Сценарий классного часа "Пословицы и поговорки"
классный час по чтению по теме
Сценарий классного часа "Пословицы и поговорки" для начальной школы
Цель беседы - рассказать детям о мудрости русских пословиц и поговорок, обратить внимание на их лаконичность и полноту смысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_poslovitsy_i_pogovorki.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа
на тему: «Пословицы и поговорки»
Исполнитель: Дергалева Г.Н.,
воспитатель гпд ГБОУ СОШ № 404
Москва 2014
Тема: «Пословицы и поговорки»Форма занятия: Беседа с элементами викторины.
Цели:
- Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, обратить внимание на их сходство и различие.
- Развить навык самостоятельной и групповой работы.
- Воспитать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.
- Сформировать уровень ответственности ребёнка как за личный опыт, так и за результат коллективного труда.
Оборудование: проектор, презентация на тему классного часа, карточки с заданиями, коробка – сундук.
Структура занятия:
- Вступительное слово
- Сообщение темы и цели занятия
- Игра «Знатоки пословиц»
- Игра «Собери пословицу»
- Игра «Объясни смысл»
- Игра «Пословицы- перевёртыши»
- Игра «Закончи пословицу»
- Заключительная часть
Ход занятия
- Вступительное слово.
Ребята, мы с вами сегодня поговорим о том богатстве, которое есть в русском языке от русского народа. Ещё с незапамятных времён, когда не было даже письменности на Руси, люди создали высокую культуру красивого слова – устное народное творчество. Это своеобразная литература, основанная на опыте народа и воплощённая в краткое и меткое словесное воплощение.
- Сообщение темы и цели занятия
Как часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Работа не волк, в лес не убежит», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь» и др. ? (Ответы детей.) Тема нашего классного часа - «Пословицы и поговорки». Давайте послушаем ребят, которые специально подготовились к нашей беседе. Они прочтут «Хвалебное слово пословице».
1й ученик : Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя!
Они великие помощницы и в жизни верные друзья!
2й ученик : Порой они нас наставляют, советы добрые дают,
3й ученик : Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.
4й ученик: Ведь с ней и горе не беда, и наша речь красна пословицей. Давайте вспомним их друзья!
5й ученик: Ну кто из вас не согласится, что без труда мечта мертва? Что дело мастера боится, что жизнь дана нам для добра?
6й ученик: Что друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.
7й ученик: Что долог день до вечера, коли делать нечего.
8й ученик: Что сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.
9й ученик: Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время – «Не могу!».
10й ученик: Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.
11й ученик: И почитай учителя, как своего родителя.
12й ученик: А в пословицах ведь говорится, что сами мы должны учиться.
13й ученик: Грамотей не тот, кто читать умеет, а тот кто слушает да разумеет!
14й ученик: Помни! Тот кто хочет много знать, тот не должен долго спать!
15й ученик: Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
16й ученик: Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.
Пословицы и поговорки сами рассказывают о том, как важны в нашей жизни. К примеру:
- Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
- На пословицу ни суда, ни расправы.
- На твою спесь пословица есть.
- Не всякая пословица при всяком молвится.
- Старая пословица век не сломится.
- Для поговорки мужик в Москву пешим шел.
- Из поговорки слова не выкинешь.
- На всякого Егорку есть своя поговорка.
Изначально пословицы и поговорки были неотъемлемой частью сказок, былин и рассказов. В них содержался краткий основной смысл излагаемого произведения. Например, «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).
В них так же находили своё отражение и исторические события, восприятие людей таких сторон жизни, как крестьянский труд, семейный быт. С помощью пословиц и поговорок можно охарактеризовать людей и описать различные состояния: богатство и бедность, радость и горе, жар и холод и т. д. На смену старым поговоркам приходят новые, которые соответствуют укладу жизни на сегодняшний день. A некоторые пословицы и поговорки были пронесены людьми на протяжении нескольких столетий. Точность и лаконичность высказываний в них изначально настолько меткая, что даже спустя годы их можно употребить в любом удобном случае.
Поговорки очень красочно рисуют в представлении человека какое - либо явление, например: «Гол как сокол», «Как сыр в масле катается», «Надулся, как мышь на крупу», «Мягко стелет, да жёстко спать», «Нашла коса на камень».
Пословица в свою очередь – это больше мораль или суждение, которые связаны с какой – либо жизненной ситуацией: «Любишь кататься – люби и саночки возить», «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Нет дыма без огня», «Худой мир лучше доброй ссоры». Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII .: «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.
Самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы, поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат.
Кроме его сборника «Пословицы русского народа», В.И.Даль подготовил и издал капитальный труд- четыре тома«Толкового словаря живого великорусского языка»(1863-1866), где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С.Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Пословицы и поговорки представляют собой сборник народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.
Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.
Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.
Как отличить пословицу от поговорки? (Ответы детей.)
Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Но, поговорка в еще большей степени, чем пословица, передает эмоционально- экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Поговорка и существует в речи ради того, чтобы выражать именно и, прежде всего чувства говорящего. Так, поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придется, кое-как: «Вали кулем, потом разберем».
Пословицы следует отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера. Иногда очень трудно отличить пословицу от поговорки или провести четкую грань между этими жанрами. Поговорка граничит с пословицей, и в случае присоединения к ней одного слова или изменения порядка слов поговорка становится пословицей. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками. Например, пословица «Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется, как поговорка «Чужими руками жар загребать», то есть образное изображение любителя чужого труда.
Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
Разницу между ними народ выразил в пословице: поговорка - цветочек, а пословица - ягодка», указывая на то, что поговорка - это что-то незаконченное, имеющее намек на суждение
A теперь, ребята, давайте немного поиграем и обобщим полученные знания. Первая игра называется «Знатоки пословиц». Разбейтесь на две команды. Одна из наших команд будет называться «Пословицы», a вторая «Поговорки». Каждой команде по очереди я буду зачитывать пару предложений, a вы должны раскрыть основной смысл текста и подобрать пословицу.
- Игра «Знатоки пословиц»
- Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело.)
- Во время летних каникул каждый из детей что-то делал: Оля помогала маме по дому, Ира и Сережа пололи и поливали огород, собирали гербарий. Один Павлик ничего не делал и все жаловался на скуку. Какие пословицы напомнили ему друзья? (Не сиди сложа руки – не будет скуки. Скучен день до вечера, если делать нечего.)
- Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и в итоге получила двойку. Что ей на это ответили ребята? (Что посеешь – то и пожнешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
- Однажды сын пожаловался отцу, что хорошо бы возле дома спортплощадку сделать, но ребята не знают, как это сделать. «Надо захотеть – и все получится», - ответил папа. Какая пословица вспомнилась сыну? (Под лежачий камень вода не течет).
- Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)
- Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)
- Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)
- Саша решил собрать из конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
Подведение итогов игры.
- Игра «Собери пословицу»
- Командам предлагается собрать разрезанные пословицы.
- Назовите пословицы по парам слов.
Дело – смело
Журавль – синица
Слово – воробей
Труд - рыбка
Время – потеха
Перо – топор
Подведение итогов игры.
- Игра «Объясни смысл»
Вам предлагаются карточки с пословицами и поговорками.
Но это непросто карточки, все они находятся в сундуке. Я буду доставать по одной карточке для команды и зачитывать её, a команда 30 секунд обсуждает и выбирает, кто будет давать ответ. Чья команда правильно объяснит смысл всех пословиц и загадок, та и выиграла.
- На работу – спина болит, а ест – за ушами трещит.
- Сидя на печи генералом не станешь.
- Чужими руками жар загребать.
- За спрос денег не берут.
- Языком болтай, а рукам воли не давай.
- Язык мой – враг мой.
- На хотенье есть терпенье.
- Невелика капля, а камень долбит.
- Топор своего дорубится.
- Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.
(Подведение итогов игры)
- Заключительная часть.
Итак, ребята, сегодня мы с вами много узнали о том, что такое пословицы и поговорки. Мы с вами вспомнили не один десяток метких и очень точных высказываний, которые подарили нам наши предки. Память о них и их мудрости и по сей день живёт в пословицах и поговорках. В них пронесена вековая мудрость и веками незыблемый смысл. Употреблять в своей речи пословицы и поговорки не значит быть старомодным, a значит быть мудрым. Главное употреблять их к месту и по смыслу. Поэтому прежде чем в своей речи употребить данные высказывания, сначала удостоверьтесь, что понимаете их глубинный смысл. Каждая пословица и поговорка – это целый рассказ, который смог уместиться в одной фразе. Используйте в своей речи пословицы и поговорки. Делайте свою речь более красивой и грамотной. И всегда помните, что «слово не воробей – вылетит – не поймаешь!»
Список используемой литературы.
1.Белобрыкина, О.А. Речь и общение / О.А.Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2008.
2.Белобрыкина, О.А. Значение символа в социокультурном самоопределении человека / О.А.Белобрыкина // Человек: траектории понимания: сборник статей межрегиональной научной конференции. - Новосибирск: НИЭПП: Новосибирское книжное издательство, 2009.
3.Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М: Олма-Пресс
4.Малые жанры русского фольклора: хрестоматия / сост. В.Н.Морохин
5.Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К.Мамардашвили. - М.: МГУ
6.Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова. - М.: Академия, 2008.
7.Савина, Е.А. Житейская психология в пословицах и поговорках / Е.А.Савина, Л.Ю.Дегтяренко //Человек. - 2007, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа для начальных классов «Знакомимся с гербом и флагом России»
Знакомство младших школьников с историей герба и флага России...
Сценарий классного часа и игровой программы по ПДД "Дорожные знаки надо знать!"
Разработка классного часа и игровой программы "Дорожные знаки надо знать!" предназначена для учащихся 2-4 классов, с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма...
Сценарий классного часа "Мы под космосом мыслим вечность..".
Конспект классного часа с использованием стихов, сочиненных моими учениками....
Сценарий "Классный классный" визитная карточка 2
Сценарий написан для визитной карточки Понаморёвой М.Ю - замечательного человека и талантливого учителя химии....
Сценарий классного часа, посвящённого Дню защитника Отечества, в 1 классе "В этот день пройдёт парад" (классный строевой смотр)
Внеклассное мероприятие направлено на формирование положительного отношения к Вооруженным силам, дисциплинированной, аккуратной личности, на воспитание чувства любви и гордости за Родину....
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...