Программа кружка "Экология, природа, мы".
рабочая программа по теме

Чувилкина Елена Юрьевна

 

ГБОШИ

Республиканский физико-математический

лицей-интернат

г.Владикавказ

РСО-Алания

 

Программа работы кружка

«Экология, природа, мы»

 

Разработала

учитель начальных классов

высшей категории

Чувилкина Елена Юрьевна

Пояснительная записка

 

Умение видеть красоту родной природы, чувствовать и сопереживать её боль — эти нравственные качества развиваются в наибольшей степени через экологическое воспитание. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. А не зная истории своего народа невозможно вырасти высоконравственным человеком, патриотом.

В основе курса лежит книга С. Каргиновой «Мы — дети природы». Ценность книги в том, что она написана на трёх языках: осетинском, русском и английском, что позволяет осуществить межпредметные связи. Изучение курса одновременно на трёх языках даёт детям возможность ощутить себя не только гражданами своей республики, своей страны, но и частью большого многонационального мира.

Данный курс проводится на русском языке. Книга состоит из небольших трогательных историй любви человека ко всему живому на Земле. Сюжеты взяты из реальной жизни, действие происходит у нас в горах, лесах, в наших посёлках.

Знать природу, понимать её и любить - это огромное счастье. Природа - наше прошлое, настоящее и будущее.

Наблюдать, любить и понимать живую природу, жалеть раненых птиц и животных, стремиться помогать им в тяжёлых ситуациях - этому учат рассказы С. Н. Каргиновой.

В основу построения курса взяты следующие направления:

  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • обучение школьников методам познания окружающего мира;

  • воспитание эстетического и нравственного отношения к природе.

Содержание курса строится на основе следующих аспектов:

  • научно-познавательный аспект способствует развитию интереса младших школьников к проблемам окружающей среды и формирует представление о научной картине мира;

  • ценностный аспект содержания призывает раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека;

  • нормативный аспект эффективно формирует основы экологической культуры: поведение каждого среди людей и в природе, внимание к своему здоровью и здоровью окружающих людей;

  • аспект практической деятельности играет важную роль,

     Планируемые результаты:

Ученик научится:

  • эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

  • проводить несложные наблюдения;

  • использовать естественно - научные и художественные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;

  • использовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

  • вести диалог, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного или увиденного произведения искусства;

  • воспринимать и эмоционально оценивать шедевры искусства, изображающие природу.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • работать в группе, создавая инсценировки, плакаты, проекты.

 

План работы кружка

п/п

Сроки

Тема

Форма проведения

Содержание занятия

Цели и задачи

 

 

 

2 класс

1

 

Поможем природе.

Беседа .

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Добрые дела», «Поможем природе»; беседа о красоте родного края, о необходимости помощи природе. Просмотр и обсуждение презентации «Северная Осетия».

Воспитывать интерес к познанию родного края, любовь к природе, развивать экологическую культуру.

2

 

Охраняйте природу!

Беседа, проектная деятельность.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Охраняйте природу!», «Любите природу!»; беседа об охране природы, как личном деле каждого человека; проект «Мечта».

Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение.

3

 

Цей.

Беседа, проектная деятельность.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Прогулка в горы», «Прекрасный отдых»; беседа о жемчужине Кавказа - Цее, о горе Монах; знакомство с картиной Виктора Цаллагова «Гора Монах. Цей»: слушание произведения Эдварда Грига « Утро»; проект «Костёр».

Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

4

 

Осенняя пора.

Экскурсия в школьный двор. Беседа.

Экскурсия в школьный двор. Слушание произведений С.Н. Каргиновой «Дикая яблоня», «Четыре тополя».

Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

5

 

Кладовая леса.

Экскурсия в школьный двор. Беседа.

Экскурсия в школьный двор. Слушание произведений С.Н. Каргиновой «Рябина», «Добрые руки», игры на воздухе.

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

6

 

Животные родного края.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Белка и бельчонок», «Волки»; беседа о животных, встречающихся в горной местности и животных леса.

Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение.

7

 

Животные родного края.

Беседа, конкурс рисунка.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Крик лягушки», «Совы-охотники», «паук-крестовик»; конкурс рисунка «Животные родного края»

Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение.

8

 

Животные родного края.

Экскурсия.

Экскурсия в зоопарк.

Изучить правила безопасного поведения в зоопарке, учить наблюдать за поведением животных.

9

 

Животные родного края.

Беседа, проектная деятельность.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Для чего белкам хвост?»; беседа о жизни белок; проект «Что любят белки?»

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

10

 

Волшебница-зима.

Экскурсия.

Экскурсия в школьный двор. Игры на воздухе.

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

11

 

Охотничьи тропы.

Беседа, конкурс плакатов.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Рассказы удачливого охотника», «Забыл на охоте»; беседа по содержанию произведений; конкурс плакатов «Человек, остановись!»

Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе.

12

 

Животные родного края.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Раненый заяц», «Слово о зайцах»; Обсуждение прочитанного, слушание подготовленных сообщений о жизни зайцев (по желанию детей); просмотр презентации «Зайцы».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, учить работать с источниками информации; развивать творческие способности, мышление, воображение, речь.

13

 

Лесная аптека.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Лечебная трава», «Больная серна», слушание сообщений о лекарственных травах» (п желанию детей), просмотр презентации « Лесная аптека».

Учить по внешнему виду узнавать лекарственные растения, знать их назначение, учить работать с источниками информации.

14

 

«Не будите спящую собаку»

Беседа, конкурс рисунка.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Преданная собака»; слушание сообщений о породах собак (по желанию детей); беседа о правилах поведения с чужими собаками; конкурс рисунка «Я и моя собака».

Учить жить с домашними питомцами в мире и согласии, понимать «язык» собак, правильно ухаживать за собакой, составить правила поведения с чужой собакой, учить работать с источниками информации..

15

 

«Грязная свинья».

Беседа. Инсцениро -вание.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Жадный поросёнок», «Грязная свинья»; беседа по прочитанному; инсценировка сказки «Три поросёнка»

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

16

 

«Рыжий плут»

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Рыжий плут»; обсуждение прочитанного; слушание сообщений о повадках лисы (по желанию детей); просмотр презентации «Рыжая плутовка».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

 

 

 

3 класс

 

1

 

Братья наши меньшие.

Беседа, иллюстриро-вание.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Братья наши меньшие»; обсуждение прочитанного; иллюстрирование произведения.

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

2

 

Животные – синоптики.

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Светлячки – синоптики»; слушание подготовленных сообщений о животных – синоптиках (по желанию детей); обсуждение услышанного и прочитанного.

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

3

 

Дружба между животными.

Беседа, иллюстриро-вание.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Вот так дружба!»; обсуждение прочитанного; иллюстрирование произведения.

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

4

 

О лягушках.

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Лягушка в гостях»; обсуждение прочитанного; слушание подготовленных сообщений о жизни лягушек в разное время года (по желанию детей); просмотр презентации «Лягушки».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

5

 

Золотая осень.

Экскурсия.

Экскурсия в школьный двор. Игры на воздухе.

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

6

 

Животные тоже плачут.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Безмолвные слёзы лошади»,«Больной голубь»; обсуждение прочитанного; проект «Голуби».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

7

 

Насекомые – вредители.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Нашествие насекомых», «Вредители огорода»; слушание сообщений о насекомых – вредителях (по желанию детей).

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

8

 

Птицы – наши друзья.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Водяной воробей», «Дятел умеет считать», «Ласточки»; обсуждение прочитанного; просмотр презентации «Птицы – наши друзья».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

9

 

Домашние питомцы.

Беседа, групповая работа

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Нахальный кролик», «Ленивая кошка»; групповая работа «Правила содержания домашнего питомца по выбору группы).

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

10

 

Домашние питомцы.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Любимец детей»; обсуждение прочитанного; проект «Цветы для Боя».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

11

 

Медведь – дикий зверь!

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Медведь не шутил»; слушание сообщений о медведе (по желанию детей); просмотр презентации «Дикие животные».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

12

 

Домашние питомцы.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Собака и кошка», «Козлик Яшка», «Бродячая кошка»; беседа о животных, живущих в домах у детей.

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

13

 

«Весна идёт, весне дорогу…»

Экскурсия.

Экскурсия в весенний парк, чтение наизусть стихов о весне (по желанию детей).

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

14

 

Птицы весны.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Ласточкино гнездо»; слушание и обсуждение сообщений о перелётных птицах (по желанию детей); коллективное творчество: проект «Ласточки прилетели»

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

15

 

Волчья благодар-ность.

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Волчья благодарность»; слушание сообщений о волках (по желанию детей); просмотр и обсуждение презентации «Волки».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

16

 

Скоро лето!

Экскурсия.

Экскурсия в школьный двор. Игры на воздухе.

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

 

 

 

4 класс

 

1

 

Животные родного края.

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Косуля»; слушание сообщений о животных нашего края; просмотр и обсуждение презентации «Косули».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

2

 

Животные – синоптики.

Беседа, групповая работа

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Птичка – синоптик»; обсуждение прочитанного; групповая работа «Какие бывают осадки».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

3

 

Домашние питомцы.

Беседа, иллюстриро-вание.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Джульбарс», «Мусяшка», «Строптивая Зося»; обсуждение прочитанного; иллюстрирование понравившегося произведения.

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

4

 

Животные родного края.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Змея меняет кожу», «Мышка просила помощи»; работа с иллюстрациями в книге.

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

5

 

Домашние питомцы.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Курочка Ряба», «Счастливое семейство», «Красавец Шнурок»; коллективное творчество: проект «Кошки на окошке».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь.

6

 

Храбрый заяц.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Вот так зайцы!», «Храбрый заяц», «Зайца тоже бояться»; слушание сообщений о зайцах (по желанию детей); просмотр и обсуждение презентации «Зайцы»

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности,

7

 

Деревья родного края.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Берёзы»; слушание сообщений о берёзе (по желанию детей); коллективное творчество: проект «Берёзовая роща».

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности.

8

 

Кто такие браконьеры?

Беседа, групповая работа

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Марта»; обсуждение прочитанного; групповая работа: создание плаката «Нет браконьерству».

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности.

9

 

Дзега – геолог.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Дзега – геолог»; обсуждение прочитанного; коллективная работа: проект «Горный край».

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности.

10

 

Пауки – особенные животные.

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «паук»; слушание сообщений о жизни пауков (по желанию детей); просмотр и обсуждение презентации «Пауки».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности,

11

 

Деревья родного края.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Красота на горной скале»; обсуждение прочитанного; коллективная деятельность: проект «Деревья родного края».

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности.

12

 

Ранняя весна.

Экскурсия.

Экскурсия в весенний парк, чтение наизусть стихов о весне (по желанию детей), игры на воздухе.

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

13

 

Тайны дремучего леса.

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «С пониманием к лесу»; слушание записи «Звуки леса; просмотр и обсуждение презентации «Лес».

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

14

 

«Сохраним Землю потомкам!»

Беседа, конкурс плакатов.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Сохраним Землю потомкам!»; конкурс плакатов «Сохраним Землю потомкам!».

Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе.

15

 

«Моя малая Родина».

Беседа, конкурс рисунка.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Моя малая Родина»; обсуждение прочитанного; конкурс рисунков «Моя Осетия».

Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе.

16

 

«Моя малая Родина».

Экскурсия.

Экскурсия в лес, игры на свежем воздухе, экологический десант.

Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе.

 

Использованная литература и интернет-ресурсы:

С.Каргинова «Мы – дети природы». Издательско–полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ 2007.

Л.И. Рудченко «Окружающий мир. 1-4 классы. Нестандартные уроки». Волгоград «Учитель»

«Планируемые результаты начального общего образования». Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. Москва «Просвещение» 2009.

http://content.mail.ru/arch/13591/4316359.html

http://www.mindmachine.ru/viewtopic.php?p=10482

http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_59.html

http://www.nearyou.ru/vasilev/0vasilev.html

www.zaeco.ru

http://elena-tchuvilkina.ya.ru/#y5__id51

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_kruzhka.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ГБОШИ
  2. Республиканский физико-математический
  3.  Лицей-интернат

г.Владикавказ

РСО-Алания

  1. Кружок
  2. «Экология, природа, мы»

Разработала

учитель начальных классов

 высшей категории

Чувилкина Елена Юрьевна

Пояснительная записка

    Умение видеть красоту родной природы, чувствовать и сопереживать её боль — эти нравственные качества развиваются в наибольшей степени через экологическое воспитание. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. А не зная истории своего народа невозможно вырасти высоконравственным человеком, патриотом.

     В основе курса лежит книга С. Каргиновой «Мы — дети природы». Ценность книги в том, что она написана на трёх языках: осетинском, русском и английском, что позволяет осуществить межпредметные связи. Изучение курса одновременно на трёх языках  даёт детям возможность ощутить себя не только гражданами своей республики, своей страны, но и частью большого многонационального мира.

     Данный курс проводится на русском языке. Книга состоит из небольших трогательных историй любви человека ко всему живому на Земле. Сюжеты взяты из реальной жизни, действие происходит у нас в горах, лесах, в наших посёлках.

     Знать природу, понимать её и любить - это огромное счастье. Природа - наше прошлое, настоящее и будущее.

     Наблюдать, любить и понимать живую природу, жалеть раненых птиц и животных, стремиться помогать им в тяжёлых ситуациях - этому учат рассказы С. Н. Каргиновой.

     В основу построения курса взяты следующие направления:

  1. формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни;
  2. развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и ознавательного интереса;
  3. обучение школьников методам познания окружающего мира;
  4. воспитание эстетического и нравственного отношения к природе.

     Содержание курса строится на основе следующих аспектов:

  1. научно-познавательный аспект способствует развитию интереса младших школьников к проблемам окружающей среды и формирует представление о научной картине мира;
  2. ценностный аспект содержания призывает раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека;
  3. нормативный аспект эффективно формирует основы экологической культуры: поведение каждого среди людей и в природе, внимание к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
  4. аспект практической деятельности играет важную роль,
  1. Планируемые результаты:

Ученик научится:

  1. эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
  2. проводить несложные наблюдения;
  3. использовать естественно - научные и художественные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;
  4. использовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации;
  5. обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  6. определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
  7. вести диалог, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного или увиденного произведения искусства;
  8. воспринимать и эмоционально оценивать шедевры искусства, изображающие природу.

Ученик получит возможность научиться:

  1. осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;
  2. воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  3. осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  4. выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  5. работать в группе, создавая инсценировки, плакаты, проекты.



План работы кружка


№ п/п

Сроки

Тема

Форма проведения

Содержание занятия

Цели и задачи

2 класс

1

Поможем природе.

Беседа .

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Добрые дела», «Поможем природе»; беседа о красоте родного края, о необходимости помощи природе. Просмотр и обсуждение презентации «Северная Осетия».

Воспитывать интерес к познанию родного края, любовь к природе, развивать экологическую культуру.

2

Охраняйте природу!

Беседа, проектная деятельность.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Охраняйте природу!», «Любите природу!»; беседа об охране природы, как личном деле каждого человека; проект «Мечта».

Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение.

3

Цей.

Беседа, проектная деятельность.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Прогулка  в горы», «Прекрасный отдых»; беседа о жемчужине Кавказа  - Цее, о горе Монах; знакомство с картиной  Виктора Цаллагова «Гора Монах. Цей»: слушание произведения Эдварда Грига « Утро»; проект «Костёр».

Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

4

Осенняя пора.

Экскурсия в школьный двор. Беседа.

Экскурсия в школьный двор. Слушание произведений  С.Н. Каргиновой «Дикая яблоня», «Четыре тополя».

Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

5

Кладовая леса.

Экскурсия в школьный двор. Беседа.

Экскурсия в школьный двор. Слушание произведений  С.Н. Каргиновой «Рябина», «Добрые руки», игры на воздухе.

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

6

Животные родного края.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Белка и бельчонок», «Волки»; беседа о животных, встречающихся в горной местности и животных леса.

Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение.

7

Животные родного края.

Беседа, конкурс рисунка.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Крик лягушки», «Совы-охотники», «паук-крестовик»; конкурс рисунка «Животные родного края»

Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение.

8

Животные родного края.

Экскурсия.

Экскурсия в зоопарк.

Изучить правила безопасного поведения в зоопарке, учить наблюдать за поведением животных.

9

Животные родного края.

Беседа, проектная деятельность.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Для чего белкам хвост?»; беседа о жизни белок; проект «Что любят белки?»

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

10

Волшебница-зима.

Экскурсия.

Экскурсия в школьный двор. Игры на воздухе.

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

11

Охотничьи тропы.

Беседа, конкурс  плакатов.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Рассказы удачливого охотника», «Забыл на охоте»; беседа по содержанию произведений; конкурс плакатов «Человек, остановись!»

Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе.

12

Животные родного края.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Раненый заяц», «Слово о зайцах»; Обсуждение прочитанного, слушание подготовленных сообщений о жизни зайцев (по желанию детей); просмотр презентации «Зайцы».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, учить работать с источниками информации; развивать творческие способности, мышление, воображение, речь.

13

Лесная аптека.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Лечебная трава», «Больная серна», слушание сообщений о лекарственных травах» (п желанию детей), просмотр презентации « Лесная аптека».

Учить по внешнему виду узнавать лекарственные растения, знать их назначение, учить работать с источниками информации.

14

«Не будите спящую собаку»

Беседа, конкурс рисунка.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Преданная собака»; слушание сообщений о породах собак (по желанию детей); беседа о правилах поведения с чужими собаками; конкурс рисунка «Я и моя собака».

Учить жить с домашними питомцами в мире и согласии, понимать «язык» собак, правильно ухаживать за собакой, составить правила поведения с чужой собакой, учить работать с источниками информации..

15

«Грязная свинья».

Беседа. Инсцениро -вание.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Жадный поросёнок», «Грязная свинья»; беседа по прочитанному; инсценировка сказки «Три поросёнка»

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

16

«Рыжий плут»

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Рыжий плут»; обсуждение прочитанного; слушание сообщений о повадках лисы (по желанию детей); просмотр презентации «Рыжая плутовка».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

3 класс

1

Братья наши меньшие.

Беседа, иллюстриро-вание.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Братья наши меньшие»; обсуждение прочитанного; иллюстрирование произведения.

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

2

Животные – синоптики.

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Светлячки – синоптики»; слушание подготовленных сообщений о животных – синоптиках (по желанию детей); обсуждение услышанного и прочитанного.

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

3

Дружба между животными.

Беседа, иллюстриро-вание.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Вот так дружба!»; обсуждение прочитанного; иллюстрирование произведения.

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

4

О лягушках.

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Лягушка в гостях»; обсуждение прочитанного; слушание подготовленных сообщений о жизни лягушек в разное время года (по желанию детей); просмотр презентации «Лягушки».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

5

Золотая осень.

Экскурсия.

Экскурсия в школьный двор. Игры на воздухе.

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

6

Животные тоже плачут.

 Беседа, проектная деятельность

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Безмолвные слёзы лошади»,«Больной голубь»; обсуждение прочитанного; проект «Голуби».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

7

Насекомые – вредители.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Нашествие насекомых», «Вредители огорода»; слушание сообщений о насекомых – вредителях (по желанию детей).

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

8

Птицы – наши друзья.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Водяной воробей», «Дятел умеет считать», «Ласточки»; обсуждение прочитанного; просмотр презентации «Птицы – наши друзья».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

9

Домашние питомцы.

Беседа, групповая работа

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Нахальный кролик», «Ленивая кошка»;  групповая работа «Правила содержания домашнего питомца по выбору группы).

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

10

Домашние питомцы.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Любимец детей»; обсуждение прочитанного; проект «Цветы для Боя».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

11

Медведь – дикий зверь!

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Медведь не шутил»; слушание сообщений о медведе (по желанию детей); просмотр презентации «Дикие животные».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации; развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

12

Домашние питомцы.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Собака и кошка», «Козлик Яшка», «Бродячая кошка»; беседа о животных, живущих в домах у детей.

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

13

«Весна идёт, весне дорогу…»

Экскурсия.

Экскурсия в весенний парк, чтение наизусть стихов о весне (по желанию детей).

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

14

Птицы весны.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Ласточкино гнездо»; слушание и обсуждение сообщений о перелётных птицах (по желанию детей); коллективное творчество: проект «Ласточки прилетели»

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

15

Волчья благодар-ность.

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Волчья благодарность»; слушание сообщений о волках (по желанию детей); просмотр и обсуждение презентации «Волки».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

16

Скоро лето!

Экскурсия.

Экскурсия в школьный двор. Игры на воздухе.

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

4 класс

1

Животные родного края.

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Косуля»; слушание сообщений о животных нашего края; просмотр и обсуждение презентации «Косули».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

2

Животные – синоптики.

Беседа, групповая работа

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Птичка – синоптик»; обсуждение прочитанного; групповая работа «Какие бывают осадки».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

3

Домашние питомцы.

Беседа, иллюстриро-вание.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Джульбарс», «Мусяшка», «Строптивая Зося»; обсуждение прочитанного; иллюстрирование понравившегося произведения.

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

4

Животные родного края.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Змея меняет кожу», «Мышка просила помощи»;  работа с иллюстрациями в книге.

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

5

Домашние питомцы.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Курочка Ряба», «Счастливое семейство», «Красавец Шнурок»; коллективное творчество: проект «Кошки на окошке».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру,  творческие способности, мышление, воображение, речь.

6

Храбрый заяц.

Беседа.

Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Вот так зайцы!», «Храбрый заяц», «Зайца тоже бояться»;  слушание сообщений о зайцах (по желанию детей); просмотр и обсуждение презентации «Зайцы»

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру,  творческие способности,

7

Деревья родного края.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Берёзы»; слушание сообщений о берёзе (по желанию детей); коллективное творчество: проект «Берёзовая роща».

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности.

8

Кто такие браконьеры?

Беседа, групповая работа

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Марта»; обсуждение прочитанного; групповая работа: создание плаката «Нет браконьерству».

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности.

9

Дзега – геолог.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Дзега – геолог»; обсуждение прочитанного; коллективная работа: проект «Горный край».

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности.

10

Пауки – особенные животные.

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «паук»; слушание сообщений о жизни пауков (по желанию детей); просмотр и обсуждение презентации «Пауки».

Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру,  творческие способности,

11

Деревья родного края.

Беседа, проектная деятельность

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Красота на горной скале»; обсуждение прочитанного; коллективная деятельность: проект «Деревья родного края».

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности.

12

Ранняя весна.

Экскурсия.

Экскурсия в весенний парк, чтение наизусть стихов о весне (по желанию детей), игры на воздухе.

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

13

Тайны дремучего леса.

Беседа.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «С пониманием к лесу»; слушание записи «Звуки леса; просмотр и обсуждение презентации «Лес».

Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

14

«Сохраним Землю потомкам!»

Беседа, конкурс  плакатов.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Сохраним Землю потомкам!»; конкурс плакатов «Сохраним Землю потомкам!».

Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе.

15

«Моя малая Родина».

Беседа, конкурс рисунка.

Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Моя малая Родина»; обсуждение прочитанного; конкурс рисунков «Моя Осетия».

Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе.

16

«Моя малая Родина».

Экскурсия.

Экскурсия в лес, игры на свежем воздухе, экологический десант.

Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе.

Используемая литература и интернет-ресурсы:


С.Каргинова «Мы – дети природы». Издательско–полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ 2007.

Л.И. Рудченко «Окружающий мир. 1-4 классы. Нестандартные уроки». Волгоград «Учитель» 2008.

«Планируемые результаты начального общего образования». Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. Москва «Просвещение» 2009.

http://content.mail.ru/arch/13591/4316359.html


http://www.mindmachine.ru/viewtopic.php?p=10482


http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_59.html


http://www.nearyou.ru/vasilev/0vasilev.html

www.zaeco.ru

http://elena-tchuvilkina.ya.ru/#y5__id51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Природа и мы" 2 класс

Программа кружка "Природа и мы" предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 68 занятий (2 часа в неделю). Преподавание кружка "Природа и мы" основано на получении учащимися зн...

рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ

пояснительная запискатематическое планирование...

Экологическая конкурсно-игровая программа "Будь природе другом!"

Игровая программа  по экологическому воспитанию для начальных классов...

Рабочая программа "Друзья природы"

Рабочая программа кружка "Друзья природы". Общеинтеллектуальное направление....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...

КТП к программе "Изучаем природу родного края"

КТП к программе "Изучаем природу родного края"...