Нравственно- патриотическое воспитание на уроках и в неурочное время
план-конспект на тему
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Быть русским, любить Россию
– это духовное состояние.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Большинство детей не знают, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи- орудия труда, хозяйственную утварь, народные костюмы. Очень поверхностные знания и о художественных достоинствах произведения народных умельцев из Хохломы, Городца, Дымки и других центров народного искусства, прославивших Россию на весь мир. Как жили русские люди? Какие обычаи соблюдали?
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Поэтому одной из задач нашей школы, ее приоритетным направлением является гражданско-правовое патриотическое воспитание, призванное формировать в детях чувство любви к Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости и уважения к историко-культурному наследию своего народа. В этом большую роль играет музей нашей школы, в котором собран материал об истории и культуре односельчан – все это и многое другое становится предметом познания наших детей, источником их социального и духовного развития.
Одним из самых важных проявлений культуры человека является чувство любви к родному краю. Родина есть только у того, кто ее любит. Нельзя человека насильно заставить любить. Это право его свободного выбора. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество.
Свою любовь к Родине, природе прекрасно раскрыли многие выдающиеся деятели русской культуры: например, поэты – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, писатели – Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, композиторы – М.И. Глинки, П.И. Чайковский, художники – И.И. Шишкин, И.И. Левитан и другие.
И передо мной стал вопрос, чего же начать работу с детьми? Как прививать любовь к Родине? Как помочь ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве? Я, посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, полхово – майданские дощечки, хлебницы, берестяные корзинки, тканные полотна. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения и становятся украшением как сельского, так и городского жилья. В том и выражается потребность людей в красоте.
В наше современное время у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством - подержать в руках подлинные изделия – филимоновские и дымковские игрушки, предметы гжельской керамики, городецкой и хохломской росписи, и т.д.
Поэтому я перед собой поставила цель приобщение детей к культуре русского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, воспитание нравственно патриотических чувств, работы с кистью.
В своей работе я использую различные современные педагогические технологии: проектную, исследовательскую деятельность учащихся, как в урочное и внеурочное время.
Работая с детьми обратила внимание, что детям очень нравятся игрушки и предметы декоративно- прикладного искусства, что у детей появляется желание быть и стать мастерами того или иного вида декоративно- прикладного искусства, что детям не только нравится результат рисования или лепки изделия народного искусства, но и сам процесс изготовления.
Для выявления уровня изобразительно- выразительных умений у учащихся провела тест. Результаты теста «Что ты знаешь о народном декоративно-прикладном искусстве?» показали: средний и низкий уровень развития в изображении предметов декоративно - прикладного искусства.
Дети испытывали затруднения в назывании народной игрушки, в различении 2- 3 видов народных игрушек, промысла, в прорисовке элементов на силуэте из бумаги.(Приложение № 1)
Для того чтобы выяснить отношение родителей к народному декоративно- прикладному искусству, к изготовлению и расписыванию поделок своими руками, я провела среди родителей анкетирование на тему: «Декоративно- прикладное искусство в домашних условиях» (Приложение № 2).
Результаты анкетирования родителей показали:
- 50% родителей не занимаются творческим развитием ребёнка;
- 10% родители сами не владеют изобразительными знаниями и навыками;
- 40% родителей уделяют внимание своим детям и проявляют интерес.
Проанализировав результаты анкетирования, я увидела необходимость в поведении консультации на тему: «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись» «Хохломская роспись», «Гжель» и др. После чего, я дала рекомендации для родителей, какие совместные творческие работы можно выполнять с детьми дома в свободное время, с этой целью я оформила выставку «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Гжель» (Приложение № 3)
Поэтому отметив значимость и необходимость данной проблемы, я поставила перед собой задачу: приобщить детей к истокам русской национальной культуры. Прошла курсы по повышению квалификации "Изобразительное искусство»
Мне самой очень нравятся изделия из народного творчества – это доски, хлебницы, сахарницы, деревянные ложки, половники, солянка, чайные сервизы под Гжель, сувенир Русская матрешка. Даже оформила уголок стариной утвари. Когда ребята заходят ко мне в гости, им очень интересно полюбоваться предметами, которые в наше современное время не увидишь. Это лапти, булава, старинные часы с кукушкой, вышитые полотенце, картины. Я рада, что могу принять в этом участие, подарить себе и детям праздник общения с народным творчеством.
В процессе своей работы, я провожу беседы с детьми об изобразительном искусстве. Например: «О живописи», «Художники и его картины». Я знакомлю детей с такими художниками как Иван Шишкин, Иссаак Левитан, Алексей Саврасов, Иван Айвазовский, Виктор Васнецов. Читая детям стихи русских поэтов, приучаю их слушать и воспринимать высокую поэзию. Поэтические тексты помогают ярче воспринимать и глубже осознавать картины природы. Мы рисуем с детьми по стихотворениям С.Есенина, А.С.Пушкина, рассказываем о красоте русской природы. Слушаем классическую музыку, рассматриваем репродукции картин русских художников.
В начальной школе дети знакомятся с русской народной сказкой, сказками русских писателей. Детям вполне доступен такой вид устного народного творчества, как былина. Они раскрывают твёрдую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Былины посвящались древнерусским богатырям Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу
Дети охотно слушают былины, проявляют интерес к событиям, людям, о которых они повествуют. Поэтому мы охотно используем этот вид литературного жанра в тематике рисования. Особенно хорошо подходят такие былины, как «Болезнь и исцеление Ильи», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Работа над картиной по былине – дело интересное, но трудоёмкое. На неё уходит 3-4 занятия. На 1-2-м занятии дети слушают былину и определяют эпизод для рисования, делают графический набросок. На 3-м занятиях создают живописную композицию, декоративную отделку деталей костюма, архитектурных сооружений. Интересно, что картины о богатырях вызывают интерес не только у мальчиков, но и у девочек.
В процессе образовательной деятельности я не забываю познакомить ребят с народной игрушкой-матрёшкой. (Приложение 5)
В непосредственно образовательной деятельности используются игровые приёмы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно – дидактические игры.( Приложение 6) Провожу физкультминутки по теме урока. (Приложение 7). В конце работы используется приём обыгрывания выполненного. Итог урока построен так, чтобы вызвать у детей желание рассказывать о своей работе или работе товарища, обосновывать свой выбор, « Мы - ребята мастеровые, у нас игрушки расписные » и т. д.
Чтобы поддерживать в детях интерес к разделу «Декоративно- прикладное искусство», считаю, что необходимо изучать его в ракурсе проектной деятельности.
При защите проектов дети учатся слушать и понимать друг друга. Проектная форма работы позволяет учащимся использовать приобретённые знания о декоративно-прикладном искусстве на практике, что облегчает ученикам процесс изготовления картин.
На урок изобразительного искусства дети подготовили проект: «Мастера жостовских узоров». «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка» , «Гжельская роспись тарелка», «Музеи народного творчества».
На уроках литературного чтения в 3 классе, ребята подготовили сообщение, презентации о произведение прикладного искусства, как хохломская, гжельская, дымковская и богородская игрушка.
Результатом моей работы является то, что мои ребята с удовольствием занимаются на уроках по изобразительной деятельности. Они стали эмоционально отзывчивы, дружны, доброжелательны, проявляют чувство товарищества, взаимовыручки по отношению друг к другу. Могут в свободное время выбирать материалы и самостоятельно выполнять поделку, доводить начатое дело до конца, до получения желаемого результата.
Данные проведённой диагностики показывают, что уровень развития изобразительных умений у детей повысился (Приложение № 7). Этому способствовала систематическая работа, сотрудничество с родителями и доброжелательное отношение к детям. В процессе организации работы по развитию изобразительно- выразительных умений у учащихся были решены следующие проблемы:
- обогатились знания детей о ДПИ;
- дети научились украшать предметы орнаментом и узорами растительного и геометрического характера, украшать плоские и объемные формы, предметные изображения (Петух, Барышня, тарелка, стаканчик),используя характерные для него элементы, создавая гармоничную композицию.
- ребята с удовольствием принимают участие на общешкольных концертах, с русскими народными танцами: «Самовар», «Калинка», «Платочки». В апреле месяце мы провели общешкольное мероприятие «Венок дружбы», посвященный 80- летию Саратовской области. Обучающиеся и родители каждого класса предоставили традиции и обычаи народов Саратовской области.
- стали принимать участие в конкурсах по изобразительному искусству не только на школьном и на муниципальном уровне, но даже и на региональном уровне, где есть призеры и победители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственно -патриотическому воспитанию младших школьников.
Программа по нравственно- патриотическому воспитанию младших школьников. Проблема нравственно - патриотического воспитания волнует и учителей ,и родителей . В своей программе я попыталась затронуть вс...
Нравственно-патриотическое воспитание
Данная презентация рассказывает о нравственно-патриотическом воспитании учащихся с 1 по 4 класс.Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению, грамотному, калл...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Музейный урок- как одно из средств нравственно-патриотического воспитания.
В статье обозначены цели и задачи музейных уроков , предоставлена примерная тематика музейных уроков по классам и разделам....
Технология нравственного воспитания на уроках и во внеурочное время при работе с детьми с ОВЗ
Даны рекомендации по работе с детьми с ОВЗ на уроках и во внеурочное время...