Воспитательная программа 2015-2019 год 1-4 класс
рабочая программа на тему
Воспитательная программа "Школа - наш дом" на 2015 -2019 уч год для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitat_programma2015-2019.rar | 124.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВР Директор
МБОУ СОШ №2 г.Льгова
___________Н.В.Самсонова _____________С.Г. Мятечкина
протокол педсовета № ___
от «____»________2015г. от « ____»_________2015г.
приказ № ______________
от «____» _________2015г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Название программы: «Школа - наш дом»
Класс: 1-4 «Б»
Сроки реализации программы: 2015-2019 уч.гг.
Классный руководитель: Гончарова Марина Викторовна
Год составления программы: 2015г.
Содержание
- Пояснительная записка
1.1. Введение (актуальность и принципы)
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Направления реализации программы
1.4. Участники программы
1.5. Сроки реализации программы
1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
- Цели и задачи воспитательной работы с классом
- Содержание программы
- Условия реализации (методическое обеспечение, приложения)
4.1. Тема самообразования. (Приложение 1)
4.2. Список класса. (Приложение 2)
4.3. Социальный паспорт класса. (Приложение 3)
4.4. Анализ воспитательной работы за предыдущий год. (Приложение 4)
4.5. Планирование воспитательной работы. (Приложение 5)
- Планируемый результат реализации программы.
- Мониторинг.
- Список методической литературы.
1. Пояснительная записка
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
В процессе развития самосознания происходит овладение ребенком собственным поведением, уменьшается его зависимость от непосредственно окружающей его действительности. Ребенок переходит от неосознанного миродействия к осознанию своего “Я”, своего внутреннего мира и к формированию устойчивого и сознательного отношения к окружающему и к другим людям. Организация воспитательного процесса в школе предусматривает создание такой воспитательной среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно – культурных и нравственных ценностей.
Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, класса, ребёнка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчётливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения “учитель – ученик”, “взрослый – ребёнок”, “ученик – ученик”. Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
Актуальность программы
Заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня. Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.
Цель:
Побудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития.
Задачи:
- Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- Развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
- Способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
- Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья;
- Приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
- Развивать творческую деятельность через КТД;
- Формировать лидерские качества.
Задачи на 2016-2017 уч.гг.:
- продолжить работу над формированием классного коллектива как воспитательной системы, развитие ученического самоуправления;
- работать над сохранением душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка;
- оказывать помощь ребенку в его интелектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной деятельности;
- помочь каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность;
- организовать работу родительского коммитета, направить на сплочение коллектива обучающихся
Направления реализации программы
Для реализации программы в школе, а значит и в классе определены следующие напрвления внеурочной работы, отвечающей Концепции развития ОУ:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интелектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- социокультурное и медиакультурное воспитание;
- культуротворческое и эстетическое воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- экологическое воспитание;
- работа с органами ученического самоуправления.
Участники программы
Программа разработана для учащихся 1-4 классов..
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года (1-4 класс). Срок реализации программы 2015-2019 уч. гг.
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
В ходе реализации программы запланированы следующие виды занятий: классные часы, беседы (индивидуальные и групповые), презентации по темам, экскурсии в музеи и др. культурно-образовательные места, проектные работы, классные собрания и совместные поездки.
2. Цели и задачи воспитательной работы с классом.
Цель работы с классом:
развитие духовно-нравственных и творческих сил ребенка, создание оптимальных условий для самораскрытия.
Задачи:
- формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
- совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
- поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
- совершенствование системы воспитательной работы в классном коллективе;
- совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Содержание и организационные формы воспитательной работы классного руководителя соответствуют основным принципам концепции воспитательной работы школы, и эти принципы ориентируют воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности.
3. Содержание программы
- Гражданско-патриотическое воспитание
Цель: формирование личности с активной гражданской позицией, сопричастной судьбе Отечества.
Задачи работы:
- углубить знания учащихся о Родине, своём родном крае и месте рождения;
- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России;
- способствовать формированию гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию;
- воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам;
- воспитывать чувство понимания учащимся их личной ответственности за будущее страны.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, классных часов, бесед по данной тематике;
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора;
- Участие в митинге посвященному Дню победы ВОВ, в первомайском митинге;
- Участие в жизни и деятельности детской организации «ЮНИОР».
Формы работы классного руководителя в данном направлении:
- тематические классные часы, беседы, диспуты и открытые внеклассные мероприятия;
- встречи с ветеранами, оказание им физической помощи;
- проведение конкурсов, викторин по данной тематике;
- оформление стендов в классе («Чтобы помнили!», «Маленькие герои большой войны», «Солдатский треугольник», «Государственный символы РФ», «Всё о георгиевской ленте», «Мы - юниоры» и др.);
- проведение месячника славы.
2. Духовно-нравственное воспитание.
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы:
- Формировать у учащихся чувство толерантности;
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Развитие у учащихся желания поступать согласно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- Знакомство учащихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества;
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- Воспитание трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей;
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Формы работы с классным коллективом в данном направлении:
- Тематические классные часы по нравственной тематике;
- Дискуссии по нравственной тематике;
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
- Изучение нравственного наследия своей страны;
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
Цель: создание позитивного отношения к труду, формирование и закрепление навыков трудовой деятельности; привитие навыков самообслуживания.
Задачи программы:
- Формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;
- Формирование основ умственного и физического труда;
- Включение обучающихся с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;
- Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.
Формы реализации:
- Калейдоскоп профессий «Все профессии важны, выбирай на вкус»;
- Посещение библиотеки: «Ремонт книг в библиотеке»;
- Круглый стол «Терпение и труд все перетрут»;
- Классный час «Чем пахнут ремёсла?»;
- Конкурс рисунков «Труд в моей семье»;
- Акция: «Кормушка для пернатых друзей»;
- Клуб мастеров «Мастерская Деда Мороза».
4. Интеллектуальное воспитание.
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы;
- Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий и классных часов, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
Формы работы с классным коллективом в данном направлении:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры, викторины, конкурсы внутри класса и параллели;
- участие в районных и всероссийских олимпиадах;
- участие в интернет - олимпиадах и конкурсах;
- проведение тематических недель (неделя математика, русского языка, литературного чтения, окружающего мира).
5. Здоровьесберегающее воспитание.
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
- Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы;
- Организация и проведение внутриклассных мероприятий и бесед, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
- Формирование собственной Я - позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Формы работы с классным коллективом в данном направлении:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- участие в спортивных соревнованиях посёлка (Кросс - нации, лыжня России);
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;
- спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике;
- беседы и дискуссии по данной проблеме.
- Социокультурное и медиакультурное воспитание.
Цель: воспитание доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Задачи работы:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание.
Цель: воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности.
Задачи работы:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
8. Воспитание семейных ценностей.
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы:
- Организация и совместное проведение досуга детей родителей;
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- Обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей;
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы деятельности классного руководителя в данном направлении:
- Тематические классные часы («Праздник семьи», «История море семьи в фотографиях», «Генеалогическое древо мое семьи», «Молодость наших мам и пап», «Семейный архив представляют юные», «Семья вся вместе – и душа на месте» и др.);
- Проведение спортивных состязаний с участием родителей;
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы, День Матери) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы);
- Дни открытых дверей, организация совместных походов;
- Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
9. Экологическое воспитание.
Цель: воспитание экологической культуры, включающей комплекс нравственно-этических норм и деятельностных принципов поведения во взамоотношениях человека, природы и общества, понимание сути глобальных проблем экологии, создание условий для социального становления и развития, самостоятельного выбора своей мировоззренческой позиции.
Задачи:
- Формировать целостное представление о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека;
- определять ценностные ориентиры
- понимание жизни как высшей ценности;
- признание человека как ценности всего смысла познания.
- познание природы как универсальной ценности,
- принятие ответственности человека за судьбу биосферы, природы, Земли.
Формы реализации:
- классные и библиотечные часы;
- проектная деятельность;
- экологические праздники и мероприятия;
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
- туристско-краеведческие походы и экскурсии.
10. Самоуправление
Цель: формирование самостоятельности и ответственности у учащихся.
Задачи работы:
- Воспитание самостоятельности учащихся;
- Воспитание ответственности и инициативы.
Формы внеклассной работы с младшими школьниками
В соответствии с основными направлениями воспитания учащихся наиболее эффективными формами работы являются:
- Индивидуальные
- Групповые
- Коллективные
- Условия реализации программы (методическое обеспечение, приложения)
- Планируемые результаты реализации программы.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Вид образовательной компетентности | Результаты воспитания (сущность характеристики) |
Информационная компетентность | Осознание значимости и ценности умения работать с информацией |
Коммуникативная компетентность | Безусловное уважение к человеку, признание ценности эффективного позитивного общения и взаимодействия с людьми любой национальности, вероисповедания, сословия, возраста и места жительства, эмоциональная гибкость в общении, навыки этического поведения, общий культурный уровень, осознание социальных ролей в обществе и признание их ценности для общества |
Интеллектуальная компетентность | Признание ценности интеллектуального труда и авторского права на интеллектуальный продукт, стремление к самопознанию своих интеллектуальных, психических, психологических возможностей и способностей |
Методические рекомендации.
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Большая работа в этот год проводиться школьным психологом. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «мальчики и девочки». «Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник «Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
6. МОНИТОРИНГ
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету по направлениям программы.
- Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
- Изучение межличностных отношений;
- Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
- Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок
Основные формы изучения:
- Наблюдения.
- Беседы с учениками, родителями.
- Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
- Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
- Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы
Аспекты изучения | Показатели |
1. Создание условий для развития личности воспитанника |
|
2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности |
|
3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности |
|
4. Сформированность физического потенциала личности |
|
5. Сформированность коммуникативного потенциала личности |
|
7. Список использованной литературы:
- Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.
- Григорьева Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
- Педагогика: учеб./Л.П. Крившенко. - М.: Изд-во Проспект, 2011.
- Петров И.И. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: изд. «Педагогика», 1989.
- Праздник в начальной школе - 2 / Сост. Н.Г. Кувашова. - Волгоград: Учитель, 2004.
- Праздник в школе. Любовью к Родине дыша/ ред.-сост. Л.И. Жук. - Минск: Красико-Принт, 2009.
- К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000
- Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
- Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.
- Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.
- Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
- Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
- 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "По дороге успеха" (1-4 классы)
Основание для разработки программы послужила актуальность проблемы формирования целостных ориентаций младшего школьника. Сегодня никого не надо убеждать...
Рабочие программы 1-4 классы на 2015-2019 учебные годы
Рабочие программы 1-4 классы на 2015-2019 учебные годы:1) окружающий мир2) литературное чтение3) математика4) изобразительное искусство5) русский язык6) технология...
рабочая программа по русскому языку 2015-2019 учебный год УМК Школа России
Программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года составлена на основе программы внеурочной деятельности «Мир ...
Воспитательная программы 2015-2019 гг
Воспитательная программы 2015-2019 гг...
Программа по воспитательной работе на 2015-2019 г.г.
Программа по воспитательной работе на 2015-2019г.г....
Воспитательная программа "Основы нравственности" с 1-4 класс.
В данной программе подробно разработана тематика внеклассных мероприятий с 1по4 класс ....