"По тропинкам добра и зла"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Цыбинская средняя общеобразовательная школа»
Воскресенского муниципального района
Московской области
_____________________________________________________________________________
140250, Московская обл., Воскресенский район, д. Цибино, ул. Школьная, д. 27-а,
т. 8 (496) 44-51-247,
e-mail: cibino37@mail.ru сайт: http://vos-cibino.edumsko.ru/
Классный час
«По тропинкам добра и зла»
2 класс
Подготовила и провела: Кладова Г.В.,
классный руководитель 2 «А» класса
2016 год
Цели: Создание условий формирования нравственных ценностей, формирование представление учащихся о добре и зле как этических категориях, осмысление проблемы «Зачем творить добро?».
Планируемые результаты:
1. Формирование важнейших нравственных ценностей: добро, милосердие, сострадание, зло.
2. Приобретение умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
3. Формирование уважительного отношения к окружающим.
Метапредметные:
П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи; сравнивать этические понятия добра и зла.
Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат.
К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать её; согласовывать свои действия с другими людьми. Уважительное восприятие других точек зрения.
Личностные:
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои слова и поступки на основе представлений о добре и зле.
Основные понятия: добро, зло, хорошие поступки, плохие поступки.
Форма проведения: беседа с элементами дискуссии и игровыми ситуациями.
Средства ИКТ: компьютер, проектор, экран.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство): притчи, сказки, мультфильм «Просто так», песня о доброте, картинки, презентация на тему «По тропинкам добра и зла».
План мероприятия
I. Организационный момент.
II. Работа над понятиями «добро», «зло».
III. Игра «Волшебные слова».
IV. Игра «Обнималки».
V. Работа в группах. «Непроходимое болото трудных задач».
VI. «Опушка сказочных героев».
VII. Творческое задание «Дерево Добрых Дел».
VIII. Игровой момент: соберите пословицу.
IX. Просмотр мультфильма «Просто так».
X. Правила доброты.
XI. Выполнение теста.
XII. Рефлексия. Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».
«Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром».
Священное писание
Ход классного часа:
I. Организационный момент
Учитель: Ребята, тема нашего классного часа сегодня… А впрочем, вы сами сможете назвать тему, послушав это стихотворение.
Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником
Александра:
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою! (Слайд)
Учитель: Вы правильно догадались, что наша сегодняшняя встреча будет посвящена теме добра и зла. Доброта – это такое качество человека, которое нельзя рассмотреть, потрогать, но без которого невозможно прожить на белом свете. На занятии мы будем говорить о поступках ваших и других людей, будем учиться дарить людям радость своими поступками, быть внимательными, будем учиться общаться.
За неделю до классного часа вы получили задание при помощи рисунков показать, что такое добро и что такое зло. Посмотрите, какие удивительные работы получились, как по-разному раскрывает эту тему каждый из вас. И действительно, глядя на ваши рисунки, хочется сказать: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека».
Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно рассматривать добрые и недобрые поступки, знать правила вежливости? (Ответы детей)
Прочитаем девиз нашего занятия (на доске):
Чтобы радость людям дарить,
Надо добрым и вежливым быть! (Слайд)
II. Работа над понятиями «добро», «зло».
Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?
(Ответы детей)
Добро – это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. (Дети продолжают перечисление)
Зло – это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье, это причинение вреда и боли людям, животным, растениям. (Слайд)
III. Игра «Волшебные слова».
Учитель: Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными словами». Почему? (Ответы детей)
Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Руки на пояс, пожалуйста.
Наклонитесь вправо.
Наклонитесь влево, пожалуйста.
Поднимите правую руку, пожалуйста.
Поднимите левую руку, пожалуйста.
Помашите руками.
IV. Игра «Обнималки».
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми? (Ответы детей)
Давайте подробнее разберёмся в этом вопросе. Я объясняю правила игры в «Обнималки». Нужно взяться за руки (по 2 человека) с тем, кого уважаешь. Кто остался «лишним», подойдите ко мне. А теперь объединитесь по три человека. Кто остался «лишним»? Рассаживаемся на свои места.
– Поднимите руки, кто остался «лишним»? Вам было приятно? Что вы почувствовали?
– А в нашем классе бывают такие ситуации, когда вы не хотите с кем-то рядом стоять, браться за руки?
– Кому понравилось бы, если с вами не захотели встать рядом?
Вывод. (Слайд)
V. Работа в группах. «Непроходимое болото трудных задач».
Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Сейчас мы будем решать задачи, но не математические, а жизненные. Я думаю, что вы с ними справитесь без труда.
(Каждая команда получает задачу, анализирует и обсуждает ситуацию, данную в задаче, и предлагает своё решение.)
Задание для 1 группы:
«Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть, и снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги. Ребята весело смеются». Выскажите свое отношение по поводу поведения ребят. Что вы можете сказать о таких мальчиках?
Задание для 2 группы:
Игорь пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашние задания. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты: уроками». Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?
Задание для 3 группы:
Слава часто поступает так: попросит мама сходить в магазин – он сходит, но за это ему покупают мороженое; попросят накрыть на стол – он накроет, но за это его сводят в кино. И так рос этот мальчик. Что не попросят, он все сделает. Что вы можете о нем сказать? Выскажите своё мнение.
Вывод
Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (Нет, доброта должна быть в душе)
Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. Вы знаете, я очень счастлива, что наш класс учится дружить. Я давно заметила, что вы умеете сострадать независимо от того, кем является ученик, вы учитесь переживать, если соседу по классу плохо. Вы умеете открыто улыбаться и радоваться, когда товарищ получает хорошую отметку. Постарайтесь забыть про слово «обида». Давайте нарисуем свою обиду, а затем, отпустив ее, разорвем бумагу.
VI. «Опушка сказочных героев». (Слайд)
Учитель: Ребята, а вы любите сказки? Давайте вспомним сказочных героев, которые творили добрые дела, приносили радость окружающим. Послушайте и узнайте сказочного героя.
VII. Творческое задание «Дерево Добрых Дел». (Слайд)
Учитель: Что совершать легче добро или зло? Почему? (Зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется)
– Почему же люди, зная, что добро лучше, все же совершают злые поступки?
– Легко ли быть добрым человеком? Почему? (Необходимо преодолеть себя)
Учитель: Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела. Перед вами Дерево Добрых Дел, которое поможет вспомнить о ваших добрых делах. Расскажите о них. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети)
– Какое дерево мы вырастили? (Выслушиваются мнения ребят)
VIII. Игровой момент: соберите пословицу. (Слайд)
Учитель: Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание: собрать пословицу и попытаться объяснить её значение.
Добро помни, | пожнёшь | |
Что посеешь, то и | а зло забывай | |
За добро | добра не делает никому | |
Худо тому, кто | добром плати |
А какие пословицы о добре знаете вы? (Ответы детей)
IX. Просмотр мультфильма «Просто так».
( https://www.youtube.com/watch?v=m1PH6Ki5Zdo )
Учитель: Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта – пассивная. Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого. Но пройдёт мимо зла. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.
Посмотрим мультфильм и ответим на вопрос: что мы должны получить взамен, совершая добро?
Вывод: совершайте хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
X. Правила доброты. (Слайд)
Учитель: Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
– Помогать людям.
– Защищать слабого.
– Делиться последним с другом.
– Не завидовать.
– Прощать ошибки другим. (Слайд)
Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Не стесняйтесь своей доброты и поделитесь ею со всеми.
XI. Выполнение теста по теме. (Слайд)
XII. Рефлексия. (Слайд)
Звучит песня «Дорогою добра» (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина)
Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».
Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка в свое сердце.
А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. От меня вправо пойдёт «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу.
Учитель: Сегодня вы протоптали тропу доброты, желаю вам, дети, чтобы эта тропа превратилась в широкий путь, которым вы будете идти уверенно, даря всем радость и любовь. И еще, помните, ребята, что рядом с вами есть люди, на которых всегда можно положиться в трудную минуту: Это, прежде всего, ваши родители, друзья, и мы – ваши учителя! Всего Вам доброго, идите по жизни с высоко поднятой головой, и пусть у вас все получится. (Слайд)
Наш классный час окончен. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ " ТРОПИНКА ДОБРА"
Материал содержит описание опыта работы по созданию социального проекта...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...
Программа по воспитательной работе с классным коллективом "Тропинками мечты в мир добра и красоты"
Моя программа воспитательной работы с классным коллективом...
Занятие по внеурочной деятельности «В наш мир народною тропой» «Здоровье наше с доброй кашей»
Это занятие поможет детям понять, что полноценный завтрак очень важе для развития детского организма....
Классный час "Тропой ДОБРА!"
Конспект воспитательного занатия о добре....