Внеклассное мероприятие "Синее чудо России"
методическая разработка (2 класс) по теме

мероприятие посвященно для ознакомления детей с народным промыслом " Гжель". 

 

 

 

 

 

 

Сценарий

фольклорного праздника

«Синее чудо России»

 во 2 «Б» классе.

 

 

 

Учитель МБОУ СОШ №16

Кукушкина С.С.

 

 

 

 

                               Фольклорный праздник

«Синее чудо России».

 

Цели:

познакомить гостей праздника с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики, разнообразием её форм, особенностью росписи,

воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам,

развивать творческую активность, речь детей.

Оборудование:

  • таблицы: «Гжельская посуда», «Элементы гжельской росписи»,
  • выставка детских рисунков по мотивам гжельской росписи (подносы, блюдца, чайники, матрёшки),
  • выставка посуды, изделий гжельских мастеров,
  • презентация «Синее чудо России».

                            Ход праздника.

Петрушка:

Я весёлая игрушка,

А зовут меня… (Петрушка)

Верно!!!

Я самый весёлый на свете

За это я нравлюсь

И взрослым, и детям!

Солнце яркое встаёт.

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке чего есть

Нам с вами не счесть!

Бусы, игрушки, посуда

И, конечно, известно, откуда,

Из Гжели! Из Гжели! Из Гжели!

Что?... Съели?

Думали, не догадаюсь.

И, как маленький, разрыдаюсь.

Ха-ха-ха!!! Ха-ха-ха!!!

Вот такая чехарда!

Музыка, играй

Да народ созывай!

                                (Под музыку входят дети и выстраиваются.)

 

Сценка «На ярмарке».

А ну, налетай народ, ярмарка идёт! Семечки жареные, блинчики румяные, петушки, ватрушечки, квасок холодный.

1.        А ну, налетай, не зевай, народ,

  Яркая, пёстрая ярмарка идёт.

       Блиночки, грибочки, плати, не скупись.

 

       Платки расписные, в цене договорись.

Припев:

        Ах, ярмарка, ах, ярмарка, как ты хороша,

        У русского народа широкая душа.

        Ах, ярмарка, ах, ярмарка, какие чудеса,

        Ах, расписная ярмарка, народная краса.

2.      Плюшки, ватрушки, давай покупай,

      Горячий чаёк поскорей наливай.

      Блиночки - горячие, фурычит самовар.

      У нас самый лучший, отменный товар.

Припев: тот же. Проигрыш.

3.      Ярмарка, ярмарка, играет свирель.

 В разгаре веселье, кружит карусель.

Тянет Ванюшка гармошки меха.

Талантами наша Россия щедра.

Припев: два раза.

         Семечки жареные, блинчики сладкие, бублики, бараночки, петушки на палочке.    

         Семечки жареные, вкусные, солёные, прянички, ватрушечки, покупай … УХ!!!!!!!!!!!!

Как прекрасна наша Русь!

Как богата наша Русь!

Славится русская земля мастерами!

Славится Россия своими делами!

 

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Это необыкновенная Гжель!

 

Расскажите-ка, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно, взятые из сказки,

Да и сказки не простой,

Снежно-бело-голубой?

Где живут мастера?

 

Да что вы, в самом деле,

В Гжели!

Гжель – посёлок есть такой

Под Москвой,

Дома с наличниками

И резьбой.

 

Земля подмосковная                                                                             

Сосны да ели.                                                                                   

Стоит, подрисована синькою Гжель.                                    

Неужели, в самом деле                                                                   

Не бывали вы  во Гжели?                                          

Неужели, в самом деле                                     

Вы во Гжели не глядели                                                                          

На изделья-рукоделья                                        

Неужели?     

                                        

Мы, умельцы гжельские,

Известны на Руси

Керамикой чудесною,

У каждого спроси!

 

Сине-голубые                                                                              

Розы, листья, птицы.                                                                            

Увидев вас впервые,                                                                       

Каждый удивится.                                        

Чудо на фарфоре-                                                                           

Синяя купель                                                                            

Это называется                                                                         

Просто роспись…(гжель)

 

Что случилось? Бело вокруг,

Лишь голубые цветы встали в круг.

Синь морская с рекою белой -

Как подобранно умело!

 

Мы все любим синий цвет,

Потому что краше нет

Небо гжельское такое –

Лучезарно – голубое.

В речке синяя водица –

Так и хочется напиться!

 

Ну, а только лето будет –

Голубица там и тут.

Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут.

Презентация.

Слайд  1.          Синее чудо России.

Слайд 2.        Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Сейчас всю глиняную посуду называют керамикой. Это слово произошло от греческого «керамос», что и значит глина.                    

                         Название села Гжель происходит от старинного русского слова «жгель» т.е. жечь, обжигать, а гжельские крестьяне испокон веков обжигали глиняную посуду, игрушки, изразцы. Судя по данным археологических раскопок, гончарное производство в Гжели возникло не позднее XV в., а в письменных источниках село Гжель упоминается уже во времена Ивана Калиты от 1328года.

Ведущий 1.    

                   В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди лесов и полей стоит большое село Гжель, а чуть более 700 лет назад это была деревенька.

                  Давным-давно жили - были смелые и умелые, весёлые и красивые мастера. Собрались они думу думать, как бы  им лучшее мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали, думали и придумали!

Слайд 3 -6.

Ведущий 2.

                   Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую -  белую и решили лепить из глины посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской различных оттенков.

                   Рисовали на посуде разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась людям красивая утварь, и стали называть её «нежно-голубое чудо».

Ведущий 1.

                   Само название села говорит о многом. Прочтите внимательно слово. Из каких согласных звуков оно состоит – из звонких или глухих? ( Из звонких согласных звуков.)

      Верно. Звуки слова звенят так же, как и знаменитый гжельский фарфор.

 

Взял мастер  в  руки  кисть

И  в  синь  небес  макнул.

Взамен  холста – взял  белизну

Просторов  наших  русских

И  полились  узоры,  вензеля

Вспорхнули  птицы,  зацвели  сады…

Вдруг  зазвенела  синяя  капель,

Явилось  чудо  русской  нам  зимы,

С  таким  же  звонким  званьем – Гжель!

Ведущий 2.

             Но почему гжель так притягивает к себе? Что особенного в этих сине-голубых орнаментах на белом фоне?

Кто придумал эти краски?

Словно взятые из сказки,

Да сказки не простой,

А бело – голубой.

               Узоры выполнены синей краской. На Руси издавна любили синий цвет.  

               Россия – страна синих рек и озер! В лесах и на лугах – россыпи синих и голубых цветов! Небо над головой – синее-синее!

               Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья).

               Белый цвет - является оттенком добра, исцеления от болезней. Это цвет очищения, цвет сияния Луны и снега. Он олицетворяет облака, чистоту света. Поэтому белый цвет можно смело назвать цветом святости.

Ведущий 1.     

                   Послушайте легенду о том, почему художники выбрали синий цвет для своих работ:

                   Жили – были три девочки-подружки. На Руси дети рано учились творчеству. С пяти лет девочки шили и вышивали, мальчики строгали и пилили, помогая  взрослым. А ещё дети любили песни петь, хороводы водить, в игры играть. Наряд у них был простой - чистая рубаха, да шёлковая лента.

(Выходят девочки, разговаривают и смеются)

             -Ой, девочки, как мне надоела моя рубаха. Она такая скучная, как бы её украсить?

              -А, давайте придумаем узор, но такой, чтобы все посмотрели, и поняли, в какой стороне мы живём.

             -Вон в Дымково, наряд яркий, весёлый. Полоски и точки разного цвета, сразу поймёшь, откуда родом.

             -А в Хохломе наряды яркие чёрные, красные с золотом, ни с кем не перепутаешь. Вот и нам нужно своё создать, непохожее на других.

               -Эх, девочки, а какой у нас край светлый, чистый, небеса синие-синие, а облака, словно лебеди или корабли плывут. Красотища!!!

               -Так давайте создадим узор лёгкий и воздушный как небеса…

(Две девочки в центре круга изображают шитьё и вышивание, остальные водят хоровод и поют песню.)

(Хоровод)

  Голубизну небесную,
 Что сердцу так мила,
      Кисть мастера на чашку

                                                             Легко перенесла.

Припев: У каждого художника,
                    Есть свой узор любимый.
                 И в каждом отражается
              Сторонушка родимая.

Её трава шелковая,
  Её цветы весенние –
         И мастерство волшебное
     Достойно восхищения.

Припев:  У каждого художника,
                    Есть свой узор любимый.
                И в каждом отражается
              Сторонушка родимая.

(Хоровод расступается, девочки сняли белые рубахи и оказались в расписных костюмах под Гжель)

Слайд 7-8.

Ведущий 2.

                   Обрадовались взрослые мастера и с тех пор расписывают  синими узорами и посуду и игрушки, и часы, и даже церкви. Прославилась Гжель своей росписью, лёгкой и воздушной, как небеса.

 

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче как вчера!

 

Темно-синее чудо,

Соловьиная трель.

Всем ты  в душу запала,

Наша русская Гжель!

Ведущий 2.

                              А сейчас мы познакомим вас с технологией изготовления изделий    Гжели.

 Слайд 9.

                               В  1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по  производству  майоликовой посуды с многоцветной росписью по белому фону. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными непрозрачными глазурями – эмалями.

              А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.

             И все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Слайд 10.             Мы на фабрике.

Слайд 11              Формовочный цех.

Слайд 12.             Здесь жидкую фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы.

Слайд 13.             Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.

Слайд 14.               Цех оправки. Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая    губкой.

                        Затем изделия «купают» в фуксине, они приобретают розовую окраску, на которой хорошо видны трещины и прочий возможный брак. Эта краска выгорает во время обжига. Заготовку изделия обжигают в печи 8 часов для придания прочности.

Слайд 15 – 16.         Цех художественной росписи.

                                   Рабочее место мастера.

Слайд 17.            Каждое изделие мастер расписывает вручную.       

Слайд 18.            Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии.

                         Художники,  наносят  рисунок на изделие кистью. Мотивами этой росписи являются декоративные цветы, листья, травы. В работе используют краску – кобальт. Она имеет чёрный цвет.

Слайд 19.

                           Затем изделие опускают в раствор жидкого стекла (глазури).

 И завершается процесс изготовления майолики обжигом в печи при

Т =1350 С - 18 часов.

                  Кобальт в печи становиться синего цвета, а глазурь тончайшим стеклянным покрытием для рисунка.

                Краска-то одна, а добиться нужно всей полноты васильковых оттенков. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Представляете, какое нужно иметь чувство цвета!

 

Слайд 20-21.

                             По форме гжельские изделия отличаются от других.

                             Квасники – декоративные кувшины, таких нигде больше не делали. В их круглом тулове – круглое отверстие для льда.

                             Кумганы похожи на птицу с округлым плоским туловом на лапках-подставках с выгнутой шеей-носиком.

Слайд 22.    

                                         Белый чайничек из Гжели вам запомнится навек.

                                         Неужели-неужели это сделал человек?!

Слайд 23.     Вазы.

                Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

                          Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

                                                 Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

Слайд 24.     Маслёнки. 

                С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

                     Сотворили это чудо не за тридевять земель

 Слайд 25.     Супницы и салатницы.

                                                  Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

                     Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Слайд 26.     Набор для специй.

                      Синеглазая посуда, как весною небеса.

                      Вазы, чайники и блюда, так и светят на столе!

                      Из расписанной посуды есть вкусней и веселей!

Слайд 27-28.

                         У каждого художника есть свой узор любимый,

                         И в каждом отражается сторонушка родимая.

Слайд 29.

                        Её трава шелковая,

                        Её цветы весенние

                        И мастерство волшебное

                       Достойно восхищения!

Слайд 30.

                          Настольные лампы,

                          Подсвечники, часы.

  Слайд 31.       Животные и птицы

                          Невиданной красы!

Слайд 32.

                          Гордятся в Гжели жители

                          Небесной синевой,

                          Не встретите на свете вы

                          Красоты такой.

Слайд 33.       Основные элементы росписи. Линии и точки, бордюры.

Слайд 34.       Капельки. Этот мазок лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные по стеблю.

Ведущий 1.    

          - Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий? ( Гжельской розой).

          - А в жизни разве роза бывает синей? Наверное, эта роза сказочная.

          - Старые люди говорят так:

                               Звучит русская  лирическая  мелодия.

          В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые.

          Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила  беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя! - сказала она. И купец уехал.

          Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

          Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую  расписную посуду с синей розой.

Слайд 37.     Посуда.

 Слайд 36.   В росписи используется техника мазками.Гжельскую розу часто называют и по-другому — агашкой.

                     Роспись по фарфору в основном выполняли наделённые художественным вкусом простые заводские работницы, из крестьянок. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространённым, — отсюда-то и пошло название «агашка».

 Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

                                                          Синими цветочками,

                                                          Нежными виточками.

                                                          На белом фарфоре,

    Как на заснеженном поле

 Из-под белого снежочка

                                                          Растут синие цветочки.

Ведущий 2.

                    - Вот сколько интересного мы узнали о гжельском чуде и вам поведали.

                    - А сейчас вашему вниманию предлагается…                                           

Слайд 37.             Кроссворд.

 

1.Название промысла  - Гжель.

2.Основной цвет гжельской росписи – синий.

3.Элемент росписи – листок.

4.Инструмент художника – кисть.

5.Приём работы кистью – мазок.

                6.Керамика,  покрытая глазурью – майолика.

Ведущий 1.  

                    -  А теперь  ставьте ушки на макушки, вам про Гжель споют частушки!

1.Собрались сегодня тут                

Не по простому случаю.                                                                         

Славной матушки Руси                                        

Промыслы изучим мы.

 

2.Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

 

3.Что это за чудо!

Гжельская посуда!

Всем и каждому мила

Русской гжели синева.

 

4.Голубые чашки, ложки,

Голубые все цвета

Лишь оттенки, лишь оттенки

Изменили мастера.

 

5.Вся посуда расписная-

Может садик зацвести

Красота вокруг такая,

Просто глаз не отвести.

 

 6.По полю гуляла я

 Три цветочка нашла:

 Белый, синий, голубой-

 Я любуюсь красотой.

 

7.Мыл я гжельскую посуду,

Разлетелись брызги всюду.

Брызги вытру-не беда!

Ох, посуда хороша!

 

 8.Дома краски я нашла

 Синим глазки подвела,

 Щёчки подрумянила

 Мама не ругай меня.

 

9.Юбку белую надела,

Синю ленту заплела.

Вот какая  стала я,

Полюбуйтесь на меня!

 

10.Синенький цветочек,

Синенький листочек,

Это роза гжельская,

А не  василёчек.

 

11.Я в окошко смотрю

На берёзку и ель.

Приглашу с собой Кирилла

На экскурсию в Гжель!

 

12.На окошке два цветочка,

Беленький  да синенький

Когда, мама, подрасту,

Подарю их миленькой.

 

13.Мы девчонки-хохотушки.

Любим расписной фарфор,

Потому что на уроке

Шёл о Гжели разговор.

 

14.Подмосковны мастера

Традиции хранили

Уже семь веков прошло

А Гжель не позабыли.

 

15.Синее - синего узор,

Белее белого фарфор.

Гжельские изделия -

Просто загляденье!

 

 16.Какое рукоделие -

Гжельские изделия!

Мы не просто детвора,

Мы по Гжели мастера!

 

17.В Гжели делают посуду,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

 

18.Ты играй моя гармошка               

Ты подруга подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.

 

Ведущий 2.

                   -  А прославлялись изделия народных промыслов под игру балалайки – русского народного инструмента.

 

Исполнение музыкального произведения на балалайке учеником.

  Слайд 38.    Сервиз.

                                             За  столом  сидели  бабушка  и  дед,

Пили  чай  из  Гжели  часто,  много  лет.

Чайник, чашки, кружки  согревали  нас,

Милые  зверушки  радовали  глаз.

Но  пришел  с  подружкой внук к себе домой.

                                             Ходики с кукушкой,  скатерть с бахромой…

Может,  и  дичают  где-то  там  вдали,

Только в Гжель  он  чаю  для  неё  налил.

 Сколько б  ни  летели  миллионы  дней,

 Мы  без  нашей  Гжели, словно без корней.

 Белизны  и  сини  нежные  цветы,

                                              Это  всё  Россия – мама, папа, ты! 

    Слайд 39.   Сказочная рыба.

Ведущий 1.

                   По сей день стоит средь лесов и полей старинное село Гжель. Работают в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают  славную традицию - лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Ведущий 2.

        Вот так и повелось, что каждый своим мастерством всех радовал, своих детей и правнуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси!

  Слайд 40.   Женщина с посудой.                                                                        

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых!

      Синяя сказка – глазам загляденье,

      Словно весною капель,

      Ласка, забота, тепло и терпенье,

      Русская звонкая Гжель!

 

Всё то, что сделано руками

И сердцем русских мастеров,

Живёт и будет жить веками

Среди сокровищ всех миров.

 

                                   Сколько  сказочных  мест  у  России,

                                   Городов у  России  не  счесть,

                                   Может,  где–то  бывает  красивей,

                                   Но не будет  роднее, чем  есть! 

 

Мастер – класс. Изготовление розы  из салфеток.

 

Заключительное слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinee_chudo_rossii.docx54.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

фольклорного праздника

«Синее чудо России»

 во 2 «Б» классе.

Учитель МБОУ СОШ №16

Кукушкина С.С.

                               Фольклорный праздник

«Синее чудо России».

Цели:

познакомить гостей праздника с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики, разнообразием её форм, особенностью росписи,

воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам,

развивать творческую активность, речь детей.

Оборудование:

  • таблицы: «Гжельская посуда», «Элементы гжельской росписи»,
  • выставка детских рисунков по мотивам гжельской росписи (подносы, блюдца, чайники, матрёшки),
  • выставка посуды, изделий гжельских мастеров,
  • презентация «Синее чудо России».

                            Ход праздника.

Петрушка:

Я весёлая игрушка,

А зовут меня… (Петрушка)

Верно!!!

Я самый весёлый на свете

За это я нравлюсь

И взрослым, и детям!

Солнце яркое встаёт.

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке чего есть

Нам с вами не счесть!

Бусы, игрушки, посуда

И, конечно, известно, откуда,

Из Гжели! Из Гжели! Из Гжели!

Что?... Съели?

Думали, не догадаюсь.

И, как маленький, разрыдаюсь.

Ха-ха-ха!!! Ха-ха-ха!!!

Вот такая чехарда!

Музыка, играй

Да народ созывай!

                                (Под музыку входят дети и выстраиваются.)

Сценка «На ярмарке».

А ну, налетай народ, ярмарка идёт! Семечки жареные, блинчики румяные, петушки, ватрушечки, квасок холодный.

  1.   А ну, налетай, не зевай, народ,

  Яркая, пёстрая ярмарка идёт.

       Блиночки, грибочки, плати, не скупись.

       Платки расписные, в цене договорись.

Припев:

        Ах, ярмарка, ах, ярмарка, как ты хороша,

        У русского народа широкая душа.

        Ах, ярмарка, ах, ярмарка, какие чудеса,

        Ах, расписная ярмарка, народная краса.

  1. Плюшки, ватрушки, давай покупай,

      Горячий чаёк поскорей наливай.

      Блиночки - горячие, фурычит самовар.

      У нас самый лучший, отменный товар.

Припев: тот же. Проигрыш.

  1. Ярмарка, ярмарка, играет свирель.

 В разгаре веселье, кружит карусель.

Тянет Ванюшка гармошки меха.

Талантами наша Россия щедра.

Припев: два раза.

         Семечки жареные, блинчики сладкие, бублики, бараночки, петушки на палочке.    

         Семечки жареные, вкусные, солёные, прянички, ватрушечки, покупай … УХ!!!!!!!!!!!!

Как прекрасна наша Русь!

Как богата наша Русь!

Славится русская земля мастерами!

Славится Россия своими делами!

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Это необыкновенная Гжель!

Расскажите-ка, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно, взятые из сказки,

Да и сказки не простой,

Снежно-бело-голубой?

Где живут мастера?

Да что вы, в самом деле,

В Гжели!

Гжель – посёлок есть такой

Под Москвой,

Дома с наличниками

И резьбой.

Земля подмосковная                                          

Сосны да ели.                                      

Стоит, подрисована синькою Гжель.                              

Неужели, в самом деле                                    

Не бывали вы  во Гжели?                                          

Неужели, в самом деле                  

Вы во Гжели не глядели                                              

На изделья-рукоделья                      

Неужели?        

                                         

Мы, умельцы гжельские,

Известны на Руси

Керамикой чудесною,

У каждого спроси!

Сине-голубые                                

Розы, листья, птицы.                                          

Увидев вас впервые,                                      

Каждый удивится.        

Чудо на фарфоре-                                    

Синяя купель                              

Это называется                              

Просто роспись…(гжель)

Что случилось? Бело вокруг,

Лишь голубые цветы встали в круг.

Синь морская с рекою белой -

Как подобранно умело!

Мы все любим синий цвет,

Потому что краше нет

Небо гжельское такое –

Лучезарно – голубое.

В речке синяя водица –

Так и хочется напиться!

Ну, а только лето будет –

Голубица там и тут.

Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут.

Презентация.

Слайд  1.          Синее чудо России.

Слайд 2.        Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Сейчас всю глиняную посуду называют керамикой. Это слово произошло от греческого «керамос», что и значит глина.                    

                         Название села Гжель происходит от старинного русского слова «жгель» т.е. жечь, обжигать, а гжельские крестьяне испокон веков обжигали глиняную посуду, игрушки, изразцы. Судя по данным археологических раскопок, гончарное производство в Гжели возникло не позднее XV в., а в письменных источниках село Гжель упоминается уже во времена Ивана Калиты от 1328года.

Ведущий 1.    

                   В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди лесов и полей стоит большое село Гжель, а чуть более 700 лет назад это была деревенька.

                  Давным-давно жили - были смелые и умелые, весёлые и красивые мастера. Собрались они думу думать, как бы  им лучшее мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали, думали и придумали!

Слайд 3 -6.

Ведущий 2.

                   Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую -  белую и решили лепить из глины посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской различных оттенков.

                   Рисовали на посуде разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась людям красивая утварь, и стали называть её «нежно-голубое чудо».

Ведущий 1. 

                   Само название села говорит о многом. Прочтите внимательно слово. Из каких согласных звуков оно состоит – из звонких или глухих? ( Из звонких согласных звуков.)

      Верно. Звуки слова звенят так же, как и знаменитый гжельский фарфор.

Взял мастер  в  руки  кисть

И  в  синь  небес  макнул.

Взамен  холста – взял  белизну

Просторов  наших  русских

И  полились  узоры,  вензеля

Вспорхнули  птицы,  зацвели  сады…

Вдруг  зазвенела  синяя  капель,

Явилось  чудо  русской  нам  зимы,

С  таким  же  звонким  званьем – Гжель!

Ведущий 2.

             Но почему гжель так притягивает к себе? Что особенного в этих сине-голубых орнаментах на белом фоне?

Кто придумал эти краски?

Словно взятые из сказки,

Да сказки не простой,

А бело – голубой.

               Узоры выполнены синей краской. На Руси издавна любили синий цвет.  

               Россия – страна синих рек и озер! В лесах и на лугах – россыпи синих и голубых цветов! Небо над головой – синее-синее!

               Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья).

               Белый цвет - является оттенком добра, исцеления от болезней. Это цвет очищения, цвет сияния Луны и снега. Он олицетворяет облака, чистоту света. Поэтому белый цвет можно смело назвать цветом святости.

Ведущий 1.     

                   Послушайте легенду о том, почему художники выбрали синий цвет для своих работ:

                   Жили – были три девочки-подружки. На Руси дети рано учились творчеству. С пяти лет девочки шили и вышивали, мальчики строгали и пилили, помогая  взрослым. А ещё дети любили песни петь, хороводы водить, в игры играть. Наряд у них был простой - чистая рубаха, да шёлковая лента.

(Выходят девочки, разговаривают и смеются)

             -Ой, девочки, как мне надоела моя рубаха. Она такая скучная, как бы её украсить?

              -А, давайте придумаем узор, но такой, чтобы все посмотрели, и поняли, в какой стороне мы живём.

             -Вон в Дымково, наряд яркий, весёлый. Полоски и точки разного цвета, сразу поймёшь, откуда родом.

             -А в Хохломе наряды яркие чёрные, красные с золотом, ни с кем не перепутаешь. Вот и нам нужно своё создать, непохожее на других.

               -Эх, девочки, а какой у нас край светлый, чистый, небеса синие-синие, а облака, словно лебеди или корабли плывут. Красотища!!!

               -Так давайте создадим узор лёгкий и воздушный как небеса…

(Две девочки в центре круга изображают шитьё и вышивание, остальные водят хоровод и поют песню.)

(Хоровод)

  Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
     Кисть мастера на чашку

                                                             Легко перенесла.

Припев: У каждого художника,
                   Есть свой узор любимый.
                И в каждом отражается
             Сторонушка родимая.

Её трава шелковая,
 Её цветы весенние –
        И мастерство волшебное
    Достойно восхищения.

Припев:  У каждого художника,
                   Есть свой узор любимый.
               И в каждом отражается
             Сторонушка родимая.

(Хоровод расступается, девочки сняли белые рубахи и оказались в расписных костюмах под Гжель)

Слайд 7-8.

Ведущий 2.

                   Обрадовались взрослые мастера и с тех пор расписывают  синими узорами и посуду и игрушки, и часы, и даже церкви. Прославилась Гжель своей росписью, лёгкой и воздушной, как небеса.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче как вчера!

Темно-синее чудо,

Соловьиная трель.

Всем ты  в душу запала,

Наша русская Гжель!

Ведущий 2.

                              А сейчас мы познакомим вас с технологией изготовления изделий    Гжели.

 Слайд 9.

                               В  1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по  производству  майоликовой посуды с многоцветной росписью по белому фону. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными непрозрачными глазурями – эмалями.

              А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.

             И все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Слайд 10.             Мы на фабрике.

Слайд 11              Формовочный цех.

Слайд 12.             Здесь жидкую фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы.

Слайд 13.             Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.

Слайд 14.               Цех оправки. Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая    губкой.

                        Затем изделия «купают» в фуксине, они приобретают розовую окраску, на которой хорошо видны трещины и прочий возможный брак. Эта краска выгорает во время обжига. Заготовку изделия обжигают в печи 8 часов для придания прочности.

Слайд 15 – 16.         Цех художественной росписи.

                                   Рабочее место мастера.

Слайд 17.            Каждое изделие мастер расписывает вручную.       

Слайд 18.            Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии.

                         Художники,  наносят  рисунок на изделие кистью. Мотивами этой росписи являются декоративные цветы, листья, травы. В работе используют краску – кобальт. Она имеет чёрный цвет.

Слайд 19.

                           Затем изделие опускают в раствор жидкого стекла (глазури).

 И завершается процесс изготовления майолики обжигом в печи при

Т =1350 С - 18 часов.

                  Кобальт в печи становиться синего цвета, а глазурь тончайшим стеклянным покрытием для рисунка.

                Краска-то одна, а добиться нужно всей полноты васильковых оттенков. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Представляете, какое нужно иметь чувство цвета!

Слайд 20-21.

                             По форме гжельские изделия отличаются от других.

                             Квасники – декоративные кувшины, таких нигде больше не делали. В их круглом тулове – круглое отверстие для льда.

                             Кумганы похожи на птицу с округлым плоским туловом на лапках-подставках с выгнутой шеей-носиком.

Слайд 22.   

                                         Белый чайничек из Гжели вам запомнится навек.

                                         Неужели-неужели это сделал человек?!

Слайд 23.     Вазы.

                Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

                          Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

                                                 Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

Слайд 24.     Маслёнки.  

                С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

                     Сотворили это чудо не за тридевять земель

 Слайд 25.     Супницы и салатницы.

                                                  Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

                     Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Слайд 26.     Набор для специй.

                      Синеглазая посуда, как весною небеса.

                      Вазы, чайники и блюда, так и светят на столе!

                      Из расписанной посуды есть вкусней и веселей!

Слайд 27-28.

                         У каждого художника есть свой узор любимый,

                         И в каждом отражается сторонушка родимая.

Слайд 29.

                        Её трава шелковая,

                        Её цветы весенние

                        И мастерство волшебное

                       Достойно восхищения!

Слайд 30.

                          Настольные лампы,

                          Подсвечники, часы.

  Слайд 31.       Животные и птицы

                          Невиданной красы!

Слайд 32.

                          Гордятся в Гжели жители

                          Небесной синевой,

                          Не встретите на свете вы

                          Красоты такой.

Слайд 33.       Основные элементы росписи. Линии и точки, бордюры.

Слайд 34.       Капельки. Этот мазок лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные по стеблю.

Ведущий 1.     

          - Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий? ( Гжельской розой).

          - А в жизни разве роза бывает синей? Наверное, эта роза сказочная.

          - Старые люди говорят так:

                               Звучит русская  лирическая  мелодия.

          В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые.

          Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила  беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя! - сказала она. И купец уехал.

          Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

          Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую  расписную посуду с синей розой.

Слайд 37.     Посуда.

 Слайд 36.   В росписи используется техника мазками.Гжельскую розу часто называют и по-другому — агашкой.

                     Роспись по фарфору в основном выполняли наделённые художественным вкусом простые заводские работницы, из крестьянок. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространённым, — отсюда-то и пошло название «агашка».

 Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

                                                          Синими цветочками,

                                                          Нежными виточками.

                                                          На белом фарфоре,

    Как на заснеженном поле

 Из-под белого снежочка

                                                          Растут синие цветочки.

Ведущий 2.

                    - Вот сколько интересного мы узнали о гжельском чуде и вам поведали.

                    - А сейчас вашему вниманию предлагается…                                          

Слайд 37.             Кроссворд.

1.Название промысла  - Гжель.

2.Основной цвет гжельской росписи – синий.

3.Элемент росписи – листок.

4.Инструмент художника – кисть.

5.Приём работы кистью – мазок.

                6.Керамика,  покрытая глазурью – майолика.

Ведущий 1.  

                    -  А теперь  ставьте ушки на макушки, вам про Гжель споют частушки!

1.Собрались сегодня тут                

Не по простому случаю.        

Славной матушки Руси                                        

Промыслы изучим мы.

2.Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

3.Что это за чудо!

Гжельская посуда!

Всем и каждому мила

Русской гжели синева.

4.Голубые чашки, ложки,

Голубые все цвета

Лишь оттенки, лишь оттенки

Изменили мастера.

5.Вся посуда расписная-

Может садик зацвести

Красота вокруг такая,

Просто глаз не отвести.

 6.По полю гуляла я

 Три цветочка нашла:

 Белый, синий, голубой-

 Я любуюсь красотой.

7.Мыл я гжельскую посуду,

Разлетелись брызги всюду.

Брызги вытру-не беда!

Ох, посуда хороша!

 8.Дома краски я нашла

 Синим глазки подвела,

 Щёчки подрумянила

 Мама не ругай меня.

9.Юбку белую надела,

Синю ленту заплела.

Вот какая  стала я,

Полюбуйтесь на меня!

10.Синенький цветочек,

Синенький листочек,

Это роза гжельская,

А не  василёчек.

11.Я в окошко смотрю

На берёзку и ель.

Приглашу с собой Кирилла

На экскурсию в Гжель!

12.На окошке два цветочка,

Беленький  да синенький

Когда, мама, подрасту,

Подарю их миленькой.

13.Мы девчонки-хохотушки.

Любим расписной фарфор,

Потому что на уроке

Шёл о Гжели разговор.

14.Подмосковны мастера

Традиции хранили

Уже семь веков прошло

А Гжель не позабыли.

15.Синее - синего узор,

Белее белого фарфор.

Гжельские изделия -

Просто загляденье!

 16.Какое рукоделие -

Гжельские изделия!

Мы не просто детвора,

Мы по Гжели мастера!

17.В Гжели делают посуду,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

18.Ты играй моя гармошка                

Ты подруга подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.

Ведущий 2.

                   -  А прославлялись изделия народных промыслов под игру балалайки – русского народного инструмента.

 

Исполнение музыкального произведения на балалайке учеником.

  Слайд 38.    Сервиз.

                                             За  столом  сидели  бабушка  и  дед,

Пили  чай  из  Гжели  часто,  много  лет.

Чайник, чашки, кружки  согревали  нас,

Милые  зверушки  радовали  глаз.

Но  пришел  с  подружкой внук к себе домой.

                                             Ходики с кукушкой,  скатерть с бахромой…

Может,  и  дичают  где-то  там  вдали,

Только в Гжель  он  чаю  для  неё  налил.

 Сколько б  ни  летели  миллионы  дней,

 Мы  без  нашей  Гжели, словно без корней.

 Белизны  и  сини  нежные  цветы,

                                              Это  всё  Россия – мама, папа, ты!  

    Слайд 39.   Сказочная рыба.

Ведущий 1.

                   По сей день стоит средь лесов и полей старинное село Гжель. Работают в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают  славную традицию - лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Ведущий 2.

        Вот так и повелось, что каждый своим мастерством всех радовал, своих детей и правнуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси!

  Слайд 40.   Женщина с посудой.                                                                        

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых!

      Синяя сказка – глазам загляденье,

      Словно весною капель,

      Ласка, забота, тепло и терпенье,

      Русская звонкая Гжель!

Всё то, что сделано руками

И сердцем русских мастеров,

Живёт и будет жить веками

Среди сокровищ всех миров.

                                   Сколько  сказочных  мест  у  России,

                                   Городов у  России  не  счесть,

                                   Может,  где–то  бывает  красивей,

                                   Но не будет  роднее, чем  есть!  

 

Мастер – класс. Изготовление розы  из салфеток.

Заключительное слово учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "...ведь Россия наша - это мы с друзьями"

Это внеклассное мероприятие было показанно на семинаре заместителей директоров по учебно - воспитательной работе г.Ногинска....

Внеклассное мероприятие "Цветы России"

Внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся начальных классов. Педагог ставит своей целью расширить кругозор учащихся о цветах России, воспитать бережное отношение к природе. Занятие проходи...

Внеклассное занятие "Символы России"

Родина - одно изсамых важных понятий для человека. Чувство любви к Родине, стремление ее защищать нужно прививать с самого детства. Внеклассное занятие" Символы России" знакомит с гербом, гимном, флаг...

Внеклассное мероприятие "Чудо земли - Хлеб!".

Данное мероприятие имеет цель: воспитание бережного отношения у хлебу, раскрыть представление учащихся о ВОВ, О блокадном хлебе....

Сценарий внеклассного мероприятия "Чудо выше всех чудес-Христос Воскрес!"

Данная разработка может быть использована при работе с детьми от 10 до 14 лет . Цель мероприятия:Цель:            * знакомство с праздником...

Внеклассное мероприятие «Чудо земли – хлеб»

Цель: Дать детям понятие об истиной цене хлеба в жизни человека; воспитать бережное отношение к хлебу. ...

Внеклассное мероприятие «Чудо Ямала – это люди Ямала»

Ученики поближе познакомились с коренными жителями Ямало-Ненецкого автономного округа....