо, лес, речка, солнце, деревья, цветы, травы, птицы, животные, насекомые, человек, все это — природа. Все, что есть в природе, должно существовать вместе, рядом, дружно. Так, деревья не могут жить без солнца, воды, без птиц, которые в коре деревьев находят и поедают жучков- червячков. Животные тоже, не могут жить
без воды, солнечного тепла и света, без травки, которую они едят, без деревьев, которые защищают их от жары и дождя. Все живые существа в природе зависят друг от друга.
Итак, вы, наверное, слышали слово ―экология. Как вы думаете,
что такое экология?
ЭКОЛОГИЯ — это наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных, человека и их связь с неживой природой: солнцем, водой, воздухом. А еще экология изучает, как человек влияет на природу. Он может влиять хорошо, т.е. помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить, уничтожать ее.
Приведите примеры, как человек помогает природе. (Дети отвечают). Правильно, человек сажает деревья, ухаживает за растениями и животными, кормит птиц.
А как человек может вредить природе? (Дети отвечают). Да, конечно, человек может вырубать деревья, уничтожать
животных, выбрасывать мусор, загрязнять воздух дымами, выхлопными газами автомобилей.
Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый из вас, к сожалению, тоже загрязняет природу.
Наверняка, кто - то из вас выкидывал полиэтиленовые пакеты, фантик от конфеты, пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты. Можно ли это делать? Конечно, нельзя!
Во - первых, это просто некрасиво, а во - вторых, это губит природу.
Экологические проблемы, конечно, имеют глобальный характер и затрачивают всё человечество. Но именно в нашей стране они становятся особо угрожающими. Главная тому причина-вызревшая у нас за долгие годы и, к сожалению, бесстыдно процветающая в условиях сегодняшнего дня тотальная экологическая безответственность.
К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
Загрязняется всё: воздух, вода, почва. И это, в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.
Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая
«улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души. Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души.
Экология души — это качественный уровень личного духовного развития
каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по
красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди —представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе. В человеческой душе должны формироваться благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Люди не должна дать засохнуть дереву жизни.
Загадки по теме:
Весь мир кормлю,
А сам не ем. (Земля)
------------
И топчу ее
И режу ее-
Она не серчает,
Добром отвечает. (Земля)
-------------
Если невидимка:
В дом не просится,
А прежде людей бежит,
Торопится. (Воздух)
-----------
Бродит одиноко
Огненное око
Всюду, где бывает. (Солнце)
---------
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
---------
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (Вода)
Подведение итогов : Воспитатель: Что вы поняли из нашего сегодняшнего разговора?
Какие выводы сделали?
Зависит многое от нас,
Какой планета будет.
И в этот день и в этот час
Спасите её люди!
Литература:
Горохов, В.Л. Экология: Учебное пособие /В.Л. Горохов, Л.М. Кузнецов, А.Ю. Шмыков. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2005.
Интернет-ресурсы:
http://dmitrievskoe.reg-school.ru/download/7135
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От экологии природы - к экологии души
Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...
Программа кружка "Экология, природа, мы".
ГБОШИ Республиканский физико-математическийлицей-интернатг.ВладикавказРСО-Алания Программа работы кружка«Экология, природа, мы» Разработала учитель начальных классоввысшей категории Чу...
Экология природы-экология души.
ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А. Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы РМ, Почётный работник о...
Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ «Дебют в науке» в номинации "Природа просит помощь"
Этот проект поможет в проведении экологического праздника. В нем раскрываются экологические проблемы леса. В приложении вы увидите авторскую сказку "Человек и природа"....
Интеллектуально-познавательная игра "Природа просит защиты"
Систематизация знаний детей о животных и растениях, нуждающихся в защите....
Сценарий экологического турнира для учащихся и родителей «Мир природы требует защиты, мир природы требует любви»
Сценарий экологического турнира для учащихся и родителей«Мир природы требует защиты, мир природы требует любви» ...
Проект "Природа просит помощи"
Рзаработка классного часа на тему "Природа просит помощи". Участие в Акции "Покормите птиц зимой", "Зулуная весна". Участие в районном мероприятии "Разработка лучшег...