Диспут о дружбе.
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Зимина Татьяна Александровна

Даётся понятие слова - дружба. Ребята отвечают на вопросы о дружбе и друзьях.Обсуждают проблемные ситуации. Используются игры на сплочение коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disput_o_druzhbe.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Диспут «Что такое дружба?  »

Цель – выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; формировать у детей твердые понятия о дружбе; содействовать созданию  дружного коллектива.

                                                       Ход занятия

Вступительное слово

 - Сегодня наше занятие пройдет в форме диспута. Давайте вспомним, что такое диспут.

Дети:        спор, столкновение, иногда прямо противоположных точек зрения.

-  Обратите внимание на плакат. Это памятка для участников   диспута. Основные ее положения таковы (ведущий зачитывает положения памятки):

  •   прежде чем спорить, подумайте, о чем будете спорить;
  •   умей слушать своего оппонента, не искажай его мысли и слова;
  •   помни: каждый имеет право на свое мнение, но если ты доказал фактами ошибочность другого, оставайся сдержанным и не выражай открыто радость своей победы;
  •   всякого рода оскорбления на диспуте исключаются;
  •   если кто-то доказал ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту его суждений;
  •   главное в диспуте: слова, логика, факты, а не мимика, жесты и восклицания;
  •   спор обязательно должен закончиться выводами, подведением итогов.

-  Тема нашего сегодняшнего диспута «Что такое дружба?».

А сейчас попробуем ответим на вопросы о дружбе.

1. Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

2. Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?

3. Готов ли твой друг ради тебя на любые поступки?

4. Какие проступки ты не смог бы простить другу?

5. А какие проступки смог бы простить?

6. Всегда ли ты говоришь другу правду?

7. Можешь ли перед всеми выступить против друга, если тот неправ?

8. Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?

9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

10. В чем, по-вашему, сходства между дружбой и любовь

- Какой же можно сделать вывод:

- Давайте  вместе порассуждаем о дружбе и друзьях.

Дружба – это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.

Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

Обсуждение проблемных ситуаций

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

-  Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

- А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок -

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

-   Ваша задача внимательно послушать текст, чтобы потом ответить на мои вопросы.

Ведущий: было в классе четверо мальчишек, и сидели они рядом, и на дни   рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Вова и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «водой не разольешь», если бы не один случай.

Ранней весной эти четверо мальчишек плыли по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Ваня. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки,  и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы…

Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.

Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:

- Ты откуда, хлопец, взялся?

- Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть...

15-летний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день он узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.                                                          

                 И так, ребята, вы послушали текст. Давайте теперь попытаемся  ответить на вопросы, не забывая при этом соблюдать правила диспута.

  • Как можно было бы озаглавить повествование о четырех ребятах, если бы оно заканчивалось словами: «Если бы ни один случай?»  ( «Верные друзья», «Настоящие друзья»).
  • Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово? (силу воли, бесстрашие, смелость, ответственность, честность, порядочность).
  • Как бы вы поступили на месте Вани? (дать высказаться детям, при этом обязательно аргументируя свою позицию).
  • Почему мальчики бросили своего товарища? (испугались, проявили трусость).
  • Как вы понимаете словосочетание «мнимые друзья»? (ненастоящие, неистинные).

Можно ли Ваниных друзей назвать «мнимыми»? (если да, то почему; если нет, то почему).

  •    Как вы понимаете высказывание великого писателя Льва Толстого (обратить внимание детей на плакат с высказыванием): «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»? (ответы детей с аргументацией).
  •    Какова, по вашему мнению, главная мысль текста? (истинные друзья никогда не бросят в трудную минуту).                                        

- Характерно, что истинная дружба строго избирательна, что истинных друзей у человека мало.  Я буду начинать выражение, а вы продолжайте.

    Старый друг лучше новых двух.

    Друзья прямые – братья родные.

    Верный друг лучше сотни слуг.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

    Дерево держится корнями, а человек друзьями.

    Друг научит, недруг проучит.

    Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

    С кем поведешься, от того и наберешься.

    Друга ищи, а найдешь – береги.

    Друзья познаются в  беде.

Вы все молодцы!

 В начале мы говорили о том, что означает понятие «дружба». А теперь давайте дадим все вместе определение слова «друг». Передавая друг другу мячик, продолжите фразу: «Друг – это тот, кто…».

      - Итак, дружба – это нравственное обогащение человека, обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище и красивее.

Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
Истинный друг не подведет в беде и опасности. Настоящие друзья – это те, у которых много общего в мыслях, которые помогают друг другу  и дорожат дружбой, про которых можно сказать: «Друзья на всю жизнь».

-  Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе или классе, если все вокруг подружатся?

Чтобы солнышко светило

Чтоб на всех его хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмемся, встанем в круг.

Каждый человек человеку - друг!

За руки возьмемся, пусть пойдет

По земле огромный хоровод

-А теперь хочу узнать,

Как вы можете трудиться.

На команды вас я разделю,

И пазлы вам я предложу!

Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку.

- Пожелание: - Удачи всем в поисках настоящего друга!

Приложение  : Игры «Шерлок Холмс «, «Путаница», «Третий лишний», «Колечко».          



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ защитника Отечества на страницах детских книг» Урок-диспут

Современная жизнь в 21 веке ставит совершенно новые задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные и грамотные люди, к...

Диспут: "Патриотизм: знак вопроса"

СЛОВАРИК ДИСПУТАНТА  ДИСПУТ — слово пришло из латинского языка и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в этом значении с...

Беседа - диспут «Сотвори себя сам»

Решая реальные жизненные проблемы, оценивая поведение людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, учить не только сочувствию и милосердию, но и умению находить достойный выход из трудных обстояте...

Классный час -диспут

ДИСПУТ: « В президенты бы пошел –  только бы избрали».   Цель: познакомить со ст.32 Конституции РФ, показать равные...

Классный час -диспут

Презентация к классному часу "Диспут"...