Внеклассное мероприятие
учебно-методический материал (2 класс) на тему
ЧАС ОБЩЕНИЯ
«Ваши права и обязанности, дети!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya_po_teme_vashi_prava_i_obyazannosti_deti_2_klass.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАС ОБЩЕНИЯ
«Ваши права и обязанности, дети!»
Цель: закрепить полученные детьми знания о своих правах и обязанностях.
Задачи:
- формирование умения правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности;
- формировать положительное отношение к законам и их выполнению;
- способствовать формированию правовой культуры детей.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Чтение стихотворения «Что нужно для счастья?».
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
-Дорогие Ребята, я рада вас приветствовать на нашем внеклассном занятии.
2. Постановка и решение проблемного вопроса. Сценка «ИГРА»
-Предлагаю разыграть сценку, для этого приглашаю 3 мальчиков.
-После уроков ребята решили поиграть.
Алан: Давайте поиграем.
Дима: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, полицейским. А ты, Денис, будешь бандитом.
Денис: А я не хочу.
Алан: Чего не хочешь?
Денис: Играть
Дима: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Денис: Я не хочу.
Алан: Захочешь.
Денис: Что же вы меня заставите?
-Имеют ли право ребята заставить Дениса?...
-Обязан он им подчиняться? …( Заслушиваем точки зрения.)
3. Объявление темы и постановка цели занятия.
-Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.
-Прочитайте тему нашего классного часа («Права и обязанности»)
-Как вы понимаете, что такое право? …
-Из словаря Ожегова: «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»
-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)
-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом,
-В Конвенции 54 статьи.
-Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
-Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь.
4.Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.)
-Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп.
-Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить.
(Показ слайда с правами детей)
- Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);
- Право на имя при рождении;
- Право на медицинскую помощь;
- Право на образование;
- Право на отдых и досуг;
- Право на личную жизнь;
- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка);
- Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- Право на заботу и воспитание родителями;
- Право на защиту от эксплуатации и насилия;
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, эксплуатации, насилию и оскорблениям);
- Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки, на гражданство;
- Право на защиту своих прав.
-Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.
5.Практическая часть.
1.Cказка А.С.Пушкина «О царе Салтане и его сыне Гвидоне..» (1слайд)
• Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);
2. Инсценировка сказки «Снежная Королева».
Кай и Герда сидят и разговаривают с бабушкой.
- «Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?» - спросила Герда.
- «Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает» - сказал Кай.
И тут Кая что-то кольнуло прямо в глаз.
- «Бедняжка Кай, это, наверное, осколок зеркала Снежной Королевы, теперь твое сердце превратится в кусок льда» – сказала Герда.
- «Почему ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некра¬сивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие!» - сказал Кай.
- Кай, кто это?
- Это Снежная Королева и она зовёт меня собой. Я не хочу к ней.
- Герда, спаси меня! Мне холодно!
- «Она украла его! Кай, я обязательно спасу тебя!» - сказала Герда.
Слово учителя:
- Какое право нарушила Снежная Королева?
Запрещены похищение детей и торговля ими. Дети не вещи. Дети - это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.
3. Сказка «Три поросёнка»
• Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки, на гражданство;
4. Инсценировка сказки «Морозко».
Жил-был дед, да с другой женой. У деда была дочка а у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: то не так повернёшься, то не так сделаешь. А родная дочь что ни сделает - за все гладят ее по голове: умница.
Падчерица дрова и воду в избу носила, печь то¬пила, избу мела - еще до света...
Но ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить...
- « Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз.» - ворчит мачеха.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.
Собирайся и отвёз он родную дочь в лес.
Слово учителя:
- Какое право нарушила мачеха?
Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.
5.Инсценировка сказки «Золушка».
Золушка сидит и что-то шьет.
- Внимание, внимание, сегодня вечером принц устраивает бал! Приглашаются все знатные люди королевства.
- « Золушка, ты слышала, мы получили приглашение на бал? Ты срочно должна нам подготовить наряды и сделать прически. Я надену самое скромное платье, но ты разошьешь его золотыми цветами» - сказала одна из сестёр.
- «А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал?»
- похихикала вторая.
- « Ах, что вы, сестрицы! Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?» - ответила Золушка.
– «Что, правда, то, правда. Вот было бы смеху, если бы такая замарашка появилась на балу!» - рассмеялась другая сестра.
– «Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц» - робко спросила Золушка.
- « И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много! Пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох.
Ну а если управишься, можешь приехать на бал» - ровным тоном сказала мачеха.
- «Я за три дня не смогу все это переделать. Бедная я, несчастная!» - печально сказала Золушка.
Слово учителя:
Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал.
6. Сказка «Золотой ключик» Буратино
Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умелыми, воспитанными.
* * *
- А какие права нарушены в других сказках?
6. «Найди ответ» ( На доске)
(на доске развешаны фразы из сказок и статьи декларации прав)
Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»
Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)
Медведь: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».
Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. ст.4.)
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его».
Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)
Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».
Герда… Не имеешь права лишать меня имущества.
Вывод: - Почему же было плохо литературным героям?
(Были нарушены их права /кто-то нарушал их права)
1. Сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Герой сказки не соблюдал личную гигиену, не хотел жить в чистоте и порядке, не дружил с мылом и расчёской, разбрасывал вещи, и поэтому они от него убежали.
Не соблюдены правила экологической безопасности.
2. Павел Бажов «Каменный цветок»
Хозяйка Медной горы заставила Данилу-мастера сделать Каменный цветок в своих владениях, таким образом, лишила его дома, родных, возможности видеть чудо, сотворённое Данилой, людьми.
Нарушены права на свободу творчества.
3.Э. Гофман «Щелкунчик, или Мышиный король»
Заколдованный принц, превращенный Мышильдой в Щелкунчика, вступает в единоборство с Мышиным королём.
Дети не должны принимать участия в вооружённом конфликте.
4.Русская народная сказка «О сестрице Алёнушке и братце её Иванушке»
Баба-Яга насильно удерживает привязанного за верёвку Иванушку в своей избе, нарушая его право на свободу.
Пленный Иванушка должен был быть обеспечен заботой Бабы - Яги, но она не отпускает его. Мало того, она ещё и хочет его съесть!
5.Русская народная сказка «Колобок»
Главный герой сказки Колобок, самовольно ушел из дома, не послушался своих родителей - бабу и деда, поэтому попал в далеко не приятные жизненные обстоятельства и был съеден Лисой.
Родители несут ответственность за своих детей, а дети обязаны слушаться родителей и не покидать своего дома без их разрешения, не вступать в разговор с незнакомыми людьми.
6.Русская народная сказка «Лиса и Заяц»
В этой сказке Лиса хочет завладеть лубяным домом Зайца, нарушая, таким образом, право героя на свой дом и стремясь незаконным образом улучшить свои жилищные условия за счёт другого.
7.Русская народная былина «Садко»
Морской царь насильно удерживает героя былины на дне морском, и только смелость и находчивость Садко помогают ему вернуться к людям и обрести свободу.
Нарушено право героя на возможность сообщить родным о месте своего нахождения, он, по сути, оказался в плену у Морского царя.
Слово учителя
В нескольких статьях Конвенции речь идет о праве на собственное мнение и на свободное мышление, о праве быть выслушанным. (На уроках нужно слушать отвечающего, не перебивать)
-КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ?... (Нельзя нарушать чужие права / надо их уважать)
-В конвенции есть статья: образование должно быть направлено на воспитание уважения к правам другого человека.
-Давайте посмотрим, что ещё кроме прав вы имеете.
6. Обязанности. Анализ ситуаций
-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.
Катя Мухаметова.: Абидин, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Абидин: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
-Кто прав?
-Почему А должен был выучить стих?
-Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.
-Учитель: Марина, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
-Марина: не имеете права эксплуатировать ребёнка.
-Кто прав?
-Почему… Марина должна остаться?
-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях…)
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях
-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....
-Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.»
-Какие же у вас есть обязанности?
7. Работа в группах.
-Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.
Обязанности:
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации;
- получить основное общее образование (9 классов);
- соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,
- соблюдать правила поведения в школе,
Давайте повторим некоторые из них:
1.Добросовестно учись.
2.Соблюдай дисциплину
3. Не пропускай занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник
5.Береги школьное имущество.
6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях. P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
-Давайте подведём итоги:
-В каком международном документе записаны права детей?
-Какой организацией он был принят?
- Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?
- Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй….)
-А ещё? (Уважай чужие права! …)
-И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.
-И в подарок календари.
-Какое ещё право вы приобрели? (владеть имуществом)
-На этом наш классный час подошел к концу.
-Спасибо за работу и активное участие.
Памятка школьнику
- Соблюдай дисциплину
- Добросовестно учись.
- Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.
- Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.
- Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность).
- Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
- Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.
- Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
- В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
- P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...