Рабочая программа спец.курса "Юные музееведы"
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа по спецкурсу «Юные музееведы» 4 класса предназначена для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_spets.kurs_yunye_muzeevedy.docx71.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение   «Шадринская средняя общеобразовательная школа»

Принято на заседании                                                                                                      Утверждаю

педагогического совета                                                                                                     Директор школы

протокол №1                                                                                                        С.А. Русских ____________

от «27» августа 2014г. _                                                                                                     приказ № 227    от

                                                                                                             «27» августа 2013г.             

Рабочая программа.

Спецкурс

«Юные музееведы»

4 класс

2014-2015 учебный год

                                                                                                                                        Составитель:

Калениченко Валентина Петровна,

                                                                                                                                                               учитель высшей категории.

с. Шадрино

Пояснительная записка.

          Рабочая программа по спецкурсу «Юные музееведы» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Шадринская СОШ», Примерной программы внеурочной деятельности В. А. Горского  и примерной программы  научно – познавательного направления Д. В. Смирнова «Юные музееведы».

             Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Цель: школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

 Задачи программы:

- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным, историческим…);

- развитие способностей к поисково- исследовательской, творческой деятельности;

- развитие самостоятельности и инициативы.

Общая характеристика учебного предмета

Помочь молодому поколению в решении этих задач сегодня может такой уникальный социальный институт, как  МУЗЕЙ. Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец. К овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания этой программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания. Литературы. Географии, биологии, экологии, и др…

В  условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей , оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного краеведческого музея и учащихся.

Значительное число занятий направлено на ПРАКТИЧЕСКУЮ деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей.  Создавая собственный творческий проект  (выставку, маршрут экскурсии, научно- исследовательскую работу),  школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

По окончании курса дети должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,  преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 

Описание места предмета в базисном учебном плане

     Программа рассчитана на 34 часа в 4 классе: 1 час в неделю.

Распределение часов по четвертям

1 четверть - 8 часов

2 четверть - 8 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часа

Итого: 34 часа

Планируемые результаты освоения спецкурса «Я - исследователь»

Выпускники должны уметь: общаться с людьми,  вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Личностные   и   метапредметные результаты

Результаты    

Формируемые  умения  

 Средства формирования

личностные

•    формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

•    развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•    учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•    планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

•    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•    преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

•    умения учиться: навыки решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

•    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

•    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

•    осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

•    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

•    умение координировать свои усилия с усилиями других.

•    формулировать собственное мнение и позицию;

•    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•    задавать вопросы;

•    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

•    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•    понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•    аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

•    продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

•    с учетом целей коммуникации достаточно точно, по-следовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

 Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться  

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

    В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

•    Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

•    Целеполагать (ставить и удерживать цели);

•    Планировать (составлять план своей деятельности);

•    Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

•    Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

•    Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

•    альбом,

•    газета,

•    журнал, книжка-раскладушка,

•    коллаж,

•    коллекция,

•    костюм,,

•    плакат,

•    справочник,

•    стенгазета,

•    сувенир-поделка,

•    сценарий праздника,

•    учебное пособие,

•    фотоальбом,

•    экскурсия

 

Тематическое планирование 4 класс (34 часа)

Тема

Количество часов

всего часов

теории

практика

1 -2

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

2

1

1

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея

1

1

-

4 -5

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование   ( от Античности до конца 18 века).

2

1

1

6 -7

История музейного дела в России. Коллекционирование

2

1

1

8 -11

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей

4

2

2

12 -14

Фонды музея. Работа с фондами

3

2

1

15 - 18

Музейная экспозиция и её виды.

4

2

2

19

Экскурсия в городской Краеведческий музей

1

-

1

20

Виртуальная экскурсия в Технический музей ВАЗа.

1

-

1

21 - 24

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

4

2

2

25 - 27

Выставочная деятельность музея

2

1

1

28 - 29

Культурно-образовательная деятельность музея

2

1

1

30 - 31

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея

2

1

1

32

Организация краеведческой работы

1

1

-

33 - 34

Подготовка и проведение итогового мероприятия

2

1

1

Итого

34

Календарно  - тематическое планирование

№ п\п

дата

Тема

Содержание. Понятия

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

6.09

Праздник открытия клуба «Юные музееведы»

Музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление совместно с родителями кроссворда на тему музея…

 основные понятия и термины музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление совместно с родителями кроссворда на тему музея…

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска  

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УУД: целеполагание;    планирование; прогнозирование;

формирование основ грахданской идентичности личности

2

13.09

Основные понятия и термины музееведения

Современное понимание термина «музееведение». Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов

поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление совместно с родителями кроссворда на тему музея…

 основные понятия и термины музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление совместно с родителями кроссворда на тему музея…

Познавательные УУД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:  ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника

Регулятивные УУД: целеполагание;    планирование; прогнозирование;

сформированность учебных мотивов;

3

20.09

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека.  Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного краеведческого музея.

обзорная экскурсия в школьный музей , по итогам которой определить социальные функции музея

Основные социальные функции музея

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

4

27.09

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование   (от Античности до конца 18 века).

Начало коллекционирования  древностей. Коллекционирование в Атичную эпоху ( святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья ( храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование…). Кабинеты эпохи Возрождения ( студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественно-научные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея.

Поиск и просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях мира.

просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;  

Коммуникативные УУД:  ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника

Регулятивные УУД: целеполагание;    планирование; прогнозирование;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

5

4.10

Продолжение работы об истории музейного дела за рубежом..

Практикум: просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).

Домашнее задание: подготовка совместно с родителями  реферата (проектная работа – презентационное сообщение об одном из них)

Поиск и просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев,

просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях мира.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

Регулятивные УУД: контроль; коррекция; оценка;

сформированность учебных мотивов;

6

11.10

История музейного дела в России.

Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт- Петербурге, Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков.

Поиск и просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России (либо проектной работы).

просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России.

Познавательные УУД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:  ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

формирование основ грахданской идентичности личности:

7

18.10

История музейного дела в России. Коллекционирование

Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России

просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России (либо проектной работы).

 поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России (либо проектной работы).

Познавательные УУД:  выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УУД: целеполагание;    планирование; прогнозирование;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

8

25.10

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей

Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

рассказ ( беседа) о классификации музеев; доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи

классификации музеев; доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:  ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника

Регулятивные УУД: целеполагание;    планирование; прогнозирование;

сформированность учебных мотивов;

9

8.11

Школьный краеведческий музей

Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

рассказ ( беседа) о классификации музеев; доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи

классификации музеев; доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УУД: контроль; коррекция; оценка;

формирование основ грахданской идентичности личности:

10

15.11

Работа в школьном краеведческом музее

Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

рассказ ( беседа) о классификации музеев; доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи

 доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний;

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

Регулятивные УУД: целеполагание;    планирование; прогнозирование;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

11

22.11

Обощение знаний о классификации музеев.

Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

Работа в музее и рассказ ( беседа) о классификации музеев; доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи

 классификации музеев; доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

сформированность учебных мотивов;

12

29.11

Знакомство с понятием «фонды музея»

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций.

знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Составление учётной карточки экспоната школьного краеведческого музея

знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Составление учётной карточки экспоната школьного краеведческого музея

Познавательные УУД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:  ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника

Регулятивные УУД: целеполагание;    планирование; прогнозирование;

формирование основ грахданской идентичности личности:

13

6.12

Фонды музея. Работа с фондами

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций.

знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Составление учётной карточки экспоната школьного краеведческого музея.

знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Составление учётной карточки экспоната школьного краеведческого музея.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

14

13.12

Продолжение работы с фондами музея

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций.

работа с фондами школьного краеведческого музея.

Составление учётной карточки экспоната школьного краеведческого музея.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационно го поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

сформированность учебных мотивов;

15

20.12

Музейная экспозиция и её виды

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций.

участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате

участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,

Коммуникативные  УУД:  ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника

Регулятивные УУД: целеполагание;    планирование; прогнозирование;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

16

27.12

Работа с музейными экспозициями

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций.

участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате

тематические экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате

Познавательные УУД:  рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу

Регулятивные УУД: целеполагание;    планирование; прогнозирование;

формирование основ грахданской идентичности личности:

17

17.01

Музейная экспозиция и её виды. Продолжение работы

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций.

участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате

тематические экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УУД: контроль; коррекция; оценка;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

18

24.01

Музейная экспозиция и её виды

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций.

участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате

тематические экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате

Познавательные УУД: структурирование знаний;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

сформированность учебных мотивов;

19

31.01

Экскурсия в городской Краеведческий музей

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.Проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок.

Познавательные УУД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:  ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

формирование основ грахданской идентичности личности:

20

7.02

Виртуальная экскурсия в Технический музей ВАЗа.

 Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

Познавательные УУД: структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

формирование основ грахданской идентичности личности:

21

14.02

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея «Мое  родословие»

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

 поисково-исследовательская работа школьников

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний;

Коммуникативные УУД:  ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника

Регулятивные УУД: целеполагание;    планирование; прогнозирование;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

22

21.02

Продолжение работы о родословии

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

поисково-исследовательская работа школьников

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УУД: контроль; коррекция; оценка;

формирование основ грахданской идентичности личности:

23

28.02

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея о  ВО войне

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества

Регулятивные УУД: контроль; коррекция; оценка;

формирование основ грахданской идентичности личности:

24

7.03

Продолжение поисково-исследовательской деятельности

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

понятие и участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

Познавательные УУД: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

формирование основ грахданской идентичности личности:

25

14.03

Выставочная деятельность музея

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

Понятие о  поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УУД: целеполагание;    планирование; прогнозирование;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

26

21.03

Понятие о выставочной деятельности музея

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

Регулятивные УУД: целеполагание;    планирование; прогнозирование;

сформированность учебных мотивов;

27

4.04

Выставочная деятельность музея

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

Познавательные УУД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УУД: целеполагание;      планирование; прогнозирование;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

28

11.04

Понятие о культурно-образовательной деятельности музея

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее

Познавательные УУД: структурирование знаний;

Коммуникативные УУД:  ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

29

18.04

Культурно-образовательная деятельность музея

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

Регулятивные УУД: целеполагание;      планирование; прогнозирование;

формирование основ грахданской идентичности личности:

30

25.04

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей;  выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

Регулятивные УУД: целеполагание;      планирование; прогнозирование;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

31

2.05

Исследовательская и поисковая деятельность о родном крае

Формы выполнения краеведческих исследований: индивидуальные

выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

Познавательные УУД: структурирование знаний,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УУД: целеполагание;      планирование; прогнозирование;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

32

7.05

Организация краеведческой работы

Коллективные, звеньевые права и обязанности краеведа- исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

 оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

Регулятивные УУД: контроль; коррекция; оценка;

сформированность учебных мотивов;

33

16.05

Интеллектуально-познавательная олимпиада по краеведению «Край мой Красноярский

Интеллектуально-познавательная олимпиада по краеведению «Край мой Красноярский»

проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

проверка знаний, умений и навыков обучающихся.

Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

Регулятивные УУД: контроль; коррекция; оценка;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

34

23.05

Праздник «Мы – юные музееведы»

Интеллектуально-познавательные конкурсы, игры, презентации

презентации материалов и видеофильмов.

презентации материалов и видеофильмов.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в  устной и письменной форме,

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

Регулятивные УУД: способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

формирование основ грахданской идентичности личности:

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Литература

Примерные программы внеурочной деятельности В. А. Горского, М:Просвещение, 2011

  Примерная программа Д. В. Смирнова «Юные музееведы», М:Просвещение, 2011

Емельянов Б.В. Экскурсоведение.- М., 2000;

Краеведение: пособие для учителя/ под ред.А.В. Даринского.- М., 1987;

Музей и школа: пособие для учителя/ под ред. Т.А. Кудриной._ М., 2001;

Российская музейная энциклопедия. В 2 т.-М., 2001;

Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных.- М., 1988;

Юренева Т.Ю. Музееведение.- М., 2003;

Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003;

Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. –М., 2001.

Материально – техническое оснащение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество

Печатные пособия        

1

Детские энциклопедии

1

2

Словари

1

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

6

Классная доска

1

7

Телевизор

1

8

Аудиоцентр/ магнитофон

1

9

Мультимедийный проектор

1

10

Экспозиционный экран

1

11

Сканер

1

12

Принтер лазерный

1

13

Принтер струйный цветной

1

14

Фотокамера цифровая

1

Экранно-звуковые пособия

15

Аудиозаписи

1

16

Видеофильмы

1

17

Диски:

- Детские энциклопедии

1

1

Игры и игрушки

18

Настольные развивающие игры,, викторины

1

Оборудование класса

19

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

6

20

Стол учительский

1

21

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

3

22

Полки для Уголка книг

1

 Приложения.

Материалы к теме: «Классификация музеев».

На сегодняшний день принято выделять семь основных типов музеев, экспонат каждого из которых будет отличаться определенными характеристиками от тех, что принадлежат другим музеям. Основные пункты системы классификации музеев заимствуются здесь из работы Н.Ф. Петровой «Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ)». Я попробую дать характеристику каждому с точки зрения места и роли экспоната музея.

1. Художественные музеи. Тематические рамки экспоната данного типа будет определять его принадлежность к истории искусств и к искусствоведению. Главной чертой такого предмета будет его художественная значимость, сила эстетического воздействия. Художественный музей более, чем другие виды музеев, апеллирует в своих экспозициях к изобразительным источникам. Если мы примем за основу классификации те средства, с помощью которых осуществляется и выражается содержание источника, то станет очевидным то, что источники изобразительные занимают «значительное место в ряду других основных групп, а именно : 1) словесные источники средство выражения содержания которых – слово; 2) предметы материальной культуры, средство выражения содержания которых – их вещная форма; 3) изобразительные источники, средство выражения содержания которых – изображение» [15] .Среди музеев подобного типа можно выделить пинакотеки, картинные галереи, музеи изобразительно искусства, художественных ремесел, промыслов и т.д.

2. Исторические музеи. Тематическая база данного типа музеев основывается на исторические науки. Объектом изучения такого музея будет уже не история искусств, а история как ряд социально значимых фактов. Само искусство рассматривается с такой точки зрения как часть, один из аспектов всего исторического процесса. Наряду с материальными свидетельствами о событиях прошлого нам рассказывают так же и изобразительные экспонаты, о которых шел разговор предыдущем пункте. Картины занимают особое место в музеях истории. Предметные изображенные могут с достаточной точностью донести до зрителя внешний облик какого-либо предмета, они могут стать и чисто визуальным свидетельством о каком-нибудь событии. Мера точности такого изображения будет зависеть от замысла и целей самого автора (к сожалению, о сущности которых мы можем только строить предположения), от эстетических и этических идеалов самой эпохи и, как следствие, от ее художественных установок. Если мы будем вести речь о фото-свидетельствах, которые мы так же с полным основанием можем включить в ряд изобразительных источников, здесь мы можем в большей степени рассчитывать на точность, на достоверность представляемого нам явления. В живописном, графическом, скульптурном изображении мы найдем субъективную трактовку происходившего события. Однако, такие источники становятся наиболее ценными не только для трактовки изображаемой эпохи, но и для понимания того времен, когда происходило непосредственное создание художественного памятника. В качестве разновидностей исторического музея выделяют археологические, нумизматические, историко-революционные, военно-исторические музеи, истории просвещения и образования, истории региона, города, села… Среди этих видов отдельной группой вычленяют и музеи истории спорта, истории книги, истории науки и техники.

3. Естественнонаучные музеи. Их ориентир также связан с реконструированием научной картины мира. Названия, составляющие основной список классификации таких учреждений, говорят сами за себя: палеонтологические, антропологические, биологические, ботанические, зоологические, минералогические, экологические и т.д.

4. Технические музеи – связанные с техникой и техническими науками: политехнические, музеи науки и техники, космонавтики, авиации, музеи отдельных предприятий. Экспонаты таких музеев призваны показать сегодняшний уровень развития техники. Это современные свидетельства, однако, с появлениями новых открытий они автоматически становятся принадлежностями прошлого времени.

5. Литературные музеи. Главная задача таких музеев заключается в том, чтобы передать творческую обстановку, среду, в которой жил и работал известный поэт, писатель, что повлияло на развитие его как творца. Письменные источники, в особенности рукописи и книги с авторскими замечаниями, становятся реликвиями такого типа музеев. Интересно заметить, что такие экспонаты способны выступать и в качестве носителей общественной памяти, «являясь сосредоточением информации об историческом прошлом человечества, отражением реалистичных явлений общественной жизни» [16] , и, одновременно, предметами, способными оказывать на зрителя эмоциональное воздействие. Мы можем почерпнуть из написанного в них какую-либо значимую информацию, а так же получить эстетическое переживание лишь от одного только созерцания таких экспонатов музея.

6. Мемориальные музеи имеют много общего с предыдущим типом. Такие заведения располагаются в домах, где жила какая-то известная личность. «В этих музеях сохраняется или воссоздается обстановка дома, интерьер, собираются личные вещи, рукописи, принадлежащие владельцу дома и его обитателям» [17] . Ценность и уникальность объектов такого музея будет заключаться в «пропитанности» предмета духом его владельца. Простое осознание того, что эту вещь в своих руках держал великий человек, будет вызывать благоговение перед нею. Она станет музейной ценностью только потому, что раньше находилась в чьем-то распоряжении. «Культ», возвеличивание самого хозяина сделает «культовым» и любой предмет его обстановки.

7. Комплексные музеи – заслуга "XX столетия. Именно в постмодернистскую эпоху теряет функцию конституирования мировоззрения наука, интерес к которой был так высок, начиная со средневековой алхимии и стремления Ренессанса познать все, что связано с человеком и заканчивая последними открытиями в области антропогенеза. Против сциентизма теперь выступает множественность форм знания, в основаниях своих доходящие чуть ли не до мистики. Именно поэтому, теперь музей – не простое собрание ради собрания, не желание сделать экспозицию исключительно методом научного познания. Это – желание подойти к осмыслению этого мира с разных сторон, показать его многоплановость. Именно это и заставляет подходить к музею как к комплексу, собранию много во едином. Кроме того, подход к музею как к комплексу предопределен пониманием сущности времени, характерным для XX века. Время становится ценностью, поэтому стремление к его экономии тоже будет фактором, предпосылкой создания музея-комплекса, придя куда, человек может за довольно-таки короткий срок побывать сразу же в нескольких типах музея, при том не выходя из одного помещения.

Материалы для беседы по теме: «История музейного дела в России».

Музей – зрелище, но не развлечение. Российские музеи сравнительно молоды по сравнению с европейскими, но их коллекции роскошны и вызывают интерес не только у наших соотечественников, но и у иностранных туристов.

История музейного дела в России относительно молода. Первый музей на территории нашей страны появился в 1714 году, это была знаменитая петровская Кунсткамера, собрание редкостей, составленное под личным руководством Петра Первого. Однако коллекционированием увлекались и монархи до него. Известно, что в 1605 году поляки похитили из сокровищницы московского Кремля огромное собрание оружия, а в 1572 году наиболее ценные предметы оттуда были вывезены на 400 санях в Новгород, чтобы спасти их от разграбления татарскими ордами. Но в те времена никому не приходило в голову создавать экспозиции и военные трофеи и образцы оружия демонстрировались исключительно наиболее важным гостям государства. А первым учреждением, открытым для широкой публики стала как раз Кунсткамера.

Многие десятилетия петровский музей оставался единственным в нашей стране. Деятельностью, которую можно было классифицировать как музейную, позднее стали заниматься такие учреждении как арсеналы и оружейные палаты. Это были образцы так называемого «протомузейного» коллекционирования, на их базе в дальнейшем были созданы богатые экспозиции. Следующим этапом в развитии музейного дело России стали создание в 1758 году художественного музея при Академии художеств, а чуть позже, в середине 60-х годов восемнадцатого века открыл свои двери Эрмитаж. С тех пор музеи в России стали создавать повсеместно, личные коллекции высокородных аристократов передавались в дар музейным учреждениям, немало меценатов дало свои имена музейным комплексам (Третьяков, Брюс, Голицын и другие).

Для чего же создавались музеи в России? Если говорить о первых учреждениях этого типа, то создавались они с изначальной целью «быть как в Европе». Это потом уже возник интерес к собственным гениям в области живописи, скульптуры и других видов искусств. А изначально государственная казна открывалась для того чтобы выкупить полотна известных мастеров европейского Возрождения, античные фрески, предметы интерьера и скульптуры. Музеи создавались с целью «оевропить» население столиц, познакомить его с классическим искусством, стимулировать развитие таких наук как этнология, археология и этнография.

Музеи всегда предназначались для широкого круга лиц, это были общественные учреждения, часто свободного посещения. Их основная деятельность заключается экспозиционной и культурно-образовательной работе, в России музеи выполняют историческую и просветительскую функцию, на них возложены даже пропагандистские задачи. Музей - место интеллектуального и духовного отдыха, его посещение обязательно для тех, кто хочет приобрести новые знания, провести время за утомительным, но очень содержательным занятием.

Сообщение на тему: «Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - самый крупный в России и один из самых больших в мире художественных музеев».

Эрмитаж не только лучший музей Санкт-Петербурга, но и великолепный образец архитектурных достопримечательностей города. Хотя это не совсем верно. Как музей – это, безусловно, Эрмитаж. Но архитектурную славу имеет парадная царская резиденция Зимний дворец. Музейный комплекс Эрмитаж «поглотил» Зимний дворец, который стал одной из составляющих государственного музея. За 250 лет существования стараниями самых богатейших людей Российской Империи - династии Романовых Эрмитаж собрал коллекцию, которой хватило бы на 50 больших музеев обычных европейских стран. Появился Эрмитаж в 1764 году, как личная коллекция Императрицы Екатерины Великой, и первоначально и был именно «частной коллекцией». Об этом свидетельствует название музея. В переводе с французского "эрмитаж" - ermitage - келья, уединенное место.

Спустя 100 лет Эрмитаж стал настолько важен и велик, что было принято решение открыть его для посещения публики. Это, кстати, показывает, несколько несоответствующий созданному после революции стереотипу был образ «кровавого царского режима». Эрмитаж собрал картины лучших мастеров прошлого. В этом отношении царская семья не считала деньги, и скупала практически все, что было можно.

Теперь на экскурсиях по Эрмитажу можно видеть уникальные полотна великих итальянцев Леонардо да Винчи, Рафаэля и Тициана. Испанских мастеров Эль Греко и Веласкеса. В Эрмитаже большая коллекция голландских и французских мастеров. Веянием моды в залы Эрмитажа попали импрессионисты. Это Моне, Гоген и Пискассо. Пожалуй, для детей и школьников гораздо интереснее коллекции рыцарских доспехов, оружия предметов быта, и уникальных ювелирных изделий. И, конечно, никого не может оставить равнодушным подаренный Потемкиным Екатерине Великой знаменитый заводной павлин. И сегодня можно увидеть, как работают эти часы. Но, увы, очень редко. Павлин заводится раз в неделю и подгадать время экскурсии, чтобы увидеть это чудо довольно трудно.

Сообщение по теме: «Крупнейшие музеи мира».

Лувр – самый известный музей мира. На протяжении веков он неоднократно перестраивался – каждый новый правитель Франции по-своему обновлял или расширял его. В XII веке король Филипп II Август возвел здесь крепость, позднее ее увеличил в размерах Карл V. В XVI веке Франциск I приказал разобрать укрепления и превратил Лувр в роскошную по тем временам королевскую резиденцию, оформив ее в стиле ренессанса. Центром власти красивейший дворец Лувр перестал быть в XVII веке, когда Людовик XIV переехал вместе со всем двором в Версаль.

Национальный конвент Французской революции в 1793 году постановил учредить в Лувре первый общедоступный музей. В нем были собраны предметы искусства, изъятые у аристократии – те, что не успела разграбить вооруженная толпа. Оригинальное дополнение к, казалось бы, совершенной архитектуре Лувра в виде стеклянной пирамиды появилось в 80-х годах XX века по инициативе президента Франсуа Миттерана. Пирамида, поначалу насмешливо прозванная парижанами "теплицей", вскоре превратилась в одну из достопримечательностей Лувра и Парижа, придав легендарному музею новый блеск. Она не только не скрывает стоящих позади нее корпусов Лувра, но и озаряет дневным светом близлежащие залы и коридоры музея и придает особое очарование внешнему облику дворца – удивительный контраст оживляющей современности и внушающей уважение старины.

Сегодня Лувр ежегодно посещает более 5 миллионов человек. В выходные дни здесь очень тесно, несмотря на то, что площадь экспозиции составляет 60 тысяч кв. метров.

Десятки тысяч экспонатов делают Лувр не только известнейшим, но и крупнейшим музеем мира. В Лувре собраны выдающиеся произведения, от древних скульптур и шедевров европейской живописи до образцов декоративно-прикладного искусства.

В XIX веке Наполеон III сделал Лувр своей резиденцией. После его поражения во франко-прусской войне восставшие парижане пытались поджечь дворец, однако один из членов парижской коммуны вовремя опорожнил бочки с нефтью, расставленные в залах уникального музея, и тем самым спас от уничтожения бесценные экспонаты.

Несколько лет назад возникла идея пойти навстречу туристам – однодневным посетителям Лувра – и поместить в одном зале сразу две ярчайшие жемчужины музейной коллекции: "Умирающего раба" Микеланджело и "Джоконду" Леонардо да Винчи.

Однако этот проект так и не был реализован. Администрация музея придерживается мнения, что путешествие по залам Лувра является уникальным уроком по истории искусства, а стремление увидеть только знаменитые произведения ведет к профанации. И с этим утверждением трудно спорить, ведь Лувр готовит нам массу открытий и первых "очных" знакомств с не менее значимых произведений искусства. "Мадонна с зеленой подушкой" Андреа Соларио – типично итальянская живопись XIV века, "Плот "Медузы" Теодора Жерико, ставший первой ласточкой романтизма в изобразительном искусстве, "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах") кисти другого французского романтика Эжена Делакруа – еще одно произведение с мировым именем... Этот список можно продолжать бесконечно, ибо сокровищница Лувра бездонна. Стоит отметить только, что особое место в летописи музея, как и в истории всей Франции, занимает Наполеон Бонапарт. Живописец Антуан-Жан Гро был кем-то вроде хроникера императорских триумфов. Еще один певец Наполеона I Жак Луи Давид поначалу был ярым приверженцем Революции, но позднее его симпатии оказались на стороне Корсиканца, о чем свидетельствует его красноречивое "Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины..." И все-таки все дороги Лувра (о чем неустанно твердят многочисленные указатели) ведут к знаменитой Джоконде. Другие полотна, висящие в самом заветном зале дворцового музея, не выдерживают никакой конкуренции с шедевром итальянского гения.

Таинственная улыбка Моны Лизы – супруги флорентийского купца Франческо дель Джокондо, в свое время даже не удосужившегося оплатить работу мастера над портретом, – многие столетия волнует посетителей Лувра куда более других его экспонатов...

Британский музей, открытый в1759 году, на сегодняшний день является главным музеем Объединенного Королевства. Ежегодно его посещают более 4 миллионов человек. Объясняется такая популярность очень просто: в нем сосредоточены уникальные коллекции. Это и история, и археология, и этнография, и естественные науки, и живопись. Здешние египетские, ассирийские и древнегреческие собрания считаются лучшими в мире. Здесь выставлены мраморные статуи, некогда украшавшие афинский Парфенон, сокровища египетских гробниц, неприметный с виду Розеттский камень, прозванный шифровальным камнем лингвистов, так как с его помощью удалось

расшифровать неприступные египетские иероглифы. В главном здании музея находится«человек из Лима» — мумия доисторического человека, которую работники музея ласково прозвали Питом Маршем. Есть здесь и окаменевший архиоптерикс. Недавно были отреставрированы африканские залы, в которых представлена лучшая в мире коллекция предметов искусства Черного континента. В экспозицию музея включены богатейшие собрания гравюр, монет и медалей. Так как выставки постоянно обновляются, людям, уже посещавшим Британский музей, всегда будет на что посмотреть. Англичане остаются оригиналами во всем: для того чтобы крысы и мыши не портили уникальные коллекции, в штат было зачислено, шесть кошек. Поэтому, если вы, прогуливаясь по залам Британского музея, увидите кошку в униформе(с желтым бантом на шее), знайте —перед вами государственный служащий.

Беседа для Родительского собрания на тему: «Внеклассная работа по краеведению». Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.   Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.

Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя. Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.  Тематика работы историко-краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу; г) проблем, не входящих в учебную программу.   Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края. Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции сменять экскурсией ,прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром видеофильма, диапозитива и т. д. Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес. Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью.  После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений . Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.

Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Методологической основой школьного исторического краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное.  Это положение должно быть взято за основу в работе учителя-краеведа, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины. При изучении истории края следует исходить из взаимосвязи общего и местного еще и потому, чтобы не воспитать “порайонно мыслящих”, не ослеплять учащихся любовью к местному, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...