Особенности общения младшего школьника
статья (1, 2, 3 класс) по теме

Чаплыгина Раиса Анатольевна

Общение в семье. Обретенная, относительно возможностей самого ребенка, свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx161.19 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности общения младшего школьника

Общение в семье. Обретенная, относительно возможностей самого ребенка, свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких — ведь он сам должен нести ответственность и организовать свою новую жизнь. Начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя, и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье.

Самое главное, что может дать семья для младшего школьника — научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит «делу время — потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей. Разумная и любящая ребенка семья помогает ребенку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять их как неизбежное и необходимое.

Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях поддерживаются, прежде всего, в семье и формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи он обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.

Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах: он рефлексирует, пытается проецировать свой поступок на будущие реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Ребенок испытывает не насыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка самим родителям.

Общение в школе. В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение от массы новых впечатлений. Они начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. На первых этапах ориентации в новом коллективе у части детей проявляются в общем несвойственные им черты характера (у одних — застенчивость, у других — развязность). Но по мере установления взаимоотношений с другими детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т. п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя.

Конечно, дети 9—10 лет с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники за ловкость, сообразительность, смелость, и остро переживают, если эта оценка расходится с желаемой. Но такие переживания кратковременны, и, главное, их легко изменить оценкой со стороны взрослых или учителя. Мнение последнего является для младших школьников наиболее существенным и безапелляционным.

Л. И. Божович считала, что не отдельные формы общения, а сам школьный коллектив имеет решающее значение для развития личности младшего школьника . В коллективе школьников нет и не может быть «равностояния», здесь складывается целая система взаимоотношений и зависимостей, в которой каждый ребенок в связи с теми обязанностями, которые на него возложены, и в соответствии со своими индивидуальными особенностями и наклонностями занимает свое определенное место. Организуемая школой общественная жизнь детей с необходимостью приводит к формированию среди учащихся общественного мнения, к возникновению традиций, обычаев и правил, которые создаются под руководством учителя и закрепляются в каждом школьном коллективе.

Итак, вступление ребенка в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования его личности.

Общение с учителем организует не только учебную деятельность, но и все формы жизни в школе. Младшие школьники безоговорочно признают авторитет учителя. Они обращаются к нему по самым разным поводам— от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителями своими заботами, переживаниями, домашними событиями. Авторитет учителя в младшей школе огромен, он обусловлен не только личными качествами учителя, но и социальной ситуацией в этом возрасте. Однако уже в следующем, в подростковом возрасте вся система общения в школе подвергается существенным изменениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования культуры общения младших школьников

Программа игрового факультатива для учащихся начальных классов. В программу включены теоретические и практические занятия с учащимися. Практический материал игрового факультатива был составлен с учето...

Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе

Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...

Особенности общения младших школьников

Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми....

Особенности общения младших школьников с задержкой психического развития

Вопросы изучения общения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями изучены недостаточно. От уровня овладения коммуникативными навыками зависит успешность об...

Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»

Классный час на тему "Общение как средство формирования и   развития культуры общения младших школьников.»...

Особенности общения младших школьников.

Особенности общения младших школьников....

Особенности общения младших школьников со сверстниками.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группо...