Формирования культуры общения младших школьников
статья по теме

Бурцева Дария Ивановна

Программа игрового факультатива для учащихся начальных классов. В программу включены теоретические и практические занятия с учащимися. Практический материал игрового факультатива был составлен с учетом национально - регионального компонента. Одновременно с проведением факультатива в классе во все предметыгиманитарного цикла были включены элементы фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultury_obshcheniya.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Бурцева Дария Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова»

Томпонского района Республика Саха (Якутия)

Формирования культуры общения младших школьников

 Одним из основных принципов Концепции обновления и развития национальных школ является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, его духовным и нравственно – этическим традициям. Нами была составлена программа игрового факультатива для учащихся начальных классов. В программу включены теоретические и практические занятия с учащимся.  Практический материал игрового факультатива был составлен с учетом национально – регионального компонента. Одновременна с проведением факультатива в классе во все предметы гуманитарного цикла были включены элементы фольклора. Методика проведения игрового факультатива  и элементы включение народных игр в предмете гуманитарного цикла в целях формирования культуры общение младших школьников.  

Наблюдение, беседы с опытным педагогами, изучение педагогической литературы позволяют говорить о том, что дети играют сами в самые различные игры, которые помогают педагогу без проведения специальных исследований определить уровень культуры общение младших школьников т.е. взаимоотношения детей в коллективе, межличностные отношения.

В качестве исходных позиций для нашего исследования принимаем следующие психолого  – педагогические идеи об особенностях младшего школьного возраста в формировании культуры общения:

У ребят младшего школьного возраста формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе;

Возрастет интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка;

Появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно – собственные требования к себе, к своей культуре общения;

Складываются моральные взгляды и оценки;

Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости;

Важным фактором развития является коллектив сверстников, значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков;

Важна роль игры.

Дети этого возраста любят подвижные, творческие, сюжетные игры. В играх и жизни их привлекают нравственно – психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства со сверстниками. Игра дает возможность каждому проявить себя, добивать лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра – для всех и во благо всем.

Включение игрового факультатива, основанного на традициях народа Саха, в систему учебных дисциплин – процесс сложный. Но у начальной школы есть определенный опыт проведения внеклассных мероприятий по этике, эстетике, культуре поведения и т.п. игровой факультатив раскрывает учащимся значение и сущность традиций народа саха, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки ребенка себя и других, дает примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые предпосылки управления свои поведением.  

За основу формирования культуры общения младших школьников были взяты такие качества: доброжелательность, милосердие, верность слову, умение прощать, скромность.  С учетом возраста учащихся начальных классов работа по формированию культуры общения проходила следующим образом:

Основное внимание уделяется ознакомлению детей с правилами культуры поведения в школе, общение, внешнего вида, отношение к учебе, труду, этике.

Формирование культуры общение (доброты, честности, доверия, вежливости) основывается на необходимости следовать нравственным правилам.

Расширяется круг этих правил, усложняются ситуации, где их надо применять, обогащается культура общения младших школьников, углубляясь и усложняясь.

Контакты с другими людьми – особая сторона культуры общения, поэтому необходимо постепенно подводить школьников к мысли о том, что именно знание правил общения поможет им выстроить гармоничные отношения. Иначе человеку трудно будет жить.

                              Программа игрового факультатива

Сентябрь Балаган ыйа – «Төрөөбүт түөлбэҕин эн таптаа»: посещение краеведческого музея им. Героя Федора Матвеевича Охлопкова; проведение поисковой работы «Мои предки».

Октябрь Алтынньы ый – «Идэhэ ыйа»: классный час о содержании домашнего скота, какую помощь оказывают дети; встреча с ветеранами труда; беседа «о труде коневода»; классный час «Идэһэ бырааhынньыга».

Ноябрь Сэтинньи ый – «Байанай алгыhа»: посещение краеведческого музея им. Героя Федора Матвеевича Охлопкова, знакомство со стендом «наши известные охотники»; беседы с учениками 2,3 классов по темам «Береги лес», «Птицы нашего леса», «О труде охотника», «О труде рыбака»; творческая работа: Аман ос, остуоруйа; поисковая работа: билгэ, алгыс; конкурс рисунков; классный час «Булт умсулҕана».

Декабрь Ахсынньы ый – «Остуоруйа дойдута»: конкурс «Якутские народные сказки»; конкурс сочинений «Я выдумываю волшебную сказку»; посещение сельской библиотеки; инсценировка сказки.

Январь Тохсунньу ый – «Танха ыйа»: беседы с родителями, родственниками о старинных гаданиях, сбывались ли они; выступление фольклорного коллектива «Эллээйик»; встреча со старшеклассниками в якутском балагане при музее имени

Героя Федора Матвеевича Охлопкова «Вокруг камелька»; классный час «Танха киэhээтэ».

Февраль Олунньу ый – «Хомуhун, тыл ыйа»: встреча с руководителем литературного объединения «Даадар»; посещение выставки книг в сельской библиотеки, беседа о народных писателях; классный час «Ийэ тылга Норуон - Норгуй».

Март Кулун тутар – «Олонхо ыйа»: встреча с руководителем кружка олонхо; конкурс рисунков на тему «Дьулуруйар Ньургун Боотур»; инсценировка «Дьыл о5уhа».

Апрель Муус устар  – «Айыыhыт ыйа»: конкурс стихов песен «Родной край»; конкурс тойуков; классный час «Айыыhыт сиэрин тутус».

Май Ыам ыйа – «Ыhыах»: поисковые работы, народные игры и др.; классный час «Ыhыах сахалар угэстэрэ».

Июнь Бэс ыйа, Июль От ыйа, Август Атырдьах ыйа – «Иэйэхсит ыйа»: поисковая работа «Сайылыкка көhүү».   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе

Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...

Формирование культуры речи младших школьников - важное условие развития личности

Дидактический материал, который можно использовать при формировании правильной речи у детей....

Формирование культуры общения младших школьников средствами народных игр

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей школьного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей, в решении которой ведущую роль и...

Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»

Классный час на тему "Общение как средство формирования и   развития культуры общения младших школьников.»...

Воспитание культуры общения младших школьников.

Воспитание культуры общения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....