Программа воспитания и социализации "Азбука нравственности"
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Яковлева Ирина Владимировна

Программа воспитательной работы «Азбука  нравственности» поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника.

 

Основная педагогическая цель воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsializ.docx232.55 КБ

Предварительный просмотр:


E:\аттестация\титульники\004.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Азбука нравственности » являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Программа воспитания и социализации учащихся  МБОУ СШ №2 г.Вязьмы.

Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, деятельность обучающегося и его родителей.

Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

  1. Цель и задачи программы воспитания и социализации.

Цель и задачи воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Программа воспитательной работы «Азбука  нравственности» поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности. 

Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.

Задачи программы воспитания:

1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.

2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.

3.   Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.

4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.

5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

В Концепции духовно – нравственного развития сформулирована высшая цель образования («портрет выпускника средней школы») высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

  1. ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В ФГОС сформулирован «портрет выпускника начальной школы»:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для выполнении этих задач важно разбить работу по формированию духовно – нравственного воспитания по классам.

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА 1 КЛАССА

  • - Знает правила поведения в общественных местах;
  • - Умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога;
  • - Умеет строить отношения со взрослыми, сверстниками, доброжелателен в обращении с людьми;
  • - Имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные культурно-гигиенические навыки, обладает хорошей работоспособностью, развиты двигательные и моторные навыки;
  • - Знает элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту в школе;
  • - Владеет доступными видами общественно-полезного труда;
  • - Владеет наглядно-образной памятью;

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА 2 КЛАССА

  • - Умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его организовывать;
  • - Владеет разнообразными формами и средствами общепланирования в совместной продуктивной деятельности;
  • - Проявлять чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен;
  • - Выполняет основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года;
  • - Выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с людьми;
  • - Трудолюбив, умеет правильно организовывать свой труд, поддерживать, контролировать правильность своих действий;
  • - Владеет словесно-логической памятью;

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА 3 КЛАССА

  • - Обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и переключать свое внимание;
  • - Проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству;
  • - Умеет контролировать свое поведение, оценивать свое положение в системе социальных отношений;
  • - Выполняет основные положения здорового образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, имеет прочные культурно-гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую помощь;
  • - Знает и выполняет условия безопасного поведения на улице, в быту, условия безопасности при пользовании общественным транспортом, знает правила дорожного движения;
  • - Обладает потребностью трудиться и осознает необходимость трудовой деятельности, умеет самостоятельно ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности;
  • - Умеет управлять своей памятью и регулировать ее проявление.

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА 4 КЛАССА

  • - Владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им;
  • - Имеет первоначально отработанную произвольную память;
  • - Коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;
  • - Ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи;
  • - Способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • - Способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением;
  • - Владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе;
  • - Он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам;
  • - Обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно - нравственного развития и воспитания, приведённых в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно - игровой, предметно - продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно - нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной

нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• формирование потребности в сознательном труде и служении на благо Отечества;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и чувства причастности к историческому прошлому и настоящему родины

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, ориентация на мужественный и женственный эталоны поведения;

• знакомство обучающегося с культурно - историческими и этническими традициями российской семьи.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:

•    умение выслушивать его до конца;

•    не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

•    открытость и доступность обучающихся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

  1. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержанием воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ  обучающихся

Общие задачи духовно - нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно - нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1.      Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.

2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;

3.      Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.

4.      Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5.      Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6.      Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно - нравственного развития и воспитания.

Содержание программы

1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.

2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.

В основе программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

Принцип ориентации на идеал.

Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно - нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно - нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить

возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах,

демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно - нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно - эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально - привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно

присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно - деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно - нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно – нравственное развитие обучающихся поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно - нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.

  1. Задачи воспитания и социализации обучающихся

по каждому направлению:

1.      Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
  • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
  • отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2.      Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:

         различение хороших и плохих поступков;

         знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

         почтительное отношение к родителям;

         уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

         установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

         бережное, гуманное отношение ко всему живому;

         знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

3.      Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

         уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

         элементарные представления об основных профессиях;

         ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

         первоначальные навыки коллективной работы, ;

         умение соблюдать порядок на рабочем месте;

         бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

         отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4.      Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

5.      Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

         развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

         ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

         бережное отношение к растениям и животным;

6.      Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

         умение видеть красоту природы, труда и творчества;

         интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

         интерес к занятиям художественным творчеством;

         стремление к опрятному внешнему виду;

         отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

План реализации программы

Направления

1 класс

«Познай себя»

2 класс

«Научись дружить»

3 класс

«Коллективная жизнь»

4 класс

« В единстве - сила»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1.      Праздник «Первый раз – в первый класс»

2.      Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения)

3.      Классный час «Влияние характера на поступки и поведение человека»

4.      «Наш класс-моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

5.      Классный час «Всемирный день прав ребёнка»

6.Классный час «Я - ученик»

7.      Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил»

1.      Классный час «Человек среди людей»

2.     Классный час «Я человек и гражданин»

3. Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране»

4. Классный час «История Российского флага»

5. Беседа «Защитники Отечества»

6.      Классный час «Царство Закон, царство Беззаконие»

7.      Час поэзии «Мне посчастливилось родиться на Руси»

8. Классный час «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь»

1.      Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком»

2.      Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас»

3.      Встреча с интересным человеком: «Орден в твоем доме? О чем рассказал орден»

4.      Час рассуждений «Что означает моё имя»

5.      Час разговора «Я чувствую себя счастливым, когда…»

6.      Классный час «Как я умею преодолевать трудности»

7.      Беседа «Мудрые заповеди предков»

8.      Конкурс-викторина «О солдатах и генералах»

1.«Край любимый, край родной», 

2.«По страницам истории Отечества»,

3. «…а гражданином быть обязан»,

4. «Россия-Родина моя!»,

5.«Государственное устройство России»,

6.«Мир профессий»

Воспитание трудолюбия,

творческой активности, сознательного отношения к учёбе

 

1.      Конкурс «У кого в порядке книжки и тетрадки»

2.      Классный час «Каждой вещи -своё место»

1.      Классный час «Праздник в нашей жизни»

2.      Беседа-представление «Я и мои таланты»

3.      Классный час «Мы славим труд»

4  Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»

5.      Викторина – игра «Мои любимые уроки»

6 Классный час «Трудно ли учиться в школе»

7.      Ролевая игра

«Говорящий портфель»

1.      Классный час «Путь нашей тетрадки»

2.      Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»

3.      Классный час «Мой любимый сказочный герой»

4.      Мероприятие

«Мы труд воспеваем и славим работу»

5.      Диспут «Школа – мой

второй дом»

6.      Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»

7.  Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»

8.      Классный час «Как мы выполняем домашние задания»

9.      Игровой час

«Учимся быть организованными»

10.  Творческая мастерская «Умелые руки»

1. Мир моих увлечений»

2. Игра «Умники и умницы»

3.      КВН по русскому языку

4.      Классный час

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

5.      Классный час

«Люби книгу!»

6.      Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»

7.      Устный журнал «Путешествие в страну неразгаданных тайн»

8.      «Почему их так называют?» Внеклассное занятие по русскому языку и окружающему миру.

9.      «Считай, смекай, отгадывай» внеклассное занятие по математике

10. «Труд и воспитание характера»,

Воспитание нравственных чувств,

достойного отношения к семье

1.Классный час «Моя семья»

2.Праздник семьи.

3.Концерт «Поздравляем наших мам»

1.Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем»

2.Классный час «Правила поведения в общественных местах»

3.Праздник вежливых наук

4.«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»

5. «Мои родные» выставка рисунков

6. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

7.Викторина

«О наших бабушках, мамах, сестрах»

8.Доверительная беседа «Друг в моей жизни»

9.Классный час

«Спешите делать добро» 

1.      «День рождения моей семьи»

2.      Беседа

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

3.      Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир»

4.      Классный час «Благодарность это…»

5.      Рождественские встречи

6.      Час рассуждений

«Вежливость и невежество»

7.     .Классный час «Мое и чужое в школьной жизни»

8. Классный час «Путешествие в страну справедливости»

9.      Ролевая игра «Учимся дружить»

10. Классный час «Умеем ли мы прощать обиды?»

1.«Из истории семейной летописи»,

2. «Что значит - быть полезным людям?».

3. «Память сердца...», 

4. «Я и мои родные люди»,

5. «Путешествие в храм»,

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание)

 

1.Экскурсия «Вот и осень пришла»

2.Классный час «Наши друзья животные»

3.Акция «Сдай макулатуру-сохрани дерево!»

1 Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»

2.«Пусть будет чистым родной край» практическое задание

3.      Классный час «Природа и человек»

4. День защиты Земли

5.      Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»

1.      «Люби и охраняй природу»

2.      Викторина «Путешествие в мир животных»

3.      Экологическое заочное путешествие

4.      Акция «Сдай макулатуру-сохрани дерево!»

5.      Беседа «Птицы наши друзья»

(изготовление кормушек для пернатых)

6.      Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»

7.      Поле чудес «Там на неведомых дорожках»

8.      «Животные Крыма» викторина

9.      Акция «Сдай макулатуру  -сохрани дерево!»

1.      Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия»

2.      Конкурс знатоков природы.

3.      Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?»

4.      Заочное путешествие «Чем богат наш край?»

5.      Конкурс-праздник «На острове Чунга-Чанга»

6.      Игровой час «Лесная карусель»

7.      Акция «Сдай макулатуру-сохрани дерево!»

8.      Брейн-ринг  «Природа нашей Родины»

Формирование ценностного отношения

К здоровью и здоровому образу жизни

1. Беседы по ОЖЗД (циклограмма)

1.ПДД «Дорожная мозаика»

2.Классный час

«Береги здоровье смолоду»

3.Беседа

«Почему сон – это

важно»

4. Беседы по ОЖЗД

(циклограмма)5. Беседа

«О вкусной и здоровой пище»

6. Классный час «Личная безопасность»

7. Музыкально-спортивный час

«Если хочешь быть здоровым»

8. Прогулка в лес, игры на свежем воздухе.

1.      Игра «Азбука безопасного поведения на улице»

2.      Операция «Чистый двор»

3.      Классный час

«Мы за здоровый образ жизни»

4.      Операция «Скорая помощь»

5.      Классный час «О личной гигиене»

6.      Беседа

«Опасные предметы»

7.      Мероприятие

«Путешествие в страну

Здоровья»

8. Весёлые старты

«Быстрее, выше, сильнее»

9.ПДД «Что значит быть ответственным»

1. ПДД «Мы - пешеходы»

2. Час общения

«Режим – это скучно или необходимо»

3. Утренник

«В гостях у доктора Айболита»

4. Операция «Чистюлька»

5. Классный час

«В здоровом теле – здоровый дух»

6. «Светофор здоровья»

7. Беседа

«Овощи – кладовая витаминов»

8. Практикум

«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»

9. Игры на воздухе

«Мой веселый звонкий мяч»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об  эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

1.    Конкурс рисунков

«Счастливое детство»

2. «В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)

3.      Беседа

«Удивительное рядом»

4.      «Творческие родники»

5.      Новогодняя карусель

6.      Мир моих увлечений

7.     Чтение сказок народов мира

«Сказка-ложь, да в ней намёк»

8.      «В мире гармонии»

1.      Конкурс поделок

«Короб чудес»

2.      Праздник красок и карандашей

3.      Викторина

«Что за прелесть эти

сказки»

4.      Масленица

5.      Путешествие в мир танца

6.      Инсценированный классный час

«Чудеса народного искусства»

7.      Чудо своими руками

«У фантазии нет границ»

8.      Кл.час «В солнечном царстве, эстетическом государстве»

9. «Музей весёлых затей»

1. Конкурс рисунков

«Мир глазами детей»

2.      «Этот пёстрый, волшебный, загадочный мир»

3.  Музыкальный праздник «Колокольчики добра»

4.      Творческий час

«Зажги свою звезду»

5.      Игровой час

«Тропою сказок»

6.Этика общения

«Кто опрятен, тот приятен»

7. Весёлая игротека

«Счастливый случай»

8. Классный час

«Цени прекрасные мгновенья»

9. Конкурс на лучшую поздравительную открытку

1.«Мой  любимый  литературный герой»,

2. «Для чего нужна  религия»,

3. «Мир человеческих чувств», 

4.«Встречают по одёжке, провожают по уму»

 

 

7.Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

Формы проведения мероприятий

  • классный час
  • акции
  • праздники
  • конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений
  • фотовыставки
  • экскурсии
  • спортивные праздники
  • конкурсы для всей семьи
  • КВН
  • театрализованное представление
  • исследовательская деятельность
  • диагностические исследования  

Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.

Методические рекомендации 

На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальным беседам, посещению на дому. Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.

Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание сознательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.

Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»

Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми. 

Мероприятия по реализации программы

Направление. «Ученик-патриот и гражданин»

Цель: формирование у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Формы работы с классным коллективом:

- Тематические классные часы.

- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

- Конкурсы, викторины по правовой тематике.

- Праздники

Сентябрь

Экскурсия по родному краю

Задача-Воспитание любви к родному краю

экскурсия

Октябрь

Моя улица.. Экскурсия

Задача-Воспитание любви к родному краю, селу

экскурсия

Ноябрь

Экскурсия в районный музей

Задача-Развивать интерес к истории родного края

экскурсия

Февраль

«А ну-ка, мальчики!»

Задача-Формировать чувство патриотизма, любви к Родине

конкурс

Май

Подвигу народа жить в веках

Задача-Расширять исторические знания детей, воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству

Классный час.

Конкурс стихов на военную тематику

Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

Цель: оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы:

- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.

- Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.

- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Формы работы с классным коллективом :

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры внутри класса;

Сентябрь

В мире загадок

Задача-Развивать мышления, сообразительность, речь.

Классный час

Октябрь

В мире пословиц

Задача-Привитие интереса к энциклопедическ. знаниям, желание больше знать

Игра-соревнование между

командами

Ноябрь

«Знание - сила»

Задача-Пробуждать интерес к знаниям

Викторина

Декабрь

Новогодние загадки

Задача-Развитие мышления

Конкурс-игра

Февраль

Путешествие по сказкам

Задача-Развитие кругозора

Викторина

Март

«Хочу все знать»

Задача-Выявить лучшего математика класса

Конкурс- игра

Апрель

КВН

Задача-Проверить общее интеллектуальное развитие обучающихся

Игра между командами

 Направление «Ученик и его нравственность»

Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности педагога в направлении «Я и нравственность»:

Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство обучающихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Дискуссии по нравственной тематике.

- Изучение нравственного наследия своей страны и мира.

- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

- Праздники, конкурсы.

- Экскурсии, поездки по боевым местам.

-

Сентябрь

Экскурсия по городу

Задача -Раскрыть смысл понятия «патриотизм»,

 

Классный час

Октябрь

Акция милосердия

Задача -Создание атмосферы эмоциональной отзывчивости

акция

Ноябрь

Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

Задача -Воспитание дружеского отношения к товарищам

беседа

Декабрь

«Семья помогает семье»

Задача -Воспитание стремления быть полезным людям

Акция

Январь

« Мы чашу горя выпили до дна, но враг не взял нас никаким измором»

(блокада Ленинграда)

Задача -Расширять исторические знания детей, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа

Классный час

Февраль

Помоги птицам. Экологическая акция

Задача -Воспитывать чувство сострадания, любви к животным

Акция .изготовление кормушек

Март

Акция «Подари улыбку». Весенняя неделя добра.

Задача -Создание атмосферы добра, отзывчивости

Акция 

Май

Подвигу народа жить в веках

Классный час

«Бессмертный полк»

Акция

Задача -Расширять исторические знания детей, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа

Направление «Ученик и его здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающихся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы в направлении «Здоровье»:

- Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы работы с классным коллективом:

спортивные конкурсы, соревнования внутри класса

- встречи с людьми, активно занимающимися спортом; победителями спорт.соревнований,

- походы выходного дня, дни здоровья,

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике,

конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы - тематические консультации для родителей;

- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных

видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

 

Сроки

Название

Форма проведения

Сентябрь

Весёлые физминутки

игра

Октябрь

Осенняя прогулка

прогулка

Ноябрь

Вперед за здоровьем

День здоровья

Декабрь

Эстафета с Дедом Морозом

спортивное мероприятие

Январь

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим

беседа

Февраль

Зимняя прогулка

прогулка

Март

«Белый цветок»»

акция 

Апрель

Моё настроение. Передай улыбку по кругу

игра

Май

Народные игры

Подвижные игры на спортивной площадке

Направление «Общение и досуг ученика»

Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

4.Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Формы работы педагога с классным коллективом

- празднование памятных дат в жизни детей;

- празднование памятных дат календаря;

- посещение театров, музеев, выставок,

- театрализованные представления;

- литературные балы, конкурсы талантов;

- дискотеки, танцевальные вечера.

Сентябрь

«Славим осень золотую». Подарки щедрой осени

Задача-Развивать положительные эмоции, создание атмосферы праздника

Праздник (выставка)

Октябрь

Золотая осень

Задача -Изучение индивид. интересов и потребностей

Конкурс рисунков

Ноябрь

Праздник вежливых наук

Задача- Воспитывать стремление быть полезным обществу

 

Декабрь

Новогодняя сказка

Задача -Поздравить с наступающим Новым годом, подвести итоги уходящего года

Праздник

Январь

Посиделки с друзьями

Задача -Прививать культуру поведения

Посиделки

Февраль

КВН для мальчиков «Защитники Отечества»

Задача - Формировать чувство патриотизма, любви к Родине, воспитывать у мальчиков стремление стать сильными, отважными, ловкими

Конкурс

КВН

Март

«Пахнет весною»

Задача - Изучение индивид. возможностей во внеурочной деят-ти

экскурсия

Апрель

Пасха - главный христианский праздник

Задача -Привить чувства уважения к русским праздникам, старинным обычаям

Беседа

Май

Конкурс рисунков на асфальте «Мы за мир и дружбу»

Задача- Развивать способности адекватно оценивать свои результаты и результаты товарищей

Конкурс

Направление «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия направления «Семья»:

- семья,

- уклад жизни и традиции семей,

- родительский дом,

- родословная,

- семейные корни,

- авторитет отца и матери,

- духовное общение в семье,

- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,

- младшие и старшие дети,

- традиции отношения к старшим в семье,

- положение ребенка в семье.

Формы деятельности педагога в направлении «Семья»:

- Тематические классные часы.

- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).

- Походы выходного дня, экскурсии, викторины

8.СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

При этом используются различные формы взаимодействия:

• участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• проведение совместных мероприятий по направлениям духовно – нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских  собраний, круглых столов, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуская информационных материалов и публичного доклада руководителя школы по итогам работы за год.

- совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, спортивный праздник, праздник Букваря, Первого звонка, театральные постановки к 8 марта, дню матери, Последнего звонка).

- расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе родительского комитета школы, классов, классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций «Посади дерево и сохрани его», «Молодежь за здоровый образ жизни», «Сдай макулатуру -сохрани дерево!», »Семья помогает семье», «Акция милосердия».

9. Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

 совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

 сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

 педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

 поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

 содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

 опора на положительный опыт семейного воспитания. 

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы школы.

В  системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция,

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.  

Сентябрь

Собрание- «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению»

 

Октябрь

Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем

 

Ноябрь

Общешкольное родит. собрание

 

Декабрь

«Как научить своего ребенка жить в мире людей»

 Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем

Подготовка подарков к Новому году, украшение класса

Январь

 

Индивидуальные консультации по предметам

 

Февраль

 Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей)

 

Март

 «Как уберечь своего ребенка от насилия»

Индивидуальные консультации по предметам 

Праздник мам

Апрель.

 

Общешкольное родительское собрание

Май

«Неразлучные друзья – родители и дети»

 

Совместный праздник

10. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ 
И СОЦИАЛИЗАЦИИ обучающихся

Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания: 

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

  первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

формирование у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:

  начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • трудолюбие;

         элементарные представления о различных профессиях;

         первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

4.      Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

 

Использованная литература для детей:

1.      Командные игры - испытания. сборник игр. -М.: Пед.общество «Россия», 2003.

2.      Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.

3.      Боровик К.А.Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.

4.      БушуеваЛ.Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.

5.      Ганжина И.М.Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.

6.      ГиннесМировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.

7.      Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е.Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.

8.      Гридина В.Т., Завязкин О.В.Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.

9.   Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.

10.  Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.

  1. А.Л.Ильин М., Сегал ЕРассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.
  2. Ликум АВсе обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.

13.  Сибиряков Л.И.Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.

14.  Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.

15.  Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.

16.  Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.

17.  День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.

18.  Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.

19.  Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991.

20.  Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.

21.  Кольцов А.В. Песня пахаря. -М., 1982.

22.  Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.

23.  Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.

24.  Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.

25.  Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.

26.  Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.

27.  Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.

28.  Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.

 

 использованная литература для детей:

1.      Командные игры - испытания. сборник игр. -М.: Пед.общество «Россия», 2003.

2.      Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.

3.      Боровик К.А.Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.

4.      БушуеваЛ.Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.

5.      Ганжина И.М.Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.

6.      ГиннесМировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.

7.      Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е.Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.

8.      Гридина В.Т., Завязкин О.В.Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.

9.   Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.

10.  Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.

  1. А.Л.Ильин М., Сегал ЕРассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.
  2. Ликум АВсе обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.

13.  Сибиряков Л.И.Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.

14.  Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.

15.  Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.

16.  Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.

17.  День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.

18.  Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.

19.  Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991.

20.  Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.

21.  Кольцов А.В. Песня пахаря. -М., 1982.

22.  Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.

23.  Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.

24.  Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.

25.  Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.

26.  Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.

27.  Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.

28.  Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников

Программа поможет воспитывать  у младших школьников  нравственные чувства, знание этики . Имеет приложения с диагностикой, разработки классных часов, родительских собраний на этические ...

Программа «Воспитание нравственного поведения младших школьников в обществе»

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства,...

Программа «Воспитание нравственного поведения младших школьников в обществе»

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -значит,  вырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт Воспитание является одной из важнейших составляющих образователь...

Программа воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа воспитания и духовно-нравственного развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...