Особенности общения младших школьников.
картотека (2 класс)
Особенности общения младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obshcheniya.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности общения младших школьников.
Организация внеурочной деятельности требует организации общения школьников между собой в процессе занятий кружков, студий, мастерских, а также организации и включения детей в различные внеурочные мероприятия, которые как правило строятся после уроков, спустя 30-40 минут после последнего урока согласно норм СанПин.
Рассмотрим особенности, сущность и специфику процесса общения.
Младший школьный возраст – это исключительное время для развития и вербального и невербального общения ребенка, сензитивный период, как говорят психологи. То, что упущено в это время, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.
Большое значение в младшем школьном возрасте имеет общение со сверстниками. С раннего возраста родителям следует всячески поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей друг с другом. В совместной работе школьников в образовательном процессе можно отчетливо увидеть проявления вербального и невербального общения, так как приходится считаться с интересами другого, уступать, делиться с товарищем, помогать ему. Младший школьник начинает выражать сочувствие к другим.
Потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками должна всячески поддерживаться взрослыми. Ведь общение - это форма воздействия человека с другими людьми как членами общества. А как быть, если дети ссорятся? Оставлять ссоры без внимания нельзя. Взрослый должен разобраться в причинах ссоры и справедливо разрешить недоразумение, которое возникло.
Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивался человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.
Существует много определений общения.
Например, общение - это взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера; или общение - это намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера.
Общение представляет собой процесс, в котором могут быть выделены следующие его стороны, или функции:
-коммуникация (обмен информацией);
-интеракция (обмен действиями);
-социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).
Функции общения дают представление о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми.
Коммуникативная сторона общения отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми.
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни.
В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный основной опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.
Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.
Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.
Личностное общение формирует ребенка в младшем школьном возрасте как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
Материальное общение позволяет получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.
Разнообразное по содержанию, цели, средствам общение так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.
Особенностями младших школьников можно считать высокий уровень значимости для них игры и учебы; в коллективе слабо выраженное разделение отношений на деловые и межличностные, высокий авторитет учителя как носителя коллективных норм и ценностей.
В начальных классах происходит много конфликтов, которые возникают чаще всего на почве нарушения дисциплинарных требований к играм. Они обычно открыты для взрослых, и взрослые могут вмешиваться в них.
Эмоционально-смысловой доминантой общения детского типа является содержание основных сфер жизнедеятельности младших школьников, которыми являются познание, деятельность и игра. Доминанта определяет содержание и характер общения младших школьников со всеми категориями партнеров.
Для младшего школьника характер общения меняется и связано это появлением нового вида деятельности - учебы, учебной деятельности, а также включение ребенка во внеурочную деятельность.
Одним словом – это связано с переходом ребенка в новую социальную ситуацию. Эти обстоятельства требуют определенного периода адаптации ребенка, одним из аспектов которой является постепенное освоение новых социальных отношений в условиях нового коллектива.
Ребенку необходимо понять и усвоить нормы нового для него вида общения - общения в процессе урочной и внеурочной деятельности, которые отличаются от норм общения, освоенных ими в детском саду.
Кроме того, происходит весьма существенное изменение состава окружающих его людей, что требует от ребенка определенных (и у многих детей весьма немалых) усилий для того, чтобы определить свое отношение к людям и установить с ними контакты.
Потребность в эмоциональном контакте реализуется школьниками в сферах отношений со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами старшего или младшего возраста.
Со взрослыми учащиеся 1-3 классов общаются преимущественно в семье (с родителями, родственниками) и в школе (с учителем, ведущим класс). Интенсивность общения со взрослыми у детей этого возраста различна в зависимости от содержания и форм организации жизнедеятельности, стиля общения взрослых с детьми, инициативности взрослых.
В младшем школьном возрасте, в отличие от последующих возрастов, содержание общения со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности.
Можно выделить несколько аспектов общения младших школьников со взрослыми:
- в процессе учебной работы в школе и дома;
- информирование взрослых о своих делах и делах в школе;
- запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам;
- запрашивание у взрослых оценки своего поведения и услышанной информации о себе и своих сверстниках.
Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают содержание их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость.
Возрастные различия внутри детского типа общения проявляются в том, что в 1, частично во 2 классе содержание общения определяется главным образом учебной деятельностью и игрой, а во 2-3 классах в нем в довольно большой мере присутствует общественная деятельность.
Со второго полугодия 2 класса начинает снижаться роль учебной деятельности как содержательного основания общения.
Расширяется тематика разговора детей друг с другом, главным образом в них обсуждаются: учебная работа, игры (в том числе игрушки, имеющиеся в доме), кинофильмы, телепередачи, коллекции, домашние животные, отношения между детьми и семейные события (преимущественно у девочек). Все эти темы раскрываются в разговорах детей сугубо событийно.
Словарь младших школьников беден. Умение вести диалог развито у них очень слабо, типичным для них является только информационный диалог.
Это особенно ясно видно, когда в общении младших школьников появляется диалог дискуссионного типа.
По степени эмоциональной вовлеченности
Первое из них свойственно почти всем младшим школьникам и реализуется в рамках классного коллектива и в процессе той жизнедеятельности, которая организуется учителем или возникает спонтанно в среде самих детей.
Приятельское общение (которое самими детьми, а вслед за ними часто и взрослыми называется дружбой) реализуется главным образом в процессе игр и связано в основном с общением лиц одного пола. Но до 8% мальчиков и 11% девочек реализуют его периодически в общении со сверстниками противоположного пола. Приятельское общение протекает как в организованной жизнедеятельности классного коллектива, так и вне её.
Общение сверстников разных полов в младшем школьном возрасте имеет некоторую специфику. В целом общение между мальчиками и девочками в 1-3 классах неинтенсивно, протекает главным образом в сферах жизнедеятельности, организованных учителем, и в играх во дворе по месту жительства ребят. Среди младших школьников выделяется группа мальчиков и девочек, общение между которыми намного интенсивнее. При этом явно выделяются два типа подобного общения:
Первый - это общение между собой мальчиков и девочек, которые находятся в неблагоприятном положении в системе общения сверстников своего пола и для которых общение со сверстниками противоположного пола является компенсацией этого неблагополучия. Этот тип общения по своим содержательным показателям и степени эмоциональной вовлеченности в него школьников аналогично товарищескому или приятельскому общению со сверстниками своего пола.
Во втором типе общения между мальчиками и девочками участвуют как ребята, занимающие неблагоприятное положение в системе общения сверстников своего пола, так и занимающие удовлетворяющее их положение в этой системе. Это общение чаще всего строится на основе подражания образцам, заимствованным у старших ребят: прогулки вдвоем, посещение друг друга на дому, совместные просмотры кино, элементы ухаживания и т.д. В содержании разговоров обращают на себя внимание рассказы друг другу о своих родных, знакомых семьи, о своих товарищах и подругах.
Структура круга общения младших школьников весьма неустойчива и подвижна. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие ситуативные игровые общности и более стабильные приятельские группы.
Количественный состав приятельских групп невелик: от 2-3 человек в первом до 4-5 человек в третьем классе. Персональный состав этих групп весьма подвижен, но к третьему классу явно наблюдается рост устойчивости предпочтений. Но при всей неустойчивости общение, возникшее в начальных классах, продолжается иногда на протяжении 10-20 и более лет.
По выбору пространства общения младшие школьники подразделяются на 2 группы:
- ориентированных на общение дома и в школе;
- ориентированных на общение на улице.
У школьников первой группы общение происходит в школе, квартире, во дворе. Для детей, ориентированных на общение дома и в школе, свойственно стремление к уединению, чаще всего связанное с каким-либо предметным занятием. Они читают, рисуют, выпиливают, выжигают, лепят из пластилина и т.д. В уединении младшие школьники фантазируют и общаются с вымышленными партнерами. Это дает им возможность компенсировать отсутствие приятелей или каких-либо возможностей, привлекательных для них или имеющихся у товарищей.
У школьников второй группы в пространство общения входят также прилегающие дворы и улицы. Для них характерен более широкий круг общения. Они больше ориентированы на общение в процессе подвижных игр и различных мероприятий (походов кино, парк и т.д.), меньше общаются со взрослыми, именно для них характерно общение с ребятами разного возраста.
Таким образом, мы рассмотрели некоторые аспекты процесса общения. Каждый ребенок уникален. Он не похож на других; и смеется, и играет он совершенно по-другому. И для ребенка младшего школьного возраста его родители, учителя и сверстники - особые люди, его дом и школа - это целый огромный мир. Ребенку очень легко потеряться в этом мире, который с каждым днем становится для него все шире и шире. Чтобы понять его и удержаться в нем, ребенку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом.
Существенным аспектом, определяющим эффективность включения во внеурочную деятельность ребенка в школе, является формирование сферы межличностных отношений. Особую проблему представляют коммуникативные трудности, возникающие вне семьи в отношениях с учителями и сверстниками — от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности. Неадекватные отношения со сверстниками являются показателем неблагополучия в личностном развитии.
При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика.
Причины неэффективного общения детей могут быть связаны с особенностями развития мотивов - недостаточным развитием социальных мотивов, ориентированности на сверстника, на сферу его потребностей и интересов, а также с низким уровнем развития необходимых коммуникативных навыков и умений, либо с несформированностью тех видов деятельности, по поводу которых дети устанавливают самостоятельные активные отношения
Приведем примеры упражнений на развитие умений общения у младших школьников.
Объект внимания.
Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно. Наблюдающий должен запомнить:
- настроение своего объекта;
- последовательность действий объекта;
- угадать, за кем наблюдает объект. Проследить, как он делает это и маскирует слежку.
На наблюдение дается 5 минут. Дети расходятся по комнате, им предоставляется полная свобода действий.
После этого дети садятся в круг. Рассказывают о своих впечатлениях: кто заметил наблюдающих, воспроизводят действия своего объекта и т.д.
В результате данного тренинга развивается внимание, можно проследить предпочтения детей при выборе партнера в общении (выберет объектом того, кто интересен) и т.д.
Выбери партнера
Детям предлагается выбрать себе партнера и дать ему понять, что выбрали именно его, но так, чтобы больше об этом никто не догадался. Разговор рекомендуется строить с помощью глаз. Дети ищут глаза другого, учатся общаться с помощью глаз. Причем преимущественно не движением глаз, а изменением их выражения. Дети учатся передавать информацию с помощью этих приемов невербального общения. После дети делятся своими впечатлениями и переживаниями.
Формирование навыков невербального общения.
Групповой рассказ
Все сидят в кругу. Каждый произносит от одной до пяти фраз, чтобы получился интригующий рассказ. Сочиняется сказка. Если упражнение удается, то половина группы сочиняет рассказ, а другая половина проигрывает его, по ходу разыгрывая действия рассказа в бессловесных ролях.
Упражнение на сплочение коллектива, развитие умения слушать других, строить свои действия в соответствии с их поведением.
Комплимент
Комплимент - это любезные приятные слова, похвала, лестный отзыв, одобрение внешности, поступков, характера, действий. Доброе отношение к человеку, видение в нем лучшего. Детям рекомендуется делать не менее трех комплиментов в день и стараться не упускать из внимания те комплименты, которые они получают сами. Лучшим ответом на сделанный комплимент считается выражение собственных положительных чувств.
Упражнение на развитие таких качеств как доброжелательность, вежливость, внимательность; формирование значимости для ребенка мнения окружающих и т.д.
Тренинг общения
Данный тренинг направлен на развитие навыков позитивного стиля общения у детей младшего школьного возраста.
Упражнения
"Сделай как я". Дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий выполняет несложные упражнения, которые остальные участники пытаются в точности воспроизвести. Попеременно каждый ребенок выступает сам в роли "задающего движение".
"Наоборот". Дети делятся на две группы и становятся в шеренги напротив друг друга. Одна группа детей, предварительно сговорившись, выполняет движение, другая - пытается их повторить наоборот.
"Брыкание". Ведущий говорит: "Маленькие дети, ползунки, не умеют ходить и говорить. Если они чем-то недовольны или что-то хотят, то брыкаются руками и ногами, лежа на спине, и при этом кричат. Все мы были такими малышами. Давайте вспомним этот возраст и попытаемся привлечь внимание взрослого человека подобными действиями".
"Зеркало". Дети разбиваются на пары. Ведущий напоминает принцип зеркала - оно отражает в себе того, кто в него смотрится, движения, мимику данного человека. Один ребенок играет роль "зеркала", другой - смотрящегося в него. Через некоторое время они меняются ролями.
Подвижная игра "Башмачник". Играющие становятся в круг, берутся за руки. В середину круга на скамеечку садится башмачник и делает вид, что шьет сапоги, напевая: "Хорошие ножки, хорошие ножки, примерьте сапожки!" Дети, быстро вертясь, отвечают: "Примеряй, примеряй!" после этого сапожник должен, не вставая с места, не передвигая скамейки, протянуть руки и поймать кого-нибудь из круга; пойманный и башмачник меняются местами.
Упражнения
"Лицо". Дети изображают человека в различных эмоциональных состояниях (радости, грусти, обиды, гнева) и отвечают на вопрос: "Можно ли по лицу человека узнать, в каком эмоциональном состоянии он сейчас находится: грустит, или радуется, или испытывает еще что-то?"
"Тень". Играющие выбирают себе партнера. Первый ребенок стоит перед другим на небольшом расстоянии и выполняет любые движения. Второй ребенок - его тень - повторяет их. Через 1-2 минуты они меняются ролями.
"Петухи". Дети работают в парах. Прыгая на одной ноге, заложив руки за спину, они пытаются толкнуть другого "петуха" плечом так, чтобы он оказался на двух ногах.
Расслабление - упражнение "Котенок спит "
Ведущий: "Котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него мерно поднимается и опускается животик: вдох - выдох. Приятно чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. У котенка прекрасное настроение, он дружно и весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие. Котенок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята, лает собака, котенок потянулся, выгнул спину и встал".
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования культуры общения младших школьников
Программа игрового факультатива для учащихся начальных классов. В программу включены теоретические и практические занятия с учащимися. Практический материал игрового факультатива был составлен с учето...
Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе
Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...
Особенности общения младшего школьника
Общение в семье. Обретенная, относительно возможностей самого ребенка, свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни....
Особенности общения младших школьников
Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми....
Особенности общения младших школьников с задержкой психического развития
Вопросы изучения общения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями изучены недостаточно. От уровня овладения коммуникативными навыками зависит успешность об...
Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»
Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»...
Особенности общения младших школьников со сверстниками.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группо...