ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (2 класс) на тему

Ставенкова Екатерина Викторовна

В данной статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания, положение активности данного вопроса на сегодняшний день. В качестве примера представлены материалы занятия внеурочной деятельности по теме духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stavenkova_ev-tekst.doc.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания, положение активности данного вопроса на сегодняшний день. В качестве примера представлены материалы занятия внеурочной деятельности по теме духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, взаимодействие, духовно-нравственные качества личности, осознание личности.

Сегодня, как и всегда, проблема духовно-нравственного воспитания достаточно актуальна, особенно это касается младших школьников. Для реализации данной проблемы я определила для себя четыре приоритетных тезиса:

  1. нашему обществу требуются люди, не только обладающие знаниями, но и высоко нравственные;
  2. в настоящее время ребенок живет и развивается в окружении множества разнообразных источников, которые воздействуют на него как позитивно, так и негативно;

3) само по себе образование лишь способствует формированию духовно-нравственной воспитанности;

4) приобретение нравственных знаний важно потому, что они дают представления о последствиях нарушения нравственных норм для самого ребёнка и для окружающих людей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. [1]

В период младшего школьного возраста ребенок активно накапливает знания о позитивном и негативном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Формирование адекватной самооценки, сравнением себя с другими сопровождает процесс осознания себя как личности. Всё это служит фундаментом для построения духовно-нравственного воспитания школьников. [2]

В нашей гимназии ведется большая работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Вот лишь небольшой перечень мероприятий:

  • фестиваль патриотической песни;
  • акции: "Синичкин день" (покорми птиц зимой), "От сердца к сердцу" (изготовление и вручение открыток жителям микрорайона с поздравлениями с победой и снятием блокады Ленинграда), благотворительная акция "Сохраним деревья!" (сбор макулатуры), поздравления с Новым годом детей больницы №1 Санкт-Петербурга;
  • торжественные линейки, литературные композиции, посвящённые 9 мая и 27 января;
  • праздник "Масленица" (поддержание народных традиций) и др.

Свою работу по духовно-нравственному воспитанию я осуществляю во внеурочной деятельности, так как она является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.[3]  В соответствии с требованиями ФГОС я реализую деятельность по духовно-нравственному направлению развития личности. Данную работу я провожу в рамках различных курсов внеурочной деятельности.

Курс «Наша Родина – Россия». Цель данного курса – развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям, изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций). Я проводила следующие тематические классные часы: «Я и моя семья», «Я помощник в своей семье», «Об отце говорю с уважением» и др.

Мероприятия, посвящённые Дню Матери, вызывают у ребят чувство гордости за своих мам, дают наглядный пример проявления внимания и уважения.

Мои ученики совместно с родителями уже в 1 классе участвовали в таких проектах, как: «Моё имя», «Мое генеалогическое древо», «Эмблема моей семьи». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции. Такие проекты, осуществляемые с помощью взрослых, помогают участникам приобрести опыт совместной работы, бережнее относиться к своим традициям, способствует связи поколений.

Занятия, посвященные изучению малой родины, строятся на основе знаний детей о своем родном городе, его улицах, культурных и исторических памятниках, и постепенно пополняются с каждым годом обучения. Позволяют расширить знания ребят о родном городе участие в таких проектах, как «О чем шепчут названия улиц», викторина «Мой любимый город». Постепенно ученики приходят к осознанию понятия «малая родина», ее истории и традициях. [4]

Курс «Мастерская праздника». Цель курса: развитие познавательного интереса к традициям и праздникам нашей страны, включение учащихся в подготовку и проведение традиционных социально значимых мероприятий, концертов и фестивалей разных уровней. Я организую проведение таких занятий внеурочной деятельности, как «Была война, была блокада…» (изготовление боевых листков и стенгазет ко дню освобождения Ленинграда от блокады), «Музы не молчали» (подбор, репетиция, история песни к смотру строя и песни), «Что такое «Масленица»?» (изучение культурных традиций нашего народа), «Тёплые слова ветеранам» (изготовление поздравительных открыток). [4]

Курс «Если хочешь быть здоров». Данный курс способствует обеспечению возможности сохранения здоровья детей в период обучения в школе; помогает научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия).

Занятие «Расти здоровым» направлено на формирование умения соблюдать элементарные правила режима питания, проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. «Домашняя аптека» учит ребят допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Вместе с моими учениками приняли активное участие в районном смотре – конкурсе детско-юношеских творческих визиток "Да здравствует, ЗОЖ!".

В качестве примера предлагаю одно из занятий внеурочной деятельности по теме «Мир человеческих отношений», который проходил в форме викторины «Можно — нельзя?».

На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. Вокруг совы прикреплены разноцветные конверты, в которых находятся вопросы. На столе учителя разложены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны возможные ответы на вопросы. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить.  

Учащиеся делятся на команды, выбирают капитана. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают своей команде вопрос – ситуацию. Ребята обсуждают ситуацию и находят ответ. Затем капитаны выступают и высказывают свою точку зрения, а остальные ребята команды добавляют или поправляют.

После того, как ребята выскажут свое мнение и аргументируют его, я зачитываю возможный вариант ответа и решения данной ситуации. Мы сравниваем высказанные ответы с предложенным вариантом. Далее проводится блицтурнир. Каждая группа получает конверт с тремя вопросами для рассуждения на духовно-нравственную тему.

В заключении занятия каждая группа получает стихотворение А.Л. Барто из цикла «Вовка – добрая душа» для прочтения и обсуждения.

Для себя я определила, что результатом духовно-нравственного воспитания младших школьников должно быть усвоение детьми норм нравственного поведения, их открытость и позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, а также воспитание ответственности за свои духовно-нравственные поступки.

Библиографические ссылки

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования).
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)). http://gimnaz271.ucoz.ru/fgos/oop_noo_s_izmenenijami_27-10.pdf
  3.  Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-020549-8.
  4. Программа внеурочной деятельности ГБОУ гимназии № 271 Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности

Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Тема доклада: Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности .

Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научно-творческих  обществ учащихся. Это позволяет реализовать личностно ориентиро...

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"...