Внеурочная деятельность "Студия творчества" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов № 3»
Пояснительная записка
Нормативно - правовой базой разработки программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 6 декабря 2009 года № 373
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;
- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год.
На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
С каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни нравственностью.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Актуальность программы. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Поэтому целью программы кружка “В гостях у сказки” стало нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Предлагаемый курс внеурочной деятельности «Студия творчества» включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство.
Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, дидактическая и ролевая игра, инсценировка, неоднократный просмотр видеофрагментов с последующим озвучиванием.
Цель программы:
- подробное изучение литературного жанра – сказки;
- развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления), развитие речи посредством изучения сказок;
- формирование личностных качеств, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере сказок.
Задачи программы:
- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие прикладных умений и навыков;
- развитие мелкой моторики;
- развитие устной речи, навыков общения;
- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- деятельностный подход;
-личностно-ориентированный подход.
Структура занятий:
1. Беседа, рассказ учителя.
2.Слушание, просмотр.
3.Различные виды чтения.
4.Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
5. Устный журнал, театрализация.
6. Лепка из пластилина, соленого теста, глины.
7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
8. Конкурсы, викторины.
9. Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
Программа составлена для 7-8-летних детей сроком на 1 учебный год из расчета 2 часа в неделю.
Межпредметные связи на занятиях:
- с уроками литературного чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;
- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками технологии: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | - Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии; - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, - развитие критического и творческого мышления. | - Организация на занятии парно-групповой работы. |
Регулятивные | - Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | - В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Познавательные | - Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; - основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | - Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. |
Коммуникативные | - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | - Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. |
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся будут знать:
- популярные русские народные сказки;
- сказки отечественных авторов;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- правила работы с красками, пластилином, ножницами.
К концу обучения обучающиеся будут уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;
- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;
- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.
Содержание программы внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Студия творчества» включает в себя два раздела: «Русская народная сказка», «Сказки русских писателей».
Раздел: «Русская народная сказка»
Русская народная сказка «Колобок». (Слушание, рассказывание сказки, словесное рисование героев сказки, лепка колобка.)
Русская народная сказка «Теремок». Слушание, рассказывание, инсценировка.
Русская народная сказка «Репка». Слушание, инсценировка, рисование с помощью трафарета.
Русская народная сказка «Волк и лиса». Презентация, слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками.
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Слушание, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.
Русская народная сказка «По щучьему веленью». Просмотр мультфильма, чтение, иллюстрирование.
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Чтение, инсценировка, иллюстрирование.
Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица». Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, пересказ.
Русская народная сказка «Снегурочка». Слушание, рассказывание сказки, словесное рисование героев сказки.
Русская народная сказка «Три медведя». Слушание, рассказывание сказки, ролевая игра.
Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Слушание, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.
Русская народная сказка «Маша и медведь». Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.
Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки.
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.
Русская народная сказка «Финист Ясный Сокол». Слушание, рассказывание сказки, подбор иллюстраций.
Русская народная сказка «Каша из топора». Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью.
Русская народная сказка «Летучий корабль». Слушание, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.
Русская народная сказка «Кот и лиса». Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные.
Русская народная сказка «У страха глаза велики». Слушание, рассказывание сказки, ролевая игра.
Русская народная сказка «Лягушка-царевна». Рассказывание, чтение, аппликация.
Русская народная сказка «Чудесная рубашка». Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки.
Русская народная сказка «Морозко». Слушание, чтение, ролевая игра.
Русская народная сказка «Медведь – липовая нога». Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки.
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Слушание, чтение, краткий пересказ, рисование с натуры лица восковыми мелками.
Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок». Слушание, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.
Русская народная сказка «Хаврошечка». Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне.
Интерактивная игра «В мире сказок». Проект «В гостях у русской народной сказки». Проведение викторины и выставка поделок сказочных персонажей (по выбору детей).
Раздел «Сказки русских писателей».
А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Просмотр мультфильма, выборочный пересказ, заучивание отрывков из текста.
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Просмотр мультфильма, выборочный пересказ, подбор иллюстраций к сказке.
А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Просмотр мультфильма, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.
С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Слушание, чтение, иллюстрирование.
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.
В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Слушание, выборочный пересказ, создание книжки-малышки.
Л. Н. Толстой. «Липунюшка». Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина.
Л. Н. Толстой. «Царь и рубашка». Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина.
Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки». «Сказка про храброго Зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Рассказывание, чтение, лепка, инсценировка отрывков сказки.
Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Серая Шейка» Слушание, выборочный пересказ, подбор иллюстраций к сказке.
Сказки К. И. Чуковского. «Муха-цокотуха». «Мойдодыр». Просмотр мультфильмов, слушание, выборочный пересказ, заучивание отрывков из текста.
П. П. Бажов. «Серебряное копытце». Слушание, выборочный пересказ, создание книжки-малышки.
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Просмотр мультфильма, рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.
А. П. Гайдар. «Сказка о Мальчише - Кибальчише и его твердом слове». Слушание, чтение, иллюстрирование.
В. В. Бианки. «Как Муравьишка домой спешил». Слушание, выборочный пересказ, создание книжки-малышки.
В. В. Бианки. «Чей нос лучше?» Слушание, выборочный пересказ, подбор иллюстраций.
Л. Пантелеев. «Две лягушки». Слушание, выборочный пересказ, инсценировка.
Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки». Проведение викторины и спектакля (по выбору детей).
№ п/п | Дата | Тема занятий | |
план | факт | ||
Русская народная сказка | |||
1-2 | Русская народная сказка «Колобок» | ||
3-4 | Русская народная сказка «Теремок» | ||
5-6 | Русская народная сказка «Репка» | ||
7-8 | Русская народная сказка «Волк и лиса» | ||
9-10 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» | ||
11 | Русская народная сказка «По щучьему веленью» | ||
12 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | ||
13 | Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица» | ||
14 | Русская народная сказка «Снегурочка» | ||
15 | Русская народная сказка «Три медведя» | ||
16 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | ||
17 | Русская народная сказка «Маша и медведь» | ||
18 | Русская народная сказка «Мальчик с пальчик» | ||
19 | Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | ||
20 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | ||
21 | Русская народная сказка «Финист Ясный Сокол» | ||
22 | Русская народная сказка «Каша из топора» | ||
23 | Русская народная сказка «Летучий корабль» | ||
24 | Русская народная сказка «Кот и лиса» | ||
25 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | ||
26 | Русская народная сказка «Лягушка-царевна» | ||
27 | Русская народная сказка «Чудесная рубашка» | ||
28 | Русская народная сказка «Морозко» | ||
29 | Русская народная сказка «Медведь – липовая нога» | ||
30 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | ||
31 | Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» | ||
32 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | ||
33 | Интерактивная игра «В мире сказок». Проект «В гостях у русской народной сказки». | ||
Сказки русских писателей | |||
34-35 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | ||
36- 37 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||
38-39 | А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» | ||
40-41 | С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» | ||
42-43 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» | ||
44-45 | В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | ||
46-47 | Л. Н. Толстой. «Липунюшка» | ||
48-49 | Л. Н. Толстой. «Царь и рубашка» | ||
50-51 | Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки». «Сказка про храброго Зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | ||
52-53 | Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Серая Шейка» | ||
54-56 | Сказки К. И. Чуковского. «Муха-цокотуха». «Мойдодыр» | ||
57-58 | П. П. Бажов. «Серебряное копытце» | ||
59-60 | С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» | ||
61 | А. П. Гайдар. «Сказка о Мальчиш е- Кибальчише и его твердом слове» | ||
62 | В. В. Бианки. «Как Муравьишка домой спешил» | ||
63 | В. В. Бианки. «Чей нос лучше?» | ||
64 | Л. Пантелеев. «Две лягушки» | ||
65-66 | Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
методические и печатные пособия:
для учителя и обучающихся:
классная библиотека.
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) ИНСТРУМЕНТЫ и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
1. Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
2.Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
3.Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
4.Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
5.Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Телевизор.
Видеоплеер.
Аудио проигрыватель.
Персональный компьютер.
Диапроектор.
Мультимедийный проектор.
Экранно – звуковые пособия
Видеофильмы. Слайды.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры. Наборы ролевых игр, игрушек.
Оборудование класса
Ученические столы (двухместные) с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"
Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...
внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "
Научно позновательное направление "Мой родной край"...
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс
Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...