Из опыта работы по духовно-нравственному направленрию в работе с семьей.
учебно-методический материал по теме

Левина Наталья Сергеевна

«Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь».

 

Вопросы духовно-нравственного воспитания, формирования гражданской идентичности школьников приобрели статус важнейшего национального приоритета, стали предметом особого внимания и заботы руководства страны.

 Человека высокой духовно-нравственной культуры можно воспитать только в лоне культуры своего народа, опираясь на традиционные ценности, святыни, многовековую историю и литературу, на язык -  важнейшее средство воспитания и образования личности.

Актуальность:  Сегодня утрачены те нравственные ценности, которые способствуют стабильности личности и сохранению ценности семьи. Духовно-нравственные основы человека – это,  прежде всего, его совесть, душа, религиозные чувства, чувство любви к Родине.

Проблема: Недостаточное внимание к информированию родителей и привлечение их к духовно-нравственному  воспитанию учащихся в семье ведет к утрате нравственных ценностей, потере нравственных устоев семьи, деградации общества.

При планировании воспитательной работы с классом на год я продумываю мероприятия разных направлений, включая и духовно-нравственное воспитание.  Придерживаясь мнения психологов, что ребенок 7-10 лет берет пример, прежде всего, с родителей, я считаю, что воспитание, прежде всего, рождается в семье. Цель моей работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию: содействовать формированию и развитию духовно-нравственной личности младшего школьника  через просветительскую работу  с родителями.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  1. Дать понятие духовно-нравственной личности, духовно-нравственного воспитания.
  2. Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.
  3. Осмыслить собственные воспитательные позиции родителям и педагогам.
  4. Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.

Мне бы хотелось поделиться опытом работы по данному направлению.

Вся работа ведется по четырем направлениям:

  • Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
  • Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
  • Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты).
  • Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка класса и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

В школе проводились: (совместно с родителями)

  • фотовыставки «Будем знакомы – наша семья» с рассказом о семье, «Играем дома» с рассказом о развивающих играх дома, «активный отдых у нас в семье», «Вот мой дом родной» и другие.
  • Дни добрых дел: Изготовление кормушек для птиц; Изготовление подарков своими руками ветеранам ВОВ и труженикам тыла; Поход в детский дом с подарками, сделанными собственными руками, на Пасхальной неделе и другие.
  • Составление писем доброты «Я однажды видела…»
  • Выставка любимых семейных книг «Делимся вечным».
  • Праздник «Рождество Христово». Проводился на базе ДК, куда приглашались не только дети, но и родители. В ходе праздника были проведены игры, викторины, связанные с историей праздника.

Слайд 1.

Кроме того праздник «Рождества Христова» мы проводили на базе другой школы. Дети нашей школы рассказали о истории праздника, выступили со стихотворениями о Рождестве. Был приглашен театр «Пилигрим». Учителя и родители выступили с концертом. Совместно с родителями были организованы игры, хороводы возле елки.

Последнее время праздник «Рождества» проводится при храме. В его организации и проведении оказывают помощь не только учителя, но и родители. Слайд 2 – 5.

  • Праздник «Масленица», в ходе которого дети не только показывают выступление родителям, совместно участвуют в спортивно – развлекательной программе, но и проходит конкурс на лучшее оформление блинов. Слайд 6-7.
  • При проведении праздника «Пасхи», также оказывают помощь родители. Изготовляют пасхальные поделки на районный конкурс.

Слайд 8.

  • Организуются поездки, в которых родители вместе с детьми принимают активное участие. Это поездки и по святым местам, и культурно – историческим. Был создан фото коллаж. Слайд 9.
  • В школе созданы два музея. Один музей в кабинете истории и обществознания, а другой – в кабинете технологии. Когда проходит акция «Школьный музей», ребята дарят  семейные реликвии, пополняя фонд музея новыми экспонатами.
  • В школе организована «Группа поиска» (дети среднего звена),которые под руководством учителя и с помощью родителей собирают сведения о ветеранах ВОВ и участниках Афганской войны. Школьники совместно с родителями и учителями приводят в порядок территорию около памятников и воинских захоронений, участвуют в митингах, Вахтах Памяти. Слайд 10.
  • В конце каждого учебного года организуются походы с ночевкой. Детям и родителям очень нравится жить в палатках, петь песни у костра.
  • Каждый год в мае в с. Рожново проходит православный фестиваль, посвященный знаменательной дате. Так в 2015 г. фестиваль был посвящен 70 – летию ВОВ.  При подготовке и проведении данных фестивалей оказывают огромную помощь родители.  Готовят костюмы,  помогают в организации питания, оказывают помощь в проведении конкурсов и выставок. Слайд 10 -13.

Ну и хотелось бы предложить мероприятия, которые можно проводить с родителями конкретно по православным праздникам.

  • Можно  привлечь родителей к созданию выставки «В храме Божьем», где разместить  фотографии с посещением церкви. И провести  беседу с родителями и детьми,  с каким событием  связаны эти изображения.
  • Можно проводить выставки с помощью родителей такие как: «Православные праздники в нашей семье», где так же дети совместно с родителями  рассказывают  о самых интересных традициях, которые проводятся на их семейном православном празднике. Следует заметить, что перед началом работы с этой темой должно быть проведено  анкетирование среди родителей и выбран  тот докладчик, у которого православная традиция наиболее полноценна в своём содержании и полезна для воспитания гуманных отношений у детей данного возраста. Здесь же можно  провести  с детьми народные игры.

«Кулинарные рецепты во время поста».  Для такого мероприятия такую форму работы с родителями как чаепитие перед масленицей, где и дети и родители смогли бы пообщаться и провести свой досуг.

Такие выставки как изготовление цветов для Красного уголка «Русской избы», «Красный угол в нашем доме», «Пасхальные писанки», «Рождественская ёлка». Здесь можно привлечь как мам так и бабушек.

«Рецепты к Великому посту». Можно провести мероприятие например  27 сентября на Воздвижение.

«Поделки из овощей и фруктов». Можно провести выставку  14 октября, на Покров.

  • 7 апреля в Благовещение можно предложить родителям и детям  проект «Птицы», где родители должны  помогать  создавать птиц на занятиях по аппликации «Птички на ветке», и говорить  о старинной традиции: выпускании птиц на волю из клеток.
  • На праздник  Троицы можно предложить смастерить цветы и создать букеты вместе с детьми дома. И свои работы представить в виде фотовыставки.

В заключении хотелось бы отметить

 Что  прежде всего  велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их  с особенностями традиционной народной культуры.

 Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. 

Важно, чтобы родители понимали, что ребенок должен  научиться  любить Родину, свой город, научиться охранять природу, добросовестно трудиться, узнал цену честности и доброты, вежливости, научился помогать другому и не оставлял товарища в беде. Ребенок – зеркало родителей. От того как ведем себя мы, взрослые, зависит поведение наших детей.

 Очень важно воспитывать в себе и в своих детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни и  стремление сделать нашу землю еще лучше. Главное, что все эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы учимся для жизни. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию.

Данная статья содержит материал, в котором представлены основные виды и формы деятельности учителя и учащихся по духовно-нравственному воспитанию во втором классе, реализуя новые стандарты....

Работа по духовно нравственному развитию учащихся. Из опыта работы.

В данной статье рассмотрены приемы работы по духовному, социальному и культурно-эстетическому направлениям....

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования Ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/M9iG/hYHGM8JUD...

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию, осуществляемому в рамках деятельности кружка «Капельки добра»

Ребята учатся уважать традиции своего народа, уважать нравственные нормы христианской морали, проявляют свои творческие способности. У них  формируется понятие о русской традиционной культуре как...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОРК и СЭ

Аннотация:  В статье представлен опыт работы учителя начальной Школы-интерната № 9 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД». Рассматривается сущность духовно-нравственного воспитания младш...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Реализация духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности"

Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы...

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...