Информационная безопасность в школе: теория и практика
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данный материал предназначен как для педагогов, так и для родителей с целью предотвращения рисков, связанных с возможностью получения негативной информации детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inform.bezop_.vystuplenie.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная безопасность в школе: теория и практика
Масленникова Е. Ю.
МБОУ «Гимназия №126» г. Казань
Процесс интеграции интернета в образование – это дань времени. Но ему сопутствуют определенные риски – в первую очередь, риски, связанные с возможностью получения информации, носящий негативный характер, направленной в деструктивное русло.
Если раньше в советской педагогической теории основной целью провозглашалось всестороннее развитие личности, ее максимальная подготовка к активной и плодотворной жизни в обществе, то сейчас акценты несколько сместились и заострились. Новые стандарты образования, активно внедряемые в данное время и уже прошедшие апробацию, ставят во главу угла духовно-нравственное воспитание и совершенствование подрастающего поколения.
Такое смещение акцентов призвано устранить брешь в духовно-нравственном потенциале современных детей, вызванную отсутствием идеологического или иного подтекста образовательного процесса.
В данных нововведениях главная роль отводится современных информационным технологиям – в первую очередь это интернет. Тем не менее, прекрасно известно, что интернет – это не только кладезь полезной информации. Это еще и совершенный инструмент повреждения детского сознания, потенциала ребенка. Действует он практически безотказно, причем на многих уровнях: начиная с весьма своеобразных картинок, всплывающих на полях сайтов, заканчивая совершенно неадаптированной для детей новостной информацией, расположенной на стартовых страницах известнейших информационных сайтов.
Таким образом, в современной системе образования появилась идея организации и сохранения информационной безопасности учащихся.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и/или физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ является требованием международного права.
К вредной относится информация:
- Побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью;
- Способная вызывать у детей желание употреблять психотропные средства;
- Обосновывающая насилие и жестокость;
- Отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и старшим;
- Оправдывающая противоправные деяния;
- Распространяющая нецензурную лексику;
- Имеющая строгое ограничение по возрасту.
Базовыми документами, регламентирующими классификацию информации и методы защиты детей от ее нежелательного воздействия, являются:
- Доктрина информационной безопасности в Российской Федерации (от 09.09.2000 г.)
- Федеральный закон Российской Федерации 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (от 29.12.2010 г.)
- Федеральный закон Российской Федерации 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (от 21.07.2011 г.)
В тексте Доктрины обозначены интересы личности и общества в целом
- Обязательное соблюдение конституционных прав и свобод человека в области получении я и использования информации;
- Информационное обеспечение государственной политики РФ (доведение до граждан РФ и международной общественности о государственной политике РФ, официальной позиции по значимым событиям в России и в мире) с доступом граждан к открытым государственным ресурсам.
- Развитие современных ИТ отечественной индустрии (средств информатизации, телекоммуникации и связи). Обеспечение ИТ внутреннего рынка России и выход на мировые рынки.
- Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
Также в тексте выделяются основные моменты, касающиеся угроз информационной безопасности:
- Угрозы, направленные на конституционные права и свободы человека в области информационной деятельности.
- Угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ.
- Угроза развитию современных ИТ отечественной индустрии, а также выходу на внутренний и мировой рынок.
- Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем.
Принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа- безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно- телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.
Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.
Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований.
Информационная безопасность в школе – это составное понятие, которое включает в себя технические, этические и нравственные аспекты. Для формирования основ информационной безопасности учитель должен знать:
- О негативных способах воздействия ИКТ;
- О методах защиты;
- О правилах и нормах Сетикета;
- О видах отклоняющегося поведения учащихся и методах работы с ними.
Одним из важных условий успешности обучения школьников основам информационной безопасности является осведомленность педагога в теоретических основах проблемы:
- Что именно защищается и что является предметом и объектом защиты;
- Педагог должен знать, от чего защищает личность ребенка;
- Педагог должен осознавать и предотвращать разрушение самооценки, самоконтроля и ребенка, нарушение адекватности его мировоззрения;
- Представление о возможности избежания ущерба от вредной информации;
- Уверенность педагога в том, что в процессе обучения именно он является субъектом защиты.
Для формирования безопасного информационного процесса наличествуют некоторые условия:
- Содержательные (включают в себя структуру и наполнение различных конкретных программ и баз данных);
- Процессуально-технологические (эффективность методов, приемов, средств проведения занятий с учетом школьных особенностей);
- Психолого-педагогические (наличие соответствующей психологической атмосферы, профилактики и помощи)
Помимо теоретических основ вопроса педагог должен владеть знаниями, умениями и навыками работы со специальными программами, ограничивающими возможности детей по работе в Интернете. Их общее название – программы родительского контроля.
Ключевыми функциями модуля родительского контроля являются:
- Блокировка сайтов по категориям (порнография, наркотики, жестокость, нецензурная лексика, оружие, азартные игры, чаты, интернет-почта, социальные сети, экстремизм/терроризм);
- Защита от киберпреступности, направленной против детей;
- Ограничение доступа детей к Интернету и отдельным приложениям (например, играм) по расписанию;
- Включение функции поиска с учётом возрастных ограничений;
- Настройка учётных записей пользователей;
- Блокировка доступа к переносным хранилищам информации, сетевым устройствам, дисководам, а также отдельным файлам и каталогам, что делает невозможным удаление или похищение конфиденциальной информации.
Выделяются следующие пути решения проблем интернет безопасности:
- Выявление уровня знаний детей об интернет безопасности;
- Выявление угроз;
- Непрерывное обучение основам интернет безопасности, его деление на этапы;
- Определение структуры и направленности каждого этапа;
- Установка способов согласования действий и распределения ответственности между родителями и школой;
- Определение внутренних мер обеспечения информационной безопасности.
В первую очередь пристальное внимание родителей и педагогов должно быть направлено на активность детей в социальных сетях. На данный момент именно они являются разносчиками всех вредный социальных поветрий: расовой нетерпимости, хамства и пошлости. В условиях социальных сетей, имея возможность скрыться под чужим именем, дети живут по принципу «Все вижу, все слышу, все говорю, только об этом никто не узнает».
Программ, защищающих ребенка от вредной информации много. Они различны по возможностям, но идея у них одна – ограничить ребенка в получении информации. Следует помнить, что ребенок ищет себя в Сети и создает там свой виртуальный мир тогда, когда его реальный мир нестабилен. Нестабильность эта начинается с семьи. Поэтому лучшими спасителями ребенка от вредного интернета станут не мощные программы, а лучшие моменты жизни, проведенные с родными и близкими, моменты искреннего счастья, безоблачная психологическая атмосфера в семье, помощь и поддержка, понимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные тенденции развития теории и практики в непосредственном взаимодействии дошкольного учреждения и начальной школы по вопросам реализации новых образовательных стандартов
В презентации представлен материал по преемственности....
«ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Научно-методическая разработка "Проектная деятельность в начальной школе. Теория и практика"
Авторская разработка может быть использована в преподавании учителями начальных классов в подготовке к проведению интегрированных уроков, при разработке проектов с младшими школьниками. Акт...
«Теория и практика обучения каллиграфии в начальной школе»
Статья посвящена анализу научной литературы по теории и практики обучения каллиграфии в начальной школе. В статье рассмотрена актуальность темы, определения «каллиграфия» и «каллигра...
Доклад по математике для начальной школы: "Теория и практика обучения младших школьнимков решению математических задач"
Доклад по математике на тему: "Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач" для начальной школы....
ПРОБЛЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий» г. Нижневартовск, 7 ноября 2019 годаПроблемно-информационный подход в...
Профилактика употребления ПАВ. От теории к практике. Лагерь вечернего пребывания детей при школе с привлечением волонтеров.
Методическая разработка «Лагерь вечернего пребывания при школах для детей «группы риска»» предполагает организацию профилактической работы по употреблению ПАВ с дет...