Культура умственного труда в школе и дома
консультация (4 класс) на тему

Николаева Маргарита Николаевна

 

Задача воспитания культуры умственного труда на современном этапе развития общества становится одной из самых важных для педагогов и психологов школы. Владение наиболее рациональными приёмами и способами умственного труда помогает человеку успешно решать задачи по непрерывному пополнению и совершенствованию своих знаний в разных областях жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_umstvennogo_truda.docx47.97 КБ

Предварительный просмотр:

Культура умственного труда в школе и дома

Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребёнок вырос  самым умным, самым красивым, самым сильным,  добрым и мужественным… Кто не надеется, что люди будут уважать его сына или дочь за трудолюбие и знание дела, за воспитанность…

В свою очередь, каждый педагог ставит перед собой цель воспитать грамотного и  самодостаточного ученика, который смог бы, выйдя из стен школы, получить хорошее образование и  без труда ориентироваться в непростой действительности современного окружающего мира.

Иначе говоря,  и родители, и педагоги мечтают и хотят видеть человека, способного занять достойное место в обществе.

Как мы понимаем,  решить эту задачу непросто и трудно…

Но можно…

Слайд 1.

Задачи формирования культуры умственного труда у учащихся

Задача воспитания культуры умственного труда на современном этапе развития общества становится одной из самых важных для педагогов и психологов школы. Владение наиболее рациональными приёмами и способами умственного труда помогает человеку успешно решать задачи по непрерывному пополнению и совершенствованию своих знаний в разных областях жизнедеятельности.

Что же включает в себя понятие  « культура умственного труда»?

Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Центральное место в понятии «культура умственного труда» занимает интеллектуальный компонент,  интеллектуальные умения и навыки, основанные на овладении учащимися основными операциями мышления, - это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку текста, приводящую к запоминанию этого текста и т.д.

Элементы личностного и интеллектуального компонентов выступают своеобразным «фундаментом», на основе которого строится весь процесс обучения.

Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом. От рациональной организации учебного труда зависят результаты любой интеллектуальной деятельности. Правильная организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности.

Бесспорно, что основным плацдармом развития умственных способностей школьников служит процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. На уроках по различным дисциплинам, проводимым различными учителями, даже при наличии межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности.

Итак, при воспитании культуры умственного труда особое место отводится формированию положительного отношения ученика к учению, мотивации. Для развития мотивации используется особая группа приемов: «пробуждение положительного отношения к учебе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся.

Культура умственного труда в школе

Правильный режим работы школы разрабатывается на основе нормативной документации, утверждается и согласовывается с Санпином и управлением образования. Оборудование мест для занятий проверяется в начале учебного года администрацией школы.   И если театр начинается с вешалки, то школа начинается с внешнего вида учащихся и кабинетов. Ответственность за внешний вид учащихся несут родители и классные руководители. За соблюдение санитарно-гигиенических и эстетических требований в кабинете несут ответственные за кабинет. Учитель начинает урок только при наличии в нём всего необходимого для нормальной учебной работы – мел, чистая доска, тряпка тщательно вымыта и отжата. Класс должен быть чисто убран и проветрен. Дежурные по классу обеспечивают такую готовность учебного помещения к каждому уроку.

Каждый урок начинается с подготовки к нему рабочего места: учащийся обязан иметь все необходимые учебные принадлежности на каждом уроке учебник, тетрадь, ручку, дневник и т.д., забывать или по каким-либо другим причинам не приносить необходимые на уроке принадлежности  запрещается. На учебном столе у учащегося не должно быть ничего лишнего. Перечень необходимого на каждом уроке и в определенные моменты урока (например, на самостоятельной работе) определяется учителем. При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске. Дневник он обязан передать учителю для выставления оценки.

Не менее важной стороной учебного процесса является организация учебной деятельности учащихся на самом уроке. Разумно организованный, учебный процесс создает особое психологическое «поле», обстановку, которая оказывает эмоциональное воздействие на ученика, рождает дух здорового соперничества, энтузиазма, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Для успешной организации учения учителя стремятся основательно изучить учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности, темперамент, интересы, способности, отношение к делу, состояние здоровья и т. д.
Повторение и закрепление нового учебного материала, оценка и учет знаний, навыков и умений учащихся – заключительная, итоговая часть урока.

Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин и проведения классным руководителем тематического цикла бесед о культуре учебного труда.

Кроме того, значительное влияние на овладение учащимися навыками умственного труда оказывает применение наглядного материала: стенды с памятками, используемыми как при изучении только одной учебной дисциплины или нескольких родственных дисциплин, так и межпредметные. В кабинете истории, например, рекомендовано иметь памятки для характеристики общественного строя, раскрытия причин революций, изучения народных движений и войн, характеристики выдающихся личностей. В кабинете физики – типовые планы изложения учебного материала о физическом явлении, физическом законе, физической теории; в кабинете русского языка и литературы: «Как определять части речи», «Как писать изложение», «Как составлять отзыв о прочитанной книге», «Как охарактеризовать художественное произведение»; в кабинете иностранных языков: «Как работать со словарем», «Как работать над текстом» и д.р.

Оценки в журнале и дневниках – показатели учебного труда учащихся, эффективности деятельности учителя. Оценка успеваемости -  важная психолого-педагогическая проблема. Оценка успеваемости учащегося должна отражать количество и качество знаний, достижений, навыков и умений в их диалектическом единстве. Качество при этом определяется как свойство объективного знания с точки зрения его относительной ценности, взаимосвязей между частями и другими знаниями, а критерий качества рассматривается как конкретные указания на то, как пользоваться им на практике, в том числе и для получения новых знаний.

Успешная оценочная деятельность на уроке возможна лишь при наличии четкой обратной связи, когда на каждом этапе урока учитель получает информацию об усвоении темы и в какой-то степени измеряет успехи всех и каждого. Не теряет своего значения и комплексная оценка, которая выставляется ученику после дополнительного опроса с учетом всей его деятельности.

Школа и учение занимают большое место в жизни детей. С переходом учащихся из класса в класс учебная нагрузка школьника значительно усложняется, им предстоит овладеть большим объёмом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой умения организовать свой умственный труд. Неправильные способы усвоения учебного материала, его заучивания ведут к пробелам в знаниях, снижению успеваемости.

 Основным требованием к учащемуся на уроке должно быть, на мой взгляд, таким: изучаемый материал должен быть понят. Невнимательное отношение учащегося к материалу, его недооценка является достаточно распространёнными. Совершенно недостаточно просто запомнить правило и уметь его воспроизвести. То значимое и важное, что в нём содержится, может быть извлечено, например, при решении задач, только при работе с чертежом,. Приведу пример: учащиеся  6-ых классов, прочно запоминают теорему (даже самые слабые) «медиана в равнобедренном треугольнике, проведённая к основанию, является высотой и биссектрисой». Недостаточная глубина понимания этой теоремы, небрежность в её формулировке приводит к грубым ошибкам в решении задач: часть учащихся склонны наделять таким свойством и другие медианы равнобедренного треугольника. Следовательно, при работе на уроке важна не только установка на то, чтобы понять материал, но и запомнить его в строгой и определенной словесной формулировке (теоремы, формулы, правила). Многие наши учителя на своих уроках, добиваясь четкой и грамотной математической речи, используют разные приёмы, в том числе и комментируемый ответ.

Минутное отвлечение ученика на уроке может привести к тому, что станет непонятным всё последующее. Усваивать материал можно, лишь понимая и удерживая в сознании логику всего предшествующего рассуждения. Именно от нас, учителей, зависит, как длительно мы можем удерживать внимание на отвлечённом, логически организованном материале.

Причины снижения успеваемости учащихся

Слайд 2.

Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался над тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким ученикам. На поставленный вопрос может быть дано множество ответов. Часто и сами учащиеся, и их родители глубоко переживают такое положение дел.

Одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является отсутствие у учащихся умения учиться.

Как трудно бывает родителю, учителю завладеть вниманием ребёнка, призвать его вникнуть в смысл обращённых к нему высказываний, побудить его к мыслительному процессу, заставить захотеть выполнить какое-либо задание!

 Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших подопечных, чтобы они умели слышать(а не просто слушать) и слушать(а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно и критически воспринимать любую информацию, вникать в суть вещей, выделять главное, делать выводы, анализировать свои действия и нести за них ответственность?

 Все эти умения, а также навык смыслового запоминания, способность продуктивно усваивать учебный материал - залог успешного обучения и профилактики школьной неуспеваемости. Эти умения - умения учиться - необходимо целенаправленно вырабатывать у школьников как учителю, так и родителю.

Позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

Учащиеся объясняют свою неуспеваемость:

  • неумением сосредоточиться, или своими индивидуальными особенностями;
  • сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;

Учителя часто считают, что:

  • школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
  • родители плохо помогают детям в учёбе;

Родители называют такие причины:

  • недоступность программы, её сложность;
  • высокие требования, предъявляемые учащимся педагогами;
  • недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Неуспеваемость учащихся очень часто связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности.  В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются.

 Все эти условия нетрудно создать учителю в школе и родителю дома, если, конечно, имеется искреннее желание помочь ребёнку.

 Предупреждение и преодоление школьной неуспеваемости необходимо проводить грамотно, опираясь на технологию научной организации учебной деятельности, в том числе приёмы организации умственного труда, которые заключаются в создании оптимальных условий, способствующих повышению работоспособности, развитию учащегося, сохранению его здоровья.

Итак, нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учиться крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребёнку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребёнка  приятен. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Родителям необходимо помнить:

1. Ребёнок остается ребёнком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.

2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:

  • Уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
  • Задачи ставить ясно и чётко;
  • Обучить приёмам и способам учебной деятельности, научить ребёнка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).

3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:

  • Иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
  • Повышать уверенность ребёнка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
  • Способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребёнка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
  • относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
  • постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

Культура умственного труда при выполнении домашних заданий

Итак, уроки закончены, учащиеся приступают к выполнению домашних заданий.

Домашняя работа учащихся – это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Её особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер ученика. Домашняя работа выполняет функцию подготовки учащихся к непрерывному образованию. Но главное ее назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала.

Домашнее задание должно быть выполнено возможно лучше и возможно в короткое время. Прежде всего, есть общие правила организации домашней работы.

Одно из них – это умение организовать самостоятельную деятельность. Воспитание культуры умственного труда и призвано обеспечить процесс обучения таким образом, чтобы ученики учились мыслить самостоятельно, проявлять творческую активность при выполнении учебных действий. Овладение приемами мышления гарантирует прочность знаний, развивает интерес к учёбе, расширяет познавательные возможности. Возникает потребность искать новый материал, что способствует самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию личности.

В.А.Сухомлинский проводил прямую зависимость между уровнем развития учебных навыков и желанием детей учиться. Он писал: «...чем больше школьники овладевают навыками умственного труда, тем меньше выражают они нежелание учиться».

Многие школьники жалуются на плохую память.

Рано или поздно память перестает справляться с возрастающим объёмом материала, если он не обработан и разобран по смыслу, если ученик не обладает культурой запоминания, не умеет использовать подсобные приёмы, облегчающие работу. Каковы же основные законы культуры запоминания? Это, прежде всего, «закон распределения повторений по времени». Например, школьнику надо выучить большой объём материала сразу. И вот старательный ученик накануне сидит целый вечер над одним предметом 4-5 часов, несколько раз повторяет, прочитывает весь материал, т.е. поступает как раз вопреки закону распределения повторений. А этот закон прямо велит: чем больше материала надо запомнить, тем важнее делать это не в один присест, и уж конечно, не накануне дня опроса. Даже и не очень большой текст лучше выучивать не сразу, а так: немного сегодня, потом завтра.

В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением. Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе? Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания заканчивается вместе с обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Родители, учителя, отдельные учёные жалуются на перегрузку школьников домашними заданиями. Существует мнение о том, что домашние задания вообще не нужны, что надо успевать все делать на уроке и научить подрастающее поколение самостоятельно овладевать знаниями. Без разумного и рационального домашнего задания учащиеся не могут в полной мере получить определённые умения и навыки. Кроме того самостоятельная домашняя работа школьников играет важнейшую роль в деле отработки приёмов учебно-познавательной деятельности, т.к. выполняя домашнее задание, учащиеся отрабатывают навыки активной умственной деятельности при работе с книгой и другими источниками информации, а также навыки правильной организации учебной работы, приёмы самооценки и самоконтроля.

  Перегрузка учащихся домашними заданиями возникает по разным причинам. Чаще всего из-за плохой организации труда. Домашняя учебная работа должна удовлетворять определённым требованиям.

Домашние задания должны быть небольшими, но содержательными. Они сосредоточены на усвоении, закреплении или повторении конкретного правила, операции мышления, практического действия.

Учебные задания на дом более просты и понятны, чем та учебная работа, которая проводится в классе. Иногда учитель даёт задания на дом, которое равноценно по трудности. Но ведь в классе ученик работает под руководством учителя, в условиях коллективных действий. Если домашнее задание сложно, ученик тратит много времени, у него снижается интерес и познавательная активность.

Домашнее задание полезно связывать с непосредственными наблюдениями и впечатлениями детей, особенно при составлении задач, примеров, предложений, сочинений.

Обязательным требованием является необходимость инструктивных указаний о том, как выполнять задание. Главное в том, чтобы предупредить возможность механического копирования того, что выполнялось в классе. Ученик всегда должен понимать, какое правило, теоретическое положение лежит в основе выполнения задания.

Учителю важно знать, каковы формы помощи родителей в учебной домашней работе школьников. Влияние родителей может быть как положительным, так и отрицательным. Своевременная консультация для родителей закрепит полезную помощь и снизит или вовсе ликвидирует неправильное воздействие на выполнение домашней работы.

Рекомендации родителям по формирования культуры умственного труда

К важнейшим условиям оптимальной организации умственного труда прежде всего относится хорошее здоровье – телесное (соматическое) и душевное (психическое). Это объясняется тем, что мозг человека не изолирован от организма в целом, и происходящие в нём процессы обязательно отражаются на работе мозга.

Слайд 3.

  1. Правила умственного труда предписывают соблюдать определенный режим дня, т.е. такой его распорядок, который обеспечивает лучшую работоспособность и предохраняет человека от переутомления. Работоспособность человека в утренние часы постепенно повышается и достигает к 10-13 часам наивысшего пика. После 14 часов происходит снижение работоспособности, но к 16-17 часам идет новая волна его повышения. Спад функциональных возможностей организма наступает, как правило, после 20 часов.

Слайд 4.

  1. Большое значение имеет правильная организация рабочего места. На письменном столе не должно быть ничего лишнего, что может отвлечь внимание, что занимает без пользы его полезную площадь.

Слайд 5.

  1. Закономерные изменения работоспособности человека происходят также в процессе непосредственной его умственной работы. Так, в начале работы возникает состояние так называемого втягивания в работу, занимающее 10-15 мин. времени. После этого происходит постепенное возрастание работоспособности с установлением стадии устойчивой работоспособности, длившейся 1,5-3 часа. А затем наступает фаза её снижения.

Слайд 6.

4.  Правильно организуя свой умственный труд, в первую очередь необходимо стремиться устранить потери времени. Основная потеря времени - это явные неделовые отвлечения от работы. Большое место среди них занимает болтовня, которая является следствием распущенности, невысокой внутренней культуры людей.

Слайд 7.

5. При умственном труде нельзя работать долго без перерыва, так как это снижает интерес к нему, ведёт к переутомлению. Перерывы следует делать каждые 1-1,5 часа работы на 10-15 минут.

Слайд 8.

6. Чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. По мере того, как человек втягивается в систематическую работу, само принуждение постепенно снимается, возникает и укрепляется привычка строго в определенное время приниматься за дело. Для выработки такого рефлекса необходимо систематически работать, а не ждать, когда придет желание трудиться или появится вдохновение.

Слайд 9.

7. Умственный труд почти полностью исключает физическое напряжение человека, а отдыхать необходимо ему не только ночью, но и днём. Значит, для людей умственного труда полезна периодическая физическая нагрузка. В режим дня необходимо вводить дозированное хождение по 30 мин. до начала работы, после ее окончания и перед сном. В процессе умственной деятельности, наряду с кратковременными перерывами, необходимо практиковать и умственные формы активного отдыха. Так, во время перерыва можно просмотреть газету или журнал, почитать интересную книгу, послушать радиопередачу.

Слайд 10.

8. Организация умственного труда предполагает существование плана. План – это точное, обоснованное расписание работ, которые предполагается выполнить в установленные сроки. Чтобы составить такое расписание, требуется, во-первых, установить конечную цель работ, во-вторых, определить точный объем этих работ, в третьих, учесть условия и возможности работы и, наконец, установить «меру» работы, которую можно выполнить за час, за день, за неделю и т.д.

Слайд 11.

9. Чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. По мере того, как человек втягивается в систематическую работу, само принуждение постепенно снимается, возникает и укрепляется привычка строго в определенное время приниматься за дело. Для выработки такого рефлекса необходимо систематически работать, а не ждать, когда придет желание трудиться или появится вдохновение.

Слайд12.

10. Первая заповедь каждого, решившего повысить свою умственную работоспособность, заключается также в том, что любой необходимый труд следует сделать творческим. Учиться же не творчески, без желания, без воли, учиться, не размышляя, оставаясь равнодушным к самому учению, - значит попусту терять время.

Слайд 13.

11. Коэффициент полезного действия умственной работы определяется природными задатками человека. Талантливый человек по своим возможностям превышает уровень среднего. Но для продуктивной деятельности, кроме таланта, он должен обладать желанием и умением работать. Неслучайно великий американский изобретатель Томас Алва Эдисон говорил: «Гений – это один процент вдохновения, а на 99 процентов потения». Сам он работал по 18-19 часов в сутки.

Люди восхищаются теми, кто, казалось бы, не будучи очень способным, сумел поставить перед собой ясные цели и нашёл способы заставить себя преодолеть лень, вялость, неорганизованность для достижения своих целей. Приходит время, и такие люди оказываются более способнее многих других. Так, медленно в детстве развивался Альберт Эйнштейн, учителя считали его неспособным к математике. Великим тружеником был певец Федор Иванович Шаляпин. «Я, - писал он, - вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы».

Слайд 14.

12. Бурное развитие современной информационной техники привело к существенным переменам в культуре умственного труда. С помощью персональных компьютеров становится возможным выполнять многие виды умственных работ. При работе с компьютером, кроме выполнения общих правил гигиены умственного труда, необходимо соблюдать определенные меры предосторожности – держаться на расстоянии не менее 60 см от монитора, делать через каждые 1,5-2 часа регулярные перерывы для отдыха глаз. Компьютер может оказывать вредное воздействие на психику человека, провоцируя так называемый «компьютерный психоз».

Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала - не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребёнка.

Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

Причины могут быть следующие:

Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.

Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.

Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.

Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случиться и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.

Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Очень важно школьнику постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками.

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог», в том числе, и родители. Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своём ребёнке.

Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт ответственность за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание « культуры умственного труда» - необходимое условие успешности обучения.

Каждый педагог ставит перед собой цель воспитать образованного и  самодостаточного ученика, который смог бы, выйдя из стен школы, получить хорошее образование и  без труда ориентироваться в ...

Презентация к родительскому собранию по теме: "Культура умственного труда в школе и дома"

Почти каждый человек в нашем обществе большую часть своей жизни учится, чтобы в своей профессиональной деятельности не отстать от научно-технического прогресса. Поэтому необходимо, чтобы навыки рацион...

"Культура умственного труда"

Доклад на родительское собрание...

ТЕМА: «КАК МЫ ТРУДИМСЯ В ШКОЛЕ И ДОМА»

Задачи:– углублять и расширять понятия «труд», «трудолюбие»;– развивать творческое воображение, способность к самоанализу;– воспитывать стремление быть трудолюбивыми, уважать труд других людей....

Формирование культуры умственного труда у младших школьников (из опыта работы)

Современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о ...

Формирование культуры умственного труда у младших школьников

    В связи с изменившимися социально-экономическими преобразованиями в обществе пересмотрены многогранные требования к выпускнику высшего учебного заведения, что повлекло за собой из...

Выступление по теме самообразования «Формирование культуры умственного труда у младших школьников»

Выступление по теме самообразования  «Формирование культуры  умственного труда у младших  школьников»...