Статья Здоровьесбережение на занятиях и во внеурочной деятельности у детей с ОВЗ
статья (3 класс) на тему
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы, где обучаются дети с различными физическими нарушениями, является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorovesberezhenie_na_zanyatiyah_i_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная
школа – интернат №23»
Здоровьесбережение на занятиях и во внеурочной деятельности
у детей с ОВЗ
(статья)
Подготовила:
воспитатель Черных Л. В.,
Белгород,
2017г.
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы, где обучаются дети с различными физическими нарушениями, является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [3, с. 51].
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым [2, с. 15], к основным категориям детей с проблемами в развитии относятся:
-Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
-Дети с нарушением речи (логопаты);
-Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-Дети с нарушением интеллекта;
-Дети с задержкой психического развития;
-Дети с нарушением поведения и общения;
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения, воспитания и коррекции нарушенных функций ребенка например, у детей III и VI групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка с ОВЗ определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Поэтому в работе с такими детьми главенствующую роль занимает здоровьесбережение [1, с. 36].
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка с ОВЗ этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в нашем образовательном учреждении школы-интерната составляет более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни» [4, с. 32].
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагогов и учеников.
В своей работе мы следуем таким принципам здоровьесбережения, как:
- «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и педагога.
- Приоритет заботы о здоровье педагога и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке или во внеурочной деятельности.
- Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям каждого обучающегося.
- Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях учителей, воспитателей, психологов, сурдопедагогов, и врачей.
- Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
- Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо начиная с раннего возраста стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым педагогом неизбежно встает задача качественного обучения и воспитания, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников с ОВЗ. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии [4, с. 70].
Здоровьесберегающая технология - это:
-условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1.технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2.технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями [4, с. 49].
На занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения сурдопедагог должен заинтересовать ребёнка, используя различные игровые ситуации, проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику, физкультминутки. Дети любят участвовать в конкурсах чтецов, праздниках. В течение года с детьми проводилась следующая работа: совместно с воспитанниками поиск и разработка интересных занятий, семинаров, конкурсов и общешкольных мероприятий. Результатами которой стали: подготовленный старшеклассниками семинар «Отечественная война» для воспитанников Iступени, участие в конкурсе поделок «Осенняя ярмарка», «Новогодняя фантазия», презентация «Дары Белгородской области», что доказывает положительное влияние на развитие эмоционально - волевой сферы воспитанников. Поскольку совместная деятельность при подготовке творческих заданий, имеет непосредственное влияние на физическое и психологическое здоровье детей с ОВЗ.
Сурдопедагог вместе с педагогом-воспитателем подбирает темы, словарь на занятия по видам деятельности.
Материал для проведения беседы разнообразен, но применять его нужно с учётом возрастных и физических возможностей детей с ОВЗ. Беседы обычно проводит воспитатель, но он может привлекать всех участников учебно-воспитательного процесса(врача, библиотекаря, родителей учащихся, выпускников школы, учащихся старшеклассников), для этого можно использовать разнообразные тематических бесед по всем направлениям здоровьесбережения: «Мой режим дня», «Дорожно- транспортная безопасность», «Здоровый образ жизни», «Правила поведения в различных ситуациях», «Спорт и я», «Этика и психология семейной жизни», «Половое воспитание подростков». Эта большая работа проводится в системе и поэтому она даёт свои положительные результаты по укреплению и сохранению здоровья детей с ОВЗ.
Наиболее сложно при проведении беседы является подбор и формулировка педагогом вопроса. Вопросы должны быть направлены не только на выяснение фактических знаний учащихся, но и на понимание причинной связи, взаимосвязь явлений, проникновение в их сущность, что стимулирует учащихся к творческому поиску.
Также большое значение в работе по здоровьесбережению детей с ОВЗ и особенно обучающихся в условиях интерната, имеют походы, где проводятся подвижные игры, соревнования, ориентирование на местности, повторяется пройденные темы по бытовому труду: «Лекарственные и ядовитые растения», «Съедобные и несъедобные грибы», «Первая доврачебная помощь при ушибах и переломах», «Правила личной гигиены». Такая форма работы очень эффективна, так как работа на повторение идёт ненавязчиво, на свежем воздухе и в игровой форме.
Активный отдых должен быть произвольным – ребенок сам выбирает игры в соответствии со своими интересами, однако мы ненавязчиво контролируем этот процесс с целью избегания конфликтных ситуаций.
Интересная и полезная форма работы с учащимся – проводимые экскурсии по различным тематикам. Перед началом экскурсии обязательно дефектологом и педагогом-воспитателем проводится беседа с детьми, в ходе которой идёт работа над словарём учащихся, инструктаж о правилах безопасного поведения в общественных местах. Во время экскурсий учащиеся пополняют свой жизненный багаж новыми положительными эмоциями, узнают много интересного и необычного в привычных вещах.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что занятие, организованное на основе принципов здоровьесбережения, не должно приводить к тому, чтобы обучающиеся с ОВЗ заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Педагог коррекционной школы должен учитывать, что дети с особыми потребностями утомляются значительно быстрее [3, с. 40].
Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях) [5, с. 7].
Таким образом, работа по здоровьесберегающим технологиям в учебном процессе позволяет учащимся с ОВЗ более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Литература:
- Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики /А.Д. Гонеев – М.: Академия, 1999. – С. 35-58.
- Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов –М. Просвещение 1990.- С. 13-20.
- Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика/ Е.Г. Речицкая – М. Владос, 2004. – С. 39-60.
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе/ Н.К. Смирнов – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 2-78
- Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме./ Е.Д. Худенко. – М.: АРКТИ, 2007. – С.2-19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Занятие воспитательной направленности. Внеурочная деятельность в начальной школе"
Занятие проводится в форме технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (беседа с детьми, чтение выдержек из писем, постановка вопросов по письмам).Уча...
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»
Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».
Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...
Тема: «Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся».
Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает нал...
Элементы здоровьесбережения на уроках и во внеурочной деятельности
Материалы из опыта работы...
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности «Здоровейка» в младших классах для детей с ОВЗ (ЗПР).
Подвижная игра «Снежки»....
Статья и разработка мероприятия "Как организовать занятие в рамках внеурочной деятельности по финансовой грамотности по теме «Наличные и безналичные деньги».
Одной из важнейших задач современного образования является формирование финансовой грамотности школьников, способность активно мыслить, преодолевать трудности в решении финансовых проблем. Финан...