Час общения « Человек в обществе»
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Час общения « Человек в обществе»
( для учащихся 4- 8 классов)
Этот материал может послужить подспорьем для классных руководителей и для воспитателей, работающих в летних оздоровительных лагерях.
Час общения для учащихся 6- 8 классов на тему: «Человек в обществе»
Цель: показать на примере книг, что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми, учить терпимому (толерантному) отношению к другим людям.
Оборудование: фильм «Чучело» ( по книге В.К. Железникова «Чучело»). Плакаты: « Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот , кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше.
Ф. Ларошфуко
«Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое.
А. Шопенгауэр
« Терпимость – очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма… Наш первый порыв и даже последующий – это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы.
Ж. Леметр
Учитель. Многие люди всю жизнь помнят книги , прочитанные в детские годы. Некоторые из этих книг даже помогают в трудную минуту. К ним, например, относится знаменитое произведение писателя 18 века Даниэля Дефо
« Робинзон Крузо». В книге прославлен труд и оптимизм человека, вынужденного долгие годы провести на необитаемом острове.
Робинзон выжил.28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество. Человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми.
Чтение отрывка из произведения «Робинзон Крузо»
Встреча с погибшим кораблем.
Где я найду слова, чтобы передать ту страстную тоску, те горячие желания, которые овладели мною, когда я увидел корабль! С моих губ помимо моей воли беспрестанно слетали слова: » Ах, если бы хоть два или три человека…. Нет хотя бы один из них спасся и приплыл ко мне! Тогда у меня был товарищ, был бы живой человек, с которым я мог бы разговаривать». Ни разу за все долгие годы моей отшельнической жизни не испытывал я такой настоятельной потребности в обществе людей и ни разу не почувствовал так больно своего одиночества.
В сибирской тайге долгие годы жила семья Лыковых. Они ушли от людей, не желая жить по сталинским законам. Конечно, положение Лыковых отличалось от положения Робинзона. Тайга - не океан. К тому же они прихватили с собой много полезных вещей, прежде всего, орудия труда и охоты. Они пользовались церковными книгами. С годами все Лыковы умерли. Осталась одна из дочерей - Агафья, которая упорно не хотела возвращаться к людям. Когда ученые обнаружили Лыковых в тайге, выяснилось, что у них произошли серьезные психические изменения.
- Как Вы считаете, почему сознание Лыковых серьезно отличалось от сознания других людей?
- Как Вы думаете, были ли Лыковы счастливы?
Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится и работает. Он ходит в магазин и ездит в транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино, ходит в гости к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается.
Именно эта возможность общаться с другими людьми приносит людям радости и огорчения.
Французский писатель, автор «Маленького принца», Антуан Сент – Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
- Как Вы думаете, почему общение писатель назвал роскошью?
( Ответы учащихся)
Учитель. А.С. Пушкин писал:
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.
Но есть качество, которое выручает в любой ситуации. Это терпимое отношение к другим людям, терпимость. Вспомните фильм «Чучело», снятый по одноименной книге В.К. Железникова «Чучело». Ребята объявили жестокий байкот против Лены Бессольцевой. И так, что эта история чуть не закончилась трагедией.
А теперь внимание на экран. ( Сцена сожжения платья главной героини в фильме «Чучело», просмотр эпизода.)
- Как вы думаете, что чувствовала героиня фильма? Что испытывали одноклассники?
- Можете ли вы их назвать дружным коллективом?
( ответы учащихся)
- Кто знает чем закончилась эта история? Кто помог Лене Бессольцевой?
(Просмотр заключительного эпизода фильма «Чучело».)
Учитель. Я прочту вам сейчас два последних абзаца книги В.К. Железникова «Чучело».
« И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по беспредельной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть не было сил.
Рыжий вдруг встал, подошел к доске и крупными печатными буквами, торчащими в разные стороны, написал: «Чучело, прости нас».
Учитель. Человек зависит от других людей, от общества. Он не может не общаться с людьми. Если человек терпим к другим людям, самочувствие его в обществе будет хорошим.
Итог.
- Что нового для себя вы услышали для себя на сегодняшней нашей встрече?
Литература.
1.Я.В. Соколов « Граждановедение». Учебное пособие для учащихся.Центр « Гражданин»,1997 год ,с.3,с. 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль
Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...
Первый человекв космосе
Потенциал воспитания чувства патриотизма данного классного часа заключается в том, что дети были удивлены огромной работой, которую проделали люди, чтобы создать ракету. Их поразило то, с какой...
Презентация "Общество и твои права в обществе"
Урок окружающего мира в 4 классе по программе автора Вахрушева по учебнику 2 части ( февраль месяц)...
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характер
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой нев...
Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.
Тема: Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.Педагогическая цель: способствовать формированию целостной картины мира и осознание мест...
Сценарий к Дню пожилого человеква
Сценарий к Дню пожилого человеква...
Тренинги для родителей Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»
Тренинги для родителейПсихологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»...