рабочая программа кружка "Краеведение" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Краеведение" 1 класс предназначена для внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kraevedenie.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Семилукская общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол №_____ от « » ___ _2014г.____ | Принята педагогическим советом протокол №_______________________ от« » __2014г.____ | «Утверждаю»_______________ Директор школы С. И. Тычинин приказ №______________________ от « » _______ __2014г._ |
Рабочая программа
кружка «Краеведение»
МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП
на 2014-2015 уч. год
Составитель: учитель начальных классов
Евсеева Светлана Викторовна
Семилуки
2014 г.
Пояснительная записка.
Программа первого класса представляет собой курс «Мой родной дом». Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.
Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Данная программа была разработана на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
- письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 №01-03/06321 «О направлении методические рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
Главная цель курса:
- развитие образного мышления детей;
- формирование универсальных действий - наблюдения, анализа, сравнения, обобщения;
- воспитание в детях стремления к познанию;
- пробуждение у детей интереса и уважения к родному краю.
Задачи программы:
образовательные:
-расширять общий кругозор учащихся;
-углублять знания учащихся об истории родного края, о его достопримечательностях, о людях, прославивших родной край;
развивающие:
-развивать познавательную самостоятельность;
- развивать речь, внимание;
- развивать пространственное воображение;
воспитательные:
-формировать общественную активность, культуру общения и поведения в социуме, любовь к родному краю;
Общая характеристика курса «Краеведение».
Программа «Краеведение» является комплексным и интегративным курсом внеурочной деятельности. Объём содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой.
В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования целостной картины образа малой родины.
Образовательно-воспитательный процесс основан на сотрудничестве и взаимодействии, ориентирован на культурологическую направленность содержания образования.
Программа помогает с юных лет прививать учащимся навыки бережного отношения к истории родного края, позволяет углубить и расширить познавательные интересы детей.
Формы краеведческой работы: беседы, экскурсии, викторины, общественно-полезная деятельность.
Методы работы, используемые при освоении программы:
- объяснительно-иллюстрационный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- продуктивный.
Занятия проходят в форме бесед в школьном музее, заочного путешествия, экскурсии по родному краю, самостоятельной работы учащихся (работа с картой, словарями).
Место курса в учебном плане.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 ч в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО.
Программа первого класса рассчитана на 32 час, это связано с процессом адаптации ребенка к школе, поэтому вводить курс следует в конце первого месяца обучения.
Ожидаемые результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Содержание разделов и тем
1 четверть (7 ч)
Тема 1. Введение. Что изучает краеведение?
Тема 2. Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.
Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.
Тема 3. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.
Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).
Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».
Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.
Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.
Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.
Тема 6. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.
Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).
Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.
Практическая работа. Игры с использованием имен.
2 четверть (7 ч)
Тема 8. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница.
Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.
Тема 9. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.
Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.).
Тема 10. Составление макета «Школа – мой дом» (необходима предварительная подготовка материала).
Тема 11. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.
Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.
Тема 12. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.
Практическая работа. Подготовка к Новому году.
Тема 13. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.
Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование.
Тема 14. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрению учителя).
3 четверть (10 ч)
Тема 15. Мой город (село). Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей.
Практическая работа. Подготовка выставки «Воронеж сегодня».
Тема 16. Заочное путешествие по древнему Воронежу.
Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.
Тема 17. Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.
Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.
Тема 18. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?
Практическая работа. Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек, глины, спичек, пластилина).
Тема 19. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта.
Тема 20. История одежды. История вещей. (по усмотрению учителя). Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края.
Тема 21. Такие разные профессии.
Содержание. Возможны разные виды урока: беседы, встречи, экскурсии.
Тема 22. Профессии в моей семье.
Содержание. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.
Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?»
Тема 23. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.).
IV четверть ( 8 часов)
Тема 24. Наш современный город.
Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.
Практическая работа. Экскурсия на предприятие..
Тема 25.Отечество. Наша Родина-Россия.
Содержание. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.
Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.
Тема 26.О гербе, флаге и гимне.
Государственная символика России. Герб Воронежа.
Практическая работа. Рисование флага России.
Тема 27. Москва – столица нашей Родины.
Содержание. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.
Практическая работа. Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы»
Тема28. Сто народов – одна страна.
Содержание. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.
Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.
Тема 29. Я – надежда Отечества.
Содержание. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.
Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».
Тема 30. Земля – общий дом для всех людей.
Содержание. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.
Практическая работа. Ролевая игра: « Мы из разных стран».
Тема 31. Обобщающий урок «Мой родной дом».
Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?» Методы отслеживания результативности:
- тестирование, анкетирование;
- участие в школьных конкурсах, соревнованиях;
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема | Планируемые результаты УУД | Примеч |
1 | Что изучает краеведение? | Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение. | ||
2 | Мой дом | |||
3 | Мир твоего дома | |||
4 | Жизнь каждого члена семьи | |||
5 | Отношения в семье | |||
6 | Моя родословная | |||
7 | Я и мое имя | |||
8 | Трудовая жизнь в школе | Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | ||
9 | Составление макета «Школа – мой дом» (необходима предварительная подготовка материала) | |||
10 | Составление макета «Школа – мой дом» (необходима предварительная подготовка материала) | |||
11 | Народные праздники и обряды | |||
12 | Народные праздники и обряды | |||
13 | Новый год | |||
14 | Рождественские колядки | |||
15 | Обобщающий урок | |||
16 | Мой город | Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | ||
17 | Заочное путешествие по древнему Воронежу | |||
18 | Моя улица | |||
19 | Крестьянская изба | |||
20 | Экскурсия в краеведческий музей | |||
21 | История одежды. История вещей . | |||
22 | Такие разные профессии | |||
23 | Профессии в моей семье | |||
24 | Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты.) | |||
25 | Экскурсия на предприятие (знакомство с работой типографии.) | |||
26 | Наш современный город | Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | ||
27 | Родная школа | |||
28 | Отечество. Наша Родина-Россия | |||
29 | О гербе, флаге и гимне | |||
30 | Москва – столица нашей Родины | |||
31 | Сто народов – одна страна | |||
32 | Я – надежда Отечества | |||
33 | Земля – общий дом для всех людей | |||
34 | Обобщающий урок «Знатоки родного края» | |||
Л И Т Е Р А Т У Р А
Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. – Кишинев, 1985.
Бацын В. Быт русского крестьянства в XIX веке. – М., 1991.
Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л., 1988.
Буровик К. Лавка, кресло, царский трон. – М., 1986.
Буровик К. Родословная вещей. – М., 1985.
Былеева Л.В. Подвижные игры. – М., 1974.
Волина В. Учимся играя. – М., 1994.
Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998.
Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. – М., 1996.
Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.
Загоровский В.П. История Воронежской области. – Воронеж, 1976.
Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. – Ярославль, 1996.
Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979.
Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.
Кожина О. История одежды. – М., 1998.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М, 1983.
Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 22-25.
Старинные русские пословицы и поговорки / Сост. В.П. Аникин. – М., 1987.
Очерки истории Воронежского края. – Т. 1. – Воронеж, 1961.
Пронштейн А.П. Вопросы теории и методики исторического исследования. – М., 1986.
Рогов А. Как строили на Руси. – М., 1997.
Русский народный костюм. – Л., 1984.
Русские народные загадки, сказки. «Ни окон, ни дверей». – М., 1989.
Успенский Л.В. Ты и твое имя. – Волгоград, 1994.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...