Программа кружка "Экология, природа, мы".
рабочая программа по теме
ГБОШИ
Республиканский физико-математический
лицей-интернат
г.Владикавказ
РСО-Алания
Программа работы кружка
«Экология, природа, мы»
Разработала
учитель начальных классов
высшей категории
Чувилкина Елена Юрьевна
Пояснительная записка
Умение видеть красоту родной природы, чувствовать и сопереживать её боль — эти нравственные качества развиваются в наибольшей степени через экологическое воспитание. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. А не зная истории своего народа невозможно вырасти высоконравственным человеком, патриотом.
В основе курса лежит книга С. Каргиновой «Мы — дети природы». Ценность книги в том, что она написана на трёх языках: осетинском, русском и английском, что позволяет осуществить межпредметные связи. Изучение курса одновременно на трёх языках даёт детям возможность ощутить себя не только гражданами своей республики, своей страны, но и частью большого многонационального мира.
Данный курс проводится на русском языке. Книга состоит из небольших трогательных историй любви человека ко всему живому на Земле. Сюжеты взяты из реальной жизни, действие происходит у нас в горах, лесах, в наших посёлках.
Знать природу, понимать её и любить - это огромное счастье. Природа - наше прошлое, настоящее и будущее.
Наблюдать, любить и понимать живую природу, жалеть раненых птиц и животных, стремиться помогать им в тяжёлых ситуациях - этому учат рассказы С. Н. Каргиновой.
В основу построения курса взяты следующие направления:
формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
обучение школьников методам познания окружающего мира;
воспитание эстетического и нравственного отношения к природе.
Содержание курса строится на основе следующих аспектов:
научно-познавательный аспект способствует развитию интереса младших школьников к проблемам окружающей среды и формирует представление о научной картине мира;
ценностный аспект содержания призывает раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека;
нормативный аспект эффективно формирует основы экологической культуры: поведение каждого среди людей и в природе, внимание к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
аспект практической деятельности играет важную роль,
Планируемые результаты:
Ученик научится:
эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
проводить несложные наблюдения;
использовать естественно - научные и художественные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;
использовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
вести диалог, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного или увиденного произведения искусства;
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры искусства, изображающие природу.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
работать в группе, создавая инсценировки, плакаты, проекты.
План работы кружка
№ п/п | Сроки | Тема | Форма проведения | Содержание занятия | Цели и задачи |
|
|
2 класс | |||
1 |
| Поможем природе. | Беседа . | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Добрые дела», «Поможем природе»; беседа о красоте родного края, о необходимости помощи природе. Просмотр и обсуждение презентации «Северная Осетия». | Воспитывать интерес к познанию родного края, любовь к природе, развивать экологическую культуру. |
2 |
| Охраняйте природу! | Беседа, проектная деятельность. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Охраняйте природу!», «Любите природу!»; беседа об охране природы, как личном деле каждого человека; проект «Мечта». | Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение. |
3 |
| Цей. | Беседа, проектная деятельность. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Прогулка в горы», «Прекрасный отдых»; беседа о жемчужине Кавказа - Цее, о горе Монах; знакомство с картиной Виктора Цаллагова «Гора Монах. Цей»: слушание произведения Эдварда Грига « Утро»; проект «Костёр». | Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
4 |
| Осенняя пора. | Экскурсия в школьный двор. Беседа. | Экскурсия в школьный двор. Слушание произведений С.Н. Каргиновой «Дикая яблоня», «Четыре тополя». | Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
5 |
| Кладовая леса. | Экскурсия в школьный двор. Беседа. | Экскурсия в школьный двор. Слушание произведений С.Н. Каргиновой «Рябина», «Добрые руки», игры на воздухе. | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. |
6 |
| Животные родного края. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Белка и бельчонок», «Волки»; беседа о животных, встречающихся в горной местности и животных леса. | Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение. |
7 |
| Животные родного края. | Беседа, конкурс рисунка. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Крик лягушки», «Совы-охотники», «паук-крестовик»; конкурс рисунка «Животные родного края» | Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение. |
8 |
| Животные родного края. | Экскурсия. | Экскурсия в зоопарк. | Изучить правила безопасного поведения в зоопарке, учить наблюдать за поведением животных. |
9 |
| Животные родного края. | Беседа, проектная деятельность. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Для чего белкам хвост?»; беседа о жизни белок; проект «Что любят белки?» | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
10 |
| Волшебница-зима. | Экскурсия. | Экскурсия в школьный двор. Игры на воздухе. | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. |
11 |
| Охотничьи тропы. | Беседа, конкурс плакатов. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Рассказы удачливого охотника», «Забыл на охоте»; беседа по содержанию произведений; конкурс плакатов «Человек, остановись!» | Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе. |
12 |
| Животные родного края. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Раненый заяц», «Слово о зайцах»; Обсуждение прочитанного, слушание подготовленных сообщений о жизни зайцев (по желанию детей); просмотр презентации «Зайцы». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, учить работать с источниками информации; развивать творческие способности, мышление, воображение, речь. |
13 |
| Лесная аптека. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Лечебная трава», «Больная серна», слушание сообщений о лекарственных травах» (п желанию детей), просмотр презентации « Лесная аптека». | Учить по внешнему виду узнавать лекарственные растения, знать их назначение, учить работать с источниками информации. |
14 |
| «Не будите спящую собаку» | Беседа, конкурс рисунка. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Преданная собака»; слушание сообщений о породах собак (по желанию детей); беседа о правилах поведения с чужими собаками; конкурс рисунка «Я и моя собака». | Учить жить с домашними питомцами в мире и согласии, понимать «язык» собак, правильно ухаживать за собакой, составить правила поведения с чужой собакой, учить работать с источниками информации.. |
15 |
| «Грязная свинья». | Беседа. Инсцениро -вание. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Жадный поросёнок», «Грязная свинья»; беседа по прочитанному; инсценировка сказки «Три поросёнка» | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
16 |
| «Рыжий плут» | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Рыжий плут»; обсуждение прочитанного; слушание сообщений о повадках лисы (по желанию детей); просмотр презентации «Рыжая плутовка». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
|
|
3 класс
| |||
1 |
| Братья наши меньшие. | Беседа, иллюстриро-вание. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Братья наши меньшие»; обсуждение прочитанного; иллюстрирование произведения. | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
2 |
| Животные – синоптики. | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Светлячки – синоптики»; слушание подготовленных сообщений о животных – синоптиках (по желанию детей); обсуждение услышанного и прочитанного. | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
3 |
| Дружба между животными. | Беседа, иллюстриро-вание. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Вот так дружба!»; обсуждение прочитанного; иллюстрирование произведения. | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
4 |
| О лягушках. | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Лягушка в гостях»; обсуждение прочитанного; слушание подготовленных сообщений о жизни лягушек в разное время года (по желанию детей); просмотр презентации «Лягушки». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
5 |
| Золотая осень. | Экскурсия. | Экскурсия в школьный двор. Игры на воздухе. | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. |
6 |
| Животные тоже плачут. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Безмолвные слёзы лошади»,«Больной голубь»; обсуждение прочитанного; проект «Голуби». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
7 |
| Насекомые – вредители. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Нашествие насекомых», «Вредители огорода»; слушание сообщений о насекомых – вредителях (по желанию детей). | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
8 |
| Птицы – наши друзья. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Водяной воробей», «Дятел умеет считать», «Ласточки»; обсуждение прочитанного; просмотр презентации «Птицы – наши друзья». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
9 |
| Домашние питомцы. | Беседа, групповая работа | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Нахальный кролик», «Ленивая кошка»; групповая работа «Правила содержания домашнего питомца по выбору группы). | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
10 |
| Домашние питомцы. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Любимец детей»; обсуждение прочитанного; проект «Цветы для Боя». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
11 |
| Медведь – дикий зверь! | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Медведь не шутил»; слушание сообщений о медведе (по желанию детей); просмотр презентации «Дикие животные». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
12 |
| Домашние питомцы. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Собака и кошка», «Козлик Яшка», «Бродячая кошка»; беседа о животных, живущих в домах у детей. | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
13 |
| «Весна идёт, весне дорогу…» | Экскурсия. | Экскурсия в весенний парк, чтение наизусть стихов о весне (по желанию детей). | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. |
14 |
| Птицы весны. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Ласточкино гнездо»; слушание и обсуждение сообщений о перелётных птицах (по желанию детей); коллективное творчество: проект «Ласточки прилетели» | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
15 |
| Волчья благодар-ность. | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Волчья благодарность»; слушание сообщений о волках (по желанию детей); просмотр и обсуждение презентации «Волки». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
16 |
| Скоро лето! | Экскурсия. | Экскурсия в школьный двор. Игры на воздухе. | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. |
|
|
4 класс
| |||
1 |
| Животные родного края. | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Косуля»; слушание сообщений о животных нашего края; просмотр и обсуждение презентации «Косули». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
2 |
| Животные – синоптики. | Беседа, групповая работа | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Птичка – синоптик»; обсуждение прочитанного; групповая работа «Какие бывают осадки». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
3 |
| Домашние питомцы. | Беседа, иллюстриро-вание. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Джульбарс», «Мусяшка», «Строптивая Зося»; обсуждение прочитанного; иллюстрирование понравившегося произведения. | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
4 |
| Животные родного края. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Змея меняет кожу», «Мышка просила помощи»; работа с иллюстрациями в книге. | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
5 |
| Домашние питомцы. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Курочка Ряба», «Счастливое семейство», «Красавец Шнурок»; коллективное творчество: проект «Кошки на окошке». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. |
6 |
| Храбрый заяц. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Вот так зайцы!», «Храбрый заяц», «Зайца тоже бояться»; слушание сообщений о зайцах (по желанию детей); просмотр и обсуждение презентации «Зайцы» | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, |
7 |
| Деревья родного края. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Берёзы»; слушание сообщений о берёзе (по желанию детей); коллективное творчество: проект «Берёзовая роща». | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности. |
8 |
| Кто такие браконьеры? | Беседа, групповая работа | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Марта»; обсуждение прочитанного; групповая работа: создание плаката «Нет браконьерству». | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности. |
9 |
| Дзега – геолог. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Дзега – геолог»; обсуждение прочитанного; коллективная работа: проект «Горный край». | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности. |
10 |
| Пауки – особенные животные. | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «паук»; слушание сообщений о жизни пауков (по желанию детей); просмотр и обсуждение презентации «Пауки». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, |
11 |
| Деревья родного края. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Красота на горной скале»; обсуждение прочитанного; коллективная деятельность: проект «Деревья родного края». | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности. |
12 |
| Ранняя весна. | Экскурсия. | Экскурсия в весенний парк, чтение наизусть стихов о весне (по желанию детей), игры на воздухе. | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. |
13 |
| Тайны дремучего леса. | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «С пониманием к лесу»; слушание записи «Звуки леса; просмотр и обсуждение презентации «Лес». | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. |
14 |
| «Сохраним Землю потомкам!» | Беседа, конкурс плакатов. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Сохраним Землю потомкам!»; конкурс плакатов «Сохраним Землю потомкам!». | Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе. |
15 |
| «Моя малая Родина». | Беседа, конкурс рисунка. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Моя малая Родина»; обсуждение прочитанного; конкурс рисунков «Моя Осетия». | Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе. |
16 |
| «Моя малая Родина». | Экскурсия. | Экскурсия в лес, игры на свежем воздухе, экологический десант. | Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе. |
Использованная литература и интернет-ресурсы:
С.Каргинова «Мы – дети природы». Издательско–полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ 2007.
Л.И. Рудченко «Окружающий мир. 1-4 классы. Нестандартные уроки». Волгоград «Учитель»
«Планируемые результаты начального общего образования». Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. Москва «Просвещение» 2009.
http://content.mail.ru/arch/13591/4316359.html
http://www.mindmachine.ru/viewtopic.php?p=10482
http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_59.html
http://www.nearyou.ru/vasilev/0vasilev.html
www.zaeco.ru
http://elena-tchuvilkina.ya.ru/#y5__id51
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_kruzhka.docx | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
- ГБОШИ
- Республиканский физико-математический
- Лицей-интернат
г.Владикавказ
РСО-Алания
- Кружок
- «Экология, природа, мы»
Разработала
учитель начальных классов
высшей категории
Чувилкина Елена Юрьевна
Пояснительная записка
Умение видеть красоту родной природы, чувствовать и сопереживать её боль — эти нравственные качества развиваются в наибольшей степени через экологическое воспитание. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. А не зная истории своего народа невозможно вырасти высоконравственным человеком, патриотом.
В основе курса лежит книга С. Каргиновой «Мы — дети природы». Ценность книги в том, что она написана на трёх языках: осетинском, русском и английском, что позволяет осуществить межпредметные связи. Изучение курса одновременно на трёх языках даёт детям возможность ощутить себя не только гражданами своей республики, своей страны, но и частью большого многонационального мира.
Данный курс проводится на русском языке. Книга состоит из небольших трогательных историй любви человека ко всему живому на Земле. Сюжеты взяты из реальной жизни, действие происходит у нас в горах, лесах, в наших посёлках.
Знать природу, понимать её и любить - это огромное счастье. Природа - наше прошлое, настоящее и будущее.
Наблюдать, любить и понимать живую природу, жалеть раненых птиц и животных, стремиться помогать им в тяжёлых ситуациях - этому учат рассказы С. Н. Каргиновой.
В основу построения курса взяты следующие направления:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и ознавательного интереса;
- обучение школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к природе.
Содержание курса строится на основе следующих аспектов:
- научно-познавательный аспект способствует развитию интереса младших школьников к проблемам окружающей среды и формирует представление о научной картине мира;
- ценностный аспект содержания призывает раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека;
- нормативный аспект эффективно формирует основы экологической культуры: поведение каждого среди людей и в природе, внимание к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- аспект практической деятельности играет важную роль,
- Планируемые результаты:
Ученик научится:
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
- проводить несложные наблюдения;
- использовать естественно - научные и художественные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;
- использовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- вести диалог, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного или увиденного произведения искусства;
- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры искусства, изображающие природу.
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- работать в группе, создавая инсценировки, плакаты, проекты.
План работы кружка
№ п/п | Сроки | Тема | Форма проведения | Содержание занятия | Цели и задачи |
2 класс | |||||
1 | Поможем природе. | Беседа . | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Добрые дела», «Поможем природе»; беседа о красоте родного края, о необходимости помощи природе. Просмотр и обсуждение презентации «Северная Осетия». | Воспитывать интерес к познанию родного края, любовь к природе, развивать экологическую культуру. | |
2 | Охраняйте природу! | Беседа, проектная деятельность. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Охраняйте природу!», «Любите природу!»; беседа об охране природы, как личном деле каждого человека; проект «Мечта». | Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение. | |
3 | Цей. | Беседа, проектная деятельность. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Прогулка в горы», «Прекрасный отдых»; беседа о жемчужине Кавказа - Цее, о горе Монах; знакомство с картиной Виктора Цаллагова «Гора Монах. Цей»: слушание произведения Эдварда Грига « Утро»; проект «Костёр». | Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
4 | Осенняя пора. | Экскурсия в школьный двор. Беседа. | Экскурсия в школьный двор. Слушание произведений С.Н. Каргиновой «Дикая яблоня», «Четыре тополя». | Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
5 | Кладовая леса. | Экскурсия в школьный двор. Беседа. | Экскурсия в школьный двор. Слушание произведений С.Н. Каргиновой «Рябина», «Добрые руки», игры на воздухе. | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. | |
6 | Животные родного края. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Белка и бельчонок», «Волки»; беседа о животных, встречающихся в горной местности и животных леса. | Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение. | |
7 | Животные родного края. | Беседа, конкурс рисунка. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Крик лягушки», «Совы-охотники», «паук-крестовик»; конкурс рисунка «Животные родного края» | Воспитывать интерес к познанию родного края, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение. | |
8 | Животные родного края. | Экскурсия. | Экскурсия в зоопарк. | Изучить правила безопасного поведения в зоопарке, учить наблюдать за поведением животных. | |
9 | Животные родного края. | Беседа, проектная деятельность. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Для чего белкам хвост?»; беседа о жизни белок; проект «Что любят белки?» | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
10 | Волшебница-зима. | Экскурсия. | Экскурсия в школьный двор. Игры на воздухе. | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. | |
11 | Охотничьи тропы. | Беседа, конкурс плакатов. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Рассказы удачливого охотника», «Забыл на охоте»; беседа по содержанию произведений; конкурс плакатов «Человек, остановись!» | Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе. | |
12 | Животные родного края. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Раненый заяц», «Слово о зайцах»; Обсуждение прочитанного, слушание подготовленных сообщений о жизни зайцев (по желанию детей); просмотр презентации «Зайцы». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, учить работать с источниками информации; развивать творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
13 | Лесная аптека. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Лечебная трава», «Больная серна», слушание сообщений о лекарственных травах» (п желанию детей), просмотр презентации « Лесная аптека». | Учить по внешнему виду узнавать лекарственные растения, знать их назначение, учить работать с источниками информации. | |
14 | «Не будите спящую собаку» | Беседа, конкурс рисунка. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Преданная собака»; слушание сообщений о породах собак (по желанию детей); беседа о правилах поведения с чужими собаками; конкурс рисунка «Я и моя собака». | Учить жить с домашними питомцами в мире и согласии, понимать «язык» собак, правильно ухаживать за собакой, составить правила поведения с чужой собакой, учить работать с источниками информации.. | |
15 | «Грязная свинья». | Беседа. Инсцениро -вание. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Жадный поросёнок», «Грязная свинья»; беседа по прочитанному; инсценировка сказки «Три поросёнка» | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
16 | «Рыжий плут» | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Рыжий плут»; обсуждение прочитанного; слушание сообщений о повадках лисы (по желанию детей); просмотр презентации «Рыжая плутовка». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
3 класс | |||||
1 | Братья наши меньшие. | Беседа, иллюстриро-вание. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Братья наши меньшие»; обсуждение прочитанного; иллюстрирование произведения. | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
2 | Животные – синоптики. | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Светлячки – синоптики»; слушание подготовленных сообщений о животных – синоптиках (по желанию детей); обсуждение услышанного и прочитанного. | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
3 | Дружба между животными. | Беседа, иллюстриро-вание. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Вот так дружба!»; обсуждение прочитанного; иллюстрирование произведения. | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
4 | О лягушках. | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Лягушка в гостях»; обсуждение прочитанного; слушание подготовленных сообщений о жизни лягушек в разное время года (по желанию детей); просмотр презентации «Лягушки». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
5 | Золотая осень. | Экскурсия. | Экскурсия в школьный двор. Игры на воздухе. | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. | |
6 | Животные тоже плачут. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Безмолвные слёзы лошади»,«Больной голубь»; обсуждение прочитанного; проект «Голуби». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
7 | Насекомые – вредители. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Нашествие насекомых», «Вредители огорода»; слушание сообщений о насекомых – вредителях (по желанию детей). | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
8 | Птицы – наши друзья. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Водяной воробей», «Дятел умеет считать», «Ласточки»; обсуждение прочитанного; просмотр презентации «Птицы – наши друзья». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
9 | Домашние питомцы. | Беседа, групповая работа | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Нахальный кролик», «Ленивая кошка»; групповая работа «Правила содержания домашнего питомца по выбору группы). | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
10 | Домашние питомцы. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Любимец детей»; обсуждение прочитанного; проект «Цветы для Боя». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
11 | Медведь – дикий зверь! | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Медведь не шутил»; слушание сообщений о медведе (по желанию детей); просмотр презентации «Дикие животные». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
12 | Домашние питомцы. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Собака и кошка», «Козлик Яшка», «Бродячая кошка»; беседа о животных, живущих в домах у детей. | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
13 | «Весна идёт, весне дорогу…» | Экскурсия. | Экскурсия в весенний парк, чтение наизусть стихов о весне (по желанию детей). | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. | |
14 | Птицы весны. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Ласточкино гнездо»; слушание и обсуждение сообщений о перелётных птицах (по желанию детей); коллективное творчество: проект «Ласточки прилетели» | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
15 | Волчья благодар-ность. | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Волчья благодарность»; слушание сообщений о волках (по желанию детей); просмотр и обсуждение презентации «Волки». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
16 | Скоро лето! | Экскурсия. | Экскурсия в школьный двор. Игры на воздухе. | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. | |
4 класс | |||||
1 | Животные родного края. | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Косуля»; слушание сообщений о животных нашего края; просмотр и обсуждение презентации «Косули». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
2 | Животные – синоптики. | Беседа, групповая работа | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Птичка – синоптик»; обсуждение прочитанного; групповая работа «Какие бывают осадки». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
3 | Домашние питомцы. | Беседа, иллюстриро-вание. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Джульбарс», «Мусяшка», «Строптивая Зося»; обсуждение прочитанного; иллюстрирование понравившегося произведения. | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
4 | Животные родного края. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Змея меняет кожу», «Мышка просила помощи»; работа с иллюстрациями в книге. | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
5 | Домашние питомцы. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Курочка Ряба», «Счастливое семейство», «Красавец Шнурок»; коллективное творчество: проект «Кошки на окошке». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить жить с домашними питомцами в мире и согласии; развивать экологическую культуру, творческие способности, мышление, воображение, речь. | |
6 | Храбрый заяц. | Беседа. | Чтение произведений С.Н. Каргиновой «Вот так зайцы!», «Храбрый заяц», «Зайца тоже бояться»; слушание сообщений о зайцах (по желанию детей); просмотр и обсуждение презентации «Зайцы» | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, | |
7 | Деревья родного края. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Берёзы»; слушание сообщений о берёзе (по желанию детей); коллективное творчество: проект «Берёзовая роща». | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности. | |
8 | Кто такие браконьеры? | Беседа, групповая работа | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Марта»; обсуждение прочитанного; групповая работа: создание плаката «Нет браконьерству». | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности. | |
9 | Дзега – геолог. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Дзега – геолог»; обсуждение прочитанного; коллективная работа: проект «Горный край». | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности. | |
10 | Пауки – особенные животные. | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «паук»; слушание сообщений о жизни пауков (по желанию детей); просмотр и обсуждение презентации «Пауки». | Воспитывать интерес к изучению различных животных, учить работать с источниками информации, развивать экологическую культуру, творческие способности, | |
11 | Деревья родного края. | Беседа, проектная деятельность | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Красота на горной скале»; обсуждение прочитанного; коллективная деятельность: проект «Деревья родного края». | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира, воображение, мышление, творческие способности. | |
12 | Ранняя весна. | Экскурсия. | Экскурсия в весенний парк, чтение наизусть стихов о весне (по желанию детей), игры на воздухе. | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. | |
13 | Тайны дремучего леса. | Беседа. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «С пониманием к лесу»; слушание записи «Звуки леса; просмотр и обсуждение презентации «Лес». | Воспитывать уважительное отношение к природе и бережное отношение к ней, развивать умение видеть красоту окружающего мира. | |
14 | «Сохраним Землю потомкам!» | Беседа, конкурс плакатов. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Сохраним Землю потомкам!»; конкурс плакатов «Сохраним Землю потомкам!». | Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе. | |
15 | «Моя малая Родина». | Беседа, конкурс рисунка. | Чтение произведения С.Н. Каргиновой «Моя малая Родина»; обсуждение прочитанного; конкурс рисунков «Моя Осетия». | Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе. | |
16 | «Моя малая Родина». | Экскурсия. | Экскурсия в лес, игры на свежем воздухе, экологический десант. | Воспитывать интерес к познанию родного края, воспитывать ответственность за результаты своих поступков и отрицательные последствия деятельности людей в природе. |
Используемая литература и интернет-ресурсы:
С.Каргинова «Мы – дети природы». Издательско–полиграфическое предприятие им. В.Гассиева. Владикавказ 2007.
Л.И. Рудченко «Окружающий мир. 1-4 классы. Нестандартные уроки». Волгоград «Учитель» 2008.
«Планируемые результаты начального общего образования». Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. Москва «Просвещение» 2009.
http://content.mail.ru/arch/13591/4316359.html
http://www.mindmachine.ru/viewtopic.php?p=10482
http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_59.html
http://www.nearyou.ru/vasilev/0vasilev.html
www.zaeco.ru
http://elena-tchuvilkina.ya.ru/#y5__id51
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка "Природа и мы" 2 класс
Программа кружка "Природа и мы" предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 68 занятий (2 часа в неделю). Преподавание кружка "Природа и мы" основано на получении учащимися зн...
рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ
пояснительная запискатематическое планирование...
Экологическая конкурсно-игровая программа "Будь природе другом!"
Игровая программа по экологическому воспитанию для начальных классов...
Рабочая программа "Друзья природы"
Рабочая программа кружка "Друзья природы". Общеинтеллектуальное направление....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет
Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...
Рабочая программа "Мир природы и человека"
Рпбочая программа...
КТП к программе "Изучаем природу родного края"
КТП к программе "Изучаем природу родного края"...