КЛАССНЫЙ ЧАС «Спешите делать добро», 2 класс
классный час (2 класс) на тему

Капитонова Светлана Николаевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

  «Спешите делать добро», 2 класс

Аннотация: В связи с развитием инклюзивного образования в  школах предлагаю  разработку внеклассного мероприятия « Спешите делать добро»  с целью формирования адекватного уважительного отношения к людям с инвалидностью и ознакомлению с жизнью людей с инвалидностью. В данном материале представлен подробный ход урока. Содержится необходимая информация, методические игры, дидактические материалы. Предлагается раскрытие слов доброта, источник доброты. Данный материал можно использовать как на уроках литературного чтения, так и на классном часе.

Цель: воспитание гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Задачи:

1. Раскрыть для детей понятие «доброта»,  источники доброты (природа, добрые поступки).

2.Учить детей общению, наблюдательности.

3.Формировать  нравственные качества  человека:  забота о других,  взаимовыручка, умение дружить,  делать добро для других.  

4.Содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями;

Оборудование: компьютерная презентация «Спешите делать добро», разработка мероприятия, пластилин ножницы, клей , повязка на глаза,.

Предварительная работа. Чтение  произведения В.Катаева «Цветик-семицветик»

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы работы: методы релаксации, игровые методы, приемы визуализации, тренинговые упражнения, беседа.

.

Ход  урока.

Учитель: Итак, друзья, внимание - ведь прозвенел звонок.

 - Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок.

- А о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас с вами узнаем с помощью подсказки

 Добро – это ты!

 Добро – это я!

 Добро – это целая наша Земля!

 Добро – это праздник в семье,

 Добро – это песня ручья по весне,

 Добро – это радости море и смеха,

 Добро – это также прекрасно, как лето!

 Когда мама с папою рядом – Добро!

 И люди идут, улыбаясь в метро,

 Ну, в общем, добро – это что - то такое,

 Что объяснить не в силах порою!

Итак, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Необычный урок - урок доброты!

Ученик1.  Добрым быть совсем не просто, 
Не зависит доброта от роста. 
Не зависит доброта от цвета, 
Доброта не пряник, не конфета. 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети.

Ученик2.  Что такое добро? Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно возвернется,
У кого-то сильней просто сердце забьется.
Не купить это слово и не продать, 


Ученик3.  Подарить его можно иль просто отдать...
Безвозмездно, не требуя денег обратно,
Это все очень просто и очень понятно.
Я сегодня хочу подарить всем добро,
Как вам, люди, на сердце - Стало тепло?
Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,
И улыбкой оно к вам тот час же вернётся!


Ученик4.  Доброта – она не увядает 
И не ждёт взаимности в ответ… 
Никогда не жжёт, а согревает, 
Оставляя в душах яркий свет… 

Ученик4.  Доброта не судит, не калечит… 
От неё не стоит ждать вреда… 
Лишь она от злобы мир излечит, 
Не завысив цену никогда… 

Ученик5.  Доброта действительно бесценна. 
И старик, что кормит голубей, 
Даже сам не зная, постепенно, 
Эту землю делает добрей… 

Ученик6.  И ребёнок, пожалев дворнягу, 
И отдав с портфеля бутерброд, 
Доброте поступком дал присягу, 
Что в беде друзей не подведёт… 

Ученик7.  Доброта – она всегда богаче 
Самых состоятельных людей… 
У неё ни джипа нет, ни дачи, 
Но Господь поведал нам о ней… 

Ученик8.  И друг другу веря и жалея, 
Не таская в сердце груз обид, 
В целом, мы становимся добрее. 
Ничего, что там, в груди щемит… 

Ученик9.  Доброта всегда протянет руку, 
Несмотря на сделанное зло… 
Не узнать о ней – вот это мука. 
С ней не всем столкнуться повезло… 

Ученик10.  Доброта, как раненая птица, 
Что, сломав крыло, стремится ввысь… 
И блеснёт слезою на ресницах 
Доброта, что верит в нашу жизнь… 

Ученик11.  Где добро, там свет, а как иначе? 
Жизнь без милосердия пуста.
Если от чужого горя плачем, 
Значит, не иссякла доброта… 


Учитель: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)

             Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

  • Любит природу и бережет ее.
  • Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
  • Любит птиц, помогает им выжить в зимнюю пору

Учитель: Сейчас можно услышать, что зло побеждает добро. Доброта , милосердие, сопереживание за других , создают основу человеческого счастья.    Делать добро людям , сохранилось ещё от далёких предков. Доброта , милосердие, вырабатывались столетиями, для того, чтобы нам было легче жить.

 Учитель Добрый человек - готовый прийти на помощь, и готов это делать не ради выгоды, напоказ, а делает это по велению сердца.

Доброта должна идти от сердца, Уже в четвертом веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». ( Платон)

Эту же  мысль продолжил уже в первом веке нашей эры римский философ Сенека: «Человек, который думает о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».  Вспомним и слова Л.Н.Толстого: «В жизни есть одно несомненное счастье – жить для других».

Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.  

Учитель  А что такое зло?

  • -Давайте слепим из пластилина зло?
  • -А потом размажем его на доске, подумайте, на какой полосе мы будем размазывать? ( на доске две полосы из бумаги  –голубая и серая)

Учитель. Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, - ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй  - тёмный. Понимаешь? – Понятно. сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое – то время. Задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как известна, притча –  даёт ответы на самые сложные вопросы, которые ставит перед нами жизнь.  

Светлые или тёмные качества должен  растить в себе человек?

Учитель. Ребята от чего нам становится грустно?

Если вам грустно или кто-то вас обидел , у меня есть карточка « Плохая погода»- вы просто возьмёте и поставите её на парту, а мы не будем мешать , тому у кого «Плохая погода»

Нужно прощать обиды. 

 Учитель.  Просмотр фильма об инвалидах.

Какое чувство вызвал этот фильм?

Беседа про инвалидов. Сегодня 3 декабря- всемирный день инвалидов. И мы  поговорим о детях инвалидах.  Эти люди живут совсем рядом с нами. Но их стараются не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество упорно отвергает тех, потому.

Близ – опрос всех учеников.

1.У кого есть знакомые люди с инвалидностью?

2. Встречали ли вы людей с инвалидностью?

3. Как вы думаете, сколько людей с инвалидностью в городе?

4. Какие бывают виды инвалидности?

5.Почему становятся инвалидами?

6. В каком возрасте становятся инвалидами?

7.Каких людей с инвалидностью больше - пожилых или молодых?

8. Кем и где работают люди с инвалидностью?

Мини-лекция об инвалидности.

Дети-инвалиды это - реальные люди, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей. Инвалиды - такие же люди, как мы с вами, только они намного больше понимают ценность обычных вещей - видеть, слышать, ходить, сидеть.  Понимают, что видеть утро, людей, кошек -  это здОрово. Современный человек не ценит то бесценное, что имеет - зрение, слух, речь, возможность ходить..? Инвалиды - такие же люди, как мы с вами, только они намного больше понимают ценность обычных вещей - видеть, слышать, ходить, сидеть.

Вывод. Инвалидам не нужна опека. Инвалидам нужны равные возможности, немного комфорта в их среде обитания, понимание и диалог с обществом.

Физкультминутка.

 Доброта должна идти от сердца,.

Положите ручки на сердце.

Закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.

Поделитесь своей добротой с другом. Прикоснитесь ладошками к другу.

  Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик - семицветик»

Учитель.  - Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по моему вели.
Вели, чтобы…

Учитель.  Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

- Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?

- Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось  помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все

Проблемные ситуации по группам.

Сестра Маши ездит в инвалидной коляске. Маша пригласила одноклассников к себе на день рождения. Они увидели сестру и быстро засобирались домой. После этого весь класс обсуждал сестру Маши.

Упражнение «Связанные руки».

 Цель: создание возможности пережить ограничение движения рук.

Детям связываются руки, а затем их просят застегнуть - расстегнуть пуговицы на куртке, написать мелом на доске и т. д.

Упражнение: «Что слышно?»

Цель: обращение  внимания на значение слуха в жизни, развитие слухового внимания.

Я предлагает вам в течение 1 минуты обратить внимание на окружающие их звуки, а затем рассказать, что они услышали.
 Как прекрасно проснуться утром, услышать пение птиц, шелест листьев на деревьях, почувствовать гармонию души и тела… — это счастье.
  Отнестись к нему, как к равному человеку.

Упражнение «Слепой, Глухой, Немой».

Цель: погружение совершенно здоровых людей в мир человека с ограниченными возможностями, развитие эмпатии.

Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо играть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии.

  • 1й – не двигается, не слышит, но говорит и видит
  • 2й – не говорит, не слышит, но двигается и видит
  • 3й -  не говорит, не видит, но слышит и двигается

Задания для коммуникации:

  • Вы собрались на праздник, нужно договориться в какие костюмы оденетесь и какой возьмете подарок;
  • Составьте список любимых продуктов для дня рождения;

Учитель. Что вы можете сделать для детей инвалидов,  как помочь им?

Давайте из полосок сделаем дорогу добра. И напишем на них, какое нибудь,  доброе дело для  своих близких людей.

Вывод. Нельзя   оскорблять,   неуважительно  отзываться   о  ком-либо,  давать оценочные суждения, критиковать

Учитель.  Сейчас вы узнаете о человеческой  стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями

Дети рассказывают об инвалидах.

  Диана Гурцкая. Ее история похожа на историю Золушки. Диана Гурцкая родилась 2 июля в Сухуми (Абхазия) в семье бывшего шахтера и бывшего педагога. Ее история похожа на историю Золушки.  . Медицина не достигла того уровня, чтобы дать ей зрение. Поет с детства. Окончила школу для слепых. Музыкальное образование: музыкальная школа по классу фортепиано, Московское училище им. Гнесиных.  До шестнадцати лет она очень страдала из-за своей слепоты, плакала, сетовала на судьбу. А потом наступил перелом - Диана не только смирилась с тем, что будет всегда жить в ТАКОМ мире, но и нашла в нем много поводов для радости. В семье ее всегда окружала и окружает любовь.

Учитель. Посмотрите на доску. На то похоже?

На землю.

-А земля выращивает только хорошее и доброе.

-Мы с вами вырастим мечту. Вместе нарисуем росточки, и какой же сад без цветочков,

-А теперь  вырежем цветочки –  желания и приклеим их на доску и напишем на них пожелания.

Вывод: Делать добро это здорово. А сейчас мы подарим сердечную доброту , всем гостям печенье в форме сердечек.

Песня «Дорога добра» Музыка - Марк Минков, слова - Юрий Энтин.

1. Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

 

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

 

2. Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

 

3. Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

 

4. Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Домашнее задание:  В течение недели отнеситесь к своим родным как можно заботливее.  Понаблюдайте, что изменится за это время в  семье.

                  Список использованной литературы.

1.Антонова Т.А. , учитель русского языка  и литературы // Уроки доброты, любви, нравственности (урок внеклассного чтения по притчам о добре и зле, "Рождественской сказке" Е.А. Потехиной). 5-й класс) [Электронный ресурс] URL:  http://literature.area7.ru/, свободный (дата обращения: 12.10.2014).

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. - М. : Кирилл и Мефодий, 2000. - 2 электрон, опт. диск..

3.Е. Выговская, Ю.Симонова, Н. Хлудов, С. Прушинский, М. Перфильева Пособие По Проведению Уроков доброты со школьниками младших классов ) [Электронный ресурс]

4.Классные часы: 4 класс  /  Авт-сост.Н,Н, Дробинина.-М.: ВАКО, 2010.-224 с.

5.. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: ООО «А ТЕМП»,2013.- 874 с.

6.. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» / Под ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: «Питер», 2009

7..«Материалы к учебному курсу «Тренинг для тренеров» / Компания «Процесс Кон- салтинг» – М.: 2001.

8..Максимова Л  Ангелы земли [Электронный ресурс] URL:  http://nsportal.ru/, свободный (дата обращения: 12.10.2014).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Спешите делать добро"

Конспект этого классного часа о добре, взаимопонимании, толерантного отношения друг к другу. Этот классный час я проводила в 4 классе. но думаю, что он подойдет учащимся 3 класса.По окончании классноо...

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....

Классный час " Спешите делать добро"

Научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков....

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Классный час "Спешите делать добрые дела" для 4 класса...

Классный час " Спешите делать добрые дела!"

"Классный час  по духовно - нравственному воспитанию "Спешите делать добрые дела!"...

ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА»

Цели: становление нравственно – зрелой личности, воспитание желания совершать добрые дела....

Классный час "Спешите делать добрые дела".

Разработка классного часа во 2 классе "Спешите делать добрые дела"....