"Тропинками народной культуры"
рабочая программа (3, 4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе. Рассчитана на 1 год обучения - 34 учебных часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.d.tropinkami_narodnoy_kultury.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Грязенятская основная школа»
Рассмотрено Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла _________ /Н.А.Иванькова/ Протокол №1от «29» августа 2016г | Согласовано Зам. директора школы по УВР _________ / М.В.Орлова / «30» августа 2016г. | Утверждено приказом директора МБОУ «Грязенятская основная школа» ОД № 70 ОТ 01.09.2016г. Директор школы _____ / А.П.Рысева ./ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Тропинками народной культуры»
Возраст учащихся: 8 - 9 лет
Сроки реализации Программы: 1 год
Учитель изобразительного искусства
Чернова Надежда Анатольевна
Высшая квалификационная категория
д.Грязенять
Год разработки Программы: 2015
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
пр. № 1 от «30»августа 2016г.
1.Пояснительная записка
- Направленность программы.
Программа имеет общекультурную направленность. Изобразительно- пластическая, поэтическая, музыкальная, трудовая культура русского народа рассматривается не как «музейное», а живое, творческое явление, которое развивается и включается в жизнь подрастающих поколений. Народная культура и декоративно-прикладное искусство России донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стёрты урбанизационной массовой культурой. Активное усвоение обучающимися традиций народной культуры даёт возможность восстановить в России национальные основы становления и развития личности. Программа представляет возможность каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни.
- Актуальность Программы.
В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли крупные социально-политические изменения, повлекшие за собой смену ценностных ориентиров, что было обусловлено быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни и привело к девальвации ценностей старшего поколения, деформации традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Наступил распад фундаментального ядра, вокруг которого тысячелетиями складывался русский национальный характер. По данным ООН, в 2004 году Россия была по человеческому духовно-нравственному потенциалу на 15-м месте, в 2008 году – на 54-м, в 20011 году – на 66-м, а сегодня – на 72-м месте. В посланиях Президента России Федеральному собранию РФ подчёркивалось: « Духовное единств народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность.. и общество лишь тогда способно решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков.»
Сегодня в Смоленской области активно реализуется Концепция развития системы духовно-нравственного воспитания личности в культурно-образовательной среде региона. Согласно Концепции источниками нравственности и человечности являются, в том числе и искусство, творчество, труд. Истинное образование определяется задачей формирования духовно-нравственной личности возросшей в русле национальной культуры и её плодотворных традиций. Инновации не должны быть направлены на отсечение национальных традиций, природных корней, народного творчества.
Известный искусствовед М.А.Некрасова говорит, что народный мастер – это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой и природой края; это носитель традиций коллективного опыта, носитель народного эпоса; человек трудолюбивой души. Так как любое мастерство включает в себя духовный опыт, то эти слова могут служить ориентиром в работе с учащимися по передаче им духовного наследия, без которого немыслимо уважать историю и культуру своего народа, а также себя и других.
В Концепции духовно-нравственного воспитания сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, построена данная Программа, определены её цели и задачи
- Новизна Программы.
Программа построена на важнейшем свойстве народной культуры – живой, органической системности, позволяющей формировать личность с целостным мировосприятием и миропониманием. Использование в ходе реализации Программы народных песен, загадок, пословиц и поговорок, демонстрация произведений народного творчества позволяет сформировать у школьников правильное понимание смысла жизни каждой отдельной личности и целого народа, помогает восстановить преемственность в развитии духовной культуры своего государства. Занятия строятся в игровой форме. Учитель, как народный мастер «путешествует» с детьми, раскрывает секреты рождения художественных изделий, их символическое значение. Такая ситуация позволяет ребёнку погрузиться в мир труда и творчества, способствует перевоплощению и возможности смены ролей. Программой предусмотрены музейные занятия ( используется помещение и экспонаты школьного музея старины), результаты практической деятельности школьников используются для экспозиций музея. Практическая деятельность занимает 70% учебного времени.
Каждое занятие соответствует определённому годовому циклу. Внимание детей обращается на связи человека и природы, человека и семьи, человека и истории.
1.4.Цель программы:
формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения обучающихся, созданию их собственными силами нравственно-эстетически полноценной среды общения с народным искусством;
- способствовать формированию чувства национального достоинства через развитие творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны;
- развивать сознание того, что самобытная культура народа – наследие, достойное уважения и сохранения в веках.
1.5. Срок реализации Программы: 1 год
1.6. Возраст детей, участвующих в реализации Программы.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста: 9 – 10 лет.
1.7. Ценностные ориентиры: Добро, радость жизни, творчество, дом, семья, любовь.
1.8. Формы и режим занятий
Занятия проводятся по одному часу в неделю в течение года, всего 34 часа.
Основные формы : игровые уроки, экскурсии, практическая деятельность, творческие проекты, презентации.
1.9.Ожидаемые результаты.
Личностные.
Первый уровень результатов:
- приобретут знания о духовных ценностях через общение с народной культурой и традициями;
- получат представления об организации собственной частной жизни и быта.
Второй уровень результатов:
- получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, труд, культура, Родина);
- обретут потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.
Третий уровень результатов:
- получат первичный опыт самостоятельного общественного действия, включая способы решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проектов в сфере художественного творчества;
- научатся презентации собственных проектов зрителям, экспертам.
Метапредметные:
- научатся адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
2.Учебно-тематический план.
№ | Разделы Программы, темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теории | практики | |||
1 | Введение. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность. | 2 | 2 | - |
2 | Осень – припасиха | 8 | 2 | 6 |
3 | Зима - рукодельница | 12 | 4 | 8 |
4 | Весна ярмарочная | 12 | 3 | 9 |
3.Содержание изучаемого курса
№ | Раздел, тема | Содержание |
1 | Введение. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность. | Экскурсия в школьный музей. Представление о народной эстетике, как о культурном пространстве, охватывающем многообразный круг предметов, явлений материальной и духовной жизни. Родовая сущность народной эстетики и семейного лада, формирующая культурную память, создающая особый миропорядок. Просмотр видеофильма. Искусство дома русского народа. Жилище и предметы быта как отражение народного мировоззрения, организация человеческого поведения, способствующего возникновению семейного лада. «Биография» вещей. |
2 | «Осень – припасиха» | Связь народной культуры с природой. Работа с природным материалом. Поиск и сбор выразительного, разнообразного по форме, цвету и размеру материала. Свойства материала. Хранение материала. Подготовка материала к работе. Народные поверья и приметы. Единство моральных ценностей славян с христианскими ценностями и заповедями. Домашние обереги. Символика оберегов. Народный календарь осени. Игра «Осенний хоровод» Примерный перечень практических работ: Кукла-стригушка из соломы, Соломенный конь, игрушки из сена, Работа с тестом: лепка и украшение каравая, калача, кренделя, аппликация из природного материала, бусы с осеннего куста, оберег-плетень, коса-домовушка, семейный оберег, сувенир «Лапоть», «Домовой», «Счастливый дом», веничек-оберег, мозаика из яичной скорлупы, фигурки животных из скорлупы фисташек, аппликация из соломки и т.д. |
3 | «Зима – рукодельница» «В сельской мастерской хозяина дома» (мальчики) «В сельской мастерской хозяйки дома» (девочки) | Зима – время рукоделия и ремесла в семьях наших предков. Мужские и женские ремёсла и обязанности в семье. Народный календарь зимы. Знакомство с созданием предметов крестьянского быта - предметами народного искусства, которые крестьянин обычно сам делал для нужд своей семьи: изготовление изделий из бересты, лозы, глины. Общее представление о значении этих изделий в жизни предков. Освоение традиционных видов плетения, приёмов лепки. Примерный перечень практических работ: Изготовление солонички-кубика, корзиночки, лепка посуды из глины, роспись посуды. Выполнение проекта по выбору. Знакомство с созданием предметов крестьянского быта - предметами народного искусства, которые крестьянки обычно сами делали для нужд своей семьи: вышивание, шитьё из лоскутов, ткачество, тряпичная кукла, шитьё бисером. Общее представление о значении и месте народной вышивки, значение использования различных тканей, ниток. Символика цвета и изображения. Освоение приёмов работы. Чувство меры и внутренней гармонии, общего покоя и уравновешенности. Примерный перечень практических работ: Составление лоскутных узоров «колодец», «мельница», очёчник из лоскутков, лоскутная птичка, рыба-ёрш, шкатулка, вышитая бисером, лоскутный заяц, балалаечник, тряпичные куклы-домоделки. |
4. | «Весна ярмарочная» | Народный календарь весны. Ярмарка как народный праздник. Беседа о художественных промыслах России. Работа над коллективным проектом «Ярмарка» Презентация проекта. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Материалы | Дата | |
план | факт | |||
1 | Экскурсия в школьный музей | 02.09 | ||
2 | Просмотр и обсуждение видеофильма «Русская изба» | 09.09 | ||
3 | Природа-художница. Возможности природных материалов. Аппликация из листьев. | Демонстрационные материалы для учителя. Засушенные листья, клей ПВА, цветной картон,ножницы | 16.09 | |
4 | Систематизация и хранение материалов. Экскурсия в природу. Сбор материалов. | 23.09 | ||
5 | Соломенная игрушка. Кукла-стригушка. | Солома, нитки, клей ПВА | 30.09 | |
6 | Домашние обереги. Коса-домовушка. | Трава, нитки, мешковина, семена и плоды растений, засушенные цветы, клей ПВА | 07.10 | |
7 | Поверья предков. Сувенир «Батюшка домовой». Выбор материалов и подготовка основы. | Ткань, мешковина, Клей ПВА, ножницы, нитки | 14.10 | |
8 | Сувенир «Батюшка домовой» Декоративная отделка изделия. | Природные материалы: трава, шишки и т.п. | 21.10 | |
9 | Хлебушко – калачу дедушка. Лепка по мотивам традиционного печева. | Солёное тесто | 28.10 | |
10 | Возможности «выеденного яйца». Мозаика из яичной скорлупы | Подготовленные листы из скорлупы, рисунки для перевода, канцелярские ножи, клей ПВА | 11.11 | |
11 | Хозяин и хозяйка дома. Беседа о традиционных ремёслах. | 18.11 | ||
12 | Плетение. Кубик -солоничка | По возможности береста или бумага, основа-кубик | 25.11 | |
13 | Плетение из лозы. Плетень. | Лоза | 02.12 | |
14 | Плетение из камыша. Корзиночка. | Камыш, основа для плетения | ||
15 | Узоры лоскутного шитья. Птичка. | Лоскутки цветной ткани, нитки, иглы, бусы, блёстки, пуговицы, бисер | 09.12 | |
16 | Куклы-домоделки. Кукла-завёртыш. | Ткань, цветные нитки, ножницы. | 16.12 | |
17 | Куклы-мамки. Работа в группах | Ткань, цветные нитки, ножницы. | 23.12 | |
18 | Куклы-зернушки. | Ткань, цветные нитки, ножницы. Ткань, цветные нитки, ножницы, зерно любое. | 3012 | |
19 | Оформление выставки кукол в школьном музее. | 13.01 | ||
20 | Работа над творческим проектом. Выбор темы и составление плана работы. | Материалы по выбору. | 20.01 | |
21 | Работа над проектом по плану. | 27.01 | ||
22 | Работа над проектом по плану. Презентация проекта. | 03.02 | ||
23 | Весна-красна. Весенние календарные праздники. | Пословицы, поговорки, заклички | 10.02 | |
24 | Встречаем весну с птицами. Лепка жаворонков. | Солёное тесто | 17.02 | |
25 | Мамин праздник. Подарок для мамы. | В зависимости от выбора | 03.03 | |
26 | Ярмарка звонкая, шумная, нарядная. | 10.03 | ||
27 | Игра «Художественные промыслы России» | Компьютер, проектор, презентация | 17.03 | |
28 | Проект «Сам себе мастер» | В зависимости от выбора | 07.04 | |
29 | Работа по плану | 14.04 | ||
30 | Работа по плану | 21.04 | ||
31 | Работа по плану | 28.04 | ||
32 | Работа по плану | 05.05 | ||
33 | Защита проекта. | 12.05 | ||
34 | Оформление итоговой выставки. | 19.05 | ||
Ролевая игра «Экскурсия» | 26.05 |
Список используемой литературы
1.Артамонова Е.Симпатичные самоделки Москва ЭКСМО 2006 год
2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В.Программы внеурочной деятельности Москва,
Просвещение 2011 год
3.Дайн Г. и М. Русская тряпичная кукла « Культура и традиции» 2007 год
4.Иванова Ю. Игра в лоскуты Веры Щербаковой «Культура и традиции» 2007 год
5. Шептуля А.Домашние обереги своими руками Москва, ЭКСМО 2006 год
6.Шпикалова Т.Я.Художественный труд Методическое пособиеМосква,
Просвещение 2005 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»
Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной культуре.Задачи исследования:Познакомит...
Урок литературного чтения в 3 классе "Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведения о природе Н. Сладкова "Почему ноябрь пегий"
Урок литературного чтения в 3 классе по произведениям Н.Сладкова. В процессе урока учащимся предлагается работа не только по учебным книгам, но и работа в группе на ПК - сборка пазлов ...
Развитие языковой культуры с использованием элементов народной культуры и краеведческого материала
Слово- истина, нерукотворное хранилище исторической памяти. Слово связывает все поколения. Еще в первой половине 21 века В. Гумбольдт высказал мысль, что «язык – живая деятельн...
Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"
Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....
Программа интегрированного курса обучения по народной культуре "Народный календарь - месяцеслов"
Программа расчитана на изучение истории наших предков, их обычаев и традиций....
Мастер-класс «ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ АНАЛИЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Методы и приемы работы при анализе русской народной сказки...