Классный час «Пословицы и поговорки», 3 класс
классный час на тему
Классный час «Пословицы и поговорки», 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_i_pogovorki.docx | 364.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Пословицы и поговорки», 3 класс
«Поговорка — цветочек, пословица — ягодка»
Цель: познакомить детей с русскими пословицами и поговорками; дать представление об отличии пословиц от поговорок; развивать внимание, память, мышление, артистические способности, расширять лексический запас школьников.
Оборудование: таблицы с зашифрованными пословицами и поговорками. (См. приложения № 1, 2, 3, 4.)
Учитель. Глубока кладовая народной мудрости — не вычерпать ее до дна. Русский язык особенно богат пословицами и поговорками. Меткие, лаконичные, выразительные, они сами приходят на ум в той или иной жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу же запомнили.
Многие пословицы и поговорки живут в народе уже сотни лет, а некоторые придуманы недавно.
Сегодня я предлагаю вам поиграть с пословицами и поговорками, прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать ее очарование.
Начнем с разминки. Многие пословицы вам уже знакомы. Я буду произносить фразу, а ваша задача — закончить ее.
➢ Труд кормит, а лень ... (портит).
➢ Делу — время, потехе — ... (час).
➢ Мал золотник, да ... (дорог).
➢ Один ум — хорошо, а два — ... (лучше).
➢ Не имей сто рублей, а имей сто ... (друзей).
➢ Каждый купец свой товар ... (хвалит).
➢ Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).
➢ На деньги ума не ... (купишь).
➢ Лучше поздно, чем ... (никогда).
➢ Один в поле не ... (воин).
➢ Семь раз примерь, один раз ... (отрежь).
➢ В тихом омуте черти... (водятся).
➢ У страха глаза ... (велики).
➢ Дружба дороже ... (денег).
Попробуйте вспомнить пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.
➢ Готовь лыжи летом.
(Готовь сани летом, а телегу зимой.)
➢ Мал городок, да дорог.
(Мал золотник, да дорог.)
➢ Цыплят считают и зимой.
(Цыплят по осени считают.)
➢ Посадка в чужие сани уже объявлена.
(Не садись не в свои сани.)
➢ Когда в соседях согласья нет...
(Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)
➢ А Васька продолжает есть.
(А Васька слушает да ест.)
➢ Проводили по одежке.
(Встречают по одежке, а провожают по уму.)
Учитель. А теперь узнайте пословицу по двум предметам. (См. приложения № 1, 2, 3, 4.)
1) Каша, масло. (Кашу маслом, не испортишь.)
2) Муха, слон. (Не делай из мухи слона.)
3) Яблоко, яблоня. (Яблоко от яблони недалеко падает.)
4) Перо, топор. (Что написано пером, то не вырубишь топором.)
Пословицу довольно трудно отличить от поговорки. Народная мудрость гласит: поговорка — цветочек, пословица — ягодка.
Пословицы очень похожи на мудрые высказывания знаменитых людей, это коротенькие притчи. Можно сказать, что пословица не сочиняется, а рождается в результате каких-либо жизненных обстоятельств как крик, сорвавшийся с души. Всякая пословица содержит поучение.
Поговорка — это меткое образное выражение, складная короткая речь, которая не составляет полной пословицы и в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла.
Найдите «ключик» и расшифруйте следующие поговорки.
1. ЕЛЕДЕН АН ЦИНТЯП ЬМЕС (Семь пятниц на неделе.)
2. ЬТИЖОЛОП ЫБУЗ АН УКЛОП (Положить зубы на полку.)
3. ПОС
ЛЕД
ОЖД
ИЧК
АВЧ
ЕТВ
ЕРГ (После дождичка в четверг.)
Учитель. Попробуем отличить пословицу от поговорки. Поиграем. Если я произнесу поговорку, т. е. неполное суждение, — поставьте руку на парту, если произнесу пословицу, т. е. полное суждение, поучение — поднимите руку выше головы.
➢ Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)
➢ У него не все дома. (Поговорка)
➢ Одного поля ягоды. (Поговорка)
➢ Жизнь дана на добрые дела. (Пословица)
➢ Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Пословица)
➢ Один, как перст. (Поговорка)
➢ Слезами горю не поможешь. (Пословица)
➢ Друг познается в беде. (Пословица)
➢ Закатил за воротник. (Поговорка)
➢ Один, как медведь в берлоге. (Поговорка)
➢ На чужой сторонушке рад своей воронушке. (Пословица)
➢ Голодный, как волк. (Поговорка)
Учитель. Сейчас я предлагаю вам послушать пословицы, которые, скорее всего, вам не знакомы. В них не хватает последнего слова. Попробуйте догадаться по смыслу, каким может быть последнее слово.
➢ Хороша веревка длинная, а речь... (короткая).
➢ Не торопись отвечать, торопись... (слушать).
➢ Мягко стелет, да жестко... (спать).
➢ Молодец против овец, а против молодца и сам — ... (овца).
➢ Где тонко, там и ... (рвется).
➢ Худой мир лучше доброй ... (ссоры).
➢ Сам кашу заварил, сам и ... (расхлебывай).
➢ Что посеешь, то и ... (пожнешь).
➢ Дерево ценят по плодам, а человека — ... (по делам).
➢ Лучше хорошо поступать, чем хорошо... (говорить).
➢ Прощай другим, но не прощай ... (себе).
Учитель. Предлагаю желающим изобразить пословицы и поговорки с помощью жестов и мимики. (Желающие получают карточки, изображают записанные в них пословицы и поговорки, а остальные — угадывают)
➢ Заблудиться в трех соснах. (4)
➢ От горшка три вершка. (1)
➢ Семеро одного не ждут. (8)
➢ Лежачего не бьют. (8)
Примечание. В скобках указано количество человек, необходимых для участия в постановке.
Учитель. А теперь — задание повышенной сложности. Среди групп пословиц на одну тему найдите «лишнюю».
1. Пчела мала, а и та работает.
2. От скуки дело бери в руки.
3. И Москва не вдруг строилась.
4. Собирай по ягодке — наберешь кузовок
5. Утопающий хватается за соломинку.
1. Каковы сами, таковы и сани.
2. Дыма без огня не бывает.
3. Большому кораблю — большое плаванье.
4. Всякий молодец на свой образец.
5. По Сеньке и шапка.
1. Не бей Фому за Еремину вину.
2. Лежачего не бьют.
3. Отольются кошке мышкины слезки.
4. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
5. Не дорог подарок, дорога любовь.
1. Ученье — свет, а неученье — тьма.
2. Зелен виноград не сладок, а млад ум не крепок.
3. Как аукнется, так и откликнется.
4. У дурака не спрашивай ума.
5. За ученого трех неученых дают.
Последнее задание заключается в том, чтобы закончить сказку, сочиненную вашим ровесником, подходящей по смыслу пословицей.
Два лягушонка
Жили два лягушонка. Один был добрый. А другой злой.
Однажды злой лягушонок придумал сделать ловушку своему другу. Он подпилил камыш, чтобы, когда добрый лягушонок проплывал возле этого камыша, тот упал на него.
Злой лягушонок пошел к доброму лягушонку и сказал: «Пойдем поплаваем наперегонки». Они пошли. Плыли, плыли... Вдруг добрый лягушонок остановился, чтобы поймать муху, а злой дальше поплыл и наткнулся на свою ловушку. Тут-то вспомнил он пословицу:... (Не рой яму другому — сам в нее попадешь.)
Учитель. На этом занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...
Сценарий классного часа "Пословицы и поговорки"
Сценарий классного часа "Пословицы и поговорки" для начальной школыЦель беседы - рассказать детям о мудрости русских пословиц и поговорок, обратить внимание на их лаконичность и полноту смысла....
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...
Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...
Классный час "Пословицы и поговорки"
Классный час "Пословицы и поговорки"...
Конспект мастер-класса для обучающихся с ОВЗ (з класс) "Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слоговой структуры слова".
Конспект мастер-класса по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слогового анализа и синтеза».Подготовила учитель ОУ для обучающихся с ОВЗРяз...