Программа по воспитательной работе
рабочая программа на тему

ПЕНА

Программа по воспитательной работе построена на основании программы школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vosp.rab_.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «В  гармонии с  собой  и  с  другими»

Пояснительная записка.

Воспитательная работа в начальной школе предполагает создание единой непрерывной системы образовательно-воспитательного пространства, которое отвечает интересам ребенка, семьи и общества в целом и направлена:

 - на духовно-нравственное воспитание;

 - на развитие физической, общественной активности ребенка;

- на выявление и сопровождение талантливых людей;

- на формирование у школьников потребности в созидательном труде;

 - на удовлетворение интеллектуальных, нравственных, культурных, эстетических потребностей школьников.

Ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.

Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовал успешность и в конечном итоге проявил себя как личность, умеющая работать в команде. Личность творческая, инициативная, интеллектуальная, коммуникативная. Ведь только дружная, сплочённая команда достигнет большого результата.

.        Непрерывный образовательно-воспитательный процесс в школе осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи, стоящие перед педагогом измеряются в зависимости от возрастных характеристик ребенка.

В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка в социуме школы,  общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина. В начальных классах ученикам предлагаются виды работ от простых (1 класс) к более сложным по содержанию, выполнению во 2, 3, 4 классах.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной программы класса, являются: «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Взаимовыручка», «Семья», «Здоровье».

Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие направления:

 - ученик – гражданин, патриот;

- ученик и безопасность;

 - ученик и нравственность;

- ученик и здоровье;

 - органы ученического самоуправления.

 Во внеклассной деятельности используются различные формы работы, такие как беседа, творческие конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др.). КВНы, экскурсии, спортивные игры и соревнования, творческие отчеты, трудовые десанты, исследовательская работа.

Программа рассчитана на 4 года. Сроки реализации с2014 по 2018г.

Цель работы: формирование личности младшего школьника, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других.

 Для реализации программы требуется решить следующие задачи:

  1. Работать над активизацией познавательных процессов, повышением учебной мотивации.
  2. Работа над формированием ученического коллектива.
  3. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
  4. Формировать коммуникативные навыки.
  5. Формировать позитивную моральную позицию.

Вся работа строится исходя из Плана воспитательной работы школы.

Программа разделена на 4 основных этапа, которая реализуется по основным направлениям:

  1. Духовно - нравственное воспитание.  Воспитание нравственного,  ответственного,  инициативного  и  компетентного  гражданина  России.
  2. Трудовое   воспитание.   Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. 
  3. Экологическое  воспитание.   Непрерывный  процесс  обучения  и воспитания,   обеспечивающий  экологическую  ответственность  личности  за  состояние  и  улучшение  окружающей  среды.
  4. Спортивно – оздоровительное  воспитание.  Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. 
  5. Семья.  Максимальное  сближение  интересов  родителей  и  педагогов  по  формированию  развитой  личности – является  главным  при  построении  работы  в  этом  направлении.
  6. Гражданско-патриотическое  воспитание. Воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желании быть полезным  Родине.
  7. Художественно-эстетическое.   Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности человека.
  8. 1-й год реализации программы (1-й класс):

  Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности,  строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:

  - обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;

 - обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;

 - создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

  - нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

   - формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

 - Прогнозируемые результаты 1 года обучения

  • успешная адаптация учащихся;
  •  приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
  • устойчивые положительные результаты обучения;
  •   формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений.

2-й год реализации программы (2 класс):

 Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:

  - создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

  - воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;

  - нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное      старание и труд;

 - формировать у детей способности стремиться к здоровому образу   жизни;

--формирование ученического коллектива. 

   Прогнозируемые результаты 2- го года обучения.

-активно работает в паре, в минигруппе

-умеет  сотрудничать, настойчив в достижении поставленной цели;

-умеет следить за своим внешним видом, самостоятелен;

3-й год реализации программы (3-й класс): 

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:

 - совершенствовать познавательную активность учащихся;

 - нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора; 

 - создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;

 - формировать организационные  умения учащихся;

 Прогнозируемые результаты 3-го года обучения.

- владение методами самовоспитания, самоконтроля;

- повышение интеллектуального уровня;

- проявление самостоятельной творческой активности;

 4-й год реализации программы (4 класс): 

При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:

- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;

- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;

- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.

Прогнозируемый результат  4-го года обучения.

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

 Участники программы формирования классного коллектива: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, родители учащихся. 

Прогнозируемый результат:

- стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность; учащиеся обладают настойчивостью в достижении поставленных целей;

- стабильный положительный настрой учащихся  к активной познавательной  и творческой деятельности;

- осознание учащимися ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;

- заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса;

- увлекаются каким-либо видом внеурочной деятельности;

- младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной и внеурочной деятельности;

- высокий уровень сплоченности детского коллектива.

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни. 

     Жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного  самостроительства.

     Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.     

         Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.  

На мой взгляд, все формы работ способствуют задуманному.Например традиции. Это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.традиции – проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив

        Принципы формирования традиций в детском коллективе:

  1. Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
  2. .Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
  3. Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
  4. Диалогичность в общении с учащимися.
  5. Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
  6. Использование чувства юмора, как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
  7. Исключения значимости своего настроения в общении с детьми.

Свою работу я начинаю с установления традиций класса. День именинника, календарные праздники (праздник Осени, для девочек  - 8 Марта, для мальчиков - День Защитника, Новый год, ) экскурсии, викторины, конкурсы. На мой взгляд, такие мероприятия, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребёнка совсем с другой стороны, которая ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя. Вместе с тем большое значение для формирования сплочённого коллектива являются различные психологические тренинги, которые провожу на классных часах или во внеурочное время.  

Планируя работу коллектива, мне  приходится думать над тем, как увлечь общей деятельностью детей. А для этого очень важно учитывать их интересы. Деятельность увлекает школьников и сплачивает их.

Я считаю, что общественно-полезный труд в классе дисциплинирует ребят. Приобщает к такой системе ценностей коллектива , как товарищеская взаимопомощь. 

Важным условием развития классного коллектива является организация самоуправления. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром является актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники

В работе по формированию классного коллектива и выявлению личностных качеств детей, определению формальных и неформальных лидеров в классе удобно проводить ситуационные классные часы. Формированию эффективного поведения для достижения согласия в классе помогают различные игры. Они позволяют сплотить коллектив, выявляют коммуникативный уровень детей, готовность к доминированию в группе. Кроме того, дети всегда активно отвлекаются на игровые формы общения.

На этапе, когда коллектив переходит к самоуправлению, а актив класса уже сформирован, работа классного руководителя проводится по следующим направлениям:

  • Помощь активу в организации дел,
  • Создание атмосферы сотрудничества, взаимного доверия и уважения,
  • Коррекция положения учащихся в школьном коллективе.

Кроме того , сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, глее активное участие принимают не только дети , но и их родители.

 Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы. На первом организационном классном часе необходимо познакомить детей с правилами в школе, рассказать о предметах, учителях, провести экскурсию по школе, показать кабинеты и познакомить с учителями, спланировать ближайшую внутриклассную работу. На следующем этапе необходимо спланировать работу класса, для этого необходимо принять и разработать законы классного коллектива.

В работе по формированию классного коллектива и выявлению личностных качеств детей, определению формальных и неформальных лидеров в классе удобно проводить ситуационные классные часы. Формированию эффективного поведения для достижения согласия в классе помогают различные игры. Они позволяют сплотить коллектив, выявляют коммуникативный уровень детей, готовность к доминированию в группе. Кроме того, дети всегда активно отвлекаются на игровые формы общения.

На воспитание полноценной, здоровой разносторонней личности влияет большое количество факторов. Один из таких факторов это эмоционально - психологический климат (ЭПК) в том классном коллективе, в котором ребенок находится большее количество времени. Я считаю, что основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход.

Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.
        Наша главная воспитательная задача — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или «серым» троечником - он, для нас, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.
Личность,  имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.

Воспитательная роль семьи как социального института всегда остается главным воспитательным фактором и задача взрослых предъявлять к нашим детям одинаковые требования. Мы, педагоги, призваны помочь родителям убедиться в достоинствах их ребенка и сформировать будущего гражданина. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, поэтому вся воспитательная работа класса ведется совместными усилиями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Программа по воспитательной работе

Программа по воспитательной работе...

Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"

Программа  расчитана для проведения воспитательных  часов в 1 классе....

Программа по воспитательной работе.

Программа по воспитательной программе соответствует новым требованиям....

Программа по воспитательной работе "Солнечный круг"

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо воспитательной работе«Солнечный круг»учителя начальных классовМОУ СОШ№ 39г.ЧебоксарыКосолаповой Марины Александровны...

Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»

Продолжительность программы :  4 года. Возраст обучающихся :  7 -11 лет.  Основные направления работы:1.              «Я...

Авторская программа по воспитательной работе "Ступени совершенства"

Программа разработана на все 4 года, структурирована, соответствует всем требованиям и нормам начальной школы....